воскресенье, 26 января 2020 г.

Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.

ВСТУПЛЕНИЕ 
Триста  лет  назад  Россия  исповедовала  одну  христианскую, православную  веру  и  составляла  одну  истинную  православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви  ни  ересей,  ни расколов,  ни  раздоров. Более шести веков, начиная с крещения Руси  (в  988  г.), Русская  Церковь  наслаждалась  внутренним миром и покоем.

Не  нарушило  и  не  поколебало  православной  веры  русского народа  и  страшное  татарское  иго,  под которым русская страна находилась  более двухсот  лет (с 1240г.  до 1480 г.).  Татары  не  вмешивались  в  церковную  жизнь  русских людей.  Русским  митрополитам  и  епископам  татарские  ханы предоставляли  полную  свободу  управлять  Церковью  и  всеми ее  делами  по  своему пастырскому долгу. Ханы  выдавали  святителям русским на это управление особые грамоты (ярлыки). Поэтому  и  при  татарском  иге  Русская  Церковь пребывала в тишине и покое: никакие смуты  не  тревожили  ее.  Она все  больше  и  больше  разрасталась  и  укреплялась. В  редких случаях  бывали  некоторые  недоразумения  лишь  с  Константинопольским патриархом.
*
Сами  же  последователи  Никона,  пользуясь  государственной  властью  и  силой,  провозгласили  себя  церковью православной,  или  господствующей,  а  противников  Никона  и его  новшеств  стали  звать оскорбительной кличкой  —  «раскольники», на  них   свалили  и  всю  вину  церковного  раскола.  На  самом  же  деле   противники никоновских нововведений не совершили раскола: они остались при прежней, старой,  вере, при древних церковных преданиях и обрядах
*
Во-вторых,  Никон  повел  дело  книжного  исправления  путем обмана и подлогов. Он  созвал  в  Москве  в  1654 г. собор, на котором хотя и было решено исправить наши  богослужебные книги, но лишь по древним русским и древним греческим рукописям.  На  самом  же  деле   никоновские   справщики  принялись   исправлять   русские богослужебные  книги  по  новым  греческим  книгам,  напечатанным  в иезуитских  типографиях  Венеции  и  Парижа.  Книги  эти  были заподозрены  даже  самими  греками,  как  искаженные  и  погрешительные.
*
В старых  книгах  всегда  писалось  и  выговаривалось  имя Христа  Спасителя  Исус.  Никоновские  справщики  всюду переделали  это имя  по-новогречески  —  Иисус. Но  русские  не,греки, а славяне, они должны говорить и писать Исус. Сербы, черногорцы  до  сих  пор  печатают  в  богослужебных книгах Исус. По  старопечатным  книгам  установлено:  во  время  крещения, венчания,  освящения  храма  —  делать  обхождение  по  солнцу,
*
Даже  на  монетах  князя  Владимира,  крестившего  Русь,  было вычеканено  имя  Спасителя:  «Исусъ  Христосъ»  //  Владимирский сборник. Белград, 1938. В конце книги снимки.
*
Никоновские  справщики  всюду ввели хождение против солнца  —  против Христа. Восьмой член Символа веры по старому тексту читается: «И в Духа Святаго, Господа  истиннаго  и  животворящаго». В  никоновских  книгах слово  «Истиннаго» выброшено  как  лишнее  и посему  погрешительное.
*
Даже  никонианские священники, принявшие  новые книги, были в недоумении,  кому же они здесь молятся  —  не  дьяволу ли на самом деле?
*
Нужно  думать,  что  именно  в  силу  такого  верования  никоновские  справщики  и  переделали  молитву  св.  Ефрема  Сирина  так,  что в ней молящиеся  просят Бога  не  об  очищении  от  грехов,  а  о  том, чтобы  Он  Сам не давал бы им всяких духов  нечистых, как это Он делает при самом рождении нашем.
*
Но  «справедливо  ли  было  бы  со  стороны  Бога,  — спрашивает  Елевферий,  —  облекать   греховностью  еще  не   согрешившего   человека  и  ставить   его  в необходимость  грешить?» (Там  же.  С.  40  и  150).  «Маленькая»  никонианская  «исправа» заключает в себе большое богохульство.
*
Никоновские  справщики  наделали так  много  погрешностей  в новых книгах и таких  бестолковых  и  нелепых,  что  это  дало основание  утверждать,  что Никон приказал  главному  справщику  Арсению  Греку:  «Правь,  Арсений,  как попало, лишь бы не по-старому».
*
До  сих  пор,  вот  уже  более  2-х  столетий, по новым книгам читается и поется конец  в  молитве  Святому  Духу:  «спаси,  Блаже,  души  наша».  Никого  не конфузит такая  вековая  безграмотность:  слово  «души»  поставлено  во  множественном  числе,  а местоимение к  ним в единственном  —  «наша»: наша души. По церковнославянской  грамматике  «душя»  пишется  с  окончанием  не на  «А»,  а  на  «Я»,  что  означает  множественное  число,
*
Укажем  хотя  один  пример  «исправления»  никонианами  даже самого  Евангелия.  Еще  преподобный  Максим  Грек  и  преподобный  Дионисий,  архимандрит  Троице-Сергиевской Лавры, указывали в свое время, что в некоторых рукописях неправильно  читается  следующий  текст  пятой  главы  Евангелия  Иоанна: «И  власть  даст  Ему  (Отец  Небесный  Сыну) и суд творити, яко Сын Человечь есть». В такой расстановке  знаков  препинания  читал  этот  текст  Павел  Самосатский,  еретик  третьего века, о  чем  свидетельствуют  св.  Иоанн  Златоустый  и  блаженный  Феофилакт  Болгарский.  Никоновские  справщики так именно и напечатали это место, как читал его названный еретик.  По  указанию  же  преподобного  Максима  Грека  в  греческом  подлиннике  Евангелия  после  слов  «суд  творити»  стоит  точка.  Следующие  слова:  «Яко Сын  Человечь есть, не дивитеся сему»,  -  начинаются как самостоятельное предложение.  Так  этот  текст  и  читается  в  патриарших,  дониконовских, книгах.
*
ПРОКЛЯТИЯ НА ДРЕВНИЕ ЦЕРКОВНЫЕ ПРЕДАНИЯ 
Никон  начал  свои  реформы  прежде  всего  не  с книжного исправления, а с отмены  двоеперстного  сложения  для  крестного  знамения.  Вся  Русская  Церковь  творила  тогда  крестное знамение  двоеперстием:  три  пальца  (большой  и  два  последних)  складывали христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний)  имели простертыми во имя двух естеств Христовых - божеского и человеческого.  Так  складывать  персты  и  такое  исповедание  выражать  ими  учила  и  древняя греческая  Церковь.  Двоеперстие  идет  с  апостольских  времен.  Святые  отцы  церковные  свидетельствуют,  что  и Сам  Христос  благословлял именно таким  перстосложением.
*
В  Риме  с  IV  века  и  до  наших  дней  красуется  бронзовое изваяние апостола Петра  с  двоеперстием.  В  издании  В.  Прохорова   «Христианские  Древности»  (шестидесятых  годов прошлого  века)  воспроизведены  многочисленные  снимки  с  древнейших  икон,  на  которых  изображены  святые  с  двоеперстным сложением.  Катакомбные  изображения  свидетельствуют  также  о двоеперстии.  В  наше  время  реставрация  Софийского  собора  в Константинополе,  построенном  в 507г.  Юстинианом   Великим,  расчистила   мозаические   изображения  с   руками, благословляющими двуперстно (См. снимки, изданные Византийским институтом в Париже).
*
Сохранилось  в Румынской церкви до нашего времени еще более наглядное и более  убедительное свидетельство о том, что двоеперстное сложение идет с  апостольских  дней:  в  Бухаресте в  церкви  «Златаря», что  против  почты, в особой раке хранится правая  рука  св.  Киприана,  епископа  Карфагенского,  замученного в 240г., она  имеет  двоеперстное  сложение.  В  момент  смерти  святитель сложил персты для  благословения, в таком виде она [рука] и теперь благословляет христиан.
*
Таким  образом,  Никон  своей  самовольной  и  дерзкой  отменой  двоеперстного  крестного  знамения  и  благословения  подпал  под  проклятия  не  только  всей  Русской  древней  Церкви,  но  и  всей Восточной древней церкви и Самого Христа. 
*
Юрий Крыжанич, униатский священник, воспитанник Римской коллегии св. Афанасия,  подготовливавшей   латинских  миссионеров  для   борьбы  с  православием.  Его положение  в  ссылке было  совершенно  иным.  Пробыл  он  в  ссылке  15  лет, и за  все это  время  он  ничем  и  никак  не был обижен. Здесь ему «вместе с достаточным  содержанием  был  предоставлен  полный  досуг, которым  он  даже  сам  тяготился,  жалуясь,  что  ему  никакой  работы  не  дают,  а  кормят  хорошо, словно скотину на  убой».  Ключевский  В.О.  Курс  русской  истории.  ГИЗ,  1925.  Ч.  III.  С. 313. Вот вам  и «мрачный век»:одного ссыльного мучают голодом, холодом и всякими пытками,  а  другого холят  и  волят  и жирно  питают.  Но  один  —  древлеправославный  пастырь,  а  другой униат,  изменник  православию.  В  этом  и  вся  суть.  Зато  Крыжанича в наше время никто не помнит и не знает. А Аввакум стал, как выразился  один русский современный писатель,Амфитеатров, «большой исторической любовью  народа».
*
Здесь страдалец епископ подвергнут был по приказанию Никона жестоким мучениям  и предан  сожжению  в  срубе,  «яко  хлеб  Богови  испечеся,» -  по выражению из его жития.
*
Проклятия  Никона  на  царя  и  на всю его семью были необычными, имели характер  какого-то  колдовства:  он  служил  особый молебен,  при  этом одну царскую грамоту  положил  под  крест  и образ  Пресвятыя  Богородицы  на  аналое  посреди  церкви, а  по окончании молебна начал возглашать клятвенные слова, выбирая их из известного  108  псалма,  относящемуся  к  Иуде-предателю. В  старину  этим  именно  псалмом  разного  рода  колдуны  и  чародеи пользовались  для  своих  заклинаний  и  мести.  Никон  в данном случае применил их колдовскую практику. Митрополит Макарий. История русской церкви. Т. XII. С. 449–450 и 455.
*
В «Истории России»  С.М.  Соловьева  даны фактические сведения, какие монастыри  и какую  провизию  доставляли  Никону  в  Ферапонтов  монастырь.  Белозерские монастыри  доставляли  Никону  ежегодно:  «15  ведер  вина  церковного, 10 ведер  романеи, 10 ведер рейнского, 20  пудов патоки на  мед, 30 пуд. меду-сырцу, 20 ведер  малины  на  мед,  10  вед.  вишен  на  мед,  30 вед.  уксусу; 50 осетров, 20 белуг, 400  тошей  междукостных,  70  стерлядей  свежих,  150  щук,  200  язей,  50  лещей, 1000  окуней,  1000 карасей,  30  пуд.  икры,  30  пучков  вязиги;  2000  кочней  капусты,  20  ведер огурцов, 20 вед. рыжиков, 50 вед. масла конопляного, 50 вед. масла орехового,  50  вед.  сметаны, 10000 яиц, 30 пудов сыру, 300 лимонов,
*
Уйдя  же  с  престола,  он позабыл и думать о своих реформах, которые внесли такую  страшную  смуту  в  Церковь.  Мало  того.   Он   начал   печатать   в   монастыре  богослужебные  книги  согласно  со  старопечатным  текстом:  Символ веры со  словом «Истиннаго», имя Христа «Исус»,«Богородице Дево, радуйся Обрадованная»,  а не  «благодатная»,  как  было  исправлено по-новому, аллилуию сугубую и т.п. Этим  возвращением  к  старому  тексту  Никон произнес  суд  над  собственной  реформой:  он  признал  ее  «ненужной и бесполезной».
*
Для  священнослужителей,  именно  для их благословений, собор, кроме триперстия,  ввел   еще  другое,   новое   перстосложение,  прозванное   херосложным,  или именословным,  так  как им  будто бы изображается имя Iсус Христос: указательным перстом  буква  «I»,  великосредним  —  «с»  большим  и безымянным, положенными  один на другой,  —  «Х» и мизинцем  -  «с». Это узко-национальное  перстосложение,  ибо  на  других  языках  произносимое  имя  Спасителя  (например, на еврейском  — Ишуа,  причем  еврейскими  же  буквами, или на китайском  и японском их же  литерами)  этими  —  да  и никакими  —  пальцами не изобразишь. Собор, тем не  менее,  провозгласил,  что  так благословлять славянскими литерами заповедал  сам  Христос и  что  таким   национальным   перстосложением  Он  благословил  своих  апостолов-евреев  (см.  книгу  «Жезл»),
*
Чтобы  заставить  русский  благочестивый  народ  принять  новую веру и новые книги,  собор  благословил мучить ослушников соборных определений тягчайшими  казнями:  заточать  их в  тюрьмы,  ссылать,  бить  говяжьими  жилами,  отрезать  уши, носы, вырезывать языки, отсекать руки и т.п.  Все  эти  деяния  и  определения  собора  внесли  большую  смуту в Русскую Церковь и породили церковный раскол.
*
Они  готовы  были  все  проклясть,  все признать еретичеством  —  не только  русские  книги  и  пальцы,  не только  просфоры  и  печати  на  них  с  восьмиконечным крестом Христовым,  но  и  русские  бороды,  и  русскую  одежду.
*
Журнал «Кормчий»,  выходивший  под  редакцией  другого  «святого»  новой церкви,  Иоанна  Кронштадтского,  разъяснил  в  свое  время: «Нельзя  не  пожалеть  о  тех  коренных  русских  православных  людях,  которые  по  крайнему своему невежеству  крестятся  двуперстно.  О них Господь сказал: «Раб, который знал волю господина  своего  и  не  делал  по  воле  его,  бит будет много» // Кормчий. 1903.№ 32.С.  378.  Сам  Кронштадтский  допустил  такой ответ  в  своем  журнале,  конечно,  потому, что  был  вполне  согласен  с  ним.
*
Почему  же, однако, русские благочестивые пастыри того времени и их верная паства  отказались  от  всех  благ  земных, пошли  на самые страшные мучения и пытки и на  смерть, а  от двуперстного знамения не отказались? На это они имели очень твердые и действительно непреложные основания.Христианство есть религия крестоношения  и  богочеловечества.  «В  центре  христианской  мистерии  стоит  Крест  на Голгофе,  крестная  мука  и  крестная  смерть  Сына  Божия,  Спасителя  мира.  В  Сыне,  в  Божественном  Человеке,  в  Богочеловеке  заключен  весь  род  человеческий,  все  множество  человеческое,  всякий  лик  человеческий.  Человечество  есть часть  Богочеловечества;  христианство  существенно антропологично и антропоцентрично,  оно возносит человека на небывалую, небесную высоту. Второе Лицо Святой Троицы,  Сын Божий,  явлен  как  Лик  Человеческий.  Этим  ставится  человек в центре бытия,  в  нем  полагается  смысл  и цель миротворения». Это христианское миросозерцание  и  исповедание  и  выражается  двоеперстным  сложением.
Триперстие  навязывалось  русскому  народу  насильно:  оно стало  знамением  жесточайших  гонений  на  православных  христиан.  Из-за  него  и  ради  него  благочестивых людей мучили, убивали, сжигали.Вся страна обагрилась кровью  святых  мучеников.  Миллионы  лучших  сынов  и  дщерей  святой  Руси  целые века  преследовались  во имя этого триперстного знамения. Оно стало поэтому  ненавистно  русскому  народу.  Многие  стали  считать  его печатью антихриста,  так  как только приняв его, могли русские люди жить более или менее спокойно  в своей  родной  стране.
*
Академик Е.Голубинский утверждает,что такое перстосложение имеется на языческих  миниатюрах,  украшающих  древние классические произведения, и что они означают,  конечно,  не имя  Исуса  Христа,  а  просто ораторский прием. Голубинский Е.К нашей  полемике  со  старообрядцами.  С.  179.  В   альбоме  князя  [З. Э.]   Ухтомского,  путешествовавшего  с   царем  Николаем  II  (тогда  еще  только  наследником)  по  Японии,  помещено немало  снимков  с  языческих  идолов,  которые  изображены  с  херосложным  перстосложением.
*
Как разъясняют церковные учители,прямое древо Креста Христова было из кипариса;  поперечное,  на  котором  были  пригвождены  пречистые  руце  Спасителя,  из  певга, и  подножие,  к  которому  были  прибиты  ноги  Христовы,  —  из кедра.  Собственно,  и  шестиконечный  Крест  есть  совершенный  Крест,  именно  на  шестиконечном был  распят  Христос, как  воспевает Церковь за  богослужением:  «На  кипарисе и певге  и  кедре  вознесся  еси  Агнче  Божии».
*
После разделения  церквей  на  восточную  и  западную (1054  г.)  восьмиконечный  крест  стал  символом  православия, а  четвероконечный  —  символом  латинства.  Он  и  получил  у нас  в  России  название  «латинского»  креста,  или  даже  «крыжа»  (польское   название). В   западной  церкви  нигде   теперь  не  заметишь  ни восьмиконечного,  ни  шестиконечного  креста, а  лишь  один  четвероконечный.
*
Особенно   возмутительно  и  нечестиво   было   изгнание   Креста   Христова восьмиконечного вида с просвир, с дискоса и с самого Агньца, пресуществляемого в  Тело  Христово.  По  старым  Служебникам  он  изображался  здесь  в  кругловидной  печати,  с  тростию,  копием,  с  голгофским  возвышением  и  с  Адамовой  главой,  т.е.  изображалось  во  всей  полноте  голгофское  событие.
*
В  старых,  дониконовских,  книгах,  печатных  и  рукописных, всегда  писалось  и  печаталось  имя  Господа  Спасителя  — Iсусъ,  под  титлой  —  Iс.  Встречалось  иногда  и  такое  начертание:  «Iисусъ».
*
Никоновская  реформа  была  основана  на  лжи  и  обманах. Ложь,  обманы,  подлоги  вошли  в  плоть  и  кровь  новой  церкви. Триперстие  —  новое  предание,  однако  его  выдавали  и  до  сих пор  выдают  за  апостольское.  Именословное  перстосложение  — тоже  новейшее  изобретение:  ни  у  одного  св.  отца  во  всей истории  оно  даже  не  упоминается  хотя  бы  случайно,  а  его приписали  новые  выдумщики  Самому  Христу.  Книжное  исправление  велось  по  современным  греческим  книгам,  по  самым новым,  печатаным  даже  не  у  греков,  а  в  латинских  типографиях  Венеции,  а  уверяли  русский  народ  Христом  Богом  и всей  Святой  Троицей,  что  правились  они  по  самым  древним греческим  и  славянским  рукописям.
*
А  над  всем  этим  мраком  возвышается, словно огромная голова дракона, еще один  догмат, самый ужасный — кровавый и огненный догмат убийств в подлинном смысле  этого  слова, догмат казнения, по определению самой этой церкви. Никон  в  самом  начале  своей  реформы  запечатлел  ее  убийством  епископа Павла Коломенского и  других верных святой Церкви священнослужителей.Мучения и казни были наиболее прочной основой новой церкви. Собор 1666г. постановил: аще кто не послушает  нас,  «хотя  в  едином  чесом»  и «мы таковым приложим телесная озлобления»  (лист 48 Деяний). Озлобления эти выражались в страшных пытках и в убийстве. Собор  1667  г.  «соорудил»  особую  книгу  —  «Жезл»,  которую титуловал не только  жезлом  «правления  и утверждения», но «наказания и казнения». Книга эта, соборне  догматизированная,  основывает  право  на  казни  и  мучения  Ветхим  заветом,  как  известно, наполненном разного рода казнями и убийствами. «Но зане же, объясняют  жезлотворцы,  —  в Ветхом  завете  бывшая  сень,  образ  и прописания  бяху в новой  благодати  содеваемых,  убо  и  жезл  сей  видится  нечто прообразовавше  быти»
(Л.  5,  об.).  Именно  ветхозаветные казни  и  убийства  предобразовали  его.  Составители  «Жезла» с каким-то сладострастием проповедуют, устанавливают  и  защищают  убийства.  По  их  разъяснению,  ветхозаветные  казни  были  безблагодатными.   А  нынешние  благодатны.   В  таком   именно   смысле - кощунственном,  антихристианском  и  богохульном  —  истолкован  и  утвержден  новой  церковью  догмат казнения.  «Если  в  ветхозаветной  церкви,  —  разъясняет  уже правительствующий Синод в  изданной  им книге «Пращица»,  — непокорных  «повелено   убивати»  —  и  убивали,   «кольми  паче  в  новой   благодати  непокоряющихся  святей  восточней  и  великороссийстей  церкви  подобает  наказанию  предавати,  достойно бо  и  праведно  есть:  понеже  тамо  сень, зде  же  благодать; тамо  образы,  зде  же  истина,  тамо  агнец,  зде  же  Христос». Сам  Кроткий  Господь,  пострадавший  на  кресте,  представляется  палачом  и  катом.  «Убо  како  вас  не мучити?  —  удивляется автор «Пращицы», обращаясь к гонимым  и  убиваемым русским  благочестивым  людям,  —  како  в заточение не посылати?  Како  глав  не  отсекати?».  Это  же  самое  богоугодное и спасительное дело. Казни,  пытки,  огнесожжения  и  всякого  рода  убийства  действительно были  провозглашены  догматом  веры.
Пылающие  срубы  и  костры  с  десятками  тысяч  невинных жертв,  плахи  с  топорами, с отрезанными головами, с потоками крови; виселицы, колесования,  четвертования,  выматывание  жил  —  все  это  догматизировано, богословски  обосновано,  закреплено  и  благословлено  новой  церковью.  Ужасные тайные  канцелярии   петровского  и  аннинского  времени,   пыточные   застенки, забрызганные  кровью  страдальцев  и  исповедников  старой  веры  —  это  благословенные  «алтари»;  палачи,  истязатели,  мучители,  убийцы  —  это  своего  рода  «священнослужители».  Все это безумие предрек Сам Спаситель: «Наступит  время,  — говорил Он своим ученикам,  —  когда всякий  убивающий  вас  будет  думать,  что  он  тем  служит  Богу» (Иоанна, 16:2). На самом же деле  он  служит  диаволу, «человекоубийце от начала» (Там же, 8:44).
*
В  апреле  1722  г.  последовало  уже  Высочайшее повеление, которым требовалось,  чтобы  священники  доносили  гражданскому  начальству  об  открытых  им  на  исповеди  «преднамеренных  злодействах»,  к  каковым  относилось  все  то, что  могло   вредить   верной   службе   и   пользе   государственной   и   церковной Правительствующий  Синод  включил  сюда не только «умышление на тело церкви»,  но и другие «воровства».Таким образом священники стали сыщиками и доносчиками,  а исповедь  средством  сыска. По требованию синодского Регламента,  священник,  выпытавший  у  кающегося  его  грехи,  за которые  он  должен быть арестован, и сам  должен  с  ним ехать  «неотложно  и  неотбывательно»  в  указанные  в  Высочайшим  Указе   «места»  —   «Тайную   Канцелярию»   (тогдашнюю   Чрезвычайку)   или   в  «Преображенский  Приказ»  (Петровское  Гэпэу).  В  оправдание  такой  сыскной  и  предательской  деятельности  священника,  Синод  приводит  слова  Самого Господа.  «Ибо  сим  объявлением,  —  разъясняет  верховное  учреждение  новой  церкви,  —  духовник  не  объявляет  совершенной  исповеди,  и  не  преступает  правил,  но  еще  исполняет  учение Господне,  тако  реченное:  аще  согрешит  к  тебе  брат  твой, иди  и  обличи  его  между собою и тем единым;  аще тебе послушает, приобрел  еси  брата  твоего.
*
Еще  более  безбожно  новая  церковь  поступила  с  таинством причащения.  Синод  превратил его не только в орудие сыска, но и в средство осквернения душ верующих  людей.  В  своем «Регламенте»  синодская  власть  с  непостижимым  бесстыдством заявляет:  «Несть  лучшего  знамения,  почему  познать раскольника», как насильно  его  причащать.  Само  «Тело  Христово»  и  «Кровь  Христова»  стали  сыскным  «знамением»  —  полицейским  средством  узнавания  преступников.
*
Петр  Великий  ввел  в  Регламент  Синода  присягу  членамархиереям, в которой они  клянутся  Всемогущим  Богом  признавать  «Крайним Судьей» над Синодом и, значит,  над всей церковью самого государя-императора Петра Алексеевича. Все ему должно  быть  покорно:  и  церковь,  и  иерархия,  и  соборы  —  он  выше  и  больше  всех, он  «Крайний  Судья»,  выше его  никого  уже  нет.  В  основных  Законах  Российской  Империи царь  признавался  и  титуловался  главой  церкви. В  сущности, от его  имени,  по  его  уполномочию  всей  церковью  и  самим Синодом  управляли  обер-прокуроры  Синода.
*
После  собора  1667  г.  еще  в  течение  пятнадцати  лет  идут пререкания  между  сторонниками  старой  и  новой  веры,  между представителями  древней, народной,  Церкви  и  представителями  новой,  правительственной,  церкви.
*
Новые  ссылки  и  казни последовали тотчас же после собора 1667 года. Знаменитые  защитники древнерусского благочестия протопоп Аввакум, священник Лазарь, диакон  Благовещенского  собора  в  Москве  Феодор,  инок  Епифаний  были  сосланы  на  далекий  север  и  заточены  в  земляную  тюрьму  в Пустозерске  (Архангельской  губернии).  Эти  исповедники  были  подвергнуты,  за  исключением  Аввакума,  еще  особой  казни:  им  вырезали  языки  и  отсекли  правые  руки,  чтобы  они  не могли  ни  говорить,  ни  писать  в обличение своих гонителей и их неправой  веры.
*
По настоянию нового Московского патриарха Иоакима, пустозерские  страдальцы  были  преданы  сожжению  в  срубе.  Казнь последовала  в  пятницу  —  в  день  страстей  Христовых,  14  апреля  1682  г.  Всех  их  вывели  на  площадь,  где  был  приготовлен  сруб. Играло ясное весеннее солнце, точно приветствуя этих выходцев  из  могилы  (из  ямы,  в  которой  они  так  долго томились).  Более четырнадцати лет  не  видели  они  света  Божия,  ни  неба,  ни других красот природы. Бодро и радостно вошли  они  в  сруб.  Толпа  людей,  сняв  шапки,  молчаливо  окружила  место  казни.  Подожгли  дрова,  и  сруб  запылал.  Протопоп  Аввакум  успел  еще  обратиться  к  народу  с  прощальным словом.  Подняв  высоко  сложенную  в  двоеперстие руку, он завещал:  «Вот будете этим крестом молиться, вовеки не погибнете». Когда мученики  сгорели,  народ  бросился  собирать на  память  святые  кости  их,  чтобы  разнести их потом по всей русской стране. Горевшие огнем веры сожжены огнем вещественным,  чтобы быть светочами,светящими в даль веков.Мучения и казни древлеправославных  христиан  происходили и  в  других городах и весях Российского государства. В самой  Москве  пылали  срубы  и  костры,  воздвигались  и другие эшафоты, свирепствовали  в застенках дьявольские пытки и неимоверные жестокости. За шесть лет до сожжения  пустозерских  узников  были  преданы лютой смерти целые сотни преподобных отцов  и исповедников славной Соловецкой обители.
*
Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену  самой  Церкви  Христовой и  Самому  Богу. Поэтому они соглашались скорее принять  мучения,  нежели  отступить  от  святой  веры  своих  Богу  угодивших  предков.  Они  смело  заявляли  царю:  «Лучше  нам  временною  смертию  умереть,  нежели  вечно  погибнуть.
*
Наконец,  ночью  под  22  января  1676г. стрельцы, предводительствуемые воеводой  Мещериновым,  ворвались  в  обитель  и  началась  страшная  казнь - бойня  обитателей  монастыря.  Было  замучено  до  400  иноков  и  бельцов: одних  повесили,  других  порубили  на  плахах,  третьих  утопили  в  прорубях.  Вся  обитель  была  залита  кровью  святых страдальцев.  Они  умирали  спокойно и  твердо:  не  просили  ни милости,  ни  пощады.  Каким-то  чудом  уцелели  от  этого  кровавого  пира  только 14 старцев. Тела убитых и разрубленных мучеников лежали  неубранными  и неразложившимися целых полгода, пока не пришел царский приказ  придать  их  земле.
Незадолго  до  казни соловецких страдальцев замучены были в Боровске (Калужской  губернии),  в  земляной  тюрьме  две родные  сестры  из  славного  боярского  рода  Соковниных  — боярыня  Феодосия  Прокопьевна  Морозова  и  княгиня  Евдокия Прокопьевна  Урусова.  Они  были  очень  богаты,  особенно  богата  была  боярыня  Морозова,  молодая  вдова.  С  детства обе были окружены почетом, славой, близко  стояли к царскому двору и часто там бывали. Но ради истинной веры и во имя Христа  они презрели и богатство, и почет, и славу мира сего. Твердо убежденные в правоте  старой,  дониконовской веры,  они  безбоязненно  и  дерзновенно  выступили  исповедницами  этой  святой  веры.  Пошли увещания  —  оставить благочестивую  веру;  стали угрожать в случае неповиновения лишением всего имущества, арестом,  заключением  в  темницу, казнями.  Родовитые  сестры  не  устрашились  этих  угроз  и не соглашались принять новшества. Они были арестованы и подвергнуты страшным  пыткам:  их  вздергивали  на  дыбы  (с  вывернутыми  назад  руками  подвешивали  к  перекладине),  кости трещали  от  этой  жестокой  пытки.  Затем  клали  им  на  грудь мерзлую  плаху  и  подносили  их  потом  связанных  к  огню,  устрашая  сожжением.  Все  выдержали  дивные  исповедницы  и  от правой  веры  не  отреклись.  По  указу  царя  их  отправили  в г.  Боровск  и  бросили  здесь  в  мрачное и сырое подземелье, в котором обитали всякие насекомые. Сестер-исповедниц томили голодом и холодом.  Силы  их  слабели,  жизнь медленно угасала: 11 сентября 1675г.  скончалась княгиня  Евдокия Урусова,  а  через 51 день (под 2 ноября) преставилась и боярыня Феодосия  Морозова, успевшая еще до ссылки принять иночество с именем  Феодоры.
*
Знаменитый историк В.О. Ключевский дает такую характеристику Софье: «Эта тучная  и  некрасивая  полудевица  с  большой неуклюжей головой, с грубым лицом, широкой  и  короткой  талией,  в  25  лет  казавшаяся  40-летней,  властолюбию  пожертвовала совестью,  а  темпераменту  —  стыдом,  достигнув  власти  путем постыдных  интриг  и  кровавых  преступлений».  Курс  русской  истории. ГИЗ, 1925. Ч.  III. С. 452 .
*
По  настоянию  Московского  патриарха Иоакима 121 царевна Софья издала в 1685 г.  против  людей  древнего  благочестия 12  грозных  статей,  справедливо  получивших  в  истории  название  «драконовских».  В  них  последователи  древнерусской Церкви,  то  есть  старообрядцы,  обзываются  «раскольщиками», «ворами»,  противниками  церкви  и караются самыми страшными казнями. Кто распространяет старую веру,  тех  приказано пытать  и  сжечь  в  срубе,  а  пепел  развеять;  кто  тайно  будет содержать  древнюю  веру,  тех  нещадно  бить кнутом и ссылать в отдаленные  места.  Приказано  бить  кнутом  и  батогами  даже тех  из верующих людей, которые  окажут  хотя  бы  какую нибудь  милость  гонимым христианам: дадут им или поесть, или  хоть  только  воды  испить.  Установлено: бить кнутом  и ссылать и тех людей, у  которых  преследуемые  христиане лишь  приютились.
*
Эти  действительно  драконовски-немилосердные статьи и их садистское исполнение  навели  ужас  на  всю  русскую  страну. Правительство беспощадно преследовало  людей  старой  веры: повсюду  пылали  срубы  и  костры,  сжигались  сотнями  и  тысячами  невинные  жертвы  —  измученные  христиане,  вырезали  людям  старой  веры  языки  за проповедь и просто за исповедание этой веры, рубили  им  головы,  ломали  ребра  клещами, закапывали  живыми  в  землю  по  шею,  колесовали, четвертовали, выматывали жилы Тюрьмы, ссыльные монастыри,  подземелья  и  другие  каторжные  места  были  переполнены  несчастными страдальцами  за  святую  веру  древлеправославную.  Духовенство и гражданское  правительство  с  дьявольской  жестокостью  истребляло  своих  же  родных братьев  —  русских  людей  — за  их  верность заветам и преданиям святой Руси и Христовой  Церкви.  Никому  не  было  пощады: убивали не  только мужчин, но и женщин, и даже детей.
*
Привели  однажды  к  осмоленному  срубу  на  казнь  14 человек  мужчин  и  женщин.  Среди них была и девятилетняя девочка, сидевшая в тюрьме вместе со старшими.  Всем  стало жаль  ее,  и  архиерейские  приставы,  распоряжавшиеся  казнью, велели  задержать ребенка. Сруб уже пылал. Девочка рвалась к своим, не обращая внимания  ни  на  ласки,  ни  на  уговоры окружающих.  «Мы  возьмем  тебя  вместо  дочери»,  —  утешали  ее зрители.  Но  она  все  же  рвалась  к  своим,  горевшим  в  срубе. Тогда,  желая напугать,державшие и уговаривавшие пустили ее,сказав:«А,ты не слушаешься,  ну так ступай в огонь, только смотри, глаза не закрывай». Девочка, перекрестившись три раза, бросилась в огонь и сгорела.
*
Доводили  их до отречения от веры такими пытками: их или медленно жгли на огне,  или  выматывали  жилы из них, или сначала отсекали одну руку, потом другую,  затем одну ногу и,наконец, другую ногу(это значит-четвертовали), подвешивали  за  ребра  к потолку  или  особой  перекладине  и оставляли  так  висеть  долгое  время  —  до  отречения  или  до смерти,  подвешивали  и на вывернутые назад  руки,  колесовали,  зарывали  в  землю  по  шею  живыми;  пытали  и  мучили и всякими   другими   убийственными   средствами.  Кто  мог  выдержать  эти драконовские  пытки?
*
В  1654  г.  в России  свирепствовало  моровое  поветрие:  многие  города опустели,  оставшиеся в живых люди поразбрелись в разные места, умерших от чумы некому  было  хоронить,  трупы  гнили, заражая  воздух  зловонием  и  еще  более  распространяя  заразу. Некоторые деревни вымерли поголовно. Последствием этого  бедствия  было  еще  новое несчастье: поля остались незасеянными. От этого  пошел  голод  в  стране,  поднялись необычайно  цены на все. Затем пошли сильные  морозы, страшные  бури, поля выбивало градом, а на небесах являлись знамения:  ходили  кроваво-красные  столбы,  являлась огромная звезда с хвостом метлы  (комета),  солнце  померкло.  Все  это  в  такой  потрясающей степени действовало  на душу  верующих  людей,  что  многие  из них признавали в этих грозных явлениях  начало  страшного  Суда  Божия.
*
антихрист,  по  предсказанию  святых  отцов,  должен  воцариться  в  Иерусалиме  —  и  Никон  присвоил  построенному  им  Воскресенскому  монастырю  под Москвой  название  «Новый  Иерусалим».
*
Каково  было  количество  бежавших,  можно  судить  по  сообщению Сената уже при  Петре I по сенатским сведениям, в то время русских людей находилось в побегах  более  900  тысяч  душ.  В  отношении  к  общему  числу тогдашнего  населения  России  это  составляло  десять  процентов,  а  в  отношении  к  исключительно  русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Ни  поляки,  ни  немцы,  ни  татары,  ни  другие  инородцы, ни даже  евреи не бежали  тогда  из  России,  ибо  их  тут  никто  и ни  за  что  не  преследовал  и  не  притеснял.  Преследовались  и истреблялись  исключительно  только  русские  люди  —  самые преданные святой  Руси, соль и твердыня Русской Земли.
*
В  наше  время  старообрядцы  живут сплошными  массами  в  Румынии, в Молдавии  и в Добрудже,  а также и в Буковине. Много их находится в Бессарабии. В свое время  все это было турецким владением, именно в Турцию тогда бежали старообрядцы.  Турецкая  власть разрешила им строить церкви, монастыри, скиты,  совершать  богослужение  открыто  и свободно,  иметь церковный звон, на храмах ставить  кресты,  что  не  разрешалосьим в России до 1905 г. По реке Дунай старообрядцы  заселяют города Измаил, Вилков, Новую Килию, Муравлевку, Жебрианю,
*
Керженец.  Это  название реки, протекающей по Семеновскому уезду Нижегородской  губернии, и впадающей в Волгу. По нему называется и вся местность, охватываемая  течением  реки. В  XVII в.  здесь  рос  густой,  почти  непроходимый  лес. В нем была  возможность укрываться гонимым христианам от беспощадных врагов своих. К концу  XVII  в.
*
При  Петре  I  началось разорение этого духовного центра старообрядческой Церкви.  Главным  гонителем  древлеправославных  христиан  в этой местности, как и во всей  Нижегородской  губернии,  был  Нижегородский  архиепископ  Питирим. Он  именно и  царя  возбуждал против  старообрядцев.  Многих  керженских   старообрядцев  в  это время  сослали на каторгу, подвергали пыткам, а иных казнили. В Нижнем Новгороде  был   всенародно   казнен   знаменитый   старообрядческий   диакон   Александр, составивший  замечательную  книгу  Ответов  на  вопросы  Питирима:  ему  отсекли  голову,  а  тело  его  сожгли  и пепел  бросили  в  Волгу.  Архиепископ  Питирим  за  свою  столь усердную  деятельность  получил  от  самого  Петра  титул  «равноапостольного». Вследствие такого гонения огромные толпы старообрядцев  бежали отсюда  в Пермский край, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. 
*
Иерархия господствующей церкви, именно епископат, была такого духа и настроения,  что  немыслимо  было  ждать  от  нее какого-либо  обращения  в  старообрядчество.  Вот  какими  ярко-красочными  словами  характеризует  епископов  синодской церкви  единоверческий  журнал  «Глагол  времен»:  «Они,  посланные  по  лицу  земли  для  любви,  для  проповедания  истины и  святости  жизни,  для  мира  братьям,  будь то  эллины  или иудеи…  устраивали  тюрьмы, репрессии, ссылки, ужасы голодных  смертей…  Во  имя  Христа?  Нет!  Кто  же  они?  Отцы, наши подлинные отцы с  мягкими,  холеными  руками,  в  великолепных одеждах  из  шелка…  бархата…  ласкающих  взоры цветов  —  малиновых, пунцовых, синих, белых… шумящих  и  даже  надушенных. Дорогие  каменья…  золото… блистали с головы до  ног…  И  эти холеные  руки,  мягкие  и  нежные,  не  знавшие  грубого  мускульного  труда,  подписывали  приговоры  не  милости  или  кротости,  не  привета  и  защиты,  не  утирали  слез,  струящихся по тысячам  ланит и паливших огнем  своей  скорби  и  муки  даже  до  смерти,  а…  спокойно, просто решали одним  взмахом пера  смерть,  ту  медленную,  бесконечную  смерть, которая была от  них  единственной наградой  за силу  духа…  «В  тайги, в  тюрьмы»,  —  шептали  тонкие,  бледные  уста  и улыбались… «Опомнятся, спасут свои души»,  —  говорили  кроткие  сердца великолепных  отцов  и  предстателей,  и  несчастные,  полунагие,  голодные,  оторванные от родных, друзей, всего человечества…шли… Шли и гибли"
*
В  России  даже  на  царском  троне бывали самозванцы и вмешивались в церковные  дела.  О  благочестивейшем  и  святейшем  патриархе Филарете Московском историк  В.О.  Ключевский  сообщает: «Отец Михаила Романова, Филарет, был ставленник  обоих  самозванцев,  получил  сан  митрополита  от  первого  и  провозглашен патриархом  в  подмосковном  лагере  второго»,  то  есть  и  Гришки Отрепьева, и  Тушинского  вора.  Ключевский  В.О.  Курс  русской истории.  ГИЗ, 1925. Ч.  III.  С.  76.
*
Далее  о.  благочинный  сообщает  своему  архипастырю  некоторые  подробности об  избиении беззащитных старообрядцев:конные войска«мяли лошадьми лежавших,  а  пехота так усердно действовала ружейными прикладами, что изломано было  ружейных  лож  несколько  десятков».  «Церковная паперть и около оной место,  где  лежали  избитые  старообрядцы, обагрены  были  оных  кровью.  Чтобы  увеличить  их  мучения,  их при  сильном  морозе  обливали из пожарных труб  водою.  Николаевский  протоиерей  восклицает  в  ужасе:  «Какое  произошло смятение,  вопль,  убийственные  кровавые  раны   между   безоружными  старообрядцами, в особенности между женским полом и малолетними детьми,  —  того описать невозможно!» Но  этим  еще николаевское торжество православия  не  закончилось.  Был  еще  суд  над  «бунтовщиками».  Военно-судная  комиссия  приговорила: 11 человек наказать кнутом и сослать в каторжные работы; 326 человек  и  настоятеля  Корнилия  наказать  плетьми  и  сослать  на  поселение; 16 человек по  старости лет без телесного наказания сослать в Сибирь 176.Так бессердечно и таким  варварским способом был уничтожен самый знаменитый в истории старообрядчества  духовный его  центр  —  славный  Иргиз.  Таким  же  бесчеловечным  образом были  разорены и совершенно уничтожены и многие другие старообрядческие  монастыри  и  скиты.  Все  церкви  старообрядческие  по  всей  России,  а  также  часовни  и  все  другие молитвенные  помещения  были  отобраны  у  старообрядцев  и  отданы  в  пользование  единоверцам.
*
О  положении иностранцев в России в царствование императора Николая I сообщает  бывший  профессор  Казанского  и  Дерптского  университетов  коллежский  советник  Эрдман,  знавший  хорошо тогдашнюю Россию: «Сколько тысяч одноземцев наших  поселилось только в Петербурге и Москве! Проезжая Россию от Невы до границ  Китайской  империи,  от  Кавказа  до  Ледовитого моря, везде встречаем немцев  и  потомков  их.  Где  страна  Старого Света,  которая  собирала  бы  в недрах своих  столько  чужестранцев?  Где  земля,  которая  бы  даровала  им столько привилегий?
*
Только  одним  старообрядцам,  коренным  русским людям, чинились в России всякие  препятствия  и  жестокие  гонения  за  их святую веру и благочестие.
*
Нельзя также замолчать и другой не менее замечательный факт: старообрядцы  в общей своей массе были всегда грамотнее и культурнее никонианской массы.  Николаевская  эпоха  особенно ярко  отличалась  этим  различием.  В  то время были  созданы  в  каждой  губернии  особые   комиссии  для  обследования   умственного состояния  местного  населения. Весьма показательны обследования Нижегородской  комиссии: «Подъезжаем,  —  пишут члены комиссии,  -  к селу, спрашиваем  название  его. «Василевы»,  — отвечают.   —  Кто  живет?  -  Раскольники.  -  Грамотные  есть?  —  Все  грамотны.  И,  действительно, оказывается, сплошь грамотны. Едем дальше.  —  Что  за  деревня?  -  Сукино.  -  Кто  живет?  -  Православные.  - Есть  грамотные?  —  Один деревенский писарь. И так  -  по  всей губернии», - удостоверяет губернская комиссия. 
*
Николаю,  занятому  по  горло  просвещением  евреев,  некогда  было заняться  просвещением  не  только  народа  русского,  но даже верхушки русской армии.  Но  у него было много свободного времени для уничтожения старообрядческих школ  и  старообрядческих  монастырей,  которые  для  старообрядцев  были  такими  же многозначимыми  университетами,  каковыми  были  они   в Древней Руси. Всякими  средствами   и   способами   этот   императорпровокатор   пытался   уничтожить  старообрядчество.  Но  это  ему не  удалось:  раздуваемое им пламя гонений еще  более  укрепляло и утверждало древлеправославную Церковь.
Ни  в  какое  другое  время, ни при каком другом императоре евреи в России не  пользовались таким благосклонным, покровительственным отношением к себе  правительства,  как  в  царствование  Николая  I,  и  лично  царским,  воистину  отеческим попечением о них. Изданная всероссийским еврейством «Еврейская энциклопедия»  рисует   глубоко трогательную   картину   этого   заботливо - родительского отношения к  нему «русского» царя и «русского» правительства. В  1835  г.  было  издано правительством особое «Положение» о евреях, по которому  городским  и сельским еврейским обществам впервые предоставлялись юридические  права,  устанавливались начальные  учреждения  с  присвоением  им  специальных  интересов. «В  этом  «Положении»  впервые определяются права еврейских обществ  и по выбору должностных лиц, организуются, также впервые, молитвенные общества  и  должность раввина» // Еврейская энциклопедия. Т. XI. Стлб. 958.«Положение»  о  евреях  1835  г. предоставило купцам (евреям) первой и второй гильдии разрешение  на  приезд  на  значительнейшие  ярмарки того времени: Нижегородскую, Ирбитскую,  Коренную  (под  Курском),  Харьковскую  и  Сумскую  —  как  для  покупки,  так и для  оптовой  продажи  товаров,  русских  и  иностранных»  (Т.  VI.  Стлб. 406). Как быстро  росли  еврейские  гильдейцы,  можно  судить  по  данным  Казенной  палаты  1855  г.  о  такой незначительной  губернии,  как  Минская:  там  было  в  то  время еврейских  купцов  1-ой  гильдии  29,  2-ой  –  37,  3-й  –  1031  (Т. XI.  Стлб.  78). А негильдейцев  торговцев бесчисленное количество. Правительство даже награждало  еврейских  дельцов  по захвату  в  свои  руки  российской  торговли  громкими  титулами. Так,  еврей-банкир  Людвиг  Штиглиц  «за  оказанную  правительству услугу  и  усердие  к  распространению торговли»  в  1826  г.  «был возведен в баронское  Российской  империи  достоинство» (Т.  XVI.  Стлб.  116).  Другой видный еврей,  Элкан  Леон,  был назначен  членом  Российского  цензурного  комитета  для  рассматривания  еврейских  книг,  а  потом  занял  должность  даже  в  Сенате  —  был причислен к герольдам. Хлопоча о награждении его высоким чином, граф  Потоцкий писал о нем:  «Кажется,  что  вера его  не  может  препятствовать  в таком  его  производстве,  особливо,  если взять в рассуждение, что и само правительство печется  ныне  о благосостоянии его соотечественников» (Т. XVI. Стлб. 233). Император  Николай  I  вообще  всем  евреям  предоставил  право получать  награды  за  свои  услуги  и  прочие  дела  медалями  и орденами  (Т.  XI.  Стлб.  468).
*
Но  наряду  с  этими  вопросами  стоял  еще один вопрос, хотя ничуть не связанный с  ними  и  из  них  не  вытекающий.  Это вопрос  денежный. Он всюду и во все времена  был неизбежным, начиная с Христова служения на земле и кончая нашим плачевным  бытием.Российские старообрядцы, обладая огромными капиталами,по свидетельству  Мельникова-Печерского, едва  ли  не  большей  частью  всего  российского  капитала, могли бы легко закупить все четыре восточные патриархии.
*
При  учреждении  патриаршества  в  России,  Константинопольский патриарх  между  условиями  поставил и  то,  что  русский патриарх в известные сроки будет посылать  ему  500  червонцев. Архив Калачева.  Т.II.  Ч.  I. С. 26; Прыжов И. Нищие на св. Руси.
*
После  смерти  Никона  (в  1681г.), как известно, изверженного из всякого священного  чина,  превращенного  в  простого  монаха,   умершего   без   раскаяния   в   своих заблуждениях, без примирения с Церковью, московский царь задумал добиваться у восточных  патриархов восстановления Никона в прежнем своем достоинстве. Дело  это  было  явно  неканоничным  и  посему безнадежным. Но царь послал со своими  послами  по этому делу на Восток и большую казну. Он уполномочил их просто  купить  у патриархов  нужное  разрешение.  Уже  из  Москвы  писал  им:  дайте патриархам  такую-то  сумму,  не  согласятся  —  прибавьте  столько-то.  Опять  не  согласятся,  еще  прибавьте.  И  так  далее, пока добьетесь. И они добились,  и  получили  купленное  разрешение, никому,  конечно,  не  нужное  и  прежде  всего  самому  Никону.  Все подробные  сведения  о  сем  с  указаниями  точных  подкупных  цифр: кому,  какому  патриарху  сколько  дано  на  это  никчемное  восстановление  покойника в патриаршем достоинстве, см.: проф. Каптерев Н.Ф. Характер отношения  России  к  православному  Востоку в  XVI  и  XVII  вв. М., 1914.
*
Ученость эта  выразилась совсем не в «раскольничестве» каком-либо, а в изложении  многочисленных  доказательств  в  пользу  древности  двоеперстного  сложения  и  в  догматическом   разъяснении   его   символического   изображения.  Особенно убедительным доказательством для Амвросия было свидетельство книги «Пидалион»  —  греческой  же Кормчей, обязательной для всякого греческого священнослужителя,  незадолго перед   тем   изданной   Константинопольским   Синодом   с   особыми толкованиями.  В  ней,  именно  в  толковании  на  91-е  правило  св.  Василия  Великого, в котором речь идет о крестном знамении, сообщается, что древние  христиане,  т.е. времен Василия, имели другое перстосложение, чем нынешние,  они  знаменовались  двоеперстным  сложением,  причем  сделана  ссылка  на греческого  духовного  писателя  XII века св. Петра Дамаскина. Павел представил  м.  Амвросию  и  следованную Псалтырь Исифского издания, достав ее у майносских  старообрядцев  некрасовцев,  живущих в   Анатолии,  на   берегу   Черного   моря. Относительно  троеперстия  Павел  доказал,  что  в  нем догматически неправильно  тремя  неравными  перстами  изображается равенство  Лиц  Святой  Троицы;  основательно   доказал и   неприемлемость   так   называемого   именословного перстосложения.  Сочинение  это  окончательно  убедило митрополита Амвросия в  правоте  старообрядческой Церкви и  в  заблуждениях  церкви  греко-российской.  Однако  м.  Амвросий  все  еще   колебался  и  не  давал  решительного  согласия  присоединиться  к старообрядческой  Церкви  как  к Церкви истинной и Христовой.  Только  чудесное  видение  митрополиту Амвросию побудило его дать согласие на присоединение.
*
Старообрядческие апологеты особенно подчеркивают этот факт, уподобляя Амвросия  в  данном  случае  св.  Евсевию  Самосатскому  (святителю  IV  столетия),  в  житии  которого  повествуется,  что  он, преследуемый еретиками арианами, «в таковое лютое  время, утаив сан свой святительский, в воинская облекся, обхождаша  Сирию,  Финикию  и  Палестину, утверждая христианы к святой вере; и иде же аще  обреташе  церковь  без  служителей,  поставляше  иереи  и  диаконы,  и  прочая  клирики,  […] и епископы  постави»  //  Четья-Минея,  житие  22  июня.
*
Но  кроме  них  в  старообрядческой  Церкви  немало  было праведников,  угодников  Божиих, прославленных нетлением своих телес. Мы мимоходом упоминали о первых  священниках  на  Ветке, нетленные  тела  которых  высылаемые  старообрядцы  взяли  с  собою в  ссылку.  Но  правительство  сожгло  их.
На Урале,именно в Тагильском округе, около Выйского завода,жил в первой половине  XVIII  столетия  старообрядческий  священник Иов,  устроивший  здесь  небольшую  часовню, в которой и совершал богослужение. Жители завода и окрестных деревень  весьма чтили  его  за  подвижническую  жизнь  и  после  смерти его приходили на его  могилу,  почитая  его  как святого, подававшего исцеления. Но в николаевское время,  когда  всякая  старообрядческая  святыня  преследовалась  и  истреблялась, могила  почитаемого  старца оказалась разрытой в ночь на 26 октября 1836г. Следствие  по  этому  делу  окончилось  Высочайшим  повелением:  «Зарыть  могилу,  не  исследуя  праха  Иова».  Часовня  же Иова  была  передана  единоверцам  в 1842г.  [В  книге  «Старообрядчество.  Лица,  предметы,  события  и  символы…»  указано,  что могила  была  разрыта  в  ночь  на  26  сентября  1845  г.  С.  120.  — Ред.] 
*
Не  дождавшись ответа от австрийского правительства, нетерпеливый царь посылает  российскому  послу  в  Вене  новое  требование  уже  с  военной угрозой: «Повторить  мое  решительное  требование  от  австрийского  правительства,  чтобы  мнимый  монастырь (разумеется, Белокриницкий) был немедленно закрыт, а самозванец епископ  выслан, как  бродяга,  и  объявить  австрийскому  правительству,  что ежели  я  не получу скорого удовлетворения в справедливых моих настояниях,  я  вынужден буду прибегнуть к иным, крайне мне прискорбным мерам».
*
«Сие решение,-предписывал  митрополиту г.министр,-с строжайшим подтверждением  дается  вам,  дабы вы отнюдь не имели никакого с липованами союза, но с получения  сего немедленно  отправились  в  назначенное вам местопребывание-в город  Цилли,  и  там  будете  находиться  по  смерть  вашу, с  тем  замечанием, что выезд из города  никуда  не  позволяется  вам  —  отлучаться  без  особого  дозволения  тамошнего губернатора". Митрополит  Амвросий  пошел  в  ссылку  на  пожизненное  заточение.  Достойна удивления твердость его характера.
*
Некая  жестокая  ирония  преследовала  императора  Николая. Именно в том самом  году,  когда   он   требовал   от   австрийского   правительства   сослать митрополита Амвросия,  « как  бродягу », надеясь  этой  мерой  уничтожить  восстановленную  старообрядческую  иерархию,  он  вынужден  был  заключить конвенцию с римским папой,  на  основании  которой  в  том  же  году  была  учреждена  в России  новая,  римско-католическая  епархия  с  наименованием Херсонской  и  при  ней  два  суффраганства с капитулами и семинарией, и все это на русский государственный  счет.
*
Старообрядцы  же  были  крайне  поражены  такой  «милостью»  того  самого  царя,  который  их,  русских  людей,  так  жестоко  томит  в  их же  родной  стране  и с таким  остервенением  уничтожает  их  священство,  разоряет  их  церкви,  монастыри,  уничтожает  их  святыни,  грабит  их  церковное  имущество,  самих  их  сажает  в тюрьмы, ссылает их в отдаленные, безлюдные места, в заточения, в каторги.  И  за  что? Только за верность своей благочестивой вере, той самой, которую русские  благочестивые  цари  и  князья,  православные  патриархи  и  святители и весь сонм  святых древней Руси исповедовали и хранили.
*
Но  что,  в самом  деле,  можно  сказать  о  таком  императоре,  который  из-за старообрядческой  кафедры  где-то  в  австрийской  деревушке  готов  начать  кровопролитную  войну,  а  у  себя  в  России,  на  позор своего  же  «православия»,  на  смущение  своих  же  подданных  учреждает  римско-католический  епископат  с  тремя  бискупами,  с семинарией  и  содержит  все  это  на  государственный  счет?..
*
Принимали [участие]  в  этом  великом  государственном  походе  и  военные отряды,  особенно же было опасно для старообрядчества участие в этих налетах духовенства  господствующей  церкви. Николаевская эпоха была в некотором отношении тягостнее времен  Софьиных,  Петровских,  Анненских.  Тогда  пытали  людей  старой  веры  до смерти, рубили им головы на плахах, четвертовали, колесовали и тысячами  сжигали  в  срубах  и на кострах. Но  тогда  легче  было  бежать и укрываться  в лесах и в горах и на далеких окраинах России.Теперь это было затруднительнее  и  тяжелее.   Наиболее  рьяными  и потому  наиболее  опасными  сыщиками,  доносчиками,  грабителями  были  духовные  лица  господствующей  церкви,  начиная  с митрополитов  и  епископов  и  кончая  дьяконами и дьячками. Роль  их  была  тем   зловреднее,  что   она могла выполняться  и  выполнялась  при помощи  тысяч  и,  может быть, миллионов духовных чад всех этих священных  предателей  и  гонителей.
*
«Один из этих узников, Алимпий,-сообщает о нем известный писатель А.С. Пругавин,  собравший  о  них  все  официальные  сведения,  —  епископ  Алимпий,  которому  в  момент  его  заключения  в  крепость  было  шестьдесят  лет,  не  вынес  тюремных  мучений  и,  просидев  около пяти  лет  в  одиночном  каземате,  умер  на  тюремной  койке, вдали  от  родины,  вдали  от  всего  того,  что  ему  было  дорого.  Остальные  узники остались живы, несмотря на все ужасы долголетнего одиночного  заключения… Вы  хотите  знать, сколько  времени  просидели  в  тюрьме  эти ни в чем не повинные  люди?  —  спрашивает  Пругавин.  —  Так  слушайте  же!  Епископ Геннадий провел  в  одиночном  заключении целых 18 лет. Епископ Конон — 22 года. Архиепископ  Аркадий -27 лет. Ведь это только легко сказать, но вдумайтесь скольконибудь в эти  страшные,  роковые  цифры  —  и  леденящий  ужас охватит  вашу  душу,  острая  боль  сожмет  ваше  сердце…  И  вот назойливо  встают  вопросы: да за  что  же  такая  жестокость?
*
Уже в царствование императора Николая  II, в 1896г, совершилось такое страшное  злодеяние  в  старообрядческом  монастырьке «Обвалы» (близ станицы  Кавказской),  названном  так потому,  что  он  действительно  укрылся  в  горном  обвале  и совсем  не  виден  там  с  дороги.  Под  церковью  монастырской были  погребены  епископ  Кавказский  Иов  и  священник Григорий. Старообрядцы знали, что тела их нетленны.  Узнал  об   этом  и   кавказский   православный   миссионер   архимандрит   Исидор Колоколов,  бывший  инспектор  Петроградской  духовной академии.  Он  ворвался  в  монастырь  с  отрядом  «православных» казаков, разрыл могилы названных  священнослужителей и уд[остоверившись], что тела дейс[твительно нетленны], расколол их гробы и, соорудил из них костер, [облив] эти тела предварительно  керосином.  За такой  «подвиг»,  действительно   дос[тойный]   [подража]ния  для  грядущего потомства, Синод произвел И[сидора Колоколова в сан] епископа, сначала  викарного, Нижегородской  епарх[ии,  затем  в]  самостоятельного  -  другой  епархии.  В  наше  время  [большевики такой]  же  «подвиг»  совершили  над  телами  государя,  государ[ыни  и  всей]  их  августейшей  семьи.
*
Во  многих  городах  России,  даже  в  обеих столицах  —  в  Петербурге  и  в  Москве  на  лучших  улицах  и площадях  красовались  и  гордо  высились  римо-католические костелы,  протестантские  кирхи,  магометанские  мечети  и  еврейские  синагоги.  Не  было  нигде  места  только  старообрядческим  церквам:  этого  боялось  самое  могущественное  в  мире правительство,  их, этих святых домов Божиих, страшилось  и гнушалось самое «православное» во всей вселенной духовенство. Вот уж воистину  –  «крест бесом язва».
*
Вот  одна  из  потрясающих  сцен  того  бесправного  и  дикого  времени,  описанная в  «Современных  известиях».  В  Бийском округе, далекой Семипалатинской области  (в  Сибири),  расположилось  старообрядческое  поселение  по  р.  Бухтарме  —  Усть-Каменогорск.
*
Довольно  подробно  рассказал о. Пафнутий и о «жестоких, бесчеловечных гонениях,  воздвигнутых  никоновской  церковной  властью  против  приверженцев  церковной  старины:  о  страшных  пытках,  мучениях, смертных  казнях,  сожжениях  в  срубах и  на кострах».«Гонительное действие против старообрядцев усилилось еще,продолжал  о. Пафнутий  разъяснять  своим  собеседникам, представителям  римо-католической  церкви,  —  и  такими  учреждениями,  как,  например,  «Духовная  Декастерия»  —  ужасное судилище,  по  существу  своему  инквизиция,  которая  развилась  в  России  во  всей  своей  ужасающей  силе.  С  инквизиционной  целью  были  учреждены  инквизиторы  и  протоинквизиторы по  духовному  управлению».  Это разъяснение о. Пафнутия было собственно ответом и по второму пункту  собеседования: об отношении старообрядчества к римо-католической церкви, так   как   инквизиция  в  самых   чудовищно - жестоких   ее   проявлениях  и применениях  есть  порождение  именно  римской,  западной церкви; русская  лишь пересадила этот душеубийственный плод на свою почву, обильно полив  ее и пропитав потоками русской крови - крови древлеправославных мучеников.
*
Известный  европейский  историк  Дж.  Дрэпер  в  своем  труде «История  умственного  развития  Европы»  приводит  биографии  пап с  757  г.  до  половины  XI  века.  Этот  период является воплощением преступлений и безнравственности. Папы друг друга  смещали  с  престолов,  убивали;  имели  фиктивных  жен  и  даже  содержали  проституток.  Некоторые  из  последних,  например  Феодора  с дочерьми,  даже  возводили  на  папский  престол  своих  любимцев (Иоанна  X,  Иоанна  XI,  Иоанна  XII  и  др.)  Бенедикт  XI  был  возведен  в  папы  в  1033  г.  в  12-летнем  возрасте и  был  воплощением  зла,  развращенности  и  убийств.  О  папских  преступлениях существует почти необозримая литература.
*
 В  древности  (в  IV  в.)  существовала  ересь  так  называемая  люциферианская
(по  имени ее  основателя  Люцифера, Налаританского  епископа). Сущность ее  обстоятельно  раскрыта  блаженным  Иеронимом  в  сочинении  «Разговор  против люцифериан»
*
Чем  же  объясняется,  такое  исключительное  отношение новообрядческой церкви к  старообрядчеству?  Только  вековой  ненавистью ее к русским благочестивым людям.  При  рассмотрении  в  Государственной  Думе  поименованного  закона,  знаменитый  думский  лидер  А.И.  Гучков  в  своей  блестящей  речи напомнил  членам  Думы,  в  особенности  же  думскому  духовенству,  о  положении  старообрядцев  на  фронте  во  время  русско-японской  войны  (1904  г.):  «Вы  знаете, что в рядах нашей армии  в  Маньчжурии  было  много  старообрядцев,  целые казачьи  войска:  уральское,  кубанское,  донское,  наконец, сибирские  корпуса  считали  в  своих рядах немало  старообрядцев,  и  эти  старообрядцы,  разумеется,  честно  исполняли свой  долг,  умирали  на  полях  в  сражениях,  а  многие  их  них ранеными  попадали  в  наши  госпитали.  И  знаете  ли,  что  в  то время,  как  поляк-католик,  латыш-лютеранин,  татарин-мусульманин и даже  японец-буддист, умирая, получал последнее духовное  утешение и напутствие от своих духовных лиц, знаете ли вы, что к старообрядцам их  священники  не допускались,  ибо  законом  возбранялось  допущение в госпитали и  тюрьмы  старообрядческих  священников.  Вы  только  подумайте об этом холодном  бездушии,  когда  людей  посылали на  смерть  за  царя  и  отечество,  а  потом  давали  умереть  как собакам»
*
Во  вступлении  перечислены  ложные   беспоповские   тетради,  числом  десять, с изложением  их  содержания  «яже вся  суть  ложная  и баснословная сочинения, в  них  же  проповедуется  престание  Христопреданного  священства,  окончание новоблагодатного  закона,  царствование  последняго антихриста, который аки бы  восседает  на  престолех  алтарей  господствующей  ныне  в  России  церкви,  яже  аки  бы  иному  богу верует  и  поклоняется, исповедуя под именем Иисуса не  Христа  Спасителя, но противника  Его -  антихриста». И «таковая безместная и  нелепая  мудрования  неприметно вкрадаются в Христоименитыя люди, дышущия  простотою и незлобием и немогущия различити истину от лжи».
*
Любопытно,  что из - за  волос  старообрядческих  священнослужителей   велась настоящая  война,  в  которой участвовали «высокопреосвященные» архипастыри  православной  церкви,  министры, губернаторы, наказные  атаманы, суды и прочие  власти.  Причем  обращалось   внимание   не  только   на  « длинные  волосы »  старообрядческих  служителей  Церкви,  но  и  на  их  «прически»  и  давались  точные  предписания,  чтобы  «требоисправители  не  носили длинных  волос ни в  каком случае,ни заплетенными в колечко,ни подвернутыми»(Предписание окружного  атамана, генералмайора  Димитриева  // Слово правды. 1897.  №  8. С. 128).
*
Сколько  было  издевательств  «православных»  священников  над  таковыми  покойниками,  которых  вытаскивали  они  с  помощью полиции или пожарных  из  старообрядческих  домов  и  даже  церквей  и  тащили их  для  отпевания в  свои  церкви,  не  дав  даже  закончить старообрядческое  погребение!  А  сколько  было  при  этом  душу раздирающих сцен: родственники не давали своего покойника в  чужую  церковь  к  чужим  попам  на  посмешище  —  на  какое-то кощунственное,  ибо  насильственное  и  притом  над  «раскольником  «  же,  погребение,  хватались  за  гроб с плачем, с рыданиями, воплями, а в это время полицейские по приказанию попов  отталкивали  их,  били,  ломали  им руки. Боже мой! Каким страшным в такие  моменты представлялось старообрядцам это «православие» с такими чудовищными  насильниками, служителями его.
*
Такое  отношение  к  старообрядчеству  властей  духовных  и светских, когда в одном  месте  закрывают храмы и грабят церковное имущество, в другом  —  тащат умерших  старообрядцев  с  пожарными  и  полицейскими  в  « православную »  церковь для  насильственного  отпевания,  в  третьем  —  разрушают  браки  и  семейную  жизнь  превращают в каторгу, в четвертом  — отбирают от родителей их родных детей, в  пятом  —  над  самим  рождением  устанавливают  строгий  надзор, в шестом 
—  вытаскивают   из   старых   могил   давно   умерших   старообрядческих  священнослужителей, сооружают из их нетленных тел костер и кощунственно  сжигают их  —  все это в некоторых старообрядческих «согласиях» в такой степени  сгустило  и без  того  отравленную  атмосферу  отношения  к  миру  и  ко  всем этим  гонителям,  что  когда  была  предпринята  в  1897  г.  всероссийская  перепись,  то  пошли  ужасающие  разговоры  и  толки о  «последнем  времени»  и  о  наступлении  времен   антихристовых,  а самую   перепись   признали   делом   антихриста, уловляющего  в  свои  сети  всех  записавшихся  в  нее.
*
 За  что  же  на  них  такой  поход?  За  что  их гнали? За какую такую страшную вину?  Неужели  за  одно  лишь  двоеперстие — за эту «среднюю вещь»? Или за то, что они  всех  русистее,  более  преданы  святой Руси,  что  они  корень  и  начало ее? За что,  в  самом  деле?! И  это  называлось  «русской»  политикой,  а в действительности это  была  антирусская  политика,  предательская  и  враждебная св. Руси,  она именно и привела Россию к гибели.
*
Особенно  замечательный  храм воздвигнут в с. Балакове Самарской губернии,  здешним крупным благотворителем О.М.Мальцевым. Своим внешним величием  он  превосходит  и  московские  церкви: одна  постройка  его  обошлась в миллион  рублей.  Стиль  его особенный,  напоминающий  готический;  кладка  его  из  ценного камня  так  подогнана,  что  он кажется вылитым из цельного мрамора. Весьма ценен  он  и  по  внутреннему  убранству. И колокольный  звон  его  могуч:  главный колокол  весит  680  пудов.
*
Много храмов построили по всей России и старообрядцыбеспоповцы. Великолепные  храмы  они  воздвигли  в  обеих столицах России-в Петрограде и в Москве. Особенно  замечателен  храм  поморской  общины  в  Токмаковом  переулке  в  Москве,  но  он  отличается   от   всех   других   старообрядческих   храмов   своей   архитектурной  оригинальностью  в  декадентском стиле,  напоминающем, скорее, средневековую  капеллу,  но не древнерусский   храм;  даже  окна его  украшены   цветными стеклами, по образцу римско-католических и протестантских храмов Западной  Европы.
*
Все  вероисповедания  могли  иметь  в  России  и  имели  свои  школы (еврейские  существовали даже на государственный счет) только одни старообрядцы,исконно  русские  люди,  строители России, не имели этого права.
*
Какие  же  нужно  писать  святые  иконы,  указывал  тот же Аввакум: «Старые добрые  изуграфы подобие их описуют: лица и руце и нозе и все чувства отончава и измождая  от  поста  и  труда,  и всякия  им  выходящия  скорби. А вы (к никонианам обращается св.  отец)  ныне  подобие  их  переменили:  пишете таковых  же, яко же вы сами  —  толстобрюхих,  толсторожих,  и  ноги,  и  руки,  яко стульцы.
*
Глинка  задался  целью  это  население,  большею  частью  старообрядческое,  насильственными  мерами  привлечь  к  единению  с  господствующею церковью.  Понастроено  было  много единоверческих церквей, и одно время буквально всех  родившихся  детей  насильно крестили  в  них  и  родителей  причисляли  к  единоверию,  так что  большинство  здешних  (т.е.  приуральских)  старообрядцев,  старинных,коренных жителей Урала,по спискам считается до сих пор единоверческим
*
Бывали возмутительные  случаи  вторжения  «православных»  священников  в  старообрядческие дома, где бывали покойники, которых они насильственно тащили
в  свою  церковь  для  погребения.  Какие  были  при  этом  трагедии:  родственники  плачут, умоляют  не  брать  их  покойника,  который  никогда  не  был никонианином,  не  бывал  ни  разу  и  в  храме  никонианском,  а рассвирепевший  иерей  грозит  «сопротивляющимся»  тюрьмой  и приказывает  десятникам  или  полицейским  тащить  покойника  в церковь.  Бывали  и  не  менее  возмутительные  случаи  насильственного  причащения  больных и даже уже умирающих старообрядцев:  
их  тоже  полицейские по приказанию священника тащили в «православную»  церковь для причащения. Случались при этом и «сопротивления властям», за что  следовала еще более строгая кара

Комментариев нет:

Отправить комментарий