пятница, 9 апреля 2021 г.

Бобринский А.А. Горцы верховьев Пянджа.

Горцы разсказывали намъ,что во времена Муковъ горы были густо заселены и земли обрабатывались более чемъ теперь. Мы сами имели возможность удостовериться, насколько въ старину, в сравнении с настоящимъ временемъ, водопроводная система была шире развита, насколько она была совершенна, насколько по склонамъ горъ ею было больше и выше отвоевано земли подъ культуру. Остатки арыковъ, следы некогда обрабатываемыхъ полей, мы находили въ местахъ, теперь совершенно дикихъ, пустынных и расположенных на много выше современной предельной линии культурных земель. По словамъ горцевъ недалеко отъ кишлака Мадрушкатъ въ Калаи Хиссаракъ была крепость Муковъ. Народъ Мукъ, какъ передають предания, впослъдствии покинул горы и ушелъ куда-то на западъ. Киргизы верховьевъ Сурхоба и нижней части долины Алая также сохранили память объ этом народе. Сохранившиеся арыки в этой местности приписываются местными преданиями работе того же народа Мукъ. Когда Киргизы ссорятся изъ за воды, то говорятъ: «арыкъ не твой, не ты его сооружалъ, а Муки».

22

Все эти края  еще  съ  древнъйшихъ, до - историческихъ  временъ,  по  современнымъ предположенiямъ, были заселены народами, говорившими на такъ называемомъ арийскомъ языкъ,  т.-е.  предками  Иранцевъ и санскритскихъ Индусовъ; при этомъ предполагаютъ, что древнейшимъ мъстомъ пребывания т. н. Арийцевъ быль Хорезмъ (оазисъ Хива), а также кажется правдоподобнымъ,что въ междуръчии (Яксартъ-Оксъ) въ Кокандъ, Хутталъ, а также въ Бадакшане, на лъвомъ берегу Окса, поселились еще въ далекия времена тъ же Арийцы. Отсюда стали выделяться Арийцы, расходясь въ разныя стороны: на югъ черезъ Гиндукушъ будущие Индусы, на западъ и юго- западъ будущия различный иранския народности, заселившия Персию и края, простирающиеся до Каспийскаго моря, на востокъ до Яркента и далее современные Таджики, горныя племена верховьевъ Пянджа, Сарыкола и долины Яркентъ - Дарьи (Pakhpos).Надо предположить, что перемещения и смешенiя народовъ и племенъ начинаются въ Бактриане и Согдиане съ появлениемъ Сакарауковъ, Тохаровъ, Юетчи ).

30

По южнымъ склонамъ Гиндукуша: въ Кафиристанъ, въ Когистанъ Инда, въ Читралъ, Гильгитъ и Кашмире живут племена, малоизвестный язык которых принадлежит к великому арийскому семейству и, как G. Grierson полагает, представляющий третью самостоятельную ветвь  семьи, не  принадлежа ни къ  иранской, ни къ  индийской. Въ настоящее время все эти племена принято объединять, главным образом,на основании географическаго ихъ расположения, отчасти по лингвистическимъ признакамъ на три группы: западную— Кафиры, северную —Khо-war (xo-war) —Читральцы и восточную группу—Дарды, а языки, на которыхъ все эти группы говорит, Grierson объединяет под однимъ общимъ именемъ Paisaci или Pisаса. По его мнению, все эти языки ближе всего подходить къ восточно-иранскимъ языкамъ, на которыхъ говорятъ горцы на севере отъ Гиндукуша, и какъ он называетъ их, Гальча, а также близки они къ Пашто, на которомъ говорить племена, облегающия вышеназванныя группы съ юга и юго-запада). Вообще племена, живущия на съверъ отъ Пешаверской долины (Кафиры, Дарды), мало еще изучены, несмотря на изслъдование ихъ Lеrпегомъ и RоЬеrtsоn'омъ).

35


Къ жителямъ низменности горцы относятся несколько пренебрежительно, говоря, что среди нихъ царить ералашъ, т.-е. смешение (расъ).

46


Малыши въ теплую погоду часто бегаютъ нагишомъ. Дети въ большинстве случаевъ миловидны, краснощеки, съ хорошими живыми глазами. Все, мужчины, женщины и дети носять массу всякихъ ладонокъ, амулетовъ, навешивая ихъ на шею, привязывая къ волосамъ (женщины и дети), вшивая ихъ въ одежду.Насколько горцы мужчины имеютъ выразительныя, осмысленныя лица, насколько они вообще производить бпагоприятное впечатление, настолько женщины въ большинстве случаевъ производит отталкивающее впечатление. Нездоровый, бпедножелтыя, одутловатыя или чрезмерно худыя лица ихъ грубы, съ тупымъ животнымъ выражениемъ. Общий видь женщины крайне невзраченъ и неряшпивъ. Вялая, неуклюжая въ грязной рубахе, с растрепанными волосами, с грубым голосомъ и смехомъ, вотъ какъ она представляется вамъ въ своей домашней обстановке. 

53

Объяснить  эти  непривлекательный  свойства  горной  Таджички  подневольнымъ затворничествомъ нельзя; вдали от центровъ однобокихъ культуръ люди везде живутъ естественной, нормальной жизнью и в горахъ, насколько мы могли заметить, женщины живутъ вполне свободно и своих лиц даже перед нами, иностранцами, редко закрывали. 

54

«Открытая ладонь съ пятью пальцами первоначально служила симзоломъ индийскаго бога-обезьяны Дакша, который измерялъ ею семьдесятъ двe пятидневныя недели года египетскихъ и сирийскихъ сыновей Озирисъ—Сахъ, бога кипарисоваго дерева Библоса. Этотъ божественный символъ открытой ладони съ пятью пальцами часто изображенъ на древнихъ памятникахъ юго-западной Азии и Индии. Великий храмъ Бэла, бога огня и солнца въ Борсиппа, называется храмомъ правой руки, и одно изъ названий Вавилона было городъ Ану, божественная рука.

114

Olufsen op. cit. принимаетъ за достоверное разсказы горцевъ, которые относят постройку большинства замковъ въ Вахане, Ишкашиме и отчасти на Шах- Даре Сияхпушамъ, и на этомъ основании (сравнительной сохранности замковъ) предполагаетъ, что Сияхпуши владели Ваханомъ и Ишкашимомъ сравнительно недавно (р. р. 172, 211). Мне кажется, что исходная точка подобнаго суждения, неправильна.Нельзя относить постройку замков Сияхпушам. Стоить, например прочитать книгу Robertsona (наиболее основательно изучившаго кафировъ), чтобы убедиться, насколько культура Сияхпушей  низка, насколько она ниже культуры горцевъ верховьевъ  Пянджа. Трудно предположить, чтобы подобные дикари, разбитые на безчисленные, вечно  враждующие  кланы, занимающиеся, главнымъ образомъ,разбойничьими набегами на соседния с ними племена не имеющие у себя никакихъ сооружений, близко подходящихъ къ только что описаннымъ, были некогда способны на возведение обширныхъ, прекрасно построенныхъ (по словамъ автора, лучше туземн. построек р.192) замков, притом замечательно целесообразно распределенныхъ по стране для наилучшей ея обороны (слов. авт. р. 174). Дикари не способны на подобную организованную, систематическую работу.

120

Пещеры поражають своею чистотою; земляные полы чисты, мусора на нихъ нът и только потолки и очаги покрыты большей или меньшей копотью.Большинство сохранившихся пещеръ обезображены пробоинами и проходами, грубо, кое-как, пробитыми то въ потолке, то въ полу или въ стънахъ, смотря, какъ ближе и удобнее было пробиться въ соседнюю  пещеру.  Подобными  грубыми  переходами,  по  которымъ  человеку  трудно пробраться,объединены цълыя группы близ расположенных пещер. Время не позволило изследовать болъе подробно пещеры, вскопать полы. Необычайная опрятность половъ не дала намъ возможности что-либо подобрать съ нихъ.Горцы, не сохранивъ никакихъ преданий относительно пещеръ, передавали намъ, что вырыты они дэвами**®). 

121

Причина, заставившая  Тохаровъ покинуть свою родину,  вероятно, тотъ самый врагъ культуры, о которомъ упоминаетъ Sven Hedin, т.-е. песокъ пустынь, который засыпалъ не мало городовъ въ пустыне «Takla-Makan».

126


Комментариев нет:

Отправить комментарий