воскресенье, 27 марта 2022 г.

АНДРЕЙ ЛЫЗЛОВ СКИФИЙСКАЯ ИСТОРИЯ.

 ИСТОРИЯ СКИФИЙСКАЯ

От  разных  иностранных  историков,  паче же  от  российских  верных  историй  и  повестей,  от  Андрея Лызлова  прилежными  труды сложена  и  написана  лета  от  Сотворения  Света  7200-го,  а от Рождества  Христова  1692-го. 

Иныя  историки  глаголют,  яко  Скифиа  названа  есть  от  Скифа,  сына  Геркулесова, и есть двояка: едина европейская, в ней  же мы жителствуем, тоесть москва,  россиане,  литва, волохи  и татарове европския. Вторая ассийская, в ней же вси скифския  народы  обитают,от полунощи на восток седящия.Сии ассийския скифи премного  разплодишася  и различными именовании прозвашася. Едини тауресы, иже у горы Таурус жителствуют,  инии  агатырси,  еще  эсседони  *иже  родителем своим  вместо  земли  в себе  чинили  погребение,  ибо  мертвых  их  ядяху и  массагети,  арисмани, сакеви  или  саги. 

*

Разделяется  же на  четыре  части. Едина  имеет  в  себе  Орды все. Вторая  загатаи  и  все  народы,  иже суть  при  Уссоне  и  пустыни  Лопской.  Третия  обдержит  Китай,  и  еже  обретается  в  помянутой пустыни, и  Хинское  государство. Четвертая содержит  страны мало  нам  ведомыя, яко  Белгиан, Аргон, Арсатер, Аниа.

Но  от  пятисот  лет  и  больши, егда скифове  народ, изшедши от страны реченныя  их  языком Монгаль,  ея  же  и  жители  назывались  монгаилы  или  монгаили,  поседоша некоторыя  государства *яко  о  том будет  ниже, измениша  и  имя  свое,  назвашася  тартаре,  от  реки  Тартар  или  от множества народов своих,  еже и сами  любезнее  приемлют  или  слышат. 

И меньшая  половина  Скифии,  яже  над  морем Ассийским, называется Тартариа  великая. Разделяется  же  Тартариа  великая  от Скифии  Имаусом горою великою  и  знаменитою:  еже  со одну  страну  -  то  Тартариа,  а  еже  от  сея  страны  -  то  Скифиа.  Идеже обретается гора каменная Кауказ названная, блиско моря Хвалисскаго. С другую  же страну, от полудня и востока, разделяет их гора великая, Быкува реченная, по  латине  -  Монс  Таурус,  на  ней  же  первое  стал  ковчег  Ноев  по потопе. О  сих  татарех  монгаилех,  иже живяху  в  меньшей  части  Скифии,  которая  от  них  Тартариа  назвалась, множество  знаменитых  дел  историкове  писали,  яко  силою  и  разумом своим, паче  же  воинскими делы на весь свет  прославляхуся.

*

Никогда побеждени  бывали, но  всюду  они  побеждаху. Дариа царя перскаго  из  Скифии  изгнаша;  и славна-,9-го  перскаго  самодержца  Кира  убиша;  Александра Великаго  гетмана  именем Зопириона с  воинствы  победиша;  Бактрианское  и  Парфиское  царство  основаша. Никогда же  чуждему народу попущаху к себе входити,  а  своими  довольно  *кроме  греков  и  и‹н›дян  всю Асию населиша. Турки,  парфы,  персы,  венгры, сыкабры  от  их  народу  изыдоша.  Асию  Малую  и  Великую, вторую и величайшую часть света, мужеством обладаша, и обладаху ею с полторы тысящи лет:  

*

Марса хвалили  за бога,  а  за богиню  Весту. Солнце, месяц, огнь в великом почтении  имели. Хана великаго  царя  своего,  иже  зовяшеся  Гог  и  Магог, то  есть  государь над  государи  и  царь  над  царми, на  свете  вельми почитали, и вместо святаго имели,  и  чтили,  и  величали.  В  мужестве  же  и  воинских делех  тако  искусни, яко не точию  сами,  но  и  жены  их  в великую славу превзыдоша, о них же хошу зде нечто написати. 

*

Последи  сея  бысть  Пентесилиа,  яже  во  время  Троянской  брани  пришедши  в  помощь трояном со многим девическим воинством зело мужественно доказовала  и  брань со  греки  чрез целый день имела. И потом на кийждо день тако  творящи  сильна  им бяше.  Даже сразившися  един на един с преславным богатырем  Пир‹р›ом сыном Ахиллесовым, убиена  от  него  бысть, обаче  со  тщетою ево,  ибо  Пирр  от нея  смертно  бысть ранен. 

*

Неции  же  историки  сих  татар  мнят быти еврейска  племене, яко о том Ботер в книгах  своих знаменито утверждающи пишет сице. По разделении царства Иудина Исраилева,  их  же  цари быша в Самарии,  яко  о  том явственно  в  Библии  обретается.  Последи  первых  пленов,  еже  от царей  ассирийских  на евреев, наступила война Салманасара царя  ассирийскаго.  Той  в два  прихода свои, еже  на царя Иосию, егда и Самарию взят, разори  и  опроверже  до  конца царство  Исраилево, и  народ  заведе  во  Ассирию

И оттуду  в  полтораста лет, яко  пишет  Есдра,  убозии  жидове, прейдоша горы перския  и  медския, приидоша во  страну  Арсатер.  Где  бы  сия  страна Арсатер  обреталася, различно  о  том  списатели домышляются. Нецыи  утверждают, яко  то  была страна колхийская,  яже  ныне  зовется  Мингрелиа,  ибо  Иродот  пишет,  яко  народ  той  детей  своих  обрезывали.


Глава  2-я 

В наши же  европския  страны пришествие  сих  незванных  гостей  знаменовала и  яко  бы провозвещала великая  и  необычная  комета,  явльшаяся  лета  от  Сотворения  Света  6719, а от воплощения  Слова божия  1211, месяца маиа, яже осмьнадесять  дней  пребысть, на  восток Солнца  к  половцом  и  ко  странам Российским хвост  обращающи. 

И аще  в  хождении  ея  некоторыя  историки  и  не  соглашаются,  обаче  была  явное  знамение пришествия  тех  злых  прилежащих  нам соседей.  Ибо они яко  послушн‹и› будущи  тоя  кометы во второе  лето  по  том,  то  есть 1212, со  царем своим Егуханом,  его  же  Гваг,-нин  *  Батыевым отцом называет, прешедши  Волгу  реку,  идеже  она  в  Каспийское,  то  есть  Хвалинское  море  под Астараханью  впадает, великою  силою  идяху  на  запад. 

*

Татарове  же  по  той  победе  твердыни, и  грады, и селения половецкия  до основания  разорили. И вся  страны  около  Дону,  и  моря  Меотскаго,  и  Таврики  Херсонския, еже до днесь от прекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинскаго, то  есть  Чорнаго  моря,  татарове обладаша и  поседоша.  Точию  осташася  грады, яже  суть  в самой  Таврике  Херсонской,  в содержании  генуенсов италеян  под  державою  греческих  царей. И  доныне  в оных  полях  градов, и  твердынь,  и  башен  каменных  давних,  иже  италиане  генуенсы с  половцы в  соседстве   будучи созидали,  старыя  падшия  стены,  паче  же у Торговицы  и на прочих местех явным свидетельством суть. 


Глава  3-я 

Название  свое восприяла от народа, живущаго тамо еще прежде крещения Российския  земли, названнаго  от  реки Волги волгоры или  болгары, которыя  имели начало свое  от  преславнаго  и многонароднаго  народа славенскаго. Живущи же  тамо  многа лета и  слушавше о некоторых соплемянных своих народех словенских яко вандалах цымбрах,  готфах,   имя  свое   прославляющих,  и   в   делах   воинских   цветущих,   и   победы восприемлющих,  елики  содеяша  они  с  Римскою  монархиею, и  с  цари греческими, и  с  прочими прилеглыми  соседи,  о  их  же  славных  воинских  делех  многия  историки  пишут,

А о  начале  своем те  ординцы  сице  повествуют.  Яко  во  странах  тех,  отнюду  же  изыдоша,  бяше  некая  вдова,  породы  между  ими  знаменитыя.  Сия   некогда  от  любодеяния породила сына, имянем Цынгиса, юже первые ее сынове прелюбодейства ради  хотеша  убити.  Она же  обрете  вину  ко оправданию си глаголющи: «Аз от лучей  солнечных  зачала есмь сына». 

И тако  той  ея  сын  время от  время мужественным возрасте юношею и ту Заволскую  орду  распространил  и  умножил,  яже  множеством  жителей,  и  дел  мужественных  деянием,  и  самого  краю  изобилием  едва не  все  тамошныя   орды  превосходит. И совершенно от сея вси иныя диких поль жителие народ той производящии мужеством и  воинскими  делы славу  свою  размножили.

От  сих  татар, их  же  российския  летописцы называют  болгарами  от  имяны  прежних  болгаров живших тамо,  приходили  к  великому  князю  Владимиру, веру  свою  махометскую  похваляющи;  от них  же  последи   четыре  князя  пришедшие в  Киев  крестишася.

Половцы же  и  печенези  бяше  народ  военный  и  мужественный,  изшедший  от  народа  готфов и цымбров,  от  Цыммериа Босфора  названных, от них же  гепидов, и  литву,  и  прусов  старых изшедших явно  произведе,  Стрийковский  в  начале  книг  своих,  еже  и  Ваповский свидетелствует.  Такожде  и  Белский,  в Деяниях  Казимера Перваго, краля  полскаго, на  листу  239 сице  глаголя:  Народ  печенегов, и  половцев,  и  ятвижев  истинныя  суть  литва,  точию имяху  между собою  в  наречии  малую  разность,  яко  поляки  и россианы; житие имуще в Подлесии, где ныне Дрогичин. 

Сии половцы и печенези, изшедшии оттуду во времена оныя селения своя от полунощи  к  востоку наклоняющися  над  морем  Меотским и  Понтом  Эвксином  к, такожде около Волги, и около Танаиса ,и в Таврике,  юже ныне  называем  Перекопскою  ордою, коши  своя  поставляюще.

Идеже побратовшися, для прилежащаго соседства, и с италианы  генуенсы иже Таврику содержали,  которые  в  те  времена  силными  на  море  быша,  такожде  с  волохи  и  бессарабы. И содеяша  грады Манков, Керкель  , Крым  ,  Азов,  Кафу  *юже  греки  и  латинники  Феодосиею называли,  Килию или    Ахилию,  Монкаструм  или Белград, и  Торговицу  соделаша.

Зде  может  быти  читателю  усумнение, яко  един историк во единых местех  изъявляет  двоих народов жителей,  болгаров и  половцов,  яко  о  сем  выше  в  сем  писании. Еже  может  тако разуметися,  яко  той  болгарский  народ  или  прежде  сих  в  тех  странах  жили,  а  по  них  на  те  места половцы  и  печенези  из-за  Днепра л,  идеже  Полесие и  Дрогичин,  приидоша;  или,  яко  пространны  суть  поля *те,  оба народа, един в полях,  то  есть  половцы  и  печенези,  а  другии,  то  есть   болгары,   ближши  подле  моря  жителствовали. Яко и  сам сей  историк, то есть Стрийковский,  ниже пишет  сице. Ибо  сами  половцы  множае  в полях под  наметы жили,  на возах  вся  своя  имения  превозящи,  яко ныне  татарове, наместницы их,  яко пишет  Меховский. Иныя историки  тех  половцов называли  готфами,  еже  и  истинно  есть,  ибо  егда были в соседстве российским  странам,  греческим же,  и  волосским,  и  полским  странам  погранични,  великия  им пакости  наездами  своими  чинили.  Ибо  чуждими трудами и граблением непрестанно  жили. 

*

Паче же  со князи  российскими  величайшия  брани  составляли  42. Их  же грады бяху  не  давных времен - то  есть лета от Христа 1103-го, и 107-го, и 108-го  Схутен, и блиско  Дону  Рукан,  Суворов, Азов, его же, владетель половецкий  князь Азуп  убиен от князей  российских. 

*

Язык же  с  российским,  и  с  полским, и  с  волоским  смешан  имели.  Се  же  тако  творящеся от тех народов историки мнят от того быти, яко по писанию Птоломеову и  Филидиеву  обладает  над  теми странами планета Сатурнус непостоянный, иже по  принуждению творит  люд  мучителный, страшный  и  жестокий.  Того  ради  истинно  тако  творяшеся от половцов народом российским и иным пограничным - яко отвсюду  им  обиды  творяху. 

ЧАСТЬ  2-я 

Сего  убо  мучителнаго народа оный царь Егухан, о нем же выше речеся, бяше поганий идолопоклонник  -  яко  о  том пишет  Гвагнин  -  окаянный свою душу извергши, сниде  во  ад.  По  нем воста  оной  безчисленной  саранче вождь Земихен, сын  его, его  же россиане и литва называют Батыем. Сей первый из того народа проклятаго  Махомета учение прият и распространи. 

*

По сем  окаянный Батый с  воинствы  своими  иде  к  Новгородским  странам и пришед  ко  граду Торжку  приступом взят  его  и  люди  вся  изсече. И  оттуду  восхоте  пойти  к  Новуграду   Великому,  но  возбранен,  глаголют,  от  пути  того грозным  воеводою -  архистратигом небесных сил  Михаилом. И егда  уже  в  Великой  России всюду пусто  бысть, возврати  шествие  свое  пустошенными Российскими странами на Северную  страну к Малой России и прииде ко граду Козелцу.

*

Князем  же российским,  елицы  убийства гонзнуша,  повеле  нечестивый  к себе приити  и поклонятися. И таковым понуждением  вси  от  предел  своих  поидоша   во  Орду  ко  оному  мучителю. Он же  прежде  повелевши  волхвом своим  учинити два огня велики,  и  оным  князем сквозь огнь  той проходити, и от приносимых ему даров часть некую  во  огнь  ввергати,  и  прошед огнь  покланятися Солнцу  и  кусту;  и  потом к  себе таковым  приходити  попущаше. 

