среда, 26 мая 2021 г.

Обзор мероприятий МВД по расколу с 1802 по 1881г. (1903г.)

Настоящая записка имеетъ целью представить систематический обзоръ тъхъ мъръ и распоряжений Министерства Внутренних Дълъ касавшихся раскола, какия были изданы со времени образования сего Министерства,) то есть, со второй половины 1802 года и до вступления на престолъ ныне благополучно царствуюшаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III.

3

Правительства необходимость применения къ непокорнымъ вероотступникамъ одного изъ пунктовъ Уложения Царя АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, в котором предписывалось: «вероотступниковъ, боголживниковъ и церковныхъ мятежниковъ— казнить, жечь огнем без всякого милосердия.»В силу приведеннаго закона начались преследования раскольниковъ, которыхъ подвергали строжайшимъ наказаниямъ: ихъ мучали, истязали, ссылали въ отдаленныя места, нещадно били кнутомъ и наконецъ предавали смертной казни. Но все эти меры жестокости не только не подавляли  раскола, а напротивъ того увеличивали число его  последователей,  которые  смело  шли на  плаху,  считая  себя мучениками за  веру и,  сплачиваясь между  собою все более и  более,  предпочитали смерть подъ ударом кнута и топора подчинению тъм нововведениям, какия, по мнению ихъ, имъ навязывала незаконно духовная и светская власти.

4

Раскольниковъ, которые хулятъ Св. Церковь, производятъ въ народе соблазнъ и мятеж и остаются упорными по троекратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь въ срубе.

5

Техъ, которые перекрещивали  взрослыхъ и  дътей,  называя  прежнее ихъ  крещение неправымъ,- казнить смертью.Техъ, которые перекрещивались съ своими детьми если раскаятся,-бить кнутомъ и отсылать для исправления къ местнымъ архиереямъ, а если останутся  упорными, - казнить  смертью.  Обличенныхъ  въ  укрывательстве  у  себя раскольников, въ доставлении пищи, пития и. т.п., если сознаются, одних, судя по винъ, бить кнутомъ, а других ссылать в дальние города и т. д.)Едва появились эти правила, как массы народа поднялись с своихъ мъст, бросили свод жилища и с грудными младенцами безъ всякихъ средствъ, бежали куда глаза глядятъ: одни въ непроходимые лъса и  болота, а некоторые даже за предълы отечества. 

6

Въ 1716 и 1718 гг. установленъ штрафъ за небытие у исповеди и раскольники обложены двойными податнымъ окладомъ *).

8

Въ томъ же 1721 году, сделаны следующия распоряжения: 1) объ отобрании у частныхъ лицъ харатейныхъ и старопечатныхъ книгъ, 2) о розыскании раскольниковъ, жившихъ въ Муромскихъ лесахъ и о раззорении ихъ лесныхъ жилищъ «такъ. чтобы и слъдъ того мъста не былъ знаемъ»

9

Детей, записанных раскольниками, также крестить и при крещении быть вocпpiемниками православнымъ; от родителей такихъ детей, которые крещены по обрядам церкви брать сказку за порукою и роспискою, что учить раскольническим преданиям и двоеперстному сложению не будутъ подъ опасениемъ жестокаго наказания. 

10


ръзныхъ и отливныхъ иконъ не держать, понеже въ греческихъ и другихъ православныхъ странахъ доселе такова онымъ резнымъ и отливнымъ содержания, кроме помянутыхъ малыхъ искусно состроенныхъ крестовъ й панагий, не бывало и ныне не обретается, а въ Pocciи сей обычай, что разныя неумеренныя иконы устроять вошло отъ иноверныхъ, а кои наипаче отъ Римлянъ и отъ последующихъ имъ порубежныхъ намъ Поляковъ»).

11

Вменено въ обязанность раскольникамъ носить сверхъ платья особые знаки женамъ ихъ особенное платье, а при Сенате учредить столъ для делъ раскольническихъ).

12

Въ  1745  году,  воспрешено  раскольникамъ  называться  староверцами,  скитскими общежителями и пустынно-жителями и подтверждено не совращать православныхъ въ расколъ, брать узаконенные паспорты при отлучкахъ отъ местожительства и носить установленную одежду).

