суббота, 25 апреля 2020 г.

Рене Генон Традиционные формы и космические циклы

Рене Генон Традиционные  формы и космические циклы НЕСКОЛЬКО  ЗАМЕЧАНИЙ ПО  ПОВОДУ  УЧЕНИЯ  О  КОСМИЧЕСКИХ ЦИКЛАХ
Этот  способ  рассмотрения  семи  Двипа  подтверждается  также  данными из  других традиций,  согласующимися  с  этим,  в  которых  также  говорится  о  «семи  землях»,  а  именно,  в исламском  эзотеризме  и  древнееврейской  Каббале: так, в  последней,  «семь  земель» фигурируя  внешним  образом  для  обозначения  такого  же  числа  подразделений  земли Ханаанской,  сопоставляются  с царствами  «семи царей  Эдома»,  которые  довольно  явственно соотносимы  с  семью  Мана  первой  серии;  и  все  они  включены  в  «Землю  Живых»,  которая представляет  собою  полное  развертывание нашего мира, рассматриваемого в своем принципиальном состоянии  как  реализуемое  постоянным  образом.


В  исламском  эзотеризме  «семь  земель»  появляются,  может  быть,  еще  более  открыто как  такое  же  число  табакат,  или  «категорий»  земного  существования,  которые  сосуществуют и  некоторым  образом  проникают  друг  в  друга, но  только  одна  из  которых  может  быть воспринята  чувствами  в настоящее время, тогда как  другие   находятся  в   скрытом   состоянии   и   могут   быть   восприняты   лишь исключительным  образом  и  при  определенных  специальных условиях;  но  и  в  этом  случае  они  проявляются  во  вне  поочередно  в  различные  периоды, которые  следуют  друг  за  другом  в  процессе  общей  длительности  этого  мира.
*
С другой  стороны,  часто  отмечалась  явная  равноценность четырех Юг с четырьмя  веками  — золотым,  серебряным,  медным  и  железным,  такими,  какими  они  были  известны  со  времени греко-латинской античности: каждый период с обеих  сторон  равным  образом  отмечен вырождением  по  отношению  к  предшествующему  периоду;  а  это  просто  объясняется  тем, что  все  циклическое  развитие,  то  есть  в  целом  весь  процесс  проявления,  необходимо заключая  в  себе  постепенное  удаление  от  принципа,  на  самом  деле  образует  поистине «спуск»,  что,  впрочем,  составляет  и  реальный  смысл  «падения»  в  иудео-христианской традиции, что прямо  противоположно  идее  прогресса, как  его понимают  современные  люди. От  одной  Юги  к другой вырождение сопровождается уменьшением длительности, которое,  впрочем,  рассматривается  как  влияющее  на  продолжительность  человеческой жизни;  и  важно  в  этой  связи  прежде  всего  то отношение, которое  существует  между различными  длительностями  этих разных периодов. Если общая  длительность  Манвантары представлена  как  10,  длительность  Крита-юги  или  Сатья-юги будет представлена  4, Третаюги  — 3, Двапара-юги  —  2, а Кали-юги  -  1;  эти  числа  суть  также  числа  ног  символического быка  Дхармы,  которые  изображаются  стоящими  на  земле  в  течение  соответствующих периодов.
*
Это  предупреждение  может  показаться  на первый  взгляд  странным,  но оно легко  объяснимо:  если  бы  реальная  длительность Манвантары была известна и если бы  сверх  того  начальная  точка  была  бы  определена  с точностью,  то  каждый мог бы  без  труда  делать  выводы,  позволяющие  предвидеть  некоторые будущие  события;  однако ни одна ортодоксальная традиция никогда не одобряла поисков, посредством  которых  человек  мог  бы  придти  к  знанию  более  или менее обширного грядущего,  это  познание  представляет  гораздо  более  неудобств,  чем  истинных преимуществ. Вот  почему  начало  и  длительность  Манвантары  всегда  более  или  менее  тщательно  скрыты либо  добавлением  и  убавлением  определенного  числа  лет  к  реальным  датам,  либо умножением  или  делением  длительностей  циклических  периодов  таким  образом,  чтобы  при этом  сохранялись  только  их точные пропорции; добавим, что некоторые соответствия иногда также искажены по сходным мотивам. Если длительность Манвантары 4320, то длительности четырех  Юг  будут соответственно 1728, 1296, 864 и 432; но на какое число надо их умножать,  чтобы  получить значение  этих  длительностей  в  годах?