*

И  тако  от  того  времяни  обладаша  нечестивии  татарове  странами  оными,  яже  назывались Болгары и  Заволская  орда, и  по обе  страны  реки  Волги,  от  града Казани, его  же  еще  не бяше  тогда, и до реки  Яика, и до моря  Хвалисскаго. И тамо  населишася и созда грады многи, яже назывались:Болгары, Былымат, Кумань, Корсунь, Турб,  Казань,  Ареск,  Гормир, Арнач, Сарай  великий,  Чалдай,  Астарахань. И  начат  зватися  область их  Великая  орда, или,  яко  Московския  народы называли,  Золотая  орда, 

И от  тех  времен царство  тамо  основася. И цари  их  начаша жити  в Сарае  великом его  же  Ботер поведает  быти  на  реке  Яике   и  в  Болгарех, иже блиско реки Волги,  идеже  обретаются  полаты многия  обетшавшия  и  доныне явным того  свидетелством. Таже  обладаша  и  всеми  полями  дикими  от  Волги  даже  до  Днепра,  и  чрез  Днепр пришедши  даже до  Дуная. В  Таврике  ||  же  Херсонской  за  Перекопом по  градом пристанищным, яко:во Азове, в Кафе, Керчи, в Херсоне или Корсуни  и по иным градом, которые тогда были, живяху италиане генуенсы под властию царей греческих, с татары,  живущими  в  полях  близко  Перекопу, мир имеющи. 

*

Бысть сия брань литве с татары лета 6907-го, а от Рождества Христова 1399. Окаянный  же Темир-Аксак  вскоре  после  сея  брани  начат  собирати  воинство,  хотяше  ити  на пустошение Российских  стран,  идеже  в некоторых  странах  татарских  озиме  и  тамо  многое  ево  воинство  от мразов лютых  изомроша.

Тамо  же  и  сам нечестивый  зле  скверную свою  душу  изверже  лета  6908-го. Тело же  его  скверное отвезено  и  погребено  бысть в  земли  татарской,  ю  же Ботер  называет  Загадай, во граде Самаркандии, который Гвагнин называет столицею всех градов татарских. 


Части  2  глава 3.

В Великой  же  орде  облада оный  царь Эдигей,  изгнавый  Улумахмета, и  обладаше  многия  лета. Детей же своих в страсе великом содержаше, яко ни един от них дерзну  власти  искати  кроме воли его.

Егда же состареся, и смерть уже настояше нань, собрав тогда к себе всех сынов своих,  начат заповедати  им,  наказующи под  прещением б, дабы  вси  жили купно, не деляся  царствием, и  един бы единаго  не  истребляли,  но  купно  стрегли государьства  си. 

Подая  им  образ  содержания  совет под сицевым  вымыслом. Повеле принести к  себе  тридесять стрел  и  даде  коемуждо  сыну  по  единой стреле,  повелевая им преломати  я: тии же скоро сотвориша повеленное. Потом повеле принести другия  тридесять стрел  и  даде  их купно, первее старшему сыну повелевая преломити вся вкупе. Той же много  трудився, не  возможе  учинити  того. Потом другому  и  третьему, даже и до последняго  даваше  их,  преломити  веля, но  ни  един  от  них возможе  учинити  того. 

*

Ведаше  бо,  яко  в  Болшой  орде,  отнюду  же царь изыде, не бяше воинства,  тайно  посла многое  свое  воинство  в Болшую  орду, в  жилище  поганых. С  ними  же посла  служащаго   ему   царя   Уродовлета   городецкаго   да   воеводу  князя   Гвоздева звенигородскаго. Царю же ничтоже  ведушу  о  сем.

Они  же  в  ладиах  шедше  Волгою  рекою  приидоша  во  Орду  и  обретоша ю  пусту  воинскими людьми, токмо бяху  женеск пол, и старые, и отрочато. И тако зело плениша  их  и  опустошиша, жен и  детей поганых  смерти  без  милости  предающе, жилища  же их  огнем  пожигающе.  И, конечно  бы, возмогоша  тогда до  конца оных  поганов истребити. 

Но  городецкаго  мурза  имянем Обляз  Силный  пошепта  цареви,  глаголя:  «О  царю! Нелепо  есть великое  сие  царство  до  конца  опустошити  и  разорити, отнюду  же и  ты  сам изшел  еси  и мы вси, и се есть отечество  наше. И сего ради идем отсюду:  уже  бо  и  тако   доволно   попленихом  и  повеленная   исполнихом,  егда   како   Бог  прогневается  на нас;  но  идем  отсюду». 

ЧАСТЬ  3-я

О  начале  града Казани,  и  поселении,  и потом о разорении его от московских великих  государей 

*

Последи  же  тоя  брани  возможе  злочестивый, и  зело богатствы  исполнися, и пошед  от  пределов Российских  превезеся  чрез  реку  Волгу, прииде  ко  граду  Казани,  яже  тогда пуста бяше  от пленения российскаго воинства. И начат собирати оставльшихся  тамо  татар,  иже  любезно  приемше  его  и поддавшеся,  молиша  его,  да будет  им заступник  и  собиратель царства. 

И тако  царь  постави  себе  древяный  град крепок на ином месте, не далече от старой  Казани. И начаша к  нему збиратися мнози  татарове от Золотыя орды, и от Астарахани,  и  от  Азова,  и  от Крыма.  И  от того времяни  начат изнемогати великая Золотая Орда, укрепляти  же  ся  вместо  тоя новая  Казанская  Орда,  запустевший  Саинов юрт. 

*

Менший же царевич Кудайлук остався, его же великий князь, взем  ис темницы, повеле  крестити  в христианскую  веру,  и  наречен бысть Петр. Ему  же  великий  князь даде  в  супружество  сестру  свою великую  княжну  Евдокию.  По  лете  же  едином умре  и  той  царевич. 

*

Царь же посла на него Ивана Шереметева, иже догнав его в поле бежаща меж Волгою  и  Доном на  Переволоке, и  поби  всех  людей  его  до  пяти тысящ человек; самаго же  с  братом,  и  с  женою, и  с детми,  и  с  ним  избранных  татар  триста  человек  взяв, приводе  ко  своим,  ,65-  их  же  оковав послаша к  Москве. На  Москве  же,  егда не  восхотеша креститися по повелению государеву, вси на площади смерти предани  быша.  Жена же  и  дети  ево  крестишася  и  быша  в  милости  государской. 

*

Тогда привлекоша близко града в шанцы великия пушки и средния такожде и огненныя, ими  же вверх стреляют. И  бяше всех их  во  всех шанцах от всех стран поставленных до  полутораста, и мнейшая бяше полутора сажени. Еще же и кроме того бяху полевыя  многия  пушки  около  шатров и стана  царева в  полку  его. 

*

И что  много  глаголю  пишущи?  Аще  бы  пишущи  поряду,  еже  тамо  под  градом на кийждо  день деялось,  того  бы целая  книга была. Но  сие  токмо вкратце воспомянути  достоит,  яко  они  на воинство  христианское  чары творили  и  великое  дождевство  и  ненастие  наводили, яко скоро  по  облежании  града бяше  сице.  Егда солнце  начнет  восходити, взыдут  на град  *всему воинству  зряшу ово  престарелыя  мужи,  ово  бабы,  и  начнут  вопити,  сатанинские  словеса глаголюще,  машуще  одеждами на воинство  христианское  и  вертящеся  безобразно.Тогда абие востанет ветр и сочинятся  облаки,  аще  бы  день  и  зело  ясен начался, и будет такой дождь, яко и сухия места обратятся  в  блато  и  мокроты исполнятся. И сие точию бяше над воинством, а по странам несть,  точию  по  естеству  аера  случившися. 

*

Благочестивый  же  царь  со  христианским воинством от  того  времяни  наипаче  зело  ратоваху  на град, разбивающи  стены  града из  великих  пушек и прочим  стенобитным  ухищрением.  А из верховых  пушек  нарядными огненными  ядрами  внутрь града  стреляюще,  велию  тщету нечестивым  творяху,  деревянныя  здания  и  стены  града оными ядрами зажигающе и от основания храмины и с людьми на высоту подъемлюще. 