18

Независимо отъ обнаруженныхъ ранее сектъ «хлыстовъ» и «скопцовъ» появляется еще секта духоборцевъ, к которой ИМПЕРАТОРЪ ПАВЕЛЪ отнесся крайне строго собственно потому, что  последователи  оной,  главнымъ  образомъ,  не  признавали  Богомъ поставленной  власти на  земле.  Въ  Именномъ  Указе,  данномъ  28 Августа  1799 г. Правительствующему  Сенату  по  случаю  открывшейся  въ  Новоросийской  губернии духоборческой  секты,  какъ  сказано  въ  указе  «издавна  въ  России  умы и  сердца развращающей», предписано было «всехъ изоблеченныхъ въ этой ереси отослать въ Екатеринбург вечно къ разработке рудниковъ, содержа ихъ всехъ скованными и употребляя въ наитягчайшия работы, «дабы», продолжаетъ Указъ, «ciи духоборцы, отвергающие  внешнюю  власть  на  земле,  пределомъ  Божшиимъ  поставленную, восчувствовали  чрезъ  сie, как  следуетъ,  то, что суть,  на  земле  власти  Богомъ определенныя, на твердую защиту добрыхъ, злодеямъ же подобнымъ на страхъ и наказание».

29

ВЫСОЧАЙШИМЪ рескриптомъ, отъ 9 Апреля 1801 года, всъмъ Военным и Гражданским Губернаторамъ  предписано:  «съ  заблуждающимися  по  простоте  и  невежеству, уклоняющимися отъ правоверия и правилъ Св. Церковию утвержденныхъ, вместо строгости, съ каковою до сего было съ ними поступаемо и которая не къ исправлению, но къ единому ожесточению ихъ служить можетъ,

49

По темъ же основаниямъ ВЫСОЧАЙШИМЪ повелениемъ 16 Декабря 1804г. духоборцам Тамбовской и Воронежской губерний дозволено переселиться въ Таврическую губернию, а по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению 15Февраля 1805года духоборцам Азовской крепости и форштата на Молочныя Воды; для последнихъ впрочемъ, освобождение отъ платежа повинностей ограничено, въ виду близости Азова къ Молочнымъ Водамъ, 2 годами).

51

Гражданское начальство долженствуетъ наблюдать, чтобы раскольники не дозволяли себе оказывать къ священникамъ презрения или грубостей, а паче не допускать, чтобы явнымъ разглашениемъ своей ереси причиняли они соблазнъ правовернымъ, за что и предавать ихъ, какъ нарушителей общаго порядка, суду по законамъ.

52

Раскольниковъ, находящихся въ Екатеринославле, переселить: субботников-въ тe места, где в Кавказской губернии имъ быть предназначено, духоборцевъ - къ духоборцамъ и молокановъ къ единомышленникамъ ихъ.(Дабы всемерно удалить ихъ изъ месть, где находясь между другими жителями, они распространяютъ лжеучение свое).

60

Подъ наружнымъ оказательствомъ секты разумеются: собрание изъ разныхъ домовъ въ одинъ для молитвы, обрезание, венчание, norpeбeнie и npoчie обряды не имеющie сходства съ христианскими; подъ соблазнами разумъются: всякое действие при христианине противное его вере и въ особенности хула и насмешка надъ правилами церкви надъ теми, кто следуетъ онымъ.

65

Разъяснено, что надо разуметь подъ наружнымъ оказательствомъ и соблазнами секты иуд ъйствующей, которую и поведано (въ сношенияхъ мъстныхъ начальствъ) называть жидовскою. (См. 1-й Отдълъ). (1825 г. Февраля 3, ВЫС. утв. Пол. Ком. М-ровъ 5)

77

ИМПЕРАТОРЪ НИКОЛАЙ до 30-хъ годовъ не предпринималъ противъ раскольниковъ какихъ-либо особыхъ выдающихся меръ, но затемъ начинаетъ систематически ихъ преследовать.— розыскивая ересеначальниковъ и уничтожая места богослужений, скиты, монастыри и другия общежития; не признавая въ жизни старообрядцовъ чего либо отдельнаго, общественнаго,  имеющаго  право  на  самобытное  существование, ГОСУДАРЬ лишаетъ раскольниковъ правъ гражданства, вытекавшихъ изъ браковъ ихъ, не признаетъ  законности  рождения  детей,  воспрещаетъ  внешнее  оказательство раскола и полагаетъ строгое наказание совратителямъ и совращеннымъ. 

81


Въ периодъ же времени царствования ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ 1-го последовало и образование въ Белой Кринице въ Австрии раскольническаго монастыря, а съ нимъ вместе  Белокриницкой  Митроиолии.  Возникновение  этого  Монастыря  безпокоило ГОСУДАРЯ и бывший въ то время Министръ Иностранныхъ Делъ Графъ Несельроде неоднократно по приназанию ГОСУДАРЯ обращался къ Австрийскому правительству съ настояниемъ закрыть это незаконно существующее заведете,

87


ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление: «ни под какимъ видомъ; жидовствующие лица почти  всъ г. Александровъ, на Кавказской линии, со вредомъ и соблазномъ для соседнихъ; для того еще въ недавнемъ времени город сей и есть жидовствующие зачислены в Хоперский казачий полк, для постепенною уничтожения сего раскола и вновь посылать было бы противоръчие; должно приступить къ убъждению въ монастыри»

105

дътей раскольниковъ вообще крестить по обрядамъ православной церкви и старообрядцами или раскольниками не считать, и 5) Строго наблюдать, дабы всъ дъти ходили въ церковь и свято наблюдали всъ уставы православной церкви, 

106

Въ старшины Рижскаго Амта русскихъ пеньковыхъ вящиковъ всегда должны быть определяемы православные; въ члены же дозволяется определять раскольниковъ лишь въ такомъ случае, когда для занятия сихъ местъ не найдется никого изъ православныхъ.(1836 г. Ноября 28 ВЫСОЧ. повел.) 4).

129

Остающимся у раскольниковъ попамъ запрещается переходить для исправления требъ изъ уезда въ уездъ, а тъмъ более изъ губернии въ губернию. Въ случае же переездовъ ихъ, если не будутъ иметь надлежащихъ видовъ, поступать съ ними какъ с бродягами. (1827 г. Мая 24, 1834 г. Декабря 24 и 1838 г. Ноября 3 ВЫСОЧ. повел.) 4). *

132

Съ попами, совершающими браки раскольниковъ съ правоверными, поступать какъ съ совратителями.(1835 г. июля 7 ВЫСОЧ. повел.3).

134


Находимыя у раскольниковъ при слъдствияхъ печатныя и письменныя книги, вредныя благочестию, отбирать и отсылать въ Св. Синодъ. Но местный гражданския начальства отнюдь не дълаютъ для сего нарочныхъ обысковъ.(1827 г. Ноября 14 Распор. Министерства Внутреннихъ Дълъ).

138

Если часовня,  оставленная  запечатанною, будетъ  распечатана  своевольно, или съ употреблешем подлога откроются в ней раскольническия собрания, то за cie вторичное противозаконное действие она подлежитъ уничтожению. Во всякомъ случае между запечатаниемъ часовни и совершеннымъ ея уничтожением должно пройти значительное время, дабы после некоторой привычки видеть ее въ бездействии, менее сильно было впечатление уничтожения.

140

Не возбранять погребать бывшихъ въ расколе и на общихъ кладбищахъ, съ отпеванием священническимъ по установленнымъ правиламъ. въ предположении, что или сами они предъ смертию раскаялись въ своемъ заблуждеии, или родственники ихъ будутъ о томъ просить согласно съ желаниемъ умершаго присоединиться къ церкви, предупреждённымъ смертью.(1838 г. Ноября з ВЫСОЧ. пов.) 

142

Молоканы. Хотя повидимому держатся Священнаго Писания, но берутъ изъ него только то, что имъ нравится. Не признаютъ никакихъ таинствъ, никакой iepapxiи. Не принимая присяги, не уважаютъ верности и никакой власти не признаютъ Богопоставленною; повинуются только по колику нельзя противиться. Секта разрушительная.

Духоборцы. Сколько известно одинакаго духа съ малоканами.

150

Те безпоповщинския секты, которыя отвергаютъ бракъ и молитву за Царя. Они пишутъ и произносятъ жестокия хулы на Церковь и таинства, и всякую власть нынешняго времени почитаютъ антихристовою. Отвергая бракъ, вводятъ безнравственность.

150

Равномерно внушить старшинамъ—раскольникам Рогожскаго кладбища, что они не имъютъ никакого права выдавать свидетельства объ исповедании и прюбщении Св. Таинъ; ибо cie право предоставлено закономъ духовнымъ местамъ и лицамъ отъ правительства постановленнымъ и утвержденным потому впредь воспретить имъ выдавать подобный свидетельства.(1834 г. Января 29 ВЫСОЧ. пов )

165

По признакамъ, предложеннымъ Комитетомъ 1864 года, изъ 12-ти миллионовъ раскольническаго населения права, намеченныя симъ Комитетомъ, могли быть предоставлены только 1/12 части.

192

ВЫСОЧАЙШИЯ повеления 25 Октября 1847 года и 10 июля 1853 года объ установлении особаго сбора съ раскольниковъ въ пользу православныхъ приходскихъ церквей и на жалованье въ некоторыхъ местностях лицамъ, занимающимъ общественныя должности, къ коимъ не допускаются раскольники.

195

Жестокия преследования и гонения, какимъ подвергались защитники старины, еще сильнее раздражали, озлобляли и ожесточали ихъ, не говоря уже о томъ что общий характеръ административной по расколу деятельности прямо указывалъ на отсутствие всякой правильной и строго обдуманной системы действий.

 200

Раскольниковъ къ какой бы секте они не принадлежали отнюдь не увольнять за границу.(1857 г. Декабря 24 ВЫСОЧ. пов.) *).

205

Часть казаковъ Уральскаго войска, принадлежащихъ къ скитамъ Сергиевскому и Бударинскому, приняли Единоверие. Прошелъ слухъ, что тоже готовы сделать и мнoгie изъ войска. Въ виду такого известия Оберъ-Прокуроръ Св. Синода испрашивалъ ВЫСОЧАИШЕЕ соизволение на предоставление Наказному Атаману и Оренбургскому Генералъ-Губернатору права лицъ, которые вздумали бы противодействовать таковому обращению, высылать изъ войска въ Оренбургу а изъ Оренбурга въ отдаленныя губернии.На докладе последовала собственная резолюция ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА: «согласен но единственно по дгьлу о расколы».(1859 г. Февраля 13. ВЫСОЧ. повел.) 2).

209


По всеподданнейшемъ докладе Министра ИМПЕРАТОРСКАГО Двора о появившейся между белопашцами села Коробова (Потомки Ивана Сусанина) Костромской губернии, страннической секты, ВЫСОЧАИШЕ повелено: переселить, при содействии губернскаго начальства, несколько человекъ наиболее виновныхъ въ другия удельныя имения, съ лишениемъ дарованныхъ. преимуществ а остающихся въ селе Коробове белопашцевъ подчинить  наблюдению  Начальника  ryбepнiи  при  непосредственномъ  управлении удельной конторы; за симъ губернскому начальству впредь по всъмъ проступкамъ и преступлениямъ, подлежащим, на общем основании, следственной и судебной власти, въ преследовании бъглых, пристанодержателей и вообще во всъх случаях, требующих формальнаго следствия, не считать село Коробово изъятымъ отъ действия общих для всъх  законовъ. но,  не останавливаясь,  исполнять  законныя  въ  семь  отношении обязанности, уведомляя Министра ИМПЕРАТОРСКАГО Двора къ свъдънию.

Меры эти, принимаемыя относительно Коробовскихъ белопашцевъ, ВЫСОЧАЙШЕ повелено объявить имъ Именемъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА.(1859 г. Октября 23. ВЫСОЧ. повел.) *).

209

Разрешить отлучки Новоузенскимъ молоканамъ, Самарской губернии, слободы Александрова-Гая, по торговымъ деламъ во внутреннюю Киргизскую орду и къ башкирцамъ Уральскаго казачьяго войска.(1863 г. Февраля 7 ВЫС. пов.)

227

Въ случай совращения раскольникомъ православнаго в свой раскол или же публичнаго оказательства раскола послужившаго соблазном для православнаго при обыске частных домовъ отбираются тe иконы и картины, на которыхъ изображены лики ересиарховъ, или которыя почему либо противны учению Православной Церкви;украшения на тех иконах, как например: венцы, цаты, ризы, оклады, предоставляется право снимать владельцами какъ несоставляющие  собою  оказательства  раскола. Изъ богослужебныхъ и вообще духовнаго содержания книг отбираются: а) те в которых не означено где они напечатаны и съ чьего разръшения;  б) которыя  заключаютъ  въ  себе  вредныя  и  злонамеренныя приписки и в) которыя  вышли изъ  заграничныхъ и  изъ  существовавшихъ  прежде  въ западныхъ губерниях типографий. Напротив, книги, печатанныя в России, с дозволения Правительства, когда бы oни не были изданы, если только въ  нихъ  нетъ  приписокъ, направленныхъ против веры и Церкви Православной, ни в каком случае не отбираются. Рукописныя   же  духовнаго  содержания   книги  и  тетради, а  равно  и  церковный принадлежности, каковы: священныя облачения, дарохранитальницы, кадилы; лампады, болышие подсвечники, купели и подобныя симъ вещи, отбираются все безъ исключения.

233

Находящиеся за Кавказомъ и въ Западной Сибири раскольники разныхъ сектъ (кромъ скопцовъ), кои, родясь въ расколе или поступивъ въ оный еще въ малолътствъ, прибыли въ Закавказский край или Западную Сибирь изъ внутреннихъ губерний не по суду или распоряжению Правительства, но по добровольному желанию, и обратились уже или обратятся въ Православие, освобождаются отъ платежа въ казну податей въ течении 25 лътъ. Льгота эта распространяется на тъхъ только изъ означенныхъ раскольниковъ, которые, по принятии Православия, остались или останутся въ Закавказскомъ крае или Западной Сибири; тъмъ же изъ нихъ, которые, присоединясь к Православию. пожелаютъ возвратиться во внутренния губернии, предоставляется трехлетняя льгота, какъ указано выше (20 Января 1858 г.).

240


К деламъ сего рода принадлежат следующия: а) о запечатании, уничтоженiи (сломкою или изменениемъ вида) раскольническихъ молебенъ, часовенъ, скитовъ, монастырей, кладбищенских общежитий, о передаче сих молитвенных зданий в духовное ведомство, распределение находившихся при нихъ наставниковъ и проживавшихъ лицъ и т. п

249

Гражданское начальство наблюдаетъ, чтобы раскольники не заводили скитов или иных сего рода обиталишъ, а также, чтобы не строили новыхъ своихъ молитвенных зданий и не обращали для сей цели жилыхъ помещеший;

255

208 ст. Улож., за воспитание детей въ расколе, къ тюремному заключению, а самыхъ детей къ отдаче лицамъ Православнаго исповедания.(1861 г. Января 25, Марта 9. Цирк. Мин. Вн. Д'Ълъ и отн. Мр. Юст.) 1).

259

Генералъ-Аудиториатъ, разсмотревъ военно-судное дело о казаках Уральскаго войска, принадлежавшемъ къ раскольникамъ непризнаюшим священства и непочитающимъ иконъ, присудилъ его, за оказанное имъ явное неуважение къ вошедшему къ нему въ домъ со Св. Крестомъ священнику, отослать на службу въ отдельный Кавказский корпусъ. (1857 г. Мая 2 ВЫС. пов.) *).

262

Казаки войска Донского, отказывающиеся брить бороду на службе, не подвергаются за cie никакому наказанию, но переводятся съ семействами въ Кавказское линейное войско, где бороды носить дозволяется. Но при этомъ переводимымъ ни отъ казны, ни отъ войска nocoбiя не давать, а только предоставить двухгодичную льготу, какъ переселенцамъ.(1857 г. Августа з ВЫС. пов.) 2).

263

Мешанина Макара Баландина, распространявшаго между жителями г. Астрахани ложное толкование Св. писания и сподвижннковъ его Кудряшева и Волкова, какъ лицъ вредныхъ для общества, сослать: перваго въ Соловецкий, а последних въ Суздальский монастырь; жену же Баландина (съ груднымъ младенцемъ) какъ разделявшую заблуждение мужа, отдать на увъщание в женский Астраханский Благововещенский монастырь.(1863 г. Мая 31 ВЫС. пов.) ‘).

264


Находящуюся на увещании въ женскомъ Астраханскомъ Благовещенскомъ монастыре мещанку Баландину освободить изъ монастыря съ темъ, чтобы на месте ея жительства учрежденъ былъ за нею строгий надзоръ как со стороны духовнаго, так и гражданскаго начальствъ.(26 Марта 1865 г. ВЫСОЧ. повел.) 3).

301

Оставивъ въ силе воспрещение въезда и пребывания въ Pocciи лишь последователямъ более вредныхъ сектъ, которыя въ противность учения Святой Соборной Апостольской церкви: а) не признаютъ пришестая въ миръ Сына Божия Господа Нашего Iиcyca Христа; б) не признаютъ никакихъ таинствъ и никакой власти Богопоставленною; в) допускаютъ при наружномъ общении съ церковью человекообожание; 

312


Комментариев нет:

Отправить комментарий