суббота, 25 апреля 2020 г.

И.А Хойновский "Краткия археологическия сведения о предках славян и руси" 1896 г.

Отхлынувшия на югъ воды понизили уровень Сарматскаго моря до того, что Каспийско-Черноморский водный бассейнъ разделился материкомъ на отдельныя моря: Аральское, Каспийское и Черное, которыя подъ влияниемъ сухости климата постепенно понижали уровень свой, уменьшались в объеме, а из  дна этого обширнаго бассейна образовались Астраханская и Калмыцкия степи.
3


Къ началу ледниковаго периода относятъ большинство ученыхь и появлениие первыхъ людей и ихъ изделий на земле. Но есть много и такихъ (Мортилье, Абатъ-Буржуа и др ) которые находили следы существования человека раньше, вь плюценовомъ периоде третичной геологической системы. Предания библейския, сохранившиеся у всехъ народовъ, утверждають, что первые люди жили въ земномъ раю, следовательно въ миоценовую эпоху,
4
Интересные научные результаты о Финскомъ народе, съ X и XI ст. заселявшихъ Петербургскую и Новгородскую губернии, добылъ археолог Ивановсийй, раскопавший около тысячи кургановъ. Графъ Уваров, изучавший курганы Мерянъ во Владимирской, Ярославской,Московской и Нижегородской губернияхъ,а также Кавказския и Крымския народности, раскопалъ до восьми тысячъ кургановъ. Профессоръ Антоновичъ много раскопалъ кургановъ въ земле Древлянъ, Кривичей, Радимичей и др. На юге России сосредоточилось громадное количество большихъ кургановъ, заключающихъ иногда подъ земляной насыпью построенныя изъ тесанаго камня похоронныя камеры въ которыхъ хоронили семейства царей и вельможъ Скифовъ, Сарматовъ и колонистовъ Грековъ.
7
Эти коренные жители правобережныхъ странъ Днепра  принадлежали  народу,  размножившемуся  на  Карпатскомъ  плато  въ обособленный, земледельческий, оседлый народъ с особенностями народнаго характера, языка, верований и обычаев, известнаго въ начале христианской эры подъ разными названиями. Прозывали ихъ соседи Скифами пахарями,  то Гетами,  то Даками,  то Сарматами или другими именами, и только въ VI столетии по Р. X. появляется для жителей нашей местности название Анты и собирательное имя для названия населения всехъ, прикарпатскихъ странъ Склавины позднее Славяне и въ нашей местности Поляне, Россы, а теперь Малороссы
22
За двадцать столетий до христианской эры Сарматское море простиралось отъ Оренбурга и Туркестана вдоль Кавказскаго кряжа горъ черезъ Аральское, Каспийское, Азовское и Черное Море до Константинополя, составляя одно громадное озеро, отделявшее Среднюю Азию отъ Европы. Въ Средней Азии на возвышенностяхъ Туркестана обитали Туранцы, на Алтае Монголы, а в Южной Азии на возвышенностях Гималая Apiйский народ, ветвь котораго Иранцы отошли на западъ въ области Мидии и Персии. Въ Европе же на Карпатскомъ плато жили предки Славянъ. Обширное Сарматское море разделяло Азиятские народы отъ жителей Карпатскихъ странъ. Когда же къ концу Ледниковаго периода, вулканическия подземный силы въ Армении, подняли северныя страны материка, Кавказа, то воды Сарматскаго моря устремились на югъ, прорвали Константинопольский проливъ, залили Эгейскую сушь, вливаясь въ Средиземное море. Античный миръ назвалъ этотъ переворотъ на юг «Потопъ Эгея» Le deluge d’Ogyges, и относятъ это событие къ 1795 году передъ Христианской эрой. Материки, обнаженные изъ подъ моря по Нижней Волге, Уралу. Дону и въ Прибрежиях Азовскихъ странъ, покрылись могучей растительности и сочными пастбищами. Родъ людской размножался быстро въ жаркомъ климате Средней Азии, где люди вели пастушеский образъ жизни, питаясь молокомъ и мясом своихъ лошадей и овецъ;
25
начались раздоры между предводителями, которые, отступая до Днecтpa, ссорились между собою и, настигнутые Скифами, были побиты. Изъ оставшихся въ живыхъ Киммерианъ некоторые ушли на Дунай к Дакамъ, другие удалились къ берегамъ Балтики. Киммерийцы, размножаясь в странахъ прибалтийскихъ, заняли земли известныя нам теперь под названиями: Гольштинии, Мекленбурга, Даши и,по мнению летописцевъ немецкихъ, Гарткноха и Данкверта, много Киммериян  двинулось от Балтийскаго Побережья въ Среднюю Европу, от коихъ разросся и образовался Германский народъ.
26
СКИФСКИЙ НАРОДЪ считалъ себя самымъ древнимь народомъ въ Азии, они считали себя древнее Египтян.По свидетельству Юстина,объясняющаго хронологию и соображения Трога Помпея, несомненно, что Скифы за 23 столетия, предъ нашей эрой были уже многочисленным, народомъ въ Средней Азии; но въ Иуденской библии, а также въ книге Зороастра, хранящейся въ Калькуте въ секретномъ архиве Брамы, которую въ прошломъ столетии удалось просмотреть Лорду Гастингу, объяснено: что древнейшимъ народомъ были жители Ирана, а Индиане, Китайцы, Египтяне и Ассирияне были колониями Ирана,заселенными его выходцами.Орды скифския звались между собою Сколотами; Персы звали ихъ Саками, а Греки прозвали ихъ Скифами, въ значении дикихъ кочевыхъ варваровъ, не имеющихъ государственнаго устройства. Курций (IV, 13, 5) такъ описывает въ 69 г. страшный видъ Скифовъ и Бактрийцевъ: «у нихъ волосатыя лица и косматыя головы; 
26
Многие археологи несправедливо богатыя художественныя произведения, находимым въ курганахъ и развалинахъ городовъ называют, Скифскими, и это почитание Скифовъ довело других, до того, что некоторые наши писатели видять въ Скифахъ наших, предковъ и усиливаются доказать, происхождение Славянъ и Русскаго народа отъ этихъ варваровъ Туранцевъ.
29
САРМАТЫ. 
При Геродоте в V ст. до Р.X. река Дон и Азовское море составляли границу, отделяющую Европу отъ Азии, а вместе с темъ разделяли народы Скифовъ в Европе отъ Сарматовъ въ Азии.Въ § 21, кн. IV такъ поясняетъ Геродотъ: «по ту сторону Танаида нетъ  более Скифии; первая изъ тамошнихъ областей принадлежит Савроматам, которые занимаютъ пространство въ  пятнадцать  дней  пути,  начиная  от угла Меотидскаго озера  по направлению къ северу (перев. Мищенка).  Сарматский народъ  вышелъ въ страны севернаго Кавказа изъ Мидии въ периодъ времени (отъ 633 по 605 до Р. X.), когда въ Мидию ворвались Скифы, преследовавшие Киммерийцевъ, убежавшихъ из Крыма отъ ихъ жестокихъ притеснений. Мидия въ древнie времена была обширным государством; на юге граничила она съ Вавилонией и Accиpieй, на востоке съ Каспийскимъ морем, на западе съ Лидией и простиралась на северъ по Кавказский хребетъ и Черное море. Мидяне подобно Персам были потомками Арийскаго народа, разделившагося за три тысячи летъ передъ  христ. эрой на народы восточные  въ  Индии и Китае, веровавийе в Браму и Буду,и народы западные, принявшие реформованную Зороастром религию,  называемые Зендскими  народами  или  Иранцами  Мидия  разделялась на многия области съ различными наименованиями; въ побережии Чернаго моря северная область ея надъ рекой Термодономъ (р. Кармили) называлась Термискирия; во время войнъ Александра Македонскаго область эта называлась Каппадонией, а въ Римский периодъ Понтийская. 
30
Слава отважныхъ наездницъ распространилась широко и возбуждала зависть молодых грековъ, которые предпринимали экспедиции военныя, чтобы сразиться съ Амазонками, а историки античнаго мира много записали разсказовъ о ихъ военных доблестьяхъ. Въ 633 г.  до  Р. X. дикия  орды Скифовъ, ворвавшись  въ  богатый край Мидянъ, народа изнеженнаго роскошию жизни в благодатной стране их, производили в продолжении 28 лът неслыханныя зверства и грабили имущество граждан; объятые ужасом съверныя племена Мидии бъжали въ съверныя ущелья Кавказскихъ горъ и тамъ скрывались. Въ числе скрывшихся на Кавказе племен были Гаргареи (Грузиниы), Албаны (Аланы), Леги (Лесгинцы), Ассы (Осетинцы) и Хариматы (Сауроматы). По разсказам Геляника (Hellanic de orig. gent.) и Страбона, бежавшie въ северный Кавказъ мущины изъ Мидии, блуждая впродолжении 28-ми лътняго пребывания Скифовъ в Мидии,набрели на страну, занятую Амазонками въ горахъ Кераунии на Кавказе, и сближались съ ними, а Хариматы болee другихъ пользовались их дружбой. 
31
Последствия такого воинственнаго воспитания дъвушекъ и деятельной жизни женшинъ были таковы, что отъ сильных женшин размножавшийся народ обладал физической крепостью, выносливостью и энергией въ борьбе со Скифами. Названия Амазонокъ и Хариматовъ заменилось общимъ названиемъ народа Сауроматы у Грековъ, а Сарматы у Римлянъ и Германцевъ. Народъ Сарматский, расплодившись, занял все земли на сквере Кавказскаго хребта до Каспийскаго моря и Урала на востоке; Волги, Дона и Азовскаго моря на западе. Племя Аланъ дальше другихъ выдвинулось на север и разселилось на нижней Волге, которая въ то время называлась Rha, Rlioas, после Rox, а потому и тъ Аланы, которые на ней поселились стали называться Роксоланами, которыхъ Тацитъ причисляетъ къ Сарматамъ 
31
Кочующия орды Сарматовъ победоносно раскочевываются дальше на съверъ до Балтийскаго моря, а Скифы отступаютъ въ Крымъ и леса Гилеи южнее пороговъ Днепpa.
32
Передовым же орды Сарматовъ, Языги, подвинулись въ юго-западномъ направлении до Днестра, за которымъ жили предки славянъ, называемые Геты и Даки.
32
Изъ Сарматскихъ племенъ, одни только Роксоланы, отодвинувшиеся въ сторону къ северо-западу отъ путей, которыми двигались переселявшиеся изъ Азии народы, уцелели более сохранно во внутренних губернияхъ России, подъ названиями: Вятичи, Мещера, Мордва, Меря и Мурома. 
34
Но  ошибочно  считать  Славянъ  за  Сарматовь,  переменившихъ  название. Славяне земледъльческий осёдлый народъ, никогда не прикочевывали изъ Aзiи и не имъли никогда свойствъ кочевниковъ, подобных Скифамъ, Сарматамъ, Гуннамъ, Половцамъ, Аварамъ и другимъ. Вся жизнь Славянскихъ племенъ полна слъдовъ любви к оседлой жизни,земледельческим зянятиям,домостроительству и государственным учреждениям, чего у кочевыхъ народовъ не бывало. 
34

Скелеты Скифовъ, принадлежавшихъ къ семье, Туранцев короткоголовы (Brachicephalis) между темь, какъ Сарматы и предки Славянъ длинноголовы (Dolichocephalis);
*
Словяне почитали предковъ семьи—деды, домовые; они ставили ихъ изображения на почетномъ  месте и съ  суевернымъ  страхомъ  поминали ихъ; по ихъ  верованиямь, сверхъестественныя существа-боги уделяли свои познания нзбранным людям: и такие люди—Веды, Ведьмы, знахари, чаровницы, волхвы, ворожеи, колдуны, зная больше обыкновенныхъ людей, умели таинственными словами и снадобиями чаровать, заговаривать болезни, предотвращать разныя бедствия, угадывать судьбу.
65
Разселившись  на  северныхъ  границахъ  Греции  и  Рима  образованнейшихъ  и могущественнейшихъ древняго Mipa народовъ, южные выселенцы Карпатъ раньше другихъ соплеменниковъ, сделались известными въ истории подъ географическими областными названиями странъ, которыи заселили,— Гетовъ и Даковъ, говорившихъ однимъ языкомъ, которыхъ греческие хронографы причисляли къ Фракийскому народу. 
68
Страбонъ зналъ эти племена Гето-Даковъ, которыи въ его время жили и утверждаете, что все они были белокуры, говорили одинаковымъ языкомъ, который понимали и могли сговориться между собою; 
68

Какъ очевидецъ Руси, воевавшей съ Греками, предводимой Киевскимъ Великим князем Святославомъ, описывая похоронные обряды Россовъ, онъ замечаетъ, что Эллинскимъ таинствамъ научили Россов их философы: Анахарсис и Замолксист..Воинов Святослава, Левъ Диаконъ называет Тавро-Скифами, объясняя при этом, что на своемъ языке они называютъ  себя  Рось.  Называя  Замолксиса  философомъ  Россовъ,  онъ  этимъ отождествляетъ върования и народности Гетовъ и Россовъ. Из этого объяснения ясный выводъ что Тавро-скифы или Россы, потомки жившихъ въ до Христианское время въ юго-западном углу России, Гетов, которых в древности греки называли географическим, а не этнографическимъ именемъ-Скифы, Тавро-скифы, Римляне и Германцы: Сарматы, а этнографическое название коихъ, означающее свойства и признаки народа, а не края, было Геты,Тирагеты, т.е. Словяне. Предки Словян именуемые Даками,болee известны были древнимъ историкамъ чъмъ Геты и заселяли обширныя подкарпатския области, а съ началомъ христианской эры еще более известными стали упорной борьбой съ могущественнымъ Римомъ;
70

Если многие народы съ меньшимъ народонаселениемъ: Греки, Итальянцы, Германцы, Французы, Бриты, Шведы, Испанцы и др. сидятъ въ своих областяхъ более двух тысячъ летъ и считаются съ древнейшихъ временъ местными жителями своей страны,—то нетъ основания самый многолюдный народ Европы, Словянъ, считать за недавно прибылой изъ Азии и переродившийся въ короткое время изъ Скифов или Сарматъ или Росаланъ и т. п. прикочевавшихъ изъ Азии народов, и тъм болке нет смысла производить Словянъ отъ Кочевниковъ, когда ни въ одномъ древнемъ историческом источнике не указывается на кочевыя наклонности Словянъ, а напротивъ  все  писатели отмечаютъ пристрастие Словянъ къ осёдлой жизни, въ домахъ и земледельческимъ занятиямъ. 
71
Сыновья его съ подвластными имъ ордами занимали тe же запустелыя земли, которыя до 375 г. заселяли Остъ-Готы. Hunnorum populus antiquas Gotliorum sedes occupant (Jord. de reb. g. 43). Часть ихъ уцелела въ смеси съ народомъ Угровъ въ Панонии, Аваровъ въ Мэсии и Иллирии, младший сынъ Аттилы, Эрнакъ осел в Добруджъ, но вся масса ушла въ степи восточной Poccиi и потомки Гунновъ появлялись въ истории среднихъ вековь, на юго- восточныхъ окраинахъ словянскихъ земель подъ именемъ Болгаров, Аваровъ, Угровъ, или Гунгаровь, Хозаровъ и живушихъ до нашихъ дней въ восточныхъ степяхъ России, Башкировъ.
72
Изъ предыдущего разсказа видимъ, что Готы были прогнаны Гуннами на западъ и какъ известно по истории, разсъялись въ средней Европe и владели Испанией. Гунны же разбитые въ западной Европе, отступили къ границам Aзiи, а потому очевидно, что, ни Готы, ни Гунны не заняли обширныхъ при Карпатскихъ странъ, а что там, не сдвинутым остался тотъ же многочисленный народъ, который съ архаическаго времени заселял их и назывался прежде Гето-Даки и Венеды, съ четвертаго столетия началъ называться Склавины, Склявы, Слявы и Словяне. 
73
Подъ предлогом введения христианства, Немцы заграбили обширныя страны у Словянъ, искореннили словянский языкъ и народные обычаи, съ такимъ колосальнымъ успехомъ, что нынешний  центръ Германскаго  народа,  Прусское  королевство  съ  его  столицей Берлином, выросло въ недавнее время въ областяхъ северныхъ Словян, составлявших прежде северныя провинции Польши. 
79

Веберъ пишетъ (вып. IV, стр.  207), что  «Словяне отличались кроткимъ, безответнымъ, веселымь характером, занимались рыболовствомь на море и рекахъ, легкой обработкой полей и разными промыслами, къ  которымъ Словяне имеютъ  особенныя  природныя способности; первоначально они не знали различия сословий, жили малыми сельскими или родовыми общинами, подъ управлениемь избранныхь старшинъ, трудъ и прибыль принадлежать всемъ; этими качествами Словяне болъе  всего отличались отъ своихъ западныхъ соседей, энергическихъ, тревожных, насилующих, себялюбивых Германцевъ: оружием и жестокостью они отнимали земли у Словян, заставляя отрекаться жителей отъ своихъ любимыхъ боговъ и  обменять ихъ на  религию  своихъ  притеснителей, религию, далеко  уклонившуюся въ  поступкахъ  распространителей новой  веры  отъ первоначальнаго своего идеала, источникомъ коего было милосердие, проповедуемое основателями христианства. Немцы вымогали прежде всего, чтобы новообращенные христиане отдавали имъ 10-ую часть плодовъ своего тяжелаго труда для духовенства,
83
Кто виделъ на поляхъ великоруссовъ, какъ женщины ихъ пашутъ, сеютъ, косят, молотят хлебъ и исполняюсь век тяжелыя мужския, полевыя работы, тотъ со мной согласится, что въ крови великоросианокъ течетъ примесь крови сарматскихъ амазонокъ, которыхъ аланы и роксаланы были потомками,-амазонокъ, обладавшихъ выносливостью в труде равной мущчинамъ и рожавшихъ такое же крепкое и предприимчивое потомство, какъ великороссы. 
87

Геродотъ, посетивший въ  V столетии до Р. X. городъ Ольвию, называетъ  восточныхъ скифовъ, кочующих между рекою Донцомъ и Азовскимъ моремъ, главной или золотой ордой, царскими скифами, а кочующихъ отъ Донца по степямъ черноморским к устью Днепра онъ назвалъ кочевыми скифами, номадами Но Геродотъ, узналъ, что въ стране на западъ отъ Днепра живетъ народъ местный, оседлый, не  кочевой,  занимающийся земледелиемъ. Этотъ земледельческий народ, живший отдельными семьями по лесамъ и оврагамъ, занимал обширную страну. Семейства эти знали своих владык, т.е. старших семьи, которые пользовались патриархальной властью надъ своимъ родомъ, свободой воли, не подчиненные какой-либо центральной власти;а по тому эти разрозненные роды не имели общаго народного названия, а только местныя названия по урочищамъ, либо отъ имени главы семьи или рода; какъ не имеюшихъ общаго названия Геродотъ назвал  ихъ скифы  оратаи, т. е.  земледельцы. Эти то скифы - оратаи  и  были  кореннымъ населением карпатскаго плато, населением осёдлым, занимающимся земледелием и не прикочевывавшимъ изъ Азии, а размножившимся отъ Аутохтоновъ карпатскаго плато и спустя много столетий получавшихъ последовательно разныя названия:  С'рб, геты, анты, склявины, словяне, рутены, россы, руссы, малоруссы, белоруссы, червоноруссы. 
89

От начала христианской эры нашy страну назывывали Сарматией и по южной степной ея  полосе,  прилегающей  к  Черному  морю,  постоянно  перекочевывали  разныхъ наименований кочевые народы. Объ этихъ переселенияхъ и ихъ вляния на местный коренной парод было объяснено в описании кочевников  и предков Словян, а потому в краткомъ изложении, которое я предпринялъ, повторять этого не буду.
90

Второе название этого населения было Геты и Даки, а после Сербъ и  только  въ историческихъ памятниках VI ст. появилось настоящее название склявены т.е. Словяне въ Киевской и Волынской земле, а Анты въ Подольской, Херсонской, Бессарабской губернияхъ и южной Галиции. 
92
«И бъ обладая Олег Поляны, и Деревляны, Съверены и Радимичи, а съ Уличи и Тиверцы имяше рать»,следовательно до 885года Олег успел подчинить своей власти и расширить пределы Киевской Руси из земли полян только на восточную часть Волынской губернии, да  Черниговскую  и  Могилевскую  губернии.  О зависимости  Новгорода  и  другихъ областей не можетъ быть и речи после такого категорическаго объяснения Нестора. 
99

Это хронологическое перечисление послъдовательных завоеваний Киевскими князьями разныхъ  племенъ,  разсказанное  Несторомъ,  рисуетъ  передъ  нами  ясную  картину расширения изъ Киева  пределовъ  подчинения  разныхъ  земель. Я  имею  основание утверждать, что киевская Русь сформировалась в сильное княжество на целое столетие раньше Олега, и что  народъ  этого  княжества  много  раньше  Олега  былъ  настолько многочисленный и воинственный, что уже въ 852 году, (по Византийскимъ хроникамъ) раньше призвания Рюрика на десять летъ, предводимый своимъ княземъ Аскольдомъ разгромилъ Царъградъ; это нападение описано въ византийскихъ лътописяхъ. 
100
Сербь, позднее анты, разошлись въ юго - восточномъ  направлении  до  Дона  и, смешавшись съ кочевниками Тюркской рассы, ассимилировали ихъ, образовав народность малороссов. Склявины, разселявшиеся в северо-восточном направлении, смешавшись отчасти съ литвой, стали известны подъ названиемь белоруссов. Словяне; двинувшиеся въ среднюю Россию, смъшались съ кореннымъ чудскимъ изъ Урала народомъ, ословянили его, и изъ  этой смеси  съ  малой  домешкой  роксоланской крови образовали великорусский народъ, 
101

Этотъ предметъ интересный, какъ по своей  сохранности, такъ и по  орнаменту.  Подъ верхнимъ краемъ чаша кругомъ украшена каймою, въ 2 и 3 см. шириной, составленной изъ  награвированной надписи  неизвестнаго письма; буквы похожи на руническую надпись,  найденную въ  Аугсбурге на  большой фибуле и изданной при рисунке этой фибулы Оттономъ Гене в его Kulturgeschichte на 34стр. Известно, что словянская азбука образовалась добавлениемъ греческихъ буквъ къ руническимъ буквамъ. Надпись эту на чаше еще никто не разбиралъ, но со временемъ  надеемся  доискаться ключа для прочтения этой надписи и, можетъ быть, окажется въ результате, что киевские поляне имели  за  нисколько  столетий  передъ  распространениемъ  кирилицы  свою письменность, чего можно ожидать по давней культурности этого племени. Чаша эта была найдена на ropе близъ Михайловскаго монастыря въ Kieве въ 1893 году при рытии канавы для прокладки водопроводной трубы, недалеко места, где стоялъ Перунъ. 
105

Переходя отъ родоваго начала управления населениемъ къ управлению областному, а позднее, въ смутныя времена нападений сильныхъ враговъ, россы избирали, подобно другим словянам, более достойнаго и храбраго владыку руководить защитой с титулом воеводы, власть котораго постепенно расширялась, и который получилъ со временем новое название хаканъ или каганъ у арабскихъ и византайских историковъ, т.е. князь. Со времени завладения россами всей землей полянъ, они перенесли административный центръ на более удобное место на речке Киянкъ въ городъ Киевъ, 
115
Предания о начале Руси, записанныя вь летописяхъ южнаго происхождения, не знаютъ пришлыхъ князей и говорятъ только о своихъ туземныхъ и связываютъ ихъ память с Византией и дунайскими болгарами  (тамъ же, стр. 52).  Беловъ  такъ  объясняетъ  въ «Русской Истории» (стр. 9) возникновение легенды о призвании варягов: «Такая мысль всего скорее могла возникнуть при сыновьях и внуках умной и честолюбивой Ингигерды или Анны, супруги Ярослава, дочери шведскаго короля Олафа. Ея внукъ, Владимиръ Мономахъ, также быль женатъ на принцессе норманскаго происхождения, именно на Гиде, дочери английскаго короля Гарольда; его сынъ Мстиславъ—на Христинъ, дочери шведскаго короля Инга Такт, как  въ жилахъ главной линии потомства Ярославова текло много норманской крови то вотъ изъ post hoc и сделали ante hoc, т. е. давно прошедшия события окрасили цветомъ событий последующихъ». Польские летописцы. Длугошь и Стpiковский, также говорятъ объ Аскольдъ и Диръ, какъ о туземныхъ князьяхъ, потомкахъ Кия.
117
Найденный шишакъ имеет некоторое сходство съ норманскимъ шлемомъ, типъ котораго произошелъ изъ Ассирии, где выделывали изъ бронзы шлемы подобной формы, что намъ известно по найденнымъ барельефамъ въ развалинахъ Ассирии и в чемъ удостоверяет, найденный въ развалинахъ Ниневии близъ р. Тигра бронзовый шлемъ, который въ настоящее время сохраняется въ Британскомъ музее въ Лондоне. 
118
Съ принятиемъ киевскою Русью христианства, византийская цивилизация значительно повлияла на изменение нравовъ и вкусовъ русскаго народа; изменился весь старинный строй жизни, а вместе съ этимъ изменилась форма одежды и вооружения князей и дружины. Судя по дошедшимъ до насъ памятникамъ XI столетия т. е. после крещения Руси, мы не находимъ на шлемахъ Руси высокаго шпиля и щитка для закрытия носа.
119
На этом  медальоне Христосъ изображенъ, согласно словамъ Апокалипсиса (XXII, 27), возседаюшимъ на троне и преподаюшимъ законь и мир церкви. После присоединения императора  Константина  къ  христианской  вере  и  Миланскаго  эдикта  313  года, преследуемые до этого христиане успокоились, строили церкви, а иконописцы начали изображать Спасителя торжествующимъ на троне, съ головой, окруженной нимбомъ, въ которомъ виденъ крестъ и соответственно (XXII,13) словамъ Апокалипсиса начертали греческия буквы А и Омега, что означает:«Азъ есьмь альфа и омега,первый и последний, начало и окончание».
122
На  лицевой  стороне монеты изображенъ  рельефно волъ,  стоящий  на  рыбе, повернутый всемъ корпусомъ влево, но голова сделана не въ профиль, а поворотомъ влево изображена сп feсе, съ большими рогами и оттопыренными ушами.
128
Только коварству хитрой и умной  женщины  удалось  ихъ  покорить. Ольга  два  раза заманила въ  Киевь  лучшихъ  мужей  древлянской  области,  подъ  предлогомъ переговоровъ о бракe ея съ княземъ древлянъ и однихь сожгла вь бане, другихъ закопала въ землю, а третий рззъ вырезала пять тысячъ на тризне, совершаемой на могиле Игоря и, взявши хитростью главный ихъ городъ Искорость, сожгла его, избила старейшинъ, а жителей отдала своей дружине въ рабство. Только  такими предательствами подчинила Ольга въ 946 году киевскому князю землю древлянъ (Разсказъ Нестора Лавр, спис. 53—58 стр).
132
Вь уцелевшихъ кускахъ ткани едва заметны очертания продольныхъ и поперечныхъ нитокъ, по видимому, шелковыхь. Въ одномь случай замечен былъ на вороте остатокъ ткани, протканной золотыми и серебряными нитками, 
136

Курганы антовъ. Такое название соответствовало бы сарматскому и готскому периоду господства ихъ въ южной Pocciи, влиянию  римской  культуры и находкамъ  римскихъ монетъ. Время этого периода можно  считать отъ  смерти  Митридата  Понтийскаго и завладения югомъ Pocciи римлянами и сарматами въ 63 г. до Р. X., до успокоения на своихъ местахъ народовъ после бури великаго переселения народов, по Vст. по 
Р. X. Главнымъ признаком считаю появление черепов мезоцефалов и брахицефалов в словянской  длинноголовой  рассе.  Заметна  примесь  крови  кочевыхъ  азиатовъ корогкоголовыхъ и среднеголовыхъ кельтовъ къ длинноголовому типу предковъ словянъ. 
151

Задняя половинка серебряннаго энколиона;на ней рельефно изображена Матерь Божия Оранта; голова ея окружена нимбомъ, а въ четырехъ коннахъ поясныя изображения апостоловъ, Надписи греческии; 
182
Периодъ переселения германскихъ, туранскихъ и кельтийскихъ народовъ заставилъ три столетия воевать все европейские  народы и подъ  развалинами  городовъ  погибла большая часть творений гения  человека и только,  когда  затихла  буря  военная, народы  осели  на  новыхъ  местахъ  и  успокоились,  то  начали  розыскивать и откапывать памятники древняго искусства и по нимъ учиться прекрасному. 
188
Съ неимоверными усилиями отряды подошли къ Хиве и заняли ее съ боя. Ханъ бежалъ изъ столицы, но чрезъ несколько дней былъ возстановленъ на престоле и подчинился требованиямъ главнокомандующаго генерала Кауфмана. 
202



Комментариев нет:

Отправить комментарий