*

Бысть же сия  лета  7061 - го  месяца  октовриа  в  2  день в неделю,  на память  святых мученик Киприана  и  устины,  в первый  час дни. И  бяше  тогда зело  многаго  страха и  ужаса исполненое  дело, ибо  от  запаления  порохов оных  многих  потрясеся  земля на местех  подкопных яко  от  великаго  и необычнаго  трясения;  близу  стоящие от страха  падоша на  землю.  Егда же  земля  на высоту подьяся, бяше  тма и мрак на мног  час,  яко и свет помрачися во дни оном. Града многия части от основания  опровергошася  и  стрелницы и  городки  разметани  быша.  И  несошася  древеса градныя на высоту со  многою  землею  зело  высоко,  и  с людми многими, и с прочим поганским ухищрением, противящимся  христианом.  И  меташе  поганых,  овых  во  град,  овых  в  ров, иных же за стены  градныя. 

*

Видев  же  царь  благочестивый  сие  со  искусными  советники  своими,  повеле  свою  царскую  великую хоругвь близ  врат градных  Арских поставити  и  сам ту близ ее ста со  всеми  мужественными  советники  своими  б,  в  них  же  бяху  нецыи  мужие  в  совершенных летех и состаревшияся во всяких добродетелех и искуствах воинских. 

Благочестивый  же  царь  без  всякаго  гнева, веселым  образом являяся, тихо рече ему:  «О,  человече, что  всуе  шатался  еси  толикая  пострадати, или не ведал еси прелести  и  лукавства проклятых казанцов  и  совета  их  послушал  еси!?»  Царь  же  казанский,  видев веселый  образ благочестиваго царя,  обрадовася  и  пад  пред ногами  его, вину  свою  объявляя, прощения  и  милости  прося, прелыценна  себе  сказывая  погаными  казанцы  и  прося  прияти  святое  крещение. Щедрый же православный  государь не  токмо  от  опалы  его  пощаде,  но  и  прощение  совершенное  дарова  ему. 

*

Вторые  есте  македуняне,   показавшия  с  царем  своим  преславныя  победы.  И  наследовали   есте   храбрости  и  мужества   прародителей  ваших,  показавших  пресветлую  победу  с  прародителем нашим великим князем Димитрием Ивановичем  за  Доном над  нечестивым  Мамаем  и  воинством его.  За которое ваше преславное  мужество  достойни  есте не точию от мене великия  милости и благодарения, но и от  вседержителныя  Божия  десницы воздаяния  и  венцов  страдалческих. 


Части  3  глава  6 

О  взятии  царства  Астараханскаго  к  Московскому  царству  и  о  приходе  под  Астарахань  турецкаго воинства.

По   сем   бодроосмотрительный   государь   и   собратель   царства   Российскаго  благочестивый  царь  и великий  князь Иоанн  Васильевич всеа России самодержец, хотяще осударство свое в совершенном покое и тишине имети, грубых же варваров до  конца  укротити  и  безвести сотворити, видящи  же,  яко  остася  еще под властию  их  Астараханское  царство,  иже и  прежде  бяше  под  державою  великих  и  князей  российских,  яко  о  том  в  летописцах  обретается.  И тогда  еще  Тмутаракань называлась.  

*

Городы же в той Таврике славныя  древния: Силдания, Кафа, Керкель, то есть Херсон,  Крым;  а новыя:  Перекоп стоящий  насреди  валу  земляного,  учиненнаго  от моря  до  моря,  а при  конце стены  тоя,  из  града идущи  на  левой  стране,  у  самаго  моря  стоит  башня,  учиненная  ради  хранения проходу  того,  Бакшисарай, то есть  царский  двор,  стоящий  яко  бы  среди  острова того  в  горах каменных  ниско. 

*

Знать мощно,  яко  там бывал град  некогда, еже познавается от стен оставшихся,  стоящих  у  пути онаго. От  той  дубровки  два дни  езды  до  Азова, иже  стоит  на  реке   Дону,  десять верст  от  устия, где  той  в  море  впадает. На другой  стране реки  Дона  стоит городок  Азак,  от  него же в десяти верстах есть кладязь воды смердящия,  тамо же и капище поганское  древнее, идеже первородные скоты богом своим жряху  татарове,  половину  его сожегши,  другую  же птицам и  зверем в  снедь  оставляющи.  

*

Вси  татарове,  кроме  пятигорцов и  черкас,  закон  Махометов  от  срацын  приятый обычаем  турецким отдавна содержат. Обаче ненавидят названия турецкаго и не хотят  того  слышать, дабы  их  турками звано,  точию  бусурманы,  яко  бы народ  избранный. 

*

Пеши никогда на войнах бывают, ниже пехоты между собою имеют. Мужественны обаче  и  смелы, един за  другаго  умирающи,  биются  с  неприятелем  даже  до  последния  кончины. Ибо  его аще неприятель с коня свержет, скаредно обсечет, и каликою учинит,  и  оружие  отъимет,  и  от  всего обнажа едва  жива  оставит  -  он  обачем  и  руками, и  ногами, и  зубами,  и  всеми  составы, каким  ни есть  способом,  даже  до  последняго  издыхания  обыче  боронитися. И  в  то  время  наипаче  достоит его  опасатися, егда затаится  яко  бы  умирая,  ибо  видящи  смерть  пред собою,  яко  уже  не  избыти ему  от нея, всеми  образы  о  том  мыслит,  яко  бы  мог  за собою  неприятеля  взяти. 

*

Такожде  и  из Дону реки мимо Азова прошествие  в море Меотское и инде по протокам претвердо загради,  соделав выше  Азова  яко  бы  в седми  верстах  на  Дону  реке  по  обе  стороны  его  две  башни, которых  языком  из  называют  каланчею, из них же чрез весь  Дон  от  башни  до  башни  протягнены  чепи   железныя  и  утвержденны  презелною  крепостию. 

*

Видевше же  остатнии,  яко  явственный гнев Божий изыде на них, поидоша препитания  ради  в Перекопскую  орду.  Государь же  и  тамо  поражаше  их. И наведе Бог на них  зной  солнечный,  и сухоту,  и  безводие. Идеже бо реки текли, тамо не токмо вода не  обреташеся, но  и копавши много ни мало обретаху  ея. Тако того исмаителскаго  народу  в  той  Орде  за  Волгою  и пяти тысящ мужей не осталось, их же число подобно  морскому  песку  было.  И  того  ради  и  ис  Перекопи  тех  нагайских  татар  изгоняху,  зане,  яко  речеся, и  тамо  бяше  глад велик  и  мор  престрашен  на  люди  и  скот,  яко  и  в  той  Орде десяти  тысящ  коней  от  тоя  язвы не  осталося. И тогда зело  было  удобно  время  мститися   христианом над  бусурманы  за  многолетную  кровь христианскую, безпрестанно  от  них проливаемую, и мир  содеяти  себе и Отечеству  своему  вечно. 


Части  4  глава  4 

О  Махомете,  прелестнике  агарянском, и  о  прелести, вымышленной  от  него. 

Вся  сия  история  писася  и  писатися  имеет  о  народех  скифских,  от  них  же мнози  прияша  закон,  паче же  рещи  беззаконие  или  прелесть махометскую. 

*

Сей  проклятый  прелестник, стаинник  диаволский Махомет родися лета от Сотворения  Света 6070-го, а  от  Воплощения  Слова  Божия  562-го, во  стране  Аравии, счастливая названной. Отца  имяше  от  племене  исмаилова  имянем Авдал, а матерь от племене  жидовскаго имянем Еннину; обои худаго и убогаго рода. 

*

Аравы  некоторых ради злых поступков к себе греческаго царя Ираклия ненавидяху его. Еретичества Ариева  и Несториево раздираху и превращаху церковь Божию со многою  печалию христианскою.  Жидове  аще  и  не  имяху  силы,  обаче  множество  их  бяше,  величайших  врагов христианских. Агарияне  и срацыни  велми возмогаху и мужеством,  и  множеством. Царство же Греческое всюду исполнено бяше неволников. 

Еже  все усмотрив, той прелесник Махомет иде в Палестину, веку своего осминадесяти  лет. И тамо между христиан и жидов живущи изучися от них, его же хотяше. И изучився  от  чародеев  накоему волхованию, пророком называтися  начат. И  надеющися на учение  свое, начат  учти  аравов, агарян  и  персов,  глаголющи,  яко  Христос  пришел  докончати  закона  Авраамова  -  аз же приидох окончати закона Христова. 

*

Потом присовокупи  к  себе  дву  иноков, еретиков  и  отступников,  единаго ереси  Ариевы имянем Сергия о сем повествуется, яко бяше той ереси ради арианския изгнан  из  Царяграда из  монастыря Каллистрата  реченнаго  во  дни  царя  Ираклия,  втораго  ереси  Несториевы,  Иоанна имянем,  и двух  жидов  отступников,  иже учаху  его. 

*

Жидов  ради  прият  обрезание,  но  повеле  не  во  осмый  день,  но  во  осмое  лето  обрезовати, дабы возмог сам ответ давати и обещание учинити. Суботу повеле чтити,  свинины не  ясти. В  лете целый месяц  поститися  и  не ясти,  токмо  в  вечер.

*

Гору Масличную в  великой  части  имети,  яко от нея вознесеся Христос на небо;  яко основание веры его бяше от жидов и ариан, иже вельми противятся божеству  Христову - тако  написа о Христе, яко инок той научил его. 

Еретиков ради  манихеев,  иже  тогда  умножахуся, написал,  яко  Христос  не  истинно  распят  есть, но  тень  его  о  сем  пишет  святый  Иоанн Дамаскин,  глаголя: «Поведал,-  рече,-  той  прелестник,  яко Христос  есть Слово  Божие и  Сын Божий, яко безсеменно  в  чистоте  родися,  но  тварь есть и  раб;  егда бо    глаголет Слово Божие и Дух Божий  сниде  на  Марию  -  и породила сына, иже есть пророк и слуга Божий. Егда же жидове  чрез  законы  распяша  его,  тень  его  распяша, а  он не  умре,  но  на небо взят  яко  возлюбленный  Богу, идеже вопроси его  Бог:  «Аще назывался еси Сыном Божиим?»  А  он отвеща:  «Буди мне милостив,  Господи!  Аз службы твоея не отрицаюся, но оныя  люди  лож  то  на мене возложили  и  неправду  учинили»,-  и  иныя  смеху  подобныя  басни  поведал.  Сие  Дамаскин  пишет.  Поганов  ради  и  агарян  повелел  солнцу  кланятися  и  падати  в землю  на  восходе  его;  почитати месец  Кубарь, еже  отдревле содержашеся во обычаех агарян.

*

К тому  обладали  было  Сикилию и пустошили Италию. И чрез триста лет непрестанно  приумножаху себе  государства,  овогда  обладали восточныя  и западныя государства,  и  быша много  лет  под державою срацынскою. 

*

По смерти  Махометове  Галл,  Абувеквар, Омар и Одман, сродницы его, кийждо от них  мнящися быти  истинным наследником  его, писаше  кийждо  от  них  закон  яко хотяще,  отнюду  же начетверо разделишася. 

*

Всяко  же  обретошася  неции,  имущи  повинность  хранити  и  помогати  закону,  иже тщахуся  излагати нань  безчисленныя  толкования,  далеко от разума и от словес  Махометовых. И попечение с прилежанием  имели о  том старейшины их, дабы в том  подстреглися,  и  вымыслили  два наилучшия к  тому  способия. Прежде  бо соборище  их,  Моавия  реченное,  избра  мужей  разумных  и  разсудителных  утверждения ради 165- того,  еже б бы належало  к  вере  в  соборищах  их;  и  того  ради  б собраша вся  писания Махометова и наследников его. Но егда не могоша ти согласити между собою, тогда Моавия  избраша от оных шесть мужей разумнейших и замкнувши их во  едином доме  повелеша  коемуждо  от  них  избрати  из  оных  писаний,  еже  бы  разумели  наилучшее. Тии  же  написаше учение  Махометово  в шесть книг, в прочия все  книги в реку въвергоша, положши казнь смертную оным, иже бы тако разумели или  поведали  о  их  законе. И  назваша книги  оныя  Алкоран. 

Есть  общее  мнение,  яко  болшая часть махометян сирийских и анатолских последуют  тайно прелести  Галловой и персидской. В чесом подстрегшися турки, во время некоего  смятения великое  тамо  учинили  мучение  и  сродников  оных  побиенных,  такожде  и  тех,  на  них  же подозрение  имели, из  Асии  в  Европу  преведоша. Отсюду  прострем  повесть  о  татарех. Тии,  яко  речеся  в  первой  книге  истории  сея,  начало  свое прияли  от  народа еврейскаго, а  прелесть  Махометову  прияша во  оных  временех, егда приидоша из Скифии  и населишася в странах вышереченных. А прочии  татарове  прияша мнози  един по единому  прелесть  Махометову. 

*

Татарове  же  китайския  вси  осташася  во  идолослужении, но обаче обретается в них много  христиан ереси  несторианския,  отчасти  же  и  махометанов. 

*

Турки  паче  же  европския,  двояки  суть,  едины  природныя, вторыя  прибылыя. Природных нарицают,  иже родителей турков имеют, а прибылыя, иже повергши святую  нашу веру или закон Моисеов бывают махометяны.Сие творят христиане обрезающеся  тии  же  токмо  палец  возносят. 

*

Множайшая е же часть христиан бывают махометяны и неволею. Ибо султан турецкий  посылает  в  куюждо четыре  лета во  области  европския, избирая  имати  у  коегождо  христианина  от  трех  сынов единаго, по  разсмотрению  зборщиков.  Емлют  же их от  десяти  лет  до  седмагонадесять  лета.  ,


Части  4  глава  5 

О  начале  и  селениах  турецкаго  народа, и  о  разпространении  их,  и  о  султанех  некоторых,  бывших до  Атомана  перваго  султана, прародителя  султанов  турецких. 

*

Древний  эограф  Плиниус   описует  турков селения  своя  имущих  между  народов, пребывающих во Асии Меншой,  яже ныне Анатолиа  имянуется, со ону страну моря  Меотскаго  *от  нашея  страны глаголюща. 

*

Сих же турков и  газарами  называли, яко той же Бороний пишет, яко царь греческий  Ираклий воюющи противо персом примирил  себе  восточных  турков, их  же  газарами  называли. 

*

Сей  Зевил  бяше  по хагане  вторый  обладатель у турков, к ним же от страны Ласик и прииде  царь Ираклий,  его  же  видевше  тии  поклонишася  ему  и  с  вождем  своим  Зевилом.

*

Во  иных историях  о сем не обретается,  точию  Белской  наменил  о сем, яко той царь  Мануил даде  воинству  христианскому,  во  Святой  земле  сущему,  помощь  противо  Саляд на султана египетскаго лет вышеимянованнаго. На той поведает, яко обступили  было  град  Дамиату, то  есть Алкаир во  Египте. Но  обаче  без  тщеты  отъидоша. 

*

К тому быша  тамо два вожда христианских  оев, един имянем  Гвидон, иже бысть царем иерусалимским,  вторый  имянем  Раймэнт,  иже  назывался  повелителем  иерусалимским. Сей воста противо Гвидона и проси помощи у султана вавилонскаго  или  египетскаго  Салядина имянем. 

*

Такожде  в руце  его  прииде  и Троя град преславно знаменитый многих ради браней,  их  же  имеша цари его с  греческим народом. Тамо же и Пергам град асийский, и Ефес  пресловущий  многими соборы, иже  совершахуся  в  нем.  Еще  град  Тарс  во  стране  Киликийской,  отечество  святаго  апостола Павла. И во стране Ликийстей град Патара,  идеже  родися  святый  Николай чудотворец, и Миры град, идеже архиепископом бяше.

Бысть же  тогда и  глад  велик,  и  толика  нужда  облия  страны Греческаго  царьства и  прочия! Яковыя прежде  очи  не  видеша, ниже ушеса  слышаша,  яко  бяше  умилйн  позор  видети  таковая.  Оста  земля всех  благих  пуста,  яко  людей  и  скотов,  тако и  плодов земных. Не  бе  бо  князя,  ни вожда, ни наставника в людех, ниже спасающаго,  ниже  избавляющаго. Но  вся исполнишася  страха  агарянскаго  и  сердца  храбрая  доблственных  мужей в сердца жен слабейших превратишася. И воистинну ублажаху  тогда живыя прежде умерших, не видевших таковых зол. Быша же сия лета 6879-го, в  царство  Греческаго  царя  Иоанна  Палеолога. 

*

 Тамо же слышав, яко умре сербский деспот Стефан, а по нем бысть властель братанич  его Георгий или Юрик, его же Хронограф называет Гург или Груб, обрати тамо воинство  свое,  воюющи  Сербию и  Далматию.  Еже слышав  деспот, хотящи укротити  прещение  Амуратово, присвоися  к  нему, дав ему  дщерь свою в жену, аще той иных имел немало. Бяше  бо и сам той деспот ни христианских, ни турчин. Егда некто законник наказоваше  его дабы совершенно держал христианскую веру, он же отвеща:«Хощу лучши повешен быти,  нежели христианскую  веру  держати». 

*

По смерти  Амуратовой  янчары учиниша  смятение  велие, и  тогда жидов,  греков,  и  армян, и христиан грабили и побивали. Ибо таков у них вкоренися обычай по смерти  султанов  их.  Тело  его сын  его  Махомет,  намазав мастями,  отвезе  к  погребению во  Асию во  страну  Вифинийскую,  идеже обычай  тогда бяше  погребатися  султаном. 

*

Стены  же  убо  градския  красотою  и  высотою  аще и  по вселенней славни бяху, но  нерадением греческих началников промысла и покрова пусты суще, зело обетшаша и  ослабеша.  Егда же отвсюду  турки  обседоша  град  и  вся  яже  на  разорение града  уготоваша,  умыслиша сотворити явный  приступ  ко  граду. 

*

И повеле царь своим тихо  сошедши со стен вся стенобитная устроения, иже осташася  от  турков под  стенами  града,  огню  предати.  А сам с патриархом, и со всем собором,  и  з  боляры поиде в великую церковь, благодарящи Бога: мняху бо Махомету, видевшу  толикое  падение  своих, во ужасе быти и отступити от града. Но той зверообразен сый  не тако  смышляше. И во  вторый день посла видети убиенных своих, и возвещено ему  бысть  о  множестве  их.  Он же  посла  полки  многия  взяти  трупия, а  царь заповеда своим  во  граде, да не претят того турком никоим оружием, да очистятся рвы и потоки. И  тако нечестивии  взяша  трупия  мертвых и пожгоша  их. 

*

Во  оных  же  пушках  две  пушки  зело  велики,  яко  ядро  единыя  бяше  в  пояс  стояща мужа, другая  же в колено. И  сию  великую  пушку поставиша противо стены,  юже  Зустуней  храняше  -  бяше  же  стена та низка  и  ветха. 

*

И поиде  в ю церковь,  и  тако  вниде я  мерзость запустения  ю  во а святилище  Божие,  и  ста  на  месте  святем. Патриарх  же  и  весь народ  озопивше со слезами падоша вси  на землю. Султан  же  помовав рукою да престанут и умолкнут. И молчанию бывшу рече  к  ним:  «Тебе  глаголю, Анастасие,  и  всей  дружине  твоей,  и народу сему. От дне сего  к тому  не бойтеся гнева моего, ни убивства, ни пленения». И обращся к военачалником своим  повеле,  да  запретят  воинству, дабы  ни  коего  зла  творили народу. Аще же кто  дерзнет  повеленное  преступити,  смертию да умрет  таковый. И повеле всем изыти  из  церкве,  хотящи  видети  урядство  и  сокровища  церковная. 

*

Пишут  еще,  егда взял  Махомет  султан  град  той,  повеле  жителем градским вся своя  сокровища снести  на  едино  место. Егда же снесени  быша,  зело  множеству таковому  удивися  Махомет,  яко чрез  чаяние  его  бысть  таковое  множество, и  удивився   рече:  «О  народе  безумный!  Где  ваш прежде бывший разум? Ибо сим сокровищем не точию  мне, но  и  не  вем  кому  могли  бы есте  не ,  токмо  отпор  учинити, но  и одолети! Того  ради  не достоит  вам  множае  на  свете б жити,  губителем  сущим  своего  Отечества».  И  того  ради  давши  знак, всех  мужей  благородных и нарочитых побити  повеле, остави  же  точию народ  простый,  и  жен,  и  детей. 

*

Того  же  лета  той же  султан Махомет  поиде  Понтийским, то есть Чорным морем, имы  с  собою  на седьмидесяти  галерах  множество  воинства, в  Таврику  Херсонскую. Иже  пришедше  облегоша в Таврике  град  славный  пристанищем  морским  и  купечеством названный  Кафа, иже  отдревле  называлъся   Феодосиа,  бывший  тогда в  державе  италиан  генуенских. 

*

Имяше бо  тогда  султан  египетский  в  воинстве  своем мамалюхов суть  то  народ  мэринский, иже бяху новообрезанныи по закону махометскому  и зело мужественно  бишася с турки. 

*

При  обладательстве  сего  Баозита султана н лета  7017  бысть  велие  и  страшное  трясение  земли  во Фракии, и  во  Греции, в  Боссенском  и Далматском государствах. Паче  же  в Константинополи толикое  бысть  трясение, яко вся каменная здания зело  колебахуся.  От чего устрашивъшися  Баозит султан, убояся жити в полатах, но изшед из  града  в  поле  в  наметах  обиташе  и  немало  время  проживе  тамо.   Сим  тогда  трясением падоша в Константинополе  предивная  древняя  здания, в них же неколико столпов, иже  во  время  древних царей  греческих  на древнем подромии стояли, и три  башни; такожде  и  полаты царя  Константина  Великаго, и  древняго  великаго  храма,  иже бысть Софии-Премудрости  Божиа,  половина  паде. 

Ибо  бяху  тамо  знаменитыя  воины, нарицающияся  воини  гроба  Господня  или  иерусалимъския, иже изгнани  будучи из Иерусалима от срацын, утвердишася тамо. Оттуду  же  изгнани  утвердишася на  острове  названном  Мелите,  сущем  на море  Ливийском;  немцы и  турки  называют  его  Малта. Отнюду  же  воини  тии  великия  тщеты  творят  турком, водная  их  воинства  побеждающи.

*

Поведают  бо, яко  Ибраим-паша вывез  из  Каира множае шести  милионов сокровища.  Махомет визирь  кроме  иных  многих  богатств  имел  пять  тысящ  пленников. Султана Селима Втораго  сестра имянем Султана  имела доходов на всякой  день  две  тысящи  пятьсот  цекинов. 

*

Еже  от страны рода их, никогда  приемлют в янчары народов асийских, но токмо  европских. Ибо суть  тии  множае,  яко  и  всегда были,  слабы  и  склонны  к  бегству  паче,  нежели  ко  брани. Противным же  образом народы европския  всегда  почитаны  были  крепкими  и  мужественными.  И того  ради  на  Востоце  называют   воинов  турецких  асийских  природным их  именем  турками, а  европских  румы, то есть римляны. А еже  от  страны  способности  их  к  делом воинским,  емлют  отрочат, яко  речеся,  от  десяти  лет до седьминадесяти, в которых познавают знаки силы, дерзости  и  смельства.  Ибо  сия  три  вещи доброму  воину  потребны. 

*

Сие  воинство,  то  есть  янчары, лет  тому  яко  сто  или мало болши велми отменилося  от  оных  первых. Уже  бо  ныне  допущают  в  янчары и  турков, паче же из Асии, а пред  тем  не  приимали  в чин  той, точию христиан, и  то  европских  токмо.  К тому  уже и  женятся  противо   стараго  обыкновения,  и свободно  им  того  соизволяют.  Такожде  непрестанным  житием  в  Константинополи  его  же  несть  нигде  прохладнейшаго изленилися  и  стали  своеволными и  злодеями. 

*

Имеют турки пушки толико великия, яко не точию ядра, но звук их един сокрушает  стены. 

*

Град  той  долговат, не  велми широк,  основан  на седьми  холмах,  яко  древний  Рим во  Италии. 

*

Сии  подземныя трубы, на  некиих  местех  попорченныя, построил  великим  имением  Солиман султан, и  разспространил  их, дабы множае  воды шло ими, не точию в сарай,  но  и  в  прочия нарочитыя  места града. И  от  онаго  приводу  воднаго  исполнени суть во  граде  640  фонтанов водою,  кроме  общих бань, в них же непрестанно купаются  людие  разных  народов, дающи  от главы по  пяти  аспр турецких  аспра е   3  денги  российских.  Аспры  суть денги  серебряныя,  подобны денгам  Московским. Сицевых бань обретается во граде 240, кроме прочих мест, яже  за градом к купанию належащих,  от  тоя  же единыя  воды, юже  Солиман  разпространи  на  исходящих. 

*

Есть  еще  и  иная  вода, трубами  еще в старые  лета тако разумно приведена, яко  никто  может  познати,  откуду  истекает. 

*

Первая  и  началнейшая   мосхеа   Айя  Софиа,  древний  храм  христианский,  от  Константина Великаго сокровищем неизчетным соделанный, блиско сарая султанскаго,  идеже  погребены  сыны Атомановы. 

*

На той  же  площади  стоят  три  змия  извитых,  главы  имеющии со отверстыми  челюстьми, литыя из меди, обрасцом художественным велми старои. Но единому  от   тех   змиев   отсече  сам   Махомет  султан   половину   челюстей,  егда   взят  Константинъград,  мнящи, яко бы соделана та вещь чарования  ради, еже бы турков очаровати. Сия  змеиныя  столпы толико  велики,  яко до половины пирамидов  оных  досязают, и  мнятся  яко  в  тридесять лактей  в  высоту  суть  от  земли. 

*

Аще султан  турецкий  имать сына, то по уставу Махометскаго закона не обрезует  его  даже до третиагонадесять лета. Пребывают же оныя их обрезания чрез осмь  дней  с  великим торжеством и радостию, паче же аще есть сын первородный. Потом посылает  его  на  властельство  во  Анатолию, дабы в каком граде был яковым судиею и  разсуждал окрестныя  области. ,

*

Весь закон  Махометский,  иже  описан во единой книге, Алкоран названой, разделяется  в  четыре части от четырех учеников его разделенный иже поведаются премудрейшими в  том  его бладословии  быти. 

Называют  то их учение дорт мадгеб, еже есть четыре состава или части. Первую часть  называют шафей, вторую  канес,  третию малех,  четвертую  камбал.  От них  же первая  учит  обычаем, вторая чином к молитвам, третия единому точию супружеству, четвертая праву  гражданскому. В сих  уставах  не соглашаются между собою махометани и едини  других  еретиками называют, разумеющи,  яко ложно те четыре устава толкуют, такожде  неправо  и  верят,  и  отступают правдиваго толкования Алкорану  Махометова. Паче же  персове  и  срацыни не  любят  турков  того  ради,  ибо  персове  держатся  учения  Галлова,  зятя Махометова, иже  еще  ‹по› ю правоте Махометове  толковал Алкоран  его  и  был  во  управлении  судов,  и  во  учениах,  и  всяких чинах  махометовых  наместником  его. Турки  же,  татарове  и  арапи  последуют  учению двоих учеников  Махометовых,  им же  он  закон умирающи  вручил,  ибо  в  то  время  Галла не бяще с  ним. Называют единаго от них Абубахер, втораго  Омйр. Иже не последуют разумению  Галлову,  но свое толкование на закон , Махометов написали. Персове еще их укоряют,  якобы  они  умыслили  завет  Махометов  при  смерти ево  и  написалися  в  нем сами учеными в  законе  его  быти. 

*

Пятое   завещание  о  обрезании,  дабы   кийждо   мужеской   пол   обрезовался   в  триехнадесяти  летех на  напоминание  Исаака сына Авраамова,  иже в те лета бяше  обрезан, о  нем  же утвержают,  яко  от него  изыдоша.  Аще  бы  кто   необрезанный  имел  общение  з  женою  Махометскаго закона, имать таковый  до смерти на галеры  послан  быти. 

Обычаи  же, их  же  тамо  странъники  творят,  сии  суть.  Прежде  посещают  дом той, в  нем же  стоит гроб  Махометов, в  нем же  точию  едино  сребро  Махометово; поведают  убо  турки,  яко той есть самый дом, в нем же Авраам праотец вознести хотел на жертву  Богу сына своего, но обаче не Исаака, яко наша христианская учит Библиа, но глаголют  Исмаила,  его же роди от рабы своея, названныя Агарь. И тако поведают, егда Махомет  родился  в  том граде Мехе и начал первее закон свой разширяти во отечествии своем,  тогда ангели  принесоша дом  той  из  Иеросалима  и  поставиша на  оном месте. 

*

И творится молитва оная часа яко четыре. Глаголют же еще они яко на той горе первых  наших  праотцев  Адама  и  Еву  изгнав из  рая  поставил  есть  Бог,  и  яко  тамо  они  покаяние  за  грех  свой приносили  и  отпущение  испросили.  И того  ради веруют, яко  такожде  и  им  грехи  отпущени  имут быти,  яко  и  они молятся  на том же  месте. 

*

В этом списке  после текста  «Скифской истории» (на л. 241об.-  243) приложена статья  «О  козарех».  В статье говорится о скифском происхождении хазар, их расселении,  занятиях,  обычаях, а также  о  покорении  их  половцами  и  татарами. По  стилю  текст  приложения  сходен со  «Скифской историей»  -  то же стремление проследить историю  народа. 

****


Лызлов   сообщает   некоторые   сведения о   народах,   обитавших  на  Волге  и  в  Причерноморье до  прихода татаро-монголов,  отмечает недружелюбное отношение  половцев  к  русским,  постоянные войны  с  ними  и  сетует  по  поводу  их коварных  действий  в момент  битвы на р.  Калке. Однако он стремится  быть  объективным:  называет половцев народом «военным и мужественным», «язык же с российским  и  с  польским,  и  с  волжским смешан  имели». 

*

Основываясь на  «Степенной  книге» и «Синопсисе», А.И. Лызлов сообщает о переписи  населения, проведенной  численниками, и останавливает внимание на многочисленных  восстаниях  русских  городов  против  баскаков  в  1262  г. В  соответствии  со  своими  социальными  взглядами  автор  считал, что  в восстаниях  проявлял  инициативу  не  народ,  а  князья,  якобы  договорившиеся  истребить баскаков. 

*

Сама  постановка  вопроса  о  причинах  успеха  турок  и  рассуждения  о  жадности  вельмож, предпочитавших  закопать свои  богатства, чем  употребить  их  на оборону  государства,  созвучны точке  зрения  на  этот  вопрос  И.  С. Пересветова,  русского  публициста XVI  в. Причиной  падения  Константинополя в 1453 г. автор считает также  «междоусобные  христианские развраты и  нестроения».  Он отмечает стяжательские  намерения  некоторых правителей западных стран самим овладеть Константинополем  и  его  богатствами  (как  это  было  во  время  крестового похода  1204  г.),  затем  равнодушно  взиравших  на  его  неминуемую гибель из-за распрей с греками. Вместо  помощи  Византии  они  тем самым  способствовали  турецким  завоеваниям. 

*

«Лист  6»);  «Тело  же  его  скверное отвезено  и  погребено бысть в земле татарской, ю  же  Ботер (на поле:  «Часть  1,  лист  167»)  называет  Загадай,  во  граде  Самаркандии,  который Гвагнин  (на  поле:  «О татарех,  лист  18»)  называет  столицею  всех  градов  татарских» (л. 19,  21об.,  22, 24, 30). 

*

В  названиях  народов Лызлов  видел  и  источник  для  их  изучения.  «Так, приведя  путаные  объяснения  польских  хронистов о  происхождении  половцев  и  готов,  от  которых  якобы  идут  литва  (ятвяги)  и  пруссы,  он вполне реалистически  пытается  объяснить название  половцев:  живших  в  полях,  занимавшихся  ловлей зверя,  „полеванием и  „полоном“  -  грабежом» (л. 14) 

*

Среди  его рассуждений  нередки, например,  такие:  «Начало  народа  турецкаго  вышеписанными и  иными многими  свидетельствы  утверждается  быти  от  скифийского, то есть татарского народа, еже показует  единако наречие, единакий  обычай,  единакий  порядок  военный;  аще в наречии и разнство имеют, то невеликое,  яко  московское  от  полскаго» (л.  185об.).  Опыт  зарубежных историков  подсказал Лызлову, и значение археологических памятников, отмеченное в «Скифской истории» 

*

Мнение М. Стрыйковского  и  М. Бельского  о  родстве  половцев  и  печенегов с  литовцами  и ятвягами,  приведенное  в «Скифской  истории», не соответствует  истине:  первые имеют  тюркское происхождение,  а  вторые  -  индоевропейцы. 

*

Ариане  -  последователи  александрийского  священника  Ария  (ум.  в  336  г.),  утверждавшего, в соответствии с древней традицией, что бог-сын Иисус Христос  не  единосущен богу-отцу, не  вечен, но  сотворен,  «подобосущен».  Несмотря на поддержку имп. Константина (ум. в 337г.)и Констанция (337-361гг.), ариане потерпели  поражение  в борьбе  с высшими церковными иерархами и были осуждены как еретики  на соборе  381  г. Арианства долгое  время придерживались  германские племена готов, вандалов и др. Последователи  константинопольского епископа Нестория  (ум.ок. 451 г.)  считали, что  Христос  -  человек, который через наитие святого духа стал мессией, а  также отстаивали союз церкви с императорской властью. Объявленные на Эфесском соборе  431  г.  еретиками,  гонимые  несториане  расселились в Иране и Средней Азии, часть  их  добралась до  Китая. 33  Рассказ об арианине Сергии и несторианине Иоанне был   сочинен   католическими   авторами  с  целью   дискредитации   арианства  и  несторианства.  Недостоверен также рассказ о встрече пророка Мухаммада с имп. Ираклием. 

*

Религиозное учение манихеев (по  имени его основоположника Мани, казненного в 276  г.) рассматривало  окружающий  мир  как  воплощение  зла, борющегося  с  добром в человеческой душе.

*

Имеются  в  виду  чрезвычайно  популярные  в  славянской  книжности  «пророческие»  тексты  о падении  и  возрождении  Константинополя. Один из  них - легенда о явлении  имп. Константину Великому еще при закладке  города  «знамения» со змеем и орлом, истолкованного   предсказателями  в  том  смысле, что  заложенный  город  будет  славнейшим во Вселенной местом битвы «христианства» и «бесерменства»: потерпев  сначала   поражение,  «напоследок  паки  одолеет   христианство  бисурменства,  и  седмохолмнаго (Константинополя.-Авт) приимут и в нем воцарятся».Льву Премудрому  традиция  приписывала авторство  пророческо - поэтического  текста  аллегорического  жанра  (XII в.) под  заглавием  «О  будущих  временах»,  переведенного  на славянский  язык  деспотом Стефаном  Лазаревичем  между  1400  и  1407  гг.  Эсхатологическое «Откровение»  епископа  Мефодия,  существовавшее  во  множестве  редакций, было  хорошо  известно  на  Руси  уже  в  нач.  XII  в. После  падения  Константинополя  эти  «предречения» (в  великом множестве различных переводов и толкований) становятся  чрезвычайно популярными в  русской политической публицистике,  «подтверждая», что  «российский  род»,  вместе  с  покоренными христианами, освободит Константинополь  от  турок  и  возродит  «славу»  православной  империи. 

*

Мамлюки  (от  арабского  мамлюк  -  раб,  в  частности  -  белый  раб)  -  гвардейцы последних султанов  династии  Айюбидов, самостоятельно  правившие  в Египте  с  1250  по  1517  г. (в  Сирии  -  до 1516  г.).  Мамлюкские  султаны линии  Бурджидов  (1382-1517  гг.)  были  в  основном черкесами  с Кавказа. А.  И. Лызлов, вслед за  М. Кромером  и  М. Стрыйковским,  ошибается,  считая  мамлюков «муринами»  -  так  в  Древней  Руси  называли  негров. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий