пятница, 10 апреля 2020 г.

Горноалтайские находки и Скифы 1952г.

С большей отчетливостью это показали археологические находки конца XVII и начала XVIIIв.В это время в поисках кладов русские поселенцы,раскапывая курганы Западной Сибири, обнаружили большое количество замечательных изделий из золота. Часть таких вещей была поднесена Петру I Демидовым,

Срединой первого тысячелетия до нашего летосчисления начинается письменная история   бесписьменных в то время племен,  населявших  территорию  нашего отечества.  Особое внимание уделялось той группе этих племен, которая была известна грекам под общим названием скифов,а персам - под названием саков.
14
Двадцать лет тому назад, когда впервые были обнаружены в Шибинском и первом Пазырыкском курганах лошади,  по своему росту и другим качествам резко выделяющиеся  среди большинства малорослых лошадей, предполагалось их южное, среднеазиатское, происхождение.
35
У всех захороненных  лошадей гривы и хвосты  оказались  подстриженными.  При стрижке гривы у холки оставалась прядь волос длиной около 25 см, для того чтобы
за нее мог ухватиться всадник, вскакивая на лошадь. Такая подстрижка гривы была, повидимому, обязательной не только у древних горноалтайцев, но и у всех вообще конных  лучников  того  времени. На  ассирийских  барельефах  упряжные  копи изображены с длинной гривой, у верховых лошадей гривы подстрижены.То же самое позже мы видим в ахеменидской Персии и в Западной Скифии. Верховые кони изображены на знаменитой чертомлыцкой вазе с подстриженной гривой, у табунных она не подстрижена.
35
Обязательным для верховых и упряжных коней в Горном Алтае был также обычай заплетать  тем или иным  способом  хвост  или  завязывать  его  узлом.  В первом Пазырыкском кургане хвосты нескольких лошадей были завязаны узлом. В остальных курганах все они были заплетены в косу, обычно в три пряди, либо завиты в спираль.
У европейских скифов такого обычая, повидимому, не было; в Азии же завязывание хвостов узлом получило широкое распространение. В Передней Азии ассирияне перевязывали конские хвосты посредине, точно так же, как впоследствии мы видим в Горном Алтае.В ахеменидской Персии и в Средней Азии конские хвосты завязывались большим узлом «с бантом».
36
Обращает на себя внимание чрезвычайное разнообразие форм ножек. Среди них имеются совершенно простые и с очень сложной резьбой, вырезанные просто ножом и выточенные на токарном станке.
41
Такого типа ножки хорошо известны на многочисленных изображениях столиков и тронов и в Ассирии.
*
Отметим кстати что подошвы и второй пары женской обуви из того же второго Пузырыкского кургана оказались узорными. Последнее имело смысл только в том случае, если владелец такой обуви сидел на полу сложив ноги так, чтобы подошвы обуви были видны.Такие сидячие позы обычны на Востоке,
43
1949 г., при раскопках пятого Пазырыкского кургапа, в конском его захоронении, найдены совершенно исключительные по своим качествам, уникальные иноземные ткани.
64
Третья ткань, нашитая поверх нагрудника, с изображением идущих один за другим львов.
64
Размеры этой ткани в точности нам не известны. Ее рисунок состоит из квадратов, внутри которых повторяется одна и та же сцена: в центре — курильница, по обо ее стороны лицом друг к Другу стоят по две женщины в зубчатых коронах.
64
Подобные ассирийские курильницы хорошо известны по их изображениям на барельефах Куюнджика и Хорсабада.
66
Длинные до пят одежды женщин на ткани из пятого Пазырыкского кургана по покрою, особенно по многочисленным вышитым на них или вытканным украшениям, имеют много общего с ассирийскими одеждами, хотя они, повидимому, все же ближе к персидским, точнее мидимским. Зубчатая корона, широкие рукава и ряд других деталей сближают эти одежды с мидо-персидскими, времени первых ахеменидов.
67
Чтобы судить о том, сколь высоко было мастерство при изготовлении данной и подобных ей тканей, достаточно отметить, что при плотности ее основы в 22—24 нити на 1 см плотность ее утка свыше 100 нитей на 1 см. К этому следует еще прибавить, что данная ткань двусторонняя, многокрасочная, и ни одна фигура как в деталях рисунка, так и по окраске не повторяет другую, ей подобную.
68
Между тем ни одной вавилонской или древней персидской ткани не сохранилось, и впервые они были найдены при наших раскопках в Горном Алтае.Теперь мы знаем, что техника тканья к середине первого тысячелетия до н. э. стояла на таком высоком уровне и достигла такой тонкости в изображении людей и животных, что, например, в миниатюрных, высотой всего около 6 см, изображениях человеческих фигур мы различаем пе только детали костюма, но и ногти на пальцах рук. Возможно, что шитые  иглой  узоры  (pingere)  древних авторов вовсе  не  вышивки  в  нашем современном их понимании, а тончайшие гобеленные узоры, полученные в процессе изготовления ткани на ткацком станке.
72
Наши раскопки в Горном Алтае подарили нам не только древнейшие изумительные по своим качествам переднеазиатские многоцветные шерстяные ткани. В Горном Алтае нами впервые найдены древнейшие в мире стриженые ворсовые ковры. Один из них, почти полностью сохранившийся, найден в конском захоронении пятого Пазырыкского кургана, остатки другого — во втором  Башадарском кургане.  Находка этих древних шерстяных ворсовых стриженых ковров обязывает обратиться к истории таких ковров. В течение многих веков до н.э.,по свидетельству древних авторов, роскошные ковры выделывались в Вавилоне, в Ассирии, в Мидии и Персии.
74
Для того чтобы можно было судить о происхождении этого ковра, обратимся к рассмотрению его узоров. Прежде всего обращают на себя внимание олени.
Первое впечатление такое, что мы имеем изображения лосей с их типичными широколо- пастными рогами.
78
Такие изображения  боевых  верховых  копей,  особенно  ковровые  чепраки о нагрудниками, типичны для Ассирии. Между тем ряд деталей, особенно прием завязывания узлом хвоста, самый узел, не ассирийский,а более поздний персидский.
81
Шелковая ткань типа чесучи, о которой упоминалось выше, по выполненному на ней узору, по выразительному рисунку, восхитительной игре красок вышивки является образцом высокого искусства.
82
Подобные ткани, как предполагал В. М. Алексеев, подробно ознакомившийся с нашей тканью, изготовлялись в Китае для очень богатых людей, в частности для «принцесс» или выдаче их замуж.
83
Высота ковра 4.5 м; первоначальная его длина была значительно больше 6.5 м, так как, судя по изображенным на нем сценам, он обрезай с обоих концов. Приспособляя данный ковер для погребальной процессии, его обрезали по длине в 6 м; когда же выяснилось, что длина эта недостаточна, к нему пришили дополнительную полосу, использовав при этом часть другого настенного ковра с изображением сфинксов 
и птиц, которым были покрыты стены погребальной камеры того же пятого Пазырыкского кургана.
88
Волокна пряжи этих шерстяных тканей чрезвычайно тонки. После обследования под микроскопом волокон пряжи основы и утка тканей выяснилось, что максимальная толщина шерстинок только в редких случаях доходила до 50 микрон. Главную массу шерсти составляют шерстинки толщиной от 12 до 27 микрон, а в некоторых нитях толщина шерстинок не превышает 14 микрон.
112
Особое положение занимает вопрос о скифской прическе. Конный воин, изображенный на войлочном ковре из пятого Пазырыкского кургана, имеет вьющиеся и даже курчавые волосы, в отличие от многочисленных изображений западных скифов, да и саков, волосы которых длинные и примые, спускающиеся на плечи. Воин этот с усами и без бороды. Греческие мастера изображали причерноморских скифов с усами и бородами клипом. То же следует сказать и о персидских мастерах, когда они изображали скифов или саков. Все же этот обычай носить усы и бороды, повидимому, не был повсеместным. Не везде мужчины носили на голове и длинные, не подстриженные волосы.
114
Особенно интересны миниатюрные полусферические бусы с микроскопическими горизонтальными отверстиями для нити из  второго  Башадарского  кургана. И качестве украшений, но вместе с тем и как  амулеты  использовались  раковины ужовки. Наличие большого количества   бирюзовых  бус и  раковин  моллюсков Индийского океана указывает на связи племен Горного Алтая не только с племенами Средней Азии, но и через посредство последних с отдаленной Индией.
118
0 суровых«военных обычаях»скифских племен ценные сведения имеются у Геродота. Скиф пьет кровь первого убитого им врага,  а головы  всех  убитых  им в сражении относит к царю, потому что только доставив голову неприятеля скиф получает долю добычи. Из черепов убитых врагов скифы изготовляли чаши.
134
Обращает на себя внимание и особый прием изображения животных с вывихнутым задом и изображение птичьих (грифовых) головок на конце хвоста и ветвей оленьих рогов. Последний мотив восходит к отдаленным временам и ярко представлен в скульптурах и барельефах древних хеттских городов уже в XIV в. до н. э.
136
Пока не найдено изображений медведя, зверя, типичного для фауны Алтая, к тому же представленного в ряде золотых скифо-сибирских блях собрания Эрмитажа. Следует обратить внимание на отсутствие изображений домашних животных, кроме лошади.Только в одном случае можно видеть изображение головы домашнего барана. Нет изображений быка или яка, хотя изображения последнего известны на скифо-сибирских золотых бляхах, часть из которых, впрочем, относится к более позднему времени.  То исключительно   скромное  место,  которое  занимали  изображения домашних животных в искусстве древних горноалтайцев (причем в ранних курганах рассматриваемой эпохи они полностью отсутствуют) указывает на сложение горноалтайского искусства, как и скифского искусства в целом, в те отдаленные времена, когда охота являлась основным занятием.
156
Тела всех захороненных в больших курганах оказались мумифицированными, но приемы бальзамирования трупов были различные. Черепа всех захороненных везде, кроме второго Башадаргкого кургана, были трепанированы для извлечения мозга. Во всех тех курганах, где сохранились тела погребенных, брюшные полости были вскрыты и внутренности удалены. Никаких последующих операции не было замечено  на  телах  погребенных  во  втором  Башадарском  кургане.  У старика, похороненного в Шибинском кургане, мышцы были удалены и заменены, повидимому, какими то растительными волокнами, после чего все разрезы на теле были зашиты толстыми сухожильными нитками.
232
Оригинальная  операция  была  проделана  над  телами  мужчины  и  женщины, захороненными  в  пятом  Назырыкском  кургане.  Помимо  извлечения  мозга и внутренностей, через многочисленные разрезы кожи на теле была удалена вся мускулатура, даже со стоп ног и кистей рук, после чего все швы были тщательно зашиты. Получились таким образом скелеты в коже. Там, однако, где это было необходимо для придания телу соответствующей формы, например и области
шеи и грудей у женщины, мышцы заменены конским волосом.
134
Население Горного Алтая скифского времени генетически, повидимому,не было связано с более ранними его насельниками.Эти последние,как мы знаем, имели ярко выраженный европеоидный физический тип, в то время как горноалтайцы интересующего нас периода  представляют  собой  весьма  смешанный тип  со значительной примесью монголоидных элементов.Изучение скелетов и трупов из горноалтайских курганов указанной эпохи показало, что европеоидный тип местами, особенно в рядовых захоронениях, еще хорошо представлен.
250
Для работ по дереву у древних горноалтайцев имелись разнообразные орудия: ножи, шилья, коловороты, дрилли, долота, топоры и тесла. Пилы у них, повидимому, не было, так как для изготовления досок и плах употреблялись, как это видно, топоры и тесла. Токарный станок у них, между тем, имелся.
252

Комментариев нет:

Отправить комментарий