суббота, 16 июля 2022 г.

Г. В. Губарев "Книга о казаках" 1957г.

Из  этого  следует,  что  всем  русским  школьникам  до  середины  прошлого  века предлагалось считать Казаков отдельным народом, лишь только обитающим в Российских  владениях. Подтверждение этому  находили  в летописях и в выводах старинных историков. Ведь многие из них знали и Ка- саков, проживавших в конце IX века между Доном и Днепром (Ригельман), и Пятигорских Черкасов, 

Но  сто  лет  тому назад,  мгновенно и  без дебатов,  все  явления  казачьего  прошлого Русские перекроили на социальный лад. Казаки уже обитали в новых границах России и великодержавные интересы ее потребовали  теоретического  «упразднения»  Казаков, как народа и теоретического же обращения их в русскую социальную среду, в беглых русских рабов.

*

Каждое правдивое  слово  казачьей  истории  легко  разоблачает  хитросплетения недобросовестных ученых и восстанавливает звено за звеном непрерывную цепь казачьего родословия. Она тянется от нас, Казаков, к Касакам, Касогам и Козарам недавнего,  сравнительно,  времени и дальше к  Коссахам,  Коссайям и  Ка-Сакам, выступающим  из тумана  тысячелетий в своем оригинальном скифском виде.

*

В русских летописях встречаются также имена меньших народов и племен, слывущих под  общим  прозвищем  Черных  Клобуков  или  Черкасов,  совершенно  очевидно, вошедших в состав народности казачьей. Это Узы (Усы, Аузы, Оузы), Торки и Берендеи (Пе- рендии) с городами Тор, Торческ, Берендичев, Берендеево» Ижеславцы с городом Ижеслаэцем; Тор  пей и  Саки с  соседними  городами  Воинем и  Саковым;  Ковуи в Северщине;  Бологовцы на Ю. Буге; Бродники на Дону и в Приазовье; Чиги с городом Чигирином и Сары Азманы на Донце.

12

Между реками Курой и Араксом, в прежней области Саков, которая на переломе двух эр еще сохраняла свое прежнее название Сакасе - на, географ Страбон (1 в. по Р. Хр.) указывает воинственных Коссайов. Китайские хроники помещают там же в VI- VII в.в. «тукюэское поколение Кэса» и указывают, что Кайсаки (по китайски Кюйсэу) на берега,х р. Сыр Дарьи были прямыми потомками Саков. У Русских наше имя  первоначально писалось не Казак, а Косак. Так в Киевском  Синопсисе  назван  народ,  появившийся в конце IX века между Доном и Днепром. Следует  добавить,  что Англичане и  Испанцы называют нас и теперь еще Коссаками. Не надо обладать большою зоркостью для того, чтобы заметить, что Касак, Кайсак и Коссак получились из основного имени Сака,  Сак, дополненного  приставками  Ка,  Кай, Кос. Вместе с  тем  С а, й и и  Сагины  это  тоже» измененное произношением Греков,  имя Сака и,  значит,  Коссайи  то же  самое, что и Коссаки.

Первоначальные  основы  нашего  народа, его  племенной  стержень  был, без  всякого сомнения,  происхождения  туранского;  такой  же  самый, как у  Кайсаков - Казаков и у Казаков Малой Азии. Но перед концом старой эры наши предки, Ка-Саки, отделились от общей  массы  Туранцев  и  перешли  на  предгорья  Северного  Кавказа.  Здесь  они оказались  в  тесном и  мирном  общении  с  одной  стороны  со  Скандинавами - Аланами, а с другой с Меотами, часть которых пользовалась древне-славянской речью.  В  результате  многовекового  смешивания  получился  сплав  народностей, известный под именем Казаков европейских. Язык они унаследовали от Приазовских Славян.

12


Прародиной Казаков, Землею их Отцов в точном значении этого слова, следует считать Северо-Кавказскую равнину, Приазовье и берега реки Дона.

*

На этой земле уже две тысячи лет тому назад росли и множились племена, положившие начало казачьему роду.

15

Кочевья Скифов в те отдаленные эпохи должны были находиться в центре Малой Азии, в Белой Сирии.

*

Вероятно в то же время появились на Кавказе  Зиги, Керкеты,  Леги,  Албаны, Саки и другие горские племена, которые по понятиям древних географов все были Скифами.

*

По  своему  замыслу, по  плану  подземелий, по  ценности  погребального  инвентаря, скифские погребения  воспроизводят в  миниатюре  египетские  пирамиды. Они разбросаны по всей степи, но  особенно  много  высится их на  север  от  днепровских порогов, таде, где находились могилы скифских царей. Эта область владений Царских Скифов называлась Страной Геррги. Геродот подробно описывает  ритуал  скифского погребения.  Для  умерших  царей  могилы  готовили  в  стране  Геррги  в  виде  очень большого квадратного углубления. Одновременно с этим труп бальзамировался по особому способу и покрывался воском, 

17 

Область Саков еще в начале нашей эры сохраняла свое имя Сакасена. Следовательно, Скифы - Саки проживали здесь много веков подряд. Имя этого народа с веками должно было   пройти   некоторые   изменения.  С  одной  стороны  оно  оказалось  частично поглощено   территориальным   наименованьем   соседей    Албанов.  С  ними  им  приходилось объединяться для  совместного  противодействия Персам. А в других  случаях,  подобно тому, как и в  Средней  Азии, к  их  имени  приросла  приставка Ка,  Кос.  Саки начали  называться  Касаками,   Касахами,   Коссагами   Казахами.  Памятником  такой перемены и ее подтверждением служат последующее имя Сакасены - Казахия и  город  Казах  который  стоит  на р.Куре до  наших  дней. Страбон пишет их новое имя Коссайи. 

*

Страну Коосаев Страбон указывает там, где раньше находилась Сакасена: «После гор Загрус находится горная  страна Елимаев и  таковая  же  Парайтекинов,  а  повыше Мидии горная страна Коссайов. В средине же  их Мидия и  Армения». 4)  «Горы  ее  не очень высоки, не покрыты большим количеством снега и находятся на расстоянии одной тысячи стадий от Евфрата». 5) Здесь может итти речь только о верховьях Евфрата, потому что ниже по течению р. Тигр отделяет ее русло от гор.

*

Даже если не брать в расчет  головоломного  китайского  произношения,  совершенно очевидно, что Кэса это те же Коссайи и помещены они у Китайцев, как и у Страбона, в прежней  области  Саков. У  всех  народов  из  эпохи в  эпоху  племенные  названия претерпевают  своеобразные  изменения. Такие  же  изменения  прошло и  наше  имя. Поэтому нельзя опровергать тождественности имен Коссай, Кэса, Косаг, Казах, Касак и Казак только потому, что некоторые из них отклоняются от  привычной  формы. Нужно помнить, что перемены происходили в течении двух тысяч лет. Ведь и на наших глазах Киргиз - Кайсаков  стаяли  называть  Казахами.  Очевидно,  Казах  это  только очередная и непременная промежуточная форма по пути  от Сака до Казака. Таким  образом, вторая половина первоначального нашего имени Ка - Саки две  тысячи лет тому назад служила названием скифского народа. Решение же вопроса о  значении приставок Ка, Кай или Кос заключается, вне всякого сомнения, в их особенном смысле по понятяям самих Скифов.

28 

Слово Козак развилось соответственно из Коссай, Коссаг, Коссак. Но слог кос означал по  скифски  белый  цвет)  и, значит,  имя  Сайов  или  Саков  некогда  обогатилось  эпитетом белые. Казачья традиция требует произношения Казак, а не Козак, но все же без ущерба можно допустить, что  существовали и Ка - Саки,  Великие  Саки, и Кос - Саки,  Белые Саки.  Когда  то Белая  Сирия  служила, местом их кочевий  да и, вообще,  различение народов по цветам в старое время было широко распространено.  Были, например,  Болгары  Серебряные  и  Черные,  Угры  Белые  и  Черные,  Хорваты  Белые,  Орда Золотая, Белая и Синяя, Русь Малая и Великая, Белая, Червонная и т. п.

28-29   

В X веке страна Казахия,  о которой  вспоминает  византийский  император  Константин Багрянородный, помещается уже ближе к Кавказскому Хребту в северной части бывшей Сакасены. Тогда же на Донце по соседству с Днепровскими Славянами появляется новый народ, Касаки или Торки.

*

Относительно Аланов известно, что они были родственниками скандинавского народа - Готов. Впоследствии они полностью поглотили Аорсов. Может быть, только Роксоланы остались потомками исчезнувших Аорсов, но Роксоланы тоже были Германцами.

Их наружность в описании историка IV в. Аммиана Марцелина дает облик нордический: «Все Алады высокого роста, сильные люди, по цвету волос близкие к блондинам, а суровостью взгляда вселяют страх».

Аланы видят радость в опасности и войне. Только того человеку они считают счастливым, кто теряет жизнь в бою. 

*

Касаки»  уйдя из  сферы  иранских  культурных  влияний в  Закавказьи,  теперь оказались  в  окружении  племен  германско - скандинавских.  С  этого  времени,  на протяжении  многих  веков, они  шествуют бок о  бок с  Аланами и  Сарматами, о чем свидетельствуют их совместные погребения. Наряду с прежними- названиями У зов и Касаков они приобретают имя скандинавского языческого бога Тора, становятся Торками и Ториатами, а в Приазовье и на Дону глубоко внедряются в жизнь Меотов, среди которых уже и тогда, вероятно, было не мало племен с древне-славянской речью.

33 

По словам Прокопия Кесарийского Савроматами в  древности  называли  также и Скандинавов,  Готов  и  Вандалов.  Но  Сарматы у  Греков  первоначально  были известны, как Скифы. Следовательно, Савроматы или Сарматы были носителями двух, слившихся во едино, начал, скифского и скандинавского.

*

На  серебряной  вазе,  найденной  близь  Никополя в  Чертомлыцком  кургане, представлены группы  с  лошадьми.  Способ,  при  помощи  которого  Скифы  заставляли коня  лечь, воспроизводится именно такой, какой сохранился до сих пор лишь у одних Казаков.

*

В отличие от них, новоприобретенные и еще не замиренные берега Черного и Азовского морей  принадлежали  лично  императорами  и  назывались  Провинциями  Кэсарос (провинциями кесаря). 1) После завоевания Боспора и до момента восстановления там Римлянами власти прежней династии, в Пантикапее чеканились монеты с надписью — Кайсария.  2) Это  имя  сохранялось  здесь  свыше  тысячелетия.  Еще в  XIII  веке путешественник  Вильгельм  Рубрукис  писал  об  этой  стране:  «Греками,  которые проживают там на берегу моря;  она  называлась  Касария,  что  значит  —  Цезария». 3)Меотов впоследствии  тоже  стали  называть  Касарами  и  Касаровцами и  это  их территориальное имя оказалось таким же устойчивым, как и новое название их края. У Днепровских Славян через тысячу лет оно претворилось в Казары,а еще и вXVIIIв.

44

В слиянии Торков с коренным  населением  Меотиды и было  заложено  начало  нашей, казачьей народности. Меоты еще пользовались частными племенными именами, но все вместе назывались Касаровцами, Касарами, считались народом  скифским,  потому что, начиная от Торков, вобрали в себя немало скифских осколков и, очевидно, вместе с ними присвоили скифское имя Касаки. Они передали его потом по наследству своим потомкам, Казакам Азовским, Казакам Гребенским и Казакам - Черкасам.

*

На основании древних свидетельств Российские Четьи Минеи утверждают, 8) что жители Приазовья,  «коих  Греки  Козарами,  Римляне  же  Газарами  называли, был  народ скифский, языка славянского, страна же их была  близь  Меотического  озера». Из этого следует, что Касары пользовались языком славянским.

Славянская речь, вне всякого  сомнения, в  древние  времена,  звучала  и  на  берегах Азовского моря. Некоторые русские и польские историки не без основания считали, что она занесена туда в период общего переселения Славян в Европу из их азиатской прародины. 

*  

Пока же мы, Казаки, должны довольствоваться формулой, предложенной на, основании греческих  источников  Четьи  Минеями:  «Козары  были  народом  скифским,  языка славянского,  а  страна  их  лежала  близ  Меотийского  озера,.»  Тем  более,  что  это убедительное  показание  найдет  неоднократное  подтверждение  в  более  поздних материалах.

*

Значительной части аланских племен тоже удалось скрыться в горах за Тереком. Здесь их еще в VI веке считали многочисленны и сильным народом. В то  же  время  главные кадры Остготов удалились с Днепра на юго-запад к Балканам, а некоторые укрылись за стенами городов в Крыму. Равнинные жители Касарии нашли себе убежище в Кавказском горном хребте.

*

Очень знаменательно также и то обстоятельство, что  жители  Хазарии,  оставшиеся после ее окончательного  разгрома  на  берегах  Волги,  назывались  Болгарами, Саксинами,  как  угодно, но не  Казарами. 4)  Из всего этого следует, во первых, что Казарская империя, Хазария, как ее часто называют, была наследницей Касарии, и по  населению,  и  по  имени;  во  вторых,  что  Касаровцы  в  горах  стали  главными организаторами этого нового государства и, в третьих, что главной объединяющей силой в государстве главными ее кадрами, были те же Касаровцы. Они присоединили к своему новому царству обширные земли вместе с их населением.

*  

Казаровцы:  это имя  принадлежало им до того  времени,  пока  сохранялась память о Касарии и Казарии. В XVIII веке  Гребенцы на  Тереке еще  помнили, что  они  когда то назывались  Казаровцами  (Кажаровцами). Теперь у  нас в  народе  это  название  уже забыто.В истории не осталось никаких данных о возникновении мощного политического объединения, Казарского Каганата. Нет единодушного мнения и о роде господствующего там племени. Некоторые предполагают в них Тюрок; еврейские источники считают главным народом в империи Скифов — Агатырсов. 5) Английские ученые думают, что это были Черкасы. 6)Последнюю точку зрения можно считать самой обоснованной, потому что Черкасы более позднее территориальное имя потомства Меото-Казаров.

*

По Страбону известно, что там было  множество  разных  племен,  каждое  со  своим отдельным именем. Если между ними были племена «языка славянского», то должны были встречаться и Туранцы  скифской  крови. Иначе бы их всех не стали  называть Скифами.  Именно такой сплав  племен стал  называться Касаровцами. Под  натиском Гуннов приморские и равнинные Скифы — Касаровцы ушли туда, где еще жили остатки Скифов горских. То есть, та среда, в которой им  предстояло жить, не  могла  считаться совсем для них чужой. Вместе с тем, уходя в горы, они должны были нести с собою идею своего древнего Царства на Боспоре. 

*

И однако, через сто лет после выхода из Приазовья, они появляются на арене истории во  всеоружии  политической  организованности. Теперь  они  обосновались  между Каспийским  морем и рекою  Сулаком в Северном  Дагестане, в  местности, которой суждено было стать первоначальным центром огромной империи, идейной наследницы Касарии и Царства Боспорского. Очевидно, главная роль в деле образования Казарии принадлежала Касаровцам. Их новая столица, Семендер (Тарки или Торки), известна своим богатством и целыми полями виноградных садов. Кажется, никто бы не смог так быстро  развести  здесь  благородную лозу кроме  Казаровцев, у  которых  раньше на Боспоре  уже много  веков  процветало  промышленное  виноградарство и  виноделие. Своих первых правителей и  военачальников — каганов Казары  нашли, по  всем видимостям, в одном из царских родов местного кавказского племени. Имя первого, известного истории, кагана, Зибель, носит полностью скандинавский характер.

Темою  предыдущих глав  служил  краткий обзор  обстоятельств, при  которых  две разнородные группы, Касаки и Меото-Касары, начали взаимное слияние воедино и заложили основное ядро нашей народности.

*

Во многих случаях основные черты  выкопанных предметов  находят свое  отражение в современности. Такова, например, конструкция глинобитных хат-землянок;  таков крой скифского кафтана, сохранившийся в казакине -теплушке наших дедов, а отчасти и в  черкеске.  Это  заметил  еще в  1864 году русский академик  Стефани. В  казачье- кавказском оружии повторяются фасоны скифских кинжалов и открытые черенки аланского палаша и сабли из курганов. Они не имеют крестовин или охранных дужек так же, как и эфес нашей шашки. Все это ничто иное, как  освященные  тысячелетиями образцы снаряжения, перешедшие от неизвестного воина, нашего предка, к нам самим.

*

Вопрос о причинах и обстановке зарождения Казарии - Хазарии,  ввиду  бедности материалов по этому вопросу, здесь дан только, как наиболее возможное разрешение интересной и важной для казачьей истории «казарской загадки», но нужно заметить, что взгляд на жителей Касарии, будущих Черкасов, как на основателей Казарской империи, совпадает со мнением английских этнологов. Кроме Касаров, Касаровцев в то время на  Кавказе не  было  никого, кто  бы  носил в  своем  имени  такой  отчетливый зародыш  названия  будущей  Казарии.  Вначале  это  имя  (Касаровцы)  носило исключительно территориальный характер, а после оно стало приобретать и более широкое этнологическое значение. Оно вобрало в себя некоторые скифские племенные названия, но все же, после падения  Каганата, мало  кто, кроме  бывших  Касаровцев, жителей Приазовья, сохранил за собою прозвище Казаров. Начало Средних веков для народов, населявших наши степи, складывается в историю Казарского или Хазарского Каганата.

*

По примеру всех степных государств  Хазария управлялась  кадрами  господствующего племени. Обычно предполагается, что это были Тюрки, но такому мнению противоречит характер  имен,  принадлежавших  лицам  царствовавшей  там  династии.  Известные истории —  Зибель, Теодора, Булан не могут  считаться  тюркскими. Первые  два, без сомнения,  скандинавского, аланского  происхождения, а  третье —  казарское и сохранилось в казачьей фамилии Булановых. Нужно думать, что в Хазарии правил один из старых аланских княжеских домов, что династия выделилась из среды прежних хозяев страны нового расселения Касаровцев у Каспийского моря, т. е. из Аланов.

Неизвестно  также,  какой  язык  там  считался  государственным. Наряду  со  скифо-туранским и аланским наречиями в Хазарии был широко распространен славянский язык Казаров. «Арабский ученый ал Бекри (умер в 1094 г.) пишет, что Хазары, из за смешения со  Славянами,  говорили  по  славянски  наравне с  другими  народами  севера». Сохранилось также известие о том, что св. Кирилл, получив задание составить славянский алфавит, сразу же отправился к Хазарам в Приазовье, в поисках первоначальных форм славянской речи. 

*

Б. Д. Греков. Киевская Русь, изд. 1949 г. Интересно, что  автор,  поместивши  слова  ал Бекри в первоначальном издании своей книги, счел  необходимым  изъять их из текста следующего издания (1953 г.). Причину этому следует искать в официальных установках современной русской историографии. Теперь всех восточных Славян выводят или с Днепра, или с верховьев Волги. Для кавказских Славян места нет.

*

В предыдущем изложении высказывалось предположение, что основное ядро правящего там класса сложилось из совокупности коренных кавказских племен, воинственных и сильных  своей  организованностью  продолжателей  боспорской  политической  и национальной традиции; тех Кайсаров, что сохранились из населения  Кайсарии (древнего Царства Боспорского).

*

После  падения  Хазарии  эти  народы  стали  известными,  как   Черкасы.  Не удивительно,  что  один из  английских  этнологов  видел  основателей  Хазарии в отдаленных предках  Черкасов.  Это - Г.Г. Хаворт.  В  статье  «Черкасы  и  Белые Кхазары»  он основывает свои доводы на том, что Кхазария зародилась на Северном Кавказе, т.е. там, где господами и  вождями  местных  народов  всегда  были Черкасы в  лице Касогов - Кабардинцев. 

*

Существовало два рода Кхазаров: одни Кхазары черные, почти такого же темного цвета, как Индусы, а другие  светлой  кожи, красивой и  благородной  внешности  (оба  рода с темными волосами).»

*

В 834 году, выполняя просьбу кагана, византийский император Теофил прислал к нему строителя Петрониса Каматероса, своего  шурина. Вместе со  строителем  прибыли в Хазарию специалисты — рабочие и нужные для постройки новой крепости материалы. На Дону, выше донецкого устья, был  возведен город  Саркел, важный  военный пункт обороны с севера и с запада. Славяне называли новый город Белой Вежой.

*

 А Перендий, Перун, Перкунас то же самое, что и скандинавский  Тор  бог  грома и молний. В этом лишнее доказательство  действительности  происхождения  имени  Торков  от скандинавского  корня.  Один  из  наиболее  ранних  русских  историков  -  Болтин перечисляет их имена:«Торки и Торпеи они же Поросяне и Берендеи. Одни от Славян,а другие от Сармат их  производят. Смешение их с теми и другими оба мнения  делает вероятными». На Руси они назывались также Черными Клобуками и Черкасами.

Ригельман связывает появление имени Казаков с приходом Торков на Донец: «Начало Казаков, - говорит он, - происходит со времени 948 года от славного победителя Татар  Касака и по его  имени  проименовалось  воинство его  Казаками, о чем  и Синопсис Киевский пишет также, что, победивши Татар, Козаки жительствовать остались между реками Доном и Днепром». 

*

Столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Казаками». (Карамзин говорит здесь о более поздней эпохе, когда под натиском Половцев Торки переселились в бассейн Днепра)

К ценным выводам русского историографа следует относиться с большим вниманием. В самом деле, два имени, Черкасы и Казаки, в течение столетий тесно переплетаются друг с другом. Но, вместе с тем, Черкасы с Днепра и Дона всегда  предпочитали  сами  себя называть  Казаками.  Черкасами  в  русских  понятиях  они  оставались  вплоть  до восемнадцатого  века,  после  чего  это  территориальное  прозвище  перестало употребляться по отношению к каким либо Казакам, а закрепилось окончательно за Кавказскими горцами.

*

В VI веке готский  летописец  Иорнанд  и греческий — Прокопий из Кесарии указывают поселения Славян вдоль Сарматских гор (теперь Карпаты). Последний предполагал, что они пришли на Дунай из Сарматии Азиатской. 

Прокопий признает Антов и Славян за близких родственников. «У тех и у других, говорит он, один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень  высокого роста и  огромной силы. Цвет кожи и  волос у них очень белый или золотистый не совсем темный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у Массагетов, грубый, без всяких удобств. Вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем  не  злобные, а во  всей  чистоте  сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у Славян и Антов было одно и то же. В древности оба эти племени назывались Спорами  (рассеяными),  думаю  потому, что  они  жили,  занимая страну  спораден — рассеяно,  отдаленными  поселками. Поэтому то им и земли надо занимать много» 

*

Они называют Приазовских Казаров народом скифским, лишь только одного языка со Славянами.

Основателями города Киева летопись  указывает  хазарских  князей  Кия Щека и Хорива. Исследователь древне - русской  речи Л. П. Якубинский пишет: «По  точному смыслу чтения Лаврентьевского списка «Повести временных лет», сами эти три брата, имена  которых  на  славянской  почве  не  объяснимы,   оказываются   хазарского происхождения: на вопрос  Аскольда и Дира: «чий  се  градок?» — Киевляне ответили: «была суть три братья Кий, Щек, Хорив,  иже  сделаша  градокось  и изгибоша, и мы седим, платяче  дань  родом их  (т. е. родичам, от  слова  род в  значении  родич) Козаром»). После  того,  как  Аскольд и  Дир  завладели Киевом, он не переставал считаться городом хаканов: «В X веке  Киев  считался в  Хазарии  хазарским, т. е.  принадлежавшим  Хазарам, городом, пишет дальше Л. П. Якубинский. Это видно из сохранившегося письма одного хазарского Еврея, который сообщает, что царь Русии Не^и или На^и (т. е. Олег)  по подстрекательству греческого царя Романа напал на хазарский город Самбораю и взял его воровским образом. Мы знаем по летописи, что Олег  взял  воровским  образом  Киев,  который  по  сообщению   Константина  Багрянородного носил еще и  название  Самбатас». Если это  так, то  Аскольд и  Дир, значит,  тоже  управляли  Киевом от имени  хазарских  императоров и  может  быть  благодаря  этому у  Русов  был  принят вначале хазарский титул правителей — хаканы.

*

Воинственный и хищный, он сам, вероятно, по  крови был  связан с  тавро - скифским, росомонским югом. Он брил  бороду и голову, но  носил  длинные усы и  оставлял  на макушке чуб-оселедец; в одном ухе висела у него золотая серьга. В этих особенностях его внешности — подтверждение родственных связей Святослава с Черноморьем: ни северные народы, ни Славяне подобным обычаям не следовали. Бритая голова и чуб на макушке это мода исключительно  северокавказская,  сарматская.  Она  долго сохранялась у прикубанских Черкасов — Циков да у Запорожских Казаков. Донцов же с серьгой в ухе можно было встретить и в наше время.

*

Просуществовав пять веков, при первом толчке извне империя распалась на отдельные части. Возродившийся Великий Булгар, к которому перешла  вся торговля с  Востоком, занял ее место на Волге. Хакан же после всех поражений ушел  на крымскую  сторону своего царства в Готскую область, где от  погрома  уцелели  города  Корчев  (Керчь), Теодорос (Феодосия), Сольдая (Судак) и др.

*

Отныне в Приазовье как бы воскресала идея древней Кайсарии. С того времени, как там правили ставленники римских  императоров, прошло  больше  шести  веков. Находясь постоянно  под  ударами  кочевников,  видел  этот  край  гуннские  разорения,  видел владычество  Болгар,  а  три  последние  века  входил  в  состав  своего  казарского государства — Хазарии. Теперь, попав во владение варяго-русской династии, став ее «волостью», область получила новое имя, Томаторкань, но ее жителей соседи по прежнему называли Касарами и Казарами, не забывая и их связей со Скифами.

*

Козары это народ связанный кровными узами со Скифами, но речи славянской, проживавший на берегах Азовского моря. По нынешней терминологии — Приазовские Славяне.

*

Сливались  племена,  а  одновременно  шло  слияние  и  их  имен.  Воскресало  и распространялось заглохшее было в памяти древнее имя Касаков. В то время, как Киевская Русь узнав их ближе, готовила для них прозвища Черные Клобуки и Черкасы, внутри объединенного народа росло значение двух сливающихся имен Касак и Казар.

*

Когда из за Урала, в год смерти  Ярослава  (1054),  пришли  Половцы,  им  никто и не попробовал поставить преград. Половцы  или  Куманы  известны  также  под  именем Кыпчаков. Но Кыпчак, очевидно, не название народа, а только титул племенных вождей, по которому их юрты назывались Дешт и Кыпчак, т. е. Степь принадлежащая Кыпчакам. Многочисленный и сильный народ, Куманы, сложился из нескольких тюркских княжеств. Перекочевав из Азии, Куманы беспрепятственно разместились между реками Яиком и Доном, стараясь распространиться и дальше к Днепру. 

Уже от начала новой эры в греческих, персидских и китайских  хрониках  неоднократно встречаются племенные  названия  созвучные с нашим  казачьим  именем. В  десятом столетии  они  появляются  и  в  русских  летописях.  К  эпохе  Мстислава  Храброго наименования Касак, Касог, Казах и Казар часто понимаются не только как народы, но и как страны, где эти народы обитали: Приазовье сохраняет древнее имя Кассарии или Казарии; по Дону и Северному Кавказу широкой полосой раскинулась страна Касак (см. главу восемнадцатую); на южных склонах Кавказских гор известна страна Казахия, а земля Кайсаков тянется от реки Яика до Сыр Дарьи. Население перечисленных стран и областей, если не было чисто скифским, как Кайсаки, то  получилось от  смешивания Скифов с местными славянскими, аланскими  или  кавказскими  племенами.  Отсюда и явилось  здесь  повсюду  преобладание  старинного  скифского  Ка - Сака,  которое изменялось  только  сообразно  с  местным  произношением.  Даже  Аланы - Донцы (Танаиты), скандинавы по происхождению и германцы по речи, к десятому веку были уже настолько перемешаны со Скифами, что и их земля называлась скифским именем Касак .

*

Но Сарматы, о которых говорит Болтин, тоже получились из сплава Скифов с местными кавказскими племенами, а больше всего с Аланами.

*

Можно недоумевать почему в те далекие времена руские летописи еще не употребляют имени Казак, хотя по восточным данным оно уже  имело широкое  распространение  на Кавказе и в прилегающих к нему областях. Но. повидимому, Касаки и Касоги летописных записей,  так  же  как  и  Черкасы,  имели  более  широкое  значение,  чем  им  обычно приписывается. Касоги это все те, кого после называли Черкасами. 

*

Приводя в изобилии соображения богословского свойства, летописцы возвращаются к темам о вере очень часто. Имеются сведения о том,  как  огнем и  мечем  крестили новгородцев, рассказывается о  крещении  части  Камских  Болгар,  рассказывается о переходе в христианство печенежских князей Метигая и Кучуга, но нигде не сообщается об обращении кого либо из Черных Клобуков. Мало  этого.  Летопись  очень  подробно занимается суздальскими и новгородскими языческими мятежами, но ни" где не говорит о каких либо столкновениях Русов с нашими предками по мотивам религиозным. 

*

Запорожцы говорили, что они «происходят от народа Козарского и поселились при Днепре реке и оттоль распространились по всем тем местам, где ныне обитают». «От сего же носящегося молвою в народе имени, — пишет Ригельман, - Казаки запорожские, живущие в Сече, особливо о себе произносить стали, якобы  они заподлинно от  Козар происшествие свое имели и тем представляли себя быть народу вольному» 

*

Из этих преданий следует, что Казаки пришли на Терек из гор; что они жили в горах много времени и потому урочища, где они проживали, успели приобрести славянские названия; что они там назывались Казаровцами (Ригельман записал в казачьем произношении «Кажаровцами»), а это и есть самое знаменательное место предания. Оно указывает Казарию, как страну их пребывания до переселения в горы.

Нужно думать, что именно Пятигорских Черкасов, как первоисточник казачьего рода, имел ввиду один из самых ранних русских историков генерал-майор Иван Болтин. Он указал первоначальные казачьи кочевья в степях между Черным и Каспийским морями.

*

Жизнь в горах рядом с коренными горцами наложила свой отчетливый отпечаток на некоторых  обычаях и на  внешности  Пятигорских  Черкасов.  Приобретенные  там свойства  они  разнесли после во все новые  места  своего  раселения.  Горский  климат, резкие  разницы  температуры, движение  по  крутым  склонам  послужили  причиной  многих  перемен  в  костюме  бывших степняков. Чекмени удлинились, охраняя бедра  от холода  камней,  широкие  скифские  штаны  стали еще  шире,  для того  чтобы  на крутизнах не затруднять движение в колене, а одновременно охранять ногу от укусов змей и скорпионов; на ногах появились ноговицы или кожаные чулки - ичеги, поверх которых  надевались чирики  (по черкесски  —  чарыки);  высокая  и  остроконечная войлочная скуфья постепенно стала заменяться меховой барашковой папахой, которая в горах служила не только шапкой, а и защитой головы от укусов скорпиона, так как это ядовитое насекомое уходит от запаха овечьей шерсти.

*

Судя по окончанию, слово ата-ман пошло от тех же  Танаитов.  На их древне - германском наречии оно означало или отец-муж, или отец-мужей. Но подобное же значение оно имеет и на некоторых восточных языках. Еще недавно турецкого реформатора Кемаля пашу наделили званием ата-тюрк, отец турок; 

*

Зимой на Дону «к Татарам присоединились Бродники (по всем признакам Славяне, жившие на берегах Азовского моря и по Дону). Это  воинственное население, прототип  позднейшего   казачества,  находилось   во  враждебных  отношениях  к  князьям черниговским и киевским». Эти слова принадлежат русскому историку,  который  не  решается  назвать  Бродников  казачьими предками,  каковыми  они  были  в  действительности. Между  тем,  Половцы,  принужденные покинуть донские кочевья, собрались около Днепра. Их хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу. Мстислав Мстиславич не оставил своего тестя в беде, а к нему присоединились князья киевский, черниговский и пересопницкий.

*

Каханы, ханы и огланы по происхождению  принадлежали к роду Тимучина Чингисхана,  но в очень обширных улусах меньшие родовые  группы  хотоны  часто  сохраняли свою  знать,  не  чингисидов:  багатуров,  сеченей,  мергеней и т.п. Самой малой  единицей гражданского управления считался курень. Рашид ад Дин говорит: «Значение куреня  есть  кольцо.  В старинные  времена, когда  какое  нибудь  племя  останавливалось  на  каком  нибудь  месте,  на  подобие  кольца, а старейший из них был подобен точке в середине   круга, это  называли   курень. В  нынешнее   время,  когда  приблизится неприятельское войско,  располагаются по  той же фигуре,  дабы не  вошел в середину чужой и неприятель»

*

Курилтай подтвердил также права остальных наследников кахана на отдельные улусы, где они могли княжить под верховной властью Угедея.

*

Что касается Казаков-Черкасов, обитавших на  севером  кавказской  равнине, то  те,  скрывшись   вместе  с  Аланами   в   горах   независимой   Черкасии,   остались  неподвластными  Золотой  Орде. Совместно с Циками и другими горскими народами  они  долгое  время  беспокоили  набегами южную  границу  монгольского  царства. Вильгельм Рубрукис записал в своем Дневнике: «На юг от нас высились большие горы, на  склонах  которых  живут  Черкасы  и  Аланы  или  Акае.  Они христиане и воюют против Татар.» И в другом месте: «Зикия, которая не состоит в подданстве у Татар».

*

Ввиду доверия, которым пользовалось у Монголов население Подонья...ему было предоставлено право избирать трех  кандидатов на  должность  баскака, из  которых  хан  назначал  одного  по своему выбору» .По раннему русскому историку Болтину, действительно, «баскаки держали при себе по нескольку сот человек татар конных, вооруженных, для собственного их охранения и для рассылок и называли их Казаками».

*

Достаточно сказать, что у европейцев все разноплеменные подданые Золотой Орды считались Татарами. Да этим именем мы и сейчас еще пользуемся черезчур широко и неточно.

*

На равнине остались два обособленных казачьих центра: верхне - донской (казаро-бродницкий) и днепровско-бугский, где при Татарах сохранились крупные общины Торков и Болоховцев.

*

Митрополиты  всея  Руси  пользовались  особым  доверием и  почетом у ханов,  которые  поручали им  выступать в  качестве  уполномоченных  высшей  власти  при поставлении  князей  на  их  «столы». Совершая   торжественный  акт,   митрополит  передавал  назначенному  князю «пожалование царево», право на княжение. Установив преимущества для церковнослужителей на Руси, ханы не притесняли и своих христиан, живших в границах империи. 

*

Сартак,  очевидно,  имел  склонность к христианству, хотя христианином считаться не хотел. «Так велика была их гордость, — пишет Рубрукис, — что, даже признавая кое что из христианского  вероучения, они отказывались от него,  не желая  называться  никак иначе,  кроме  как Монгол,  именем,  которое  они  предпочитают  всякому другому. Не любят они также, чтобы их называли  Татарами,  потому  что  Татары  это  иной народ».

*

«Нагай был храбрым воином, наиболее мудрым и ловким правителем, какого когда либо имели Татары называемые  Монголами»,  писал Пахимер.  «Аланы,  Цики, Готы, Русы и  множество других народов,  живших  раньше на  этой земле около  моря и  дальше  от  моря,  были  теперь собраны вместе. Они  приняли  вскоре  татарские обычаи, фасон платья, язык и объединенные стали  настолько  сильны,  что хан, которому они  вместе с  Нагаем  вышли из  повиновения, попробовав их наказать, после тяжелых потерь в боях и сам был рад  уйти от них целым. Они любили войну и вели простой образ жизни, довольствуясь малым и пренебрегая накапливанием богатств.» 

*

Жена Нагая, Ефросинья, была дочерью византийского императора Михаила и благодаря этому Византия всегда могла расчитывать на его помощь в столкновениях с Болгарами. 

*

Хан  выполнял  советы  старых  магометан.  Египетский  султан  Бейбарс  писал  еще Берке хану, что с того момента, как он стал мусульманином, «этим вменяется ему в долг воевать с неверными, хотя бы они бы ли его родичи.

*

Судя по грамотам московских митрополитов, население городов на Верхнем Дону в первой половине XIV века еще притеснений не испытывало: казачьи командиры, именуясь татарским словом баскак, оставались христианами, никто там не стремился оторваться от Орды с тем, чтобы перейти в духовное подчинение славянской Рязани. 

*

Гедиминовичи и их кадры вскоре стали одноязычными и единоверными со своими славянскими поддаными, а название Литва разпространилось и на местных Белорусов, как национальное имя. Вместо прежнего их имени Русины или Русь, пришло новое — Литвины или Литва. 

*

Среди земель занятых Литвой,  некоторые были  совершенно опустошены Татарами и покинуты населением. Предстояло  их  заселить наново. Но В. княжество  Литовское, обладало лишь  ограниченными  колонизационными  средствами, не  было  богато и людским материалом для переселения его в пустынную полосу своей Украины. Поэтому жителями пополнялись только города, торговые и ремесленные центры, а сельские поля еще долго  лежали в  запустении. Потомки, ушедших  некогда беженцев,  не  спешили возвращаться на дедовские пепелища, так как по близости все еще бродили отряды ордынских добытчиков. Новые мирные поселенцы, «литва», робко появлялись только в местах удаленных от широкой степи и не рисковали отходить в стороны от замковых и городских крепостных стен.

*

Для правильного  понимания  актов того  времени не следует забывась, что в XV веке географическое  понятие Украина  не  выполнялось  еще  аналогическим  этническим содержанием. То есть, «украинскими людьми» там считались не только остатки жителей Киевской Руси и переселенцы с Волыни, но и  прибывающие сюда  Белорусы (Литва), и Казаки  уцелевших  городов Поросья, и Татары  тохтамышева  улуса. Все они  могли называться и малороссиянами по второму имени своего края — Малая Русь. Так же точно в наше время разноплеменные жители Западной Украины или Малой Польши в Речи Посполитой именовались малополянами.

*

Вся полоса новоприобретенных от Татар, но еще органически не усвоенных Литвою, земель называлась в Польше, Сев. Руси и в самой Литве Малой Русью или Литовской Украиной. В XV веке это — еще очень неопределенное географическое понятие, без отчетливых границ и без ясного этнического содержания. Среди населения Литовской Украины польские акты различают, главным образом, Малороссиян или Русинов и Казаков, а русские, соответственно,Литву, как народность, и Казаков - Черкасов.

*

Московия имела свою Украину, так же как и Литва. В русских актах XVI века она указывается, как пограничная полоса, пролегавшая от Земли Северской через Курск и Верхний Дон к Мордовии. Дипломатический курьер Заня Зудов в 1515 году доносил в. князю: «Пошли, государь, отселе из Азова, Казаки Озовские под твою отчину на Украину под Мордву». Вспоминаются также «украинские татары» из Мордвы.

*

О таких Черкасах, «русских» по происхождению и по языку, живших южнее бывшей Алании, пишет, например, польский монах Матвей из Мехова: «Дальше к югу есть еще кое какие остатки Черкасов.Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку русские». «К югу, по направлению к Каспийскому морю лежат горы Иберии и Албании, которые у русских называются по имени народа Пятигорские Черкасы, то есть, приблизительно, Черкасы Пяти гор. 

*

Там же, где горы встречают Мерулу, текущую в Черное море, они населены Черкасами или Циками. Этот  народ,  надеясь на  неприступность  своих  гор,  не  оказывает послушания ни Туркам, ни Татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут независимо, по своим собственным законам, а церковную службу выполняют по   греческому  обряду  на  славянском  языке,  которым  они,  собственно, и пользуются главным образом  в  жизни.  Они  по  большей  части  смелые  пираты. Спускаясь по рекам со своих  гор,  они  грабят  на  море,  чьи  прийдется,  корабли,  а особенно купцов на пути между  Кафой и  Константинополем»  Из этих  свидетельств явствует,  что  среди  жителей   Черкасии  в  свое  время  укрылось   множество славяноязычных  беженцев  из  равнинного  Приазовья  и с Дона. Это прежние Казары (по Матвею — Газары), которые в эпоху близкого сожительства с горцами приобрели общее с ними имя Черкасов. Впоследствие они разнесли его по всему степному  юго - востоку  Европы.  Черкасы  для  них  не   национальное  имя,  а территориальное сборное прозвище, по происхождению неразрьвно связанное со страной Черкасией . В основе своей оно принадлежало исключительно бывшим жителям Северного Кавказа. Амброзио Контарини, проезжавший через Русь в 1474 году,   указывает  Черкасию   между   Дагестаном  и  Мингрелией,  вдоль  всего Кавказского  горного  хребта. Таким  образом,  в  ее  границах  помещались  и прикубанские поселения Циков, вместе с Черкасами языка славянского, о которых вспоминает Герберштейн. 

*

«Цики, — пишет он, — называемые так на разговорном латинском и греческом языках, у Турок и Татар известны как Черкасы, а сами себя именуют Адыгаи». Страна Циков, по словам Интериано, занимала Азовско-Черноморское побережье на протяжении   пятисот  миль,  начиная  от  Дона  и  до  Грузии,  а  вглубь  материка простиралась на восемь дней пути.Цики исповедывали  христианство,  причем богослужебные книги и священников получали от Греков. Обряд крещения у них совершался над детьми в возрасте  восьми  лет или даже старше.  Несмотря  на запрещение религии, Цики не гнушались многоженством и выполняли некоторые языческие обряды, особенно при погребении покойников.

*

Платье их в основе было таким же, как в наше время у горцев или Кавказских Казаков: бурка, бешмет, ноговицы.

*

В конце пятнадцатого столетия на Поле стали приходить «Казаки многие», «со всех Украин», как пишут акты.

*

В 1515 году московский посол в Константинополь имел в наказе следующие слова: «и ты донеси речь до Салтана, чтоб Салтан Казакам своим Озовским и Белгородским, ко государя нашего недругу, к Жигмонту королю, на пособь, на наем ходить не велел».

*

«На Поле ходят Казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы, и иные баловни Казаки; а и наших Украин Казаки с ними смешавшись  ходят». Из донесения  же  путивльского воеводы, князя Троекурова, видно, что были среди них и Днепровские Казаки: «Ныне, государь, Казаков на Поле много, и Черкасцев и киян, и твоих государевых. Вышли, государь, на Поле изо всех Украин».

*

Осознанная необходимость единства в обороне явилась у Скифо-Аланов (Касаков) и Меото - Казаров  зародышем  общенациональной  идеи  много  раньше  их  полного объединения и нашла свое выражение в их общей и однообразной бытовой культуре, распространенной от Кубани до верховьев Дона и Донца и известной в археологии под именем аланской и  салтово  -  маяцкой.  Единство  миросозерцания тех  же  племен запечатлела ранняя распространенность среди них христианских идей и религиозных верований; политическая зрелость проявилась непрерывным, но трудно осуществимым, влечением к своему государству, участием в создании Хазарской империи и в легком подчинении  объединяющей  воле  Мстислава,  ставшего  для  них  своим  государем. Возглавленный  Мстиславом,  дружный  порыв  Касаков  и  Казаров  создал  мощную Державу Томаторканскую.

*

Так и в этом случае, наши предки легко поддались обрусению и украинизации. Это произошло с  достаточной  легкостью, потому что  славянская речь  была  широко распространена уже и между народами Хазарии, которые по словам Араба ал Бекри «из за смешения со Славянами говорили по славянски наравне с другими народами севера» 

*

Очень богатый материал для изучения донской речи дает др. Марианна Артемовна Полторацкая, описывая язык Казаков-Некрасовцев, вернувшихся из Турции на Кубань в гг. 1924-1926.Некрасовцы происходили со Среднего Дона и до сего времени сохранили особенности своего первоначального говора. Отмеченные М. А. Полторацкой, они в главных чертах таковы: отсутствие звука ц. Вместо него произносится с или мягкое т: «светы» или «тьветы», «кальсо», «Турсия»;

*

Нивеллировались и языки. В бассейне  реки  Дона и  в  Приазовьи  всегда  проживало большое  количество  племен  славянского  языка.  Они  составляли  многочисленный христианский слой в Хазарии и потому Хазары «из за смешения со Славянами говорили по славянски наравне с другими народами севера» (ал Бекри).Митрополит Макарий на основании  греческих  свидетельств  в  книге  «Четьи  Минеи»  называет  Меото-Казаров   «народом  скифским  языка  славянского».  Подтверждение  его  слов находится в житии св. Кирилла, а во всем объеме вопрос о северо-кавказских Славянах находит свое разрешение в последних открытиях археологии.

*

Из ряда египетских текстов и памятников передней Азии мы знаем, что е начале второго тысячелетия  до н. э. (т. е.  около  четырех  тысяч  лет  тому  назад. Г. Г.)  в  бассейне Средиземного   моря  началось  крупнейшее  переселение  народов,  которые египетские тексты называют «народами моря», «голубоглазыми варварами», «людьми тумана» и т. д.   Передвигались  целые  племена  и  союзы  племен  со  всем  своим имуществом с запада на восток. Эти племена высаживались в Египте но были отбиты, высадившись же на островах архипелага и в Палестине, они заняли там ряд областей, вытеснив оттуда местное население. По имени одного из этих племен — филистимлян была названа Палестина и из Библии мы знаем о тех бесконечных войнах, которые вели с ними иудеи после своего появления в Палестине. Это племя в египетских текстах называется «пуласати». 

*

Казары были народом скифским... Здесь речь идет  только  о Казарах из Меотиды. У Ригельмана в «Летописном повествовании о Малой России»: «Объявляет нам ясно, взятое из греческих летописцев, Российская Четьи Минея, повествованием своим в месяце мае в 11 день, что Козары, коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ скифский языка  славянского, страна  же  их  была  близ Меотического озера, что и Мортвым морем называлось (ныне же Азовским именуется).»

*

У В- Д- Блаватского (Новые данные о строительстве Пантикапея. Сов. Арх. XVII, стр. 172): «Высокому  уровню  городской  планировки  Пантикапея  полностью  отвечали благоустройство  и  хорошее  санитарное  состояние  боопорской  столицы. Улицы  и переулки города содержались в порядке, некоторые из улиц снабжены водостоками еще в V веке до н. э. Как показали  раскопки (1948 г.)  участка к северу  от  Первого  Кресла Митридата, весь мусор (в том числе строительный) начисто удалялся из центральных частей города на мощные свалки». «При жилых домах были выгребные ямы; одна из них оригинальной конструкции, облицованная рядом камней, образующих свод, схожий по форме с микенскими склепами, была обнаружена в слое IV - III в. до н. э. на южном склоне Митридата». «Картину городского благоустройства довершает здание терм».

*

История древнерусского языка, стр. 347: «Арабский географ Ибн Роста (около 903 г.) приводит между прочим название Руси, имянуя паря Русов именем хатан Рус. Илларион в своем «Слове о законе и благодати» величает князя Владимира «Великим каганом нашея земли». Наконец, автор «Слова о полку Игореве» старое время, время Ярослава и Олега, называет коганьим временем: «старого времени Ярославля, Ольгова, коганя».

*

Стр. 105. Константин Багрянородный, вспоминая Росию «внешнюю»... Цитируя по Б. Д. Грекову (Киевская Русь, стр. 296): «Однодеревки, приходящие в  Константинополь  из внешней Росии, идут из Новограды, в  которой сидит  Святослав, сын  русского  князя Игоря, а также из крепости Мшгинискм, из Телюцы, Черни- гоги и из Вышепрада. Все они спускаются по реке Днепру и собираются в Киевской крепости, называемой Самвата.»

*

Проф. Голубовский  видит в них  образование  более  позднее,  времени  половецкого: «Бродникиесть община, выработавшаяся из остатков придонского оседлого населения, под влиянием исторических и этнографических условий, в которое оно было поставлено и представляющее собою прототип  Казачества. »  (И. П. Буданов, та же книга, стр. 15) Археолог М. И. Артамонов предполагает в них «русско-половецкое население Подонья, известное  в   истории под  именем  Бродников.» (М. И. Артамонов. Сар- кел — Белая Вежа, МИА 62, стр. 84) Дальше, в примечании для стр. 173, будут приведены соображения, по которым определение «русско-половецкое население» следует заменить «смешанным славяно-торческим населением».

*

Подобный вывод делает другой русский археолог М. И. Аргамаков по отношению к городу Саркелу или Велой Веже: «создается впечатление, что раннее славянское население Белой Вежи относится не ко второй половине X в., ко времени после взятия крепости Святославом, а к значительно более ранней поре, к хазарскому периоду.» (МИА 62, стр. 62) В той же статье «Саркел — Белая Вежа» М. И. Артамонов пишет: «Теперь установлено, что Славяне проникали в салтовскую среду, основывали в глубине салтовской территории свои поселения, т. е., что между Славянами и салтовцами существовали мирные дружественные отношения.» 

*

Стр. 153. Казаки обрисовываются ввиде сплава... С. А. Плетнева среди других выводов дает такое заключение своего археологического обзора в статье «Печенеги, Торки и Половцы в южно- русских степях», МИ А 62, стр. 226:1) На протяжении всей истории кочевники (печенеги, торки и половцы) смешивались с туземным алано-хазарским населением.2) Результатом этого слияния явилось появление в бассейне р Донца населения, выделяющегося из кочевнической массы особым погребальным обрядом, в котором соединены черты салтовского и кочевнического обрядов.

*

Половцы же появились здесь только в одинадцатом веке. На -стр. 77 он сам подтверждает: «Эта кочевая группа не могла быть половецкой, так как половцы появляются в степях к западу от Волги не ранее средины XI века. 

*

Стр. 175. Пятигорские Черкасы проживали в горах..

Взгляд на Терских Казаков, как на кавказских аборигенов, здесь высказывается не впервые. В Трудах Комитета Экономического Возрождения Юго-Востока России, книга С. Н. Сирин, «Юго -Восток России», Берлин 1922, на стр. 8 говорится: «Существует мнение — представленное в К-те Экономического Возрождения Ю.-В. Р. профессором Академии Ген. Штаба В. И. Баскаковым — уводящее генезис этой части юго-восточного казачества очень далеко вглубь истории. Согласно этого взгляда Казаки Кавказа, во всяком случае, должны считать давность своего поселения не позже других туземцев края, к каким они и должны быть причислены.»

*

Стр. 205. угадывать под именем «Русь»... Сами Русские называли наших предков, отличая от себя, Черными Клобуками, Черкасами или Казаками, а иногда и общим именем наемных солдат в Московии — «немцами». 

*

Стр. 221. большая часть их была породою Черкасы... В троицкой летописи некоторые поселенцы ахматовых слобод называются Русью, т. е., по тому времени, жителями Поднепровья. 

*

Стр.253 понятие Украина не выполнялось еще. В «Словаре малоупотребительных и непонятных слов» каждого из трех томов сборника документов и материалов «Воссоединение Украины с Россией» (Академия наук СССР и Академия наук УССР) понятие «Украины» трактуется, как «окраинные, пограничные земли».


Комментариев нет:

Отправить комментарий