*
Тем  не  менее,  хотя  это  наблюдение  является поистине фундаментальным, оно не  позволило  бы  продвинуться  очень  далеко  в  определении циклических  периодов,  если  бы  помимо  этого  не  было  известно,  что  их  принципиальное основание  в  космическом  порядке  представляет  собою  астрономический  период  прецессии (предварения  равноденствия),  длительность  которой  составляет  25920  лет,  таким  образом смещение  точек  равнодействия  составляет  в  72  года  на  один  градус.

АТЛАНТИДА И  ГИПЕРБОРЕЯ
Впрочем,  как  это  хорошо  замечено,  вовсе  не  «несмотря  на наш индуизм» (г-н  Ле  Кур,  используя  это  слово,  не  предполагал,  возможно, что скажет так справедливо),  а,  напротив,  из-за  него,  мы  рассматриваем  происхождение  традиций  как нордическое  и  даже  более  точно  как  полярное,  поскольку  это  специально  утверждается  в Веде,  так  же  как  и  в  других священных  книгах. 7  Земля, где  солнце,  не  заходя,  делает  круг  на горизонтом,  должна  быть,  действительно,  расположена  очень  близко  к  полюсу,  если  не  на самом полюсе; позже говорится  также,  что  представители  традиции  перемещаются  в  район, где  самый  длинный  день  уже  в  два  раза  длиннее  самого  короткого,  но  это  уже  относится  к более  поздней  фазе, которая, очевидно, больше  ничего общего  не  имеет  с Гипербореей.
*
Мы  говорили об  этом  затруднении  в нашей работе «Царь Мира», где как раз на той  странице,  на  которую ссылается г-н  Ле Кур, мы пишем следующее: «Атлантическую  Тулу  (место  происхождения тольтеков,  которое,  возможно,  было  расположено  в  северной  Атлантиде)  надо  отличать  от гиперборейской  Тулы;  в действительности,  именно   последняя   представляет  собой  первый  и  высший  центр   для   всей современной  Манвантары;  это  только  она  исключительно  была   «священным  островом»  и  расположение  ее  в  начале  было  буквально  полярным.  Все другие «священные острова»,повсюду обозначаемые именами с тождественным значением,  были только  лишь  ее  образами;  и  это  применимо  также  к  духовному  центру  атлантистской   традиции,  которая  господствует  только  в  одном  вторичном  историческом  цикле,  части Манвантары».
*
По поводу   атлантической   Тулы  мы  думаем,  что   интересно  привести   здесь информацию,  которую  мы  нашли в  географической  хронике  Journal  des  Debats  (22  января  1929  г.)  об  «Индейцах  Панамского  перешейка», важность  которой,  конечно,  ускользнула  от  самого  автора  этой  статьи:  «В  1925  г.  большая  часть  индейцев  куна восстали, убили жандармов Панамы, который жили на их территории  и  основали  независимую  республику Туле,  знаменем которой была свастика  на  оранжевом  фоне  с  красной  каймой.  Эта  республика  существует  еще  и в  настоящее  время». Это  означает, что осталось еще гораздо больше относящегося к  традициям  древней Америки,  о  чем  не  смели  и  подумать.
*
Что  касается  вопроса предшествования,  то  прежде  всего  следовало  бы  знать, к  какой  именно  эпохе  восходит друидизм,  и  вероятно,  он  восходит к гораздо более  ранней  эпохе,  чем это обычно думают, тем более что друиды были обладателями  традиции,  значительная  часть  которой  была несомненно гиперборейского происхождения.
Мы  воспользуемся  этим  случаем,  чтобы  сделать  еще  одно  важное  замечание:  мы говорим  слово «Гиперборея»,  чтобы быть в согласии с обычным употреблением, преобладающим  со  времен  греков;  но  использование  этого  слова  показывает,  что  они,  по крайней мере, в «классическую» эпоху уже забыли его первоначальный  смысл.  На  самом деле,  было  бы  достаточно  сказать  «Борея»,  слово,  строго  эквивалентное  санскритскому Вараха  (Varaha)  иди,  скорее,  его  производному  женского  рода,  раз  речь  идет  о  земле,  Варахи (Varahi):  это  «земля  вепря»,  которая  в  определенную  эпоху  превратилась  в  «землю  медведя»,
*
К   атлантической   традиции   следует   отнести   также  переход  сапта - рикша  (символическое  жилище  семи  Риши)  в  определенную  эпоху  из той же Большой  Медведицы в Плеяды,созвездия,также образованное из семи звезд, но зодиакального  расположения;  в  этом  отношении  не  остается  никакого  сомнения,  ведь Плеяды были  дочерьми  Атласа  и  как  таковые назывались Атлантидами. Все это находится  в  согласии  с географическим размещением традиционных центров, которое связано  как  с  их  собственными  чертами, так и с их соответствующим местом в циклическом  периоде,  потому  что  все  это  соотносится  здесь  гораздо  более  точно,  чем  это могли  бы  предположить  те,  кто  игнорирует  законы  установленных  соответствий.  Очевидно, что  Гиперборея  соответствует  Северу,  а  Атлантида  —  Западу;
*
Тогда,  если  хотят найти  условия  осуществления  этого  соединения,  несомненно,  следовало  бы  придавать особую  важность  кельтам  и  халдеям,  имя  которых  одно  и  то  же,  на  деле  означает  не отдельный  народ,  а  священническую  касту;  но  кто  сегодня  знает,  чем  были  кельтская  и халдейская  традиции,  так  же,  впрочем,  как  и  традиция  древних  египтян?
*
В  нашей  статье  «О  месте  атлантической  традиции  в  Манвантаре»  мы  говорили,  что буквальное  значение  имени  Адам  —  «красный»  и  что  в  этом  можно  увидеть  одно  из указаний  на  связь  древнееврейской  традиции  с  атлантической,  которая  была  традицией красной  расы.  С  другой  стороны,  наш  коллега  Арго  (Argos)  в  своей  интересной  хронике  о «крови  и  некоторых  ее  мистериях»  рассматривает  для  этого  же  самого  имени  Адам словообразование,  которое  может  показаться  отличающимся  от  этого:  после  упоминания  об обычной  интерпретации,  согласно  которой  оно  обозначает  «извлеченный  из  земли» (adamah),  он  спрашивает,  не  происходит  ли  оно  от  слова  dam  «кровь»,  но  различие  это только видимое, все  эти  слова  имеют  на  самом  деле  один  и  тот  же  корень.
*
Поскольку  мы  упоминали  о  крови  как  об  опоре  витальности,  мы  напомним,  что,  как  мы уже имели случай объяснять в одной из наших работ, кровь действительно,  образует   одну  из  связей  телесного   организма  с   тонким   планом   живого существа,  который  и есть, собственно говоря, «душа» (nephesh haiah Творения),  то  есть  в  этимологическом  смысле (анима) оживляющий и одушевляющий принцип  существа.
*
Следовательно,  можно  сказать,  что  кровь  находится  в прямой  связи  с  низшей  стороной  тонкого плана;  и отсюда следует запрет на кровь как пищу, ее поглощение,  вовлекающее   в   то,  что   есть  самого   грубого   в   животной   витальности,  что ассимилируется  и  тесно  смешивается  с  психическими  началами  человека,  действительно может привести к самым тяжелым последствиям. С этим же связано
и  частое  использование крови  в  магических  практиках,  в том числе и колдовстве  (как  привлекающее  инфернальные «сущности» в согласии с природой); но с другой  стороны,  она  также  восприимчива  и  для переноса  в  высший  порядок,  и  отсюда  ритуалы,   либо   религиозные,  либо   ритуалы   посвящения,  ( как   митраическая  «тавроболия»), заключающие в себе животные жертвы; как об этом уже говорилось
в  этой  связи  о  жертве  Авеля  в  противоположность  бескровной жертве  Каина; возможно, мы к этому  при  случае  вернемся.
*
Объяснение этого факта, тем не менее, достаточно просто: греческая письменность  на  самом  деле  есть  лишь  иностранное  заимствование  (либо  «финикийское», либо  «кадмейское»,  то  есть  восточное,  если  не  делать особого уточнения, и сами  имена букв являются свидетельством этого) и с самим языком в своем нумерическом  или  ином символизме  на  самом  деле  никогда  не  составляла  единого  тела,
*
Впрочем,  гипотеза  непосредственно  общего  происхождения  также должна  быть  отвергнута,  так  как  мы  видим,  с  одной  стороны,  традицию,  в  которой  эта  наука составляет  интегральную  часть,  восходящую  к  «аполлоновскому»  истоку,  то  есть непосредственно  гиперборейскому,  а  с  другой,  к «аврамическому» истоку, который, вероятно,  и  сам  привязывает  себя главным образом (как, впрочем, об этом говорят  сами имена  евреев  и  арабов)  к  традиционному  течению,  идущему  от  «потерянного  на  Западе острова».
*
Действительно,  когда речь  идет  о  таких  народах,  как  древние  египтяне  или  ассирийцы,  которые  исчезли, не оставив законных потомков, то очевидно, что мы не имеем никаких средств непосредственно что-либо проверить, и позволительно  проявить   определенный   скептицизм   относительно   ценности   некоторых  фрагментарных  и  гипотетических  реконструкций;
*
Наш  автор  поступил  бы  более  правильно,  сославшись  на тот  факт  в  поддержку  своего  тезису  что  в  Германии  и  в  Швеции существуют масонские организации, из  которых  евреи  с тщательностью исключаются; надо думать, что он об этом не  знал,  так  как  у  него  на  это  нет  ни  малейшего  намека.
*
«Термин Метатрон содержит в себе все значения слов стражник,Господин, посланник, посредник»  (с.  499);  он  «Ангел  (Божественного)  Лица»,  а  также  «Князь  Мира»  (Sar  ha-olam); он  «автор  теофаний,  божественных  явлений  в  чувственно  мире»  (с.  492).  Мы  охотно  сказали бы,  что  он  есть  «небесный  Полюс»  и  как  таковой  он  отражается  в  «земном  Полюсе»,  с которым он находится в прямых отношениях  согласно  «оси  мира»,  не  на  этом  ли  основании утверждают,  что  сам  Метатрон  был  учителем  Моисея?  Процитируем  еще  и  такие  строки: «Его  имя  Михаэль  (Mikael),  Великий  Жрец,  который  является  причастием  и  искупительной жертвой  перед  Богом.  И  все  то,  что  евреи  делают  на  земле,  исполняется  в  согласии  с  тем,  что происходит  в  небесном  мире.
*
Также  надо отметить,  что  Melek,  «царь»,  и  Meleak,  «ангел»  или  «посланник»  являются  на  деле  всего лишь  двумя  формами  одного  и  того  же  слова;  более  того,  Malaki,  «мой  посланник»  (то  есть, посланник  Бога  или  «ангел,  в  котором  есть  Бог»,  Maleak  ha-Elohim)  есть  анаграмма  Михаэля. Следует  добавить,  если  Михаэль  отождествляется  с  Метатроном,  как  мы  это  видели,  то  он, однако,  представляет  только  один  его  рядом  со  светлой  стороной  есть  также  темная  сторона, и  здесь  мы  прикасаемся  к  другим  мистериям.
*
Другое  очень примечательное  выражение  «Земля  Живых»  есть синоним «Святой  Земли»;  говорится,  что «Земля  Живых  заключает в себе семь земель», и г-н Вюльо  замечает  по  этому  поводу,  что «эта  земля есть  Ханаан,  в котором имеется семь  народов»  (том  II,  с. 116).
*
Спорно,  что  можно  говорить  о  «библейской хронологии»,  когда  восходят за эпоху  Моисея;  эпоха Авраама может оказаться отодвинутой гораздо дальше, чем это могут  предположить;  что  же  касается  Потопа,  то  дата,  которую хотят  ему  приписать, обязывала  бы свести  его значение к локальной и вторичной катастрофе, сравнимой  с  потопами  Девкалиона  и  Огига.  Таким  образом, когда речь идет о происхождении  человечества,  не следует доверять навязчивой мысли о Кавказе или о Месопотамии,  которая  (эта  мысль)  тоже  не  имеет  ничего  традиционного,  и  которая  родилась исключительно  из  интерпретаций,  сформулированных тогда, когда некоторые вещи  уже  не были  понятны  в  их  истинном  смысле.
*
Греческий Гермес,действительно,обладает чертами,очень точно отвечающими тому,  о  чем  идет  речь,  и  выраженными  как  раз  его  главным атрибутом,  кадуцеем,  символизм  которого  мы  имели  случай  более  полно  анализировать  по другому  поводу;  теперь  нам  достаточно  будет  сказать, что этот символизм по существу и непосредственно  соотносится  с  тем,  что можно назвать «человеческой алхимией»,  и касается он возможностей тонкого плана, даже когда они должны рассматриваться  только как подготовительное средство для высшей реализации, как это и происходит  в  индуистской традиции  с  эквивалентными практиками, относящимися к хатха-йоге.  Впрочем,  это  можно перенести  и  на  космический  порядок,  потому что все то, что  есть  в  человеке,  имеет  свое соответствие  в  мире,  и  наоборот;  здесь также (и по  причине  самого этого соответствия) речь идет собственно о «промежуточном  мире»,  где  приведены  в  действие  силы, двойственная природа которых четко изображена  двумя  змеями  кадуцея.  Напомним  в  этой связи,  что  Гермес  представляется  как  посланник  Богов  и  как  их  толкователь  (hermeneutes), это как раз роль посредника  между   небесным  и  земным   мирами,  и что   кроме того  у   него   есть   функция  «психопомпа»  (проводника  душ),  который  в  низшем порядке также явно относится  к  области  возможностей  тонкого плана.
*
«мир  есть  великий  человек,  а  человек  есть  маленький  мир»
*
Не  следует  ли  из  этого  уподобления заключить, что «Книга Еноха» или по крайней  мере  то,  что  известно под  этим  именем,  должна  рассматриваться  как  составная  часть  ансамбля  «герметических  книг»?
*
«Солнечная  Цитадель»  розенкрейцеров  должна  «спуститься  с  неба  на землю» в  конце  цикла в  виде  «Небесного  Иерусалима»,  реализующего  «квадратуру  круга»  согласно  совершенной мере  «золотой  ветви»?
*
Правда,  между  древним Египтом  и  современным  есть  только  географическое  совпадение без всякой исторической преемственности; так что традиция, о которой  идет  речь, в полнейшей степен  является чуждой для стран, в которых она некогда  существовала, так же как друидизм для тех народов, которые населяют в настоящее  время  древние  кельтские страны;  и  тот факт, что там существует гораздо большое  число  памятников,  ничего  не  меняет  в  этом  отношении.
*
Довольно  любопытно,  что  на  печати  Соединенных  Штатов  изображена усеченная  Пирамида, над которой имеется лучащийся треугольник, который,будучи отделенным  и  даже изолированным  кругом  окружающих  его  облаков, кажется чем-то таким, что  замещает вершину;еще в этой печати,из которой некоторые«псевдо-инициатические»  организации  немного подозрительным способом стараются извлечь для себя пользу,  есть   не  менее   странные  детали:  так  число  слоев  Пирамиды,  коих  здесь тринадцать,  считаются  соответствующими  числу  племен  Израиля  (считая  отдельно  два  полу-племени  сыновей Иосифа);  это,  может  быть,  имеет  какое-то  отношение  к  реальным  корням  некоторых  современных  бредней, касающихся  Великой  Пирамиды,  старающихся  сделать  из  нее,  как  мы  уже  говорили  выше,  нечто  вроде  «иудеохристианского»  памятника.
*
В  этой  связи  автор  называет  факты,  которые  указывают, что  познания  географов  «классической»  античности,  таких  как  Страбон  и  Птолемей, далеки от того,  чтобы  быть  результатом  их  собственных  открытий  и  представляют  собою  лишь остатки  гораздо  более  древней  науки,  видимо  даже  «доисторической»,  большая  часть  из которых  тогда  уже  была  утрачена.
*
«монеты  были  для  древних  вещью священной» (в противоположность совершенно  профанному  пониманию,  которое  об  этом  имеют современные  люди)  и  что  этим  объясняется  характер  символов,  имеющихся  на  них;  мы думаем,  что можно было  бы  даже  пойти  дальше  и  увидеть  в  этих  символах  печать осуществляемого  духовным  авторитетом  контроля.
*
В  конце  концов,  точно  ли,  что  именно  с Египетским Гелиополисом первоначально  ассоциировался  Феникс?  Был еще Гелиополис в Сирии, а если заметить, что всегда  вплоть  до  сегодняшнего  дня  Сирия  была  не  единственной  страной, носящей  это  имя,  то  это  может  еще  больше  приблизить  нас  к  началам;  истина  состоит в том, что различные «Города Солнца»определенной,относительно недавней эпохи никогда  не были ничем другим, как только вторичными образами гиперборейской «Солнечной  Земли»,  и что   таким образом   через  все   производные  формы,  «исторически»  известные, символизм Феникса оказывается прямо связанным с самой изначальной  Традицией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий