четверг, 14 ноября 2019 г.

Премудрость Иисуса Христа.

Рукопись,  содержащая  сочинение,  перевод которого  здесь  публикуется, а  именно  «Вера  Премудрость»  (Pistis  Sophia),  представляет  собой  пергаменный  кодекс,  получивший название Кодекс Аскевианус (Codex Askewianus)по имени его владельца,  лондонского  доктора  А.  Askew,  который купил  его  у  книгопродавца  в  1772  г.  После  смерти  владельца  кодекс  посту пил  в  Британский  музей.
(1  Книга)


Тогда  Иисус  вобрал  в  Себя славу Своего света. И когда это произошло, ободрились  все  ученики,  подошли  к  Иисусу,  поверглись  все  разом и поклонились Ему, радуясь великой  радостью.  Сказали  они  Ему:  «Равви  откуда  Ты  пришел,  и  каково  Твое  служение,  на которое Ты ходил, и что это за потрясения все и все эти  землетрясения  которые  произошли?» Тогда  сказал  им  Иисус  милостивый:  «Радуйтесь  и  ликуйте  отныне,  по тому  что  Я  ходил  в  места,  из  которых  (некогда)  вышел.  Отныне  же  Я  буду говорить  с  вами  откровенно  от  начала  истины  до  ее  завершения.
12
Продолжил  снова  Иисус  речь  и  сказал:  «Случилось  же  после  этого по  велению  Первого  Таинства,  что  Я  посмотрел  опять  вниз  в  мир  человечества.  Я  нашел  Марию,  ту  которая  называется  Моей  матерью  по  телу материальному. Я  говорил  затем  с  ней  в  образе  Гавриила.  И когда она обратилась вверх ко Мне, Я  забросил  в  нее  первую  силу,  которую  Я  получил  от  Барбело, то есть тело, которое Я носил  в  выси,  а  вместо  души Я  забросил  в  нее  силу,  которую  Я  получил от великого  Саваофа  Благого, того,  который  находится  в  месте  Правой  Стороны.
14
Взойди  к  нам,  потому  что  мы  Твои  сочлены.  Мы  же  все  вместе  с  Тобой самим  мы  одно  и  Ты  одно.  Ты  -Первое  Таинство,  которое  существовало  изначала  в  Несказанном прежде  чем  вышло и  имя того  (Таинства)  мы  все. Теперь же мы все  вместе  ожидаем  Тебя  у  последнего  рубежа, который  есть  Последнее  Таинство
(,  считая)  изнутри  (наружу),  оно  же  часть  нас.  И  ныне  мы  послали  Тебе  Твое  облачение.  которое  Твое  же  из начала,  это,  которое  Ты  оставил  на  последнем  рубеже,  который  есть  Последнее  Таинство  (.  считая)  изнутри,  до  тех  пор.  пока  его  время  не  исполнится,  согласно  велению  Первого  Таинства.
15
И  когда приходило  время  числа  Мелхиседека,  великого  Восприемника  света,  он приходил  в  среду  Эонов  и  всех  Архонтов,  связанных  в  Сфере  и  Имармене,  и  отнимал  чистоту  света  у  всех  Архонтов  Эонов, и у всех Архонтов Имармены,  и  у  принадлежащих  Сфере,  ибо  она  устраняла  то,  что  потрясает  их,  и  толкал  ускоритель,  который  над  ними,  чтобы он заставил их обращать свои циклы быстро,  и  он  отнимал  их  силу.  которая  в  них,  и  дыхание  их  рта,  и  слезы  их  глаз, и пот  их  тел.  И  Мелхиседек,  Восприемник света.  очищал  те силы  и относил их свет  к  Сокровищнице  Света.  А  материи  их  всех  вместе  собирали  Служители  всех  Архонтов,  и  брали  их  Служители  всех  Архонтов  Имармены  и Служители Сферы,  эти,  которые  под Эонами,  и  делали  их  душами  людей,  и  пресмыкающихся,  и  животных, и  зверей,  и  птиц,  и  они  посылали  их  в  этот  мир  человечества.
22
Случилось  же, когда Архонты двенадцати Эонов разгневались на Веру Премудрость,  эту,  которая  выше  них,  что  они  возненавидели  ее  весьма. И  великий  Трисила  Авфадис,  этот,  о котором Я уже говорил вам сейчас, тоже последовал за Архонтами  двенадцати  Эонов  и  разгневался  тоже  на Веру  Премудрость  и  возненавидел  ее  весьма,  потому  что  она  помыслила пойти  к  свету,  этому,  который  выше  него.  И  он  излучил  из  себя  великую львиноликую  силу,  и  из  своей  материи,  которая  в  нем,  он излучил еще множество материальных эманаций, весьма сильных, и послал  их в  места нижние,  в  пределы Хаоса, чтобы они подстерегли там Веру Премудрость и  отняли  у  нее  ее  силу,  потому  что  она  помыслила  пойти  в  высь,  эту,  которая  над  всеми  ними,  и  еще  потому,  что  она  перестала  свершать  их  Таинство,  но  пребывала,  печалясь и  ища  свет,  который она увидела.  И  возненавидели  ее  Архонты,  служащие  и  преданные  Таинству,  свершая  его. И  возненавидели  ее  также  все  Стражи,  которые  при  вратах  Эонов.
27
Случилось  же  после  этого,  что  она  взглянула  вниз  и  увидела его силу светлую в  пределах  низа.  А  она  не  знала,  что это (сила,) принадлежащая Трисиле Авфадису,  но  подумала,  что  она  от света, который она видела вначале в выси, этого, который  от  Завесы  Сокровищницы Света. И она помыслила в себе:  «Пойду-ка я в то место  без  моей  пары,  и  возьму свет,  и  сделаю  его  себе  Эонами  светлыми,  чтобы я  могла  пойти  к  Свету Светов,  Этому,  Который  в  выси  высот». Подумав же это, она  вышла  из своего  места,  тринадцатого  Эона,  и  сошла в двенадцатый Эон. Архонты Эонов  погнались за  ней  и  гневались  на  нее,  потому  что  она вздумала  обрести  величие.  Она  же  вышла  опять  из  двенадцатого  Эона  и  вошла  в места Хаоса, и  направила  свой  путь  к  светлой  львиноликой  силе,  чтобы  поглотить ее. Окружили  же  ее  все  материальные  эманации  Авфадиса,  и  великая  светлая  львиноликая  сила  поглотила  светлые  силы  в  Премудрости, и очистила  ее свет и поглотила его.  И  ее  материя  была  брошена  в Хаос и стала  Архонтом  львиноликим в Хаосе,  причем  ее  (т.  е.  этой  материи) половина  огонь,  а  ее  другая  половина  тьма,  который  (т.  е.  Архонт) есть  Ялдаваоф,  о  котором  Я  говорил  вам  много  раз.
27
Моя  сила  ждала  среди  Хаосов  и  среди  мраков.  Я  ждала  мою  пару, что  он  придет  и  сразится  за  меня,  а  он  не  пришел.  И  я  ждала,  что он придет и даст  мне  силу,  и  я  не  нашла  его.
21)  И  когда  я  искала  свет,  была  дана  мне  тьма.  И  когда  я  искала  свою силу.  была  дана  мне  материя.
22)  Ныне  же,  Свет  Светов,  тьма и материя, которые эманации Авфадиса навлекли  на  меня,  пусть  будут  им  ловушкой,  и  пусть они попадут в них, и Ты отплатишь им,  и  они  осрамятся  и  не  придут  в  место  их  Авфадиса.
23)  Пусть  они  пребывают  во  тьме  и  не  видят  света,  пусть  они  смотрят на  Хаос  всегда  и  не  смотрят  в  высь.
24)  Ниспошли  на  них  их  отмщение,  и  пусть  постигнет  их  Твой  суд.
25)  Пусть  они  не  пойдут отныне в свое место у их Авфадиса божественного и пусть  его  эманации  не  пойдут  отныне  в  свои  места  потому  что  нечестив  и  дерзок  их  бог  и  его  помыслы,  потому  что он  творил эти злодеяния от себя, не зная,  что  если  бы  я  не  была унижена по Твоему велению, они бы не осилили меня. 26)  Но  когда  Ты  унизил  меня  по  Твоему  велению,  они  чрезмерно  гнали  меня, и  их  эманации  прибавили  страдание  к  моему  унижению.
27)  И  они  отняли  у  меня  светлую  силу,  и  затем  они  принялись  за  дело снова  они  теснили  меня  весьма,  чтобы  отнять  весь  свет,  который  во мне.  Из-за  тех  (злосчастий),  в  которые  они  ввергли  меня,  пусть  они  не взойдут  в  тринадцатый  Эон,  место  справедливости.
28)  И  пусть  они  не  будут  причтены  к  жребию  тех,  которые  очищены вместе с их  светом. И пусть они не будут причтены к тем, которые быстро покаятся,чтобы быстро  получить  Таинство  в  свете.
29
Спаси меня, Свет,от этой силы львиноликой и от эманаций Авфадиса божественного.
*
5)  От  гласа  ужасного  и  силы  Авфадиса  моя  сила  исчезла  во  мне.
6) Я  стала  как  простой  Демон,  живущий  в  материи,  в  которой нет света. И я  стала как подражающий дух, который в теле материальном (и) в котором нет светлой  силы.
7)  И  я  стала  как Декан,  который  в  воздухе  один.
8)  Стеснили  меня  весьма  эманации  Авфадиса,  и  сказал  в  себе  мой  пара: «Вместо  света,  который  в  ней,  она  наполнилась  Хаосом.
36
4)  Я  стала  тоже  как  Архонты  Хаоса,  эти,  которые  сходят во тьму низа. Я стала  как  тело  материальное,  причем  нет  того,  кто  спасет  его,  в  выси.
5)  Я  стала  также  как  материи,  у  которых  отняли  их силу, брошенные в Хаос, эти,  которых  Ты  не  спас  и  которые  погибли  по  Твоему  велению.
6)  Ныне  же  я  помещена  во  тьму  низа,  во  тьмы  и  материи  мертвые и в которых  нет  силы.
38
12)  И  все  Архонты  выси  сочли  себе  меня  как  материю,  в  которой  нет света.  Я  стала  как  сила  материальная,  которая  выпала  из  Архонтов
13)И сказали все находящиеся в Эонах:«Она стала Хаосом».И после этого  окружили  меня  разом  силы  безжалостные  и  решили  отнять  весь мой  свет  который  во  мне.
47
8)  Ныне  же,  Свет  отними  очищение  (света)  силы львиноликой, без того чтобы она  знала.  И  замысел,  который  задумал  Авфадис  -отнять мой  свет,  отними его  (свет)  также.  И  пусть будет  отнят  свет силы  львиноликой,  этой,  которая  уловила  меня.
49
Случилось,  когда  Иисус  закончил  говорить  эти  слова  Своим ученикам, что сказал  Он им: «Тот, кто  разумеет среди вас, пусть скажет их толкование.  Выступил  вперед  Иаков,  поцеловал  грудь  Иисуса  и  сказал: «Мой  Господь,  вразумил  меня  Твой  дух,  и  я  готов  сказать  их  толкование. Об  этом  же  Твоя  сила  пророчествовала  в  свое  время  через Давида  в  тридцать  четвертом  Псалме,  говоря  таким  образом  о  девятом  покаянии  Веры Премудрости:
51
«Случилось  же  после  этого,  что  Я  вошел  в  Хаос,  светясь  весьма-весьма. чтобы  отнять  свет этой  силы львиноликой. Поскольку Я светился весьма, она устрашилась  и  воззвала к своему  Божеству  Авфадису, чтобы он помог ей. И тотчас посмотрел  из тринадцатого Эона Божество Авфадис. Он посмотрел вниз в Хаос гневный весьма  желая  помочь  своей  силе львиноликой.
55
«Случилось  же,  когда  Вера  Премудрость  произнесла  эти  слова, что исполнилось  время,  чтобы  она  была  вознесена  из  Хаоса.  И  от  Себя  Самого,  без Первого  Таинства,  Я  послал  силу  светлую  от  Себя. Я  послал  ее  вниз  в Хаос, чтобы она  вознесла  Веру Премудрость из мест глубоких Хаоса и доставила ее в место, которое  вверху  Хаоса,  пока  не  придет  повеление  от  Первого  Таинства,  чтобы  она  была  вознесена  из  Хаоса  совсем.  И  моя  сила  светлая  вознесла Веру Премудрость в  места,  которые  в  верхней  части  Хаоса.
60
Мир,  со  своей  стороны,  сила,  которая  в  Тебе,  Саваофа  Благого,  этого, который  крестил,  и  простил  род  человеческий, и примирил их с Сынами Света.
65
Милость  же  это сила Саваофа, которая во мне, та, которая вышла из меня, которая  есть  Ты.
65
(11  Книга) Вторая  Книrа  Веры  Премудрости
Мир,  со  своей  стороны,  это сила  Саваофа, та, которая есть Твоя душа, та, которая  вошла  в  материю  Бар бело.  И  все  Архонты  шести Эонов  Ябраофа помирились с  Таинством  света.
67
4)  Ибо  ведь  эманации  Авфадиса  теснили  меня,  они  отняли  мою  силу у  меня,  они  бросили  меня  в  Хаосы,  причем  не  было  света  во  мне.  Я  была подобна  материи  тяжелой  перед  ними.
5)  И  после  этих  (вещей)  сила  потока  пришла  ко  мне  от  Тебя,  спасая меня.  Она  светилась  слева от  меня  и  справа  от  меня,  и  она  окружила  меня со  всех  моих  сторон,  чтобы  никакая  часть  меня  не  была  без света.
6)  И  Ты  облек  меня  светом  Твоего  потока.  И  Ты  очистил  во  мне  все мои  материи дурные,  и  я  поднялась  над  всеми моими  материями  благодаря  Твоему  свету.
7)  И  Твой  светлый  поток он тот, который поднял меня и восхитил меня от эманаций  Авфадиса,  этих,  которые  мучили  меня.
8)  И  я  воспряла  духом  в  Твоем  свете  и  (стала)  светом  чистым  Твоего потока.
9)  И  удалились от меня эманации Авфадиса,  эти, которые теснили  меня, и  я  стала  светиться  в  Твоей  великой  силе.  Ибо  Ты  спасаешь  всегда.
76
Я  отобрал  у  них  их  свет,  но Я  запеча таю места  Авфадиса  и  всех  его  Архонтов,  этих,  которые  ненавидят  тебя за  то,  что ты уверовала в Свет. И также Я запечатаю  места  Адамаса  и  его Архонтов,  чтобы  никто  из них не мог сражаться с тобой, пока  их  время  не исполнится  и  пока  не  придет  время,  чтобы Мой Отец  повелел Мне  отнять их свет у них".
85
И  пять  Дерев  будут выше  трех Аминей в наследиях Света. И Йеу, и Страж Завесы  великого Света,  и  Восприемники  света,  и  два  великих  Предводителя,  и  великий Саваоф  Благой  будут  царями  в  первом  Спасителе первого Голоса Сокровищницы  Света,  этом  (Спасителе),  который  будет в  месте  тех,  которые получили  первое  Таинство  Первого  Таинства, потому что Йеу, и Страж места принадлежащих Правой  Стороне,  и  Мелхиседек,  великий  Восприемник света, и два великих Предводителя  вышли  из  света  очищенного, весьма  чистого,  первого  Древа,  вплоть  до  пятого  (Древа).  Йеу  же  епископ  света,  он вышел первый из чистого света первого  Древа.  Страж  же Завесы  принадлежащих  Правой  Стороне  вышел  из  второго  Древа.  И  два Предводителя  вышли  также  из  чистого,  весьма  очищенного  света  третьего и  четвертого  Древа  в  Сокровищнице  Света.  Мелхиседек  же вышел из пятого Древа.  Великий  же  Саваоф  Благой, этот, которого  Я  назвал  Моим Отцом,  вышел из  Йеу,  епископа  света.
97
Об этом же слове, мой Господь, Ты сказал нам некогда: "Первые будут последними  и  последние  будут  первыми", то есть последние весь род человечества, который  будет  первым  в Царстве Света, перед всеми принадлежащими месту выси, которые  суть  первые.  Поэтому же,  мой  Господь,  Ты  сказал  нам:  "Имеющий  уши  чтобы  слышать  да  слышит",  то  есть  Ты  хотел  знать,  что  мы  воспринимаем все слова,  которые  Ты говоришь.  Это  же,  мой  Господь,  есть  слово»
99
Но  всякий  человек,  который  получит Таинство в свете, каждый пойдет и унаследует до  (того)  места,  до  которого  он  получил  Таинство.  Об  этом Я сказал вам некогда:  "Кто  верует  в  пророка,  получит  воздаяние  пророка.  и  кто  верует в  праведника,  получит  воздаяние  праведника"',  то  есть  место,  до  которо го  каждый  получил  Таинство.  он пойдет в неrо. Тот. кто получает (Таинство) малое, унаследует Таинство  малое,  и  тот  кто  получит  Таинство высокое,  унаследует  места вышние. И каждый  будет  пребывать  в  своем месте  в  свете  Моего  Царства.  И  каждый будет иметь  власть  над  разрядами,  которые  ниже  него,  но он не будет иметь власти идти  в  разряды,  которые  выше  него.
112
Эти  же  (слова)  когда  сказал  Андрей,  Дух  Спасителя  взыграл в нем. Он вскричал,  сказал  Он:  «доколе  Я  буду  терпеть  вас?  Доколе  Я буду переносить вас?  Или вы  все еще  не разумеете  и  не понимаете?  Разве вы не понимаете, вы, и не разумеете,  что  вы,  и  все  Ангелы,  и  все Архангелы, и Божества, и Господства, и все Архонты.  и  все  великие  Невидимые, и все относящиеся к Середине, и относящиеся ко  всему  месту  Правой  Стороны,  и  все  великие  эманаций  света,  и  вся  их слава - вы все  вместе  из одного  теста.  и  одной  материи,  и  одной  субстанции,  и  вы все из  одной Смеси.  И  по  велению  Первого  Таинства  Смесь  была  принуждена, до  тех пор  пока  все  велиикие  эманаций  света  и  вся  их  слава  не  очистились,  и  пока они  не  очистились  от  Смеси.  И  они не  очистились сами,  но  были очищены принудительно согласно  Устройству  Одного  Единственного,  Несказанного.
118
И  говорите роду  человечества:  "Отрекитесь  от  всего  мира и всей материи, которая в  нем".  Ибо  покупающий  и  продающий  в  мире, и едящий и пьющий в ero материи,  и  живущий  во  всех  его  заботах  и  всех  его  связях,  собирает  себе еще  другие  материи  на  свою  материю.
119
Но  когда  вы  выйдете  из тела, и пойдете в высь, и достигнете места Архонтов,  все  Архонты постыдятся перед вами, ибо вы осадок их материи и стали светом  очищенным  более  них  всех.
120
Если он  грешит один  раз, или два, или три, этот (человек) - вновь его вернут в  мир,  согласно  виду  грехов,  которые  он  совершил.
125
Когда же завершится время мук той души на судах Архонтов Середины,подражающий  дух  выносит  душу  из  всех  мест  Архонтов  Середины.  Он  возносит  ее  пред  свет солнца  согласно  повелению  Первого  Человека,  Йеу,  и  берет  ее  к  судье, Деве  Света.  Она  проверяет  ту  душу  и  находит  ее грешной душой. И она бросает свою  светлую силу в нее для ее восстановления с телом и приобщения к восприятию  эти, о  виде  которых  Я  скажу  вам  при  распределении  Всего.  И  Дева  Света запечатлевает  ту  душу  и передает ее одному из своих Восприемников и заставляет  его  бросить  ее  в  тело,  заслуживающее  тех  грехов,  которые  она  совершила.  И  истинно  говорю  вам,  что  не будет  освобождена  та  душа  от  перемены  тела,  пока  не  совершит  последний  цикл,  согласно  тем,  которые  она  заслуживает.
134
Ответил  Спаситель,  сказал  Он Марии:  «Истинно,  истинно говорю вам, что  всякий,  который  получит  Таинства  Первого  Таинства,  и  снова  отвратится,  и  преступит  двенадцать  раз,  и  снова  покается  12 раз,  молясь  в  Таинстве  Первого  Таинства,  ему  будет  отпущено.
142

Эти  же  (cлoвa),  когда  сказал  их  Спаситель,  выскочила  Мария.  Сказала  она:  «Мой  Господь,  есть  уши у моего человека светлого, и я разумею все слово, которое  Ты  сказал.  Об  этом  же  слове  Ты  сказал  нам  некогда в  притче:  «Раб, который знал волю своего господина,и не был готов, и не выполнил волю своего  господина,  получит  великие  удары.  Тот  же,  который  не  знал  и  не  сделал,  заслужит  малых,  ибо  всякий,  кому  вверено  больше,  с  него  больше  взыщется,  и  тот, кому вручено  много,  с  него спросится много». То есть, мой Господь, тот, кто знает Божественность  и  обрел  Таинства  света,  и  преступил,  ero  будут  карать  великим судом, более чем того,  кто  не  познал  Божественность.  Это,  мой  Господь,  есть  толкование слова».
146
Ответил  Спаситель,  сказал  Он Своим ученикам: «Проповедуйте всему миру, говоря  людям:  "Старайтесь  получить  Таинства  света  в это ограниченное время, чтобы вы  вошли  в  Царство  Света.  Не  проводите  день за днем или цикл за циклом, надеясь,  что  вы достигнете  получения  Таинств, когда  придете  в  мир  в  другом  цикле"  И  эти  (люди)  не  знают,  когда  исполнится число совершенных душ, ибо когда  исполнится  число  совершенных  душ, я замкну Врата Света, и никто не войдет  внутрь с этого времени,и никто не выйдет после этоrо,потому что  исполнилось  число  совершенных  душ,  и  исполнилось  Таинство  Первого  Таинства,   этоrо, благодаря  которому  существует  Все,  причем  то  Таинство  -Я.  И  с  этого времени  никто  не  войдет  в  свет,  и  никто  не  сможет  выйти,  ибо  при  исполнении времени  числа совершенных душ,  до тех пор пока Я  не пустил огонь в  мир, чтобы он очистил Эоны,  и  Завесу,  и  Тверди,  и  всю землю, и также все материи, которые на ней, еще  существует  человечество.
147
Души  же те  будут стучать  во  Врата  Света, говоря:  ''Господи, открой нам''. Я отвечу  и  скажу  им:  "Я  не  знаю  вас,  откуда  вы".  И  они  скажут Мне:  "Мы  получили  от  Твоих  Таинств,  и  мы  исполнили  все  Твое  учение, и  Ты  учил нас  на  улицах''. И Я  отвечу  и  скажу  им:  "Я  не  знаю вас,  кто  вы, те.  которые  совершают беззаконие  и  зло доныне.  Посему ступайте во тьму внешнюю".
147
Ответил Спаситель, сказал Он Марии:  «Они не сходят в мир таким  образом,  но  Архонты  Имармены  - когда  старая  душа должна  быть  ниспослана ими  (в  тело),  Архонты  той  великой  Имармены,  эти,  которые  в  местах  главы  Эонов,  то  есть  то  место,  которое  называется  "место  царства  Адамаса", и  то  место  - оно то, которое  перед  Девой  Света,  Архонты  того  "места  главы"  дают  старой  душе  сосуд  забвения  из  семени  зла,  полный  всяческих разных  страстей  и  всяческих  забвений,  и  в  тот  час,  когда  та  душа  выпьет из  сосуда,  она  забывает все места,  в  которые  приходила, и все муки, в которые она входила, и тот сосуд воды забвения  становится  телом  вне  души, и  становится  подобным  душе  во  всем  образе,  и  уподобляется  ей,  этот,  который  называется  "подражающий  дух".
155
И  также  число лет,  которые  проведет  душа  в  теле,  они запечатлевают его на  лбу,  этом,  который  у  создания.  Так  что  все эти печати они запечатлевают  на  создании.
160
Сказали  ученики  Иисуса  Ему:  «Что  это  за  место,  в  котором  мы?» Сказал  Иисус:  «Эти  суть  места  дороги  Середины.  Ибо  случилось,  когда вышли  из  повиновения  Архонты  Адамаса,  что они пребывали, творя совокупление, рождая  Архонтов,  и  Архангелов, и Ангелов, и Служителей, и Деканов. Вышел из Правой  Стороны  Йеу, Отец Моего Отца. Он связал их в Имармене-Сфере.Ибо существует двенадцать  Эонов,  причем  Саваоф  Адамас  властвует  над  шестью,  и  Ябраоф,  его  брат,  властвует  над  другими  шестью.  Тогда  же  Ябраоф  уверовал  в  Таинства  света  со своими  Архонтами.  И  он  действовал  в  Таинствах  света  и  оставил  таинство  совокупления.  Саваоф  же, Адамас, продолжал действовать в совокуплении  вместе  со  своими  Архонтами.  И  когда  увидел  Йеу,  Отец  Моего  Отца,  что  уверовал  Ябраоф,  он  унес  его  и  всех  Архонтов,  которые уверовали вместе с ним, принял к  себе  из  Сферы  и  взял  его  в  воздух чистый  пред  светом  солнца, между местами  относящихся  к  Середине и  местами  Невидимого  Бога.
165
Сказал  Иисус,  Который есть Абераненфо: «Поскольку Отец  Моего Отца, который  есть  Йеу,  он  надзиратель  за  всеми  Архонтами.  и  Божествами.  и Силами, этими,  которые  возникли  из  материи  света  Сокровищницы,  и  Зорокофора  Мелхиседек - он же есть посланник всех светов, очищенных в Архонтах,беря их в Сокровищницу  Света,  - только эти двое суть  великие  светы, причем их должность такова, чтобы  они  сходили  к  Архонтам  и очищали в них (светы), и чтобы Зорокофора Мелхиседек  уносил  очищенное   светов,  которые  они  очистили  в   Архонтах,  и  брал  их  в Сокровищницу  Света;  когда  наступает срок и время их должности,чтобы они сошли  к  Архонтам  и  сжимали  их  и  сдавливали  их, отнимая очищенное у Архонтов; в тот  же  час.  когда  они  освободят  их  от сжимания и сдавливания, чтобы они  удалялись  в  места  Сокровищницы  Света.
167
И  после  этого, когда  Сфера  поворачивается  и  приходит  Малый  Саваоф  Благой,  этот, который  называется  в  мире  Зевс,  когда  он  входит  в  четвертый Эон Сферы,  то  есть  Рак,  и  приходит  Бубастис,  эта,  которая  называется  в  мире Афродита, и  входит в десятый Эон Сферы,этот,который называется Козероr, тогда раздвигаются  Завесы,  которые  между  относящимися  к  Левой  Стороне  и  относящимися  к  Правой  Стороне,  и  смотрит  на  Правую Сторону  Йеу,  и  весь  мир  содрогается  и  колеблется  со  всеми  Эонами  Сферы,  и  он  смотрит  на  местопребывания  Ариуф  Эфиопки,  и  ее  места  расточаются  и  поrибают,  и  берутся  все  души, которые в ее  муках,  и  возвращаются в Сферу вторично, потому что они погибали из-за ее темного  пламени и  ее  злого огня»
168
И  спустя  малое  время  Мой  Отец  послал  Мне  Святого  Духа  в  виде  голубя.
171
Иисус  же  сказал  им:  «Истинно говорю вам, что  не  только Я  очищу  ваши грехи,  но  Я  также  сделаю  вас  достойными  Царства  Моего  Отца.
171
После  этого  они  берут  ее  в  Хаос  к  Ялдаваофу и  его  сорока девяти Демонам, и  он карает ее вместе со своими Демонами по одному (т. е. по очереди, один за другим)  еще  двадцать  месяцев.
176
Сказал  Фома:  «Мы  слышали  что  есть  некоторые  на земле, которые берут сперму  мужчин  и  менструальную  кровь  женщины  и  помещают  их в  чечевицу  и  едят ее,  говоря:  "Мы  веруем  в  Исава  и  Иакова".  Подобает это  или  нет?»
176
Комментарии (Первая цифра -номер rлавы,  вторая -номер  примечания внутри зтой rлавы;  номер  r.лавы указан только у  первого  примечания к ней, при втором и  далее номер rлавы  не повторяется)
179
Великий Невидимый, иначе великий Праотец, вместе с двумя Трисилами эманировал  24  Невидимых,  одним  из  которых  была  Вера  Премудрость.  Они находятся в 13-м  Эоне  (см.  гл.  30).  Там  же  находится  Барбело,  мать  Веры  Премудрости  (см.  начало  гл.  137).  Здесь  нет  противоречия  тому  факту,  что  24 Невидимых,  т.  е.  и  Веру  Премудрость  в  их  числе,  эманировал  великий  Невидимый.  Творец  создает  посредством своей силы(в гностических текстах она персонифицируется), а в данном  случае  его  «великая  сила» - Барбело.  В  Апокрифе  Иоанна Невидимый Бог творит  тоже посредством своей«совершенной силы»,Барбело,а в«Троеобразной Протенное»  Барбело - мысль  Отца,  образ Духа  Невидимого,  через  которую  «все  получило  образ»,  т.  е.  было  создано  (ср. прим.  141,  8).  Любопытно,  что  в  Бруцианском  кодексе  («2  Книги  Йеу»)  Не видимый  бог,  Барбело  и Нерожденный бог находятся  в  12-м  (а  не  13-м)  Эоне, и  Архонты  12-ти  Эонов  (называемые  там  тоже  богами)  служат  им.  Ср.  также прим.  136,  7.
180
«Все» -не мир, мироздание, а нематериальное творение Отца, в противоположность  материальному  миру,  сотворенному  Демиургом.  Демиург  творил, не  зная  истины,  и его творение-ложное.Отец создал«Все»,намеренно не придав ему совершенства,  и «Все»обладает стремлением вернуться к Отцу и обрести в нем совершенство.  «Все»  не  оторвано  от  материи,  а  смешано  с  ней, образуя Смесь (см.  прим. 8,  4).  «Все»  противостоит  материи,  но  борьба  «Всего»/ света  с  материей/тьмой  происходит  не  на  космическом  уровне,  а  в  душах  людей.  «Все»  в  людях  - часть  силы  Отца,  дарованная  им  через  Иисуса,  капля  света,  которая  борется  с  тьмой.  Когда  человек  достигает  Таинства / знания, «Все» в нем одерживает победу,  он  отбрасывает  тьму,  незнание,  его  душа  пробуждается  от  сна (см. прим. 111, 6).  В  «Троеобразной  Протенное»  она  (совмещающая в  себе  и  Отца, и Мать, и  Сына)  общается с людьми телепатически через находящуюся в них часть «Всего».Поскольку  нередко  гностические сочинения  не  согласуются друг с другом, нет и единой теории  «Всего»,  которой  бы  придерживались разные авторы. Наиболее четко роль «Всего»  обрисована  в  «Евангелии  Истины» (см.:  Янсен).
181
Термин  «Место Истины» связан с первым появлением божественной ипостаси - когда  впервые  Сын вышел из Отца «наружу» (ср.прим.63,1) для дальнейшего воплощения  на  земле.  Для  этого  воплощения  Иисус  должен  был обзавестись  телом  и  душой.  Он  взял  у  Саваофа  Великого  Благого  (который  находится  в  Правой  Стороне,  (см.  прим.  8,  2)  силу  и  бросил  ее  в  Левую  Сторону, Саваофу Малому Благому,  который  в  свою  очередь бросил  ее  в  материю Барбело (ср.  прим.  1.  5  и  8,  1 ).  Эта  материя  и  стала  телом  Иисуса  (см.  начало  гл.  8).
184

8,1.  Таким  образом,  Барбело - мать Иисуса по телу. В толковании, произнесенном  Иоанном  (гл.  63)  говорится,  что  Иисус  бросил  силу  Саваофа  Великого Благого  (который  в  Правой  Стороне)  Саваофу Малому Благому(который в Левой  Стороне),  а  тот  в  свою  очередь  бросил  ее  в  материю  Барбело,  и  эта  материя  стала  материальным,  земным  телом  Иисуса.  Следовательно,  тело  Иисуса  от  материи  Барбело,  а  душа - сила  Саваофа  Великого.
187
В  Апокрифе  Иоанна сказано:  «они  создали  Имармену  и  сковали мерой, сезонами  и  временами  богов неба,  Ангелов,  Демонов  и  людей».  В нашем тексте Имармена  находится  во  2-й Сфере  и  над  ней  господствуют  Тираны  (см.  гл.  15).
190
Архонты  создают  все  новые  и  новые  души,  (см.  прим.  23,  2  и 25,  6),  из  них  нашедшие  Таинство  попадают  в  Царство  Света,  и  их  число  все увеличивается.  Но  существует  предел,  определенный  лимит,  число  (оно  не названо)  душ,  которое  может вместить Царство Света. Когда число спасенных душ  достигнет  этого  предела,  ни  одна  душа,  даже  получившая  Таинство,  не сможет  войти  в Царство Света, Врата которого будут заперты (см.гл.125).Это конец материального  мира,  когда  Все поднимется.
193

2. Иисус  называет  Саваофа  своим  отцом, поскольку  получил  от  него  душу для  воплощения  на земле  (тело - от  Барбело,  см.  прим.  8, l и гл. 63).  А так как Саваоф  «Вышел  из  Йеу,  епископа  (попечителя)  света».  Иисус  называет последнего «Отец  Моего  Отца»  (в  гл.  136,  прим.  136,  12).
206
Mo'ipa  означает «часть, доля, удел (и счастье, и rибель)», т. е. удел, предназначенный человеку.  его  личная  судьба  (в  отдичие  от  Имармены, см. прим. 10, 15), у каждого  человека  своя,  но  ее  назначают  Архонты  Имармены. При создании человеческого  тела  внутрь  него  помещается сила, душа и «подражающий дух», и все они  вкушают  материальную  пищу.  Но  Мойра  не  вкушает  пищу,  она только  привязана  к  душе.  Не  смешиваясь  с  материей,  она,  однако,  находится внутри  той формы, в которой  материя  приходит  в  мир,  - в  теле  появившегося на  свет  человека.  Она  «ведет  человека,  пока  не заставит умертвить его смертью, которая ему назначена»(гл.  132).
215

ПРЕМУДРОСТЬ ИИСУСА  ХРИСТА
Кроме того,излагая«Премудрость»устами Иисуса Христа и соответственно вкладывая  в уста  учеников  обращение  «0  Христос  Спаситель» он  оставил  без  изменения те  места  Евгноста,  где  сказано,  что  «Христом» называется Сын Человека, в то время  как  Спаситель  - сын  Сына  Человека.
232

84.  ибо  Тот  - бессмертен,  вечен.  Вечен  же,  поскольку  не  имеет  рождения,  ибо  каждый,  имеющий  рождение,  погибнет,  нерожденный  же  не имеет  начала,  ибо  каждый,  имеющий  начало,  имеет  конец.  И  никто  не господствует над Ним. Он не  имеет  имени,  ибо  тот,  кто  имеет имя, творение другого. Он не назван, Он не имеет  человеческого облика, ибо имеющий человеческий облик- творение другого. Он имеет  образ, присущий Ему одному.
235
*
Сказал  Фома:  «(О)  Христос  Спаситель,  почему  эти  (вещи)  возникли и почему они  явились?» Сказал  Спаситель  совершенный:  «Я  пришел  от Беспредельного, что бы  научить  вас  всем  вещам.  Дух  существующий  был  Породителем,  имеющим  силу,  рождающую сущность (и) дающую форму, чтобы явилось великое  богатство, которое  в  Нем»  По  Своему  милосердию  и  Своей  любви Он пожелал  Собою породить плоды  - не для  того.  чтобы вкушать Самому Свою  благость,  но  (чтобы)  и  другие  духи  рода  неколебимого  порождали тела  и  плоды.  Слава  (и  почет существуют в)  нетленности  и  Его  милости бесконечной,  чтобы  Его  благо  было явлено благодаря  нерожденному Богу,  Отцу  нетленности  всей  и  тех,  которые  возникли  после  этого.  Но они  еще  не  стали  явными»
235
Господь  Всего  не  называется  "Отец'',  но  "Праотец",   ибо  Отец  - это  начало   тех  (вещей),  которые  явятся,  Тот  же (т. е.Праотец) - безначальный Первоотец,  причем  Он  видит  Себя  Самого в  Себе (, как)  в  зеркале.  Он  является,  будучи  подобным  Себе  Самому.  Он же  явил  Свой  образ  как  Первоотца,  Бога-Отца  и  обращенного  вперед ибо  Он  (т.  е.  Бог-Отец)  перед  лицом  Того,  Который  существует  изначала (т.  е.  Праотца).  Нерожденный  же  Отец  - ровесник  тому Свету, Который перед Ним  (т.  е.  Праотцу),  но  Он  не  равен  Ему  в  силе.  После  же Него  (т.  е. Отца) явилось  множество  обращенных  вперед,  все  саморожденные,  ровесники, равносильные, славные,  которым нет числа, это  (множество), род которого называется  "поколение,  над  которым  нет  царствования",  этот  (род),  из которого  вы  явились,  из  тех  же  Людей  Места,  над  которым  нет  царствования,  называется  "(дети) нерожденного  Бога,Спасителя детей Бога "
236
Тогда сказал Ему Варфоломей: «Как назван в Евангелии "Человек"и "Сын  Человека"?  От  кого  из  них  этот  Сын?». Сказал  Святой:  «Я  хочу,  чтобы  вы  знали, что первый  Человек,  которого называют "Породитель, Разум самосовершенный", [этот  (Человек)  по)размыслил  с  [Великой С]офией,  Своей по[дру) гой.  Он  явил  Своего  Сына  первородного,  двуполого,  Этого,  мужское имя  Которого  "Прародитель,  Сын  Бога", Который есть  Христос, Его(же) женское имя -"Прародительница София, Мать  Всего",  та,  которую некоторые  называют  "Любовь".  Прародитель  же,  Который  называется "Христос",  имея  могущество  от  Своего  Отца,  сотворил  Себе  множество Ангелов  бесчисленное  для  (служения)  из  (духа  и  све)та. Сказали  Ему  Его  ученики:  «(0)  Христос,  наставь  нас  об  Отце,  Который  называется  "Человек",  чтобы  и  мы  точно  узнали  Его славу». Сказал Спаситель совершенный: «Имеющий уши слышать,  да  слышит! Отец-Прародитель  называется  Адам,  Око  Света,  потому  что  Он  вышел из  Света.  Его  же  Царство все принадлежит Свету светящему, и Его Ангелам  свя[тым, несказанным,не имеющим тени].Они наслаждаются,пребывая радующимися  в  своем  размышлении,  которое  они получили от их Отца. Царство же принадлежит  Сыну  Человека,  Который  называется "Христос".
237
Сказал  Спаситель совершенный: «Сын Человека вошел в согласие с Софией, Своей  парой.  Он  явил  (великий  Свет]  двуполый.  Его  мужская  сущность  называется "Спаситель, Породитель всех вещей"» Его же женская сущность -"София, Всематерь",  которую  некоторые  называют  Пистис  ("Вера")»
238
118.  Спаситель  совершенный:  «Я  хочу,  чтобы  вы  знали,  что  София, Мать  вс[ех]  вещей  (и  супруга.  пожелала.  чтобы  эти  (создания)  возникли от  нее одной, без  ее  супруга.  По  желанию  же  Отца  Всего,  чтобы)  Он явил  Свое бл[аго], чтобы оно  явилось  со  своим  милосердием  и  своей  не воспринимаемостью,
241

Премудрость  Иисуса  Христа Комментарии
3.  Поскольку  «действо нечистое» - половой акт, здесь было бы заманчиво сослаться  на  «Веру  Премудрость»,  где говорится, что Апостолы были рождены иным образом:  Иисус  вложил  в  чрево  их  матерей  12 Сил  «от  доли  своей  Силы». Но  эта теория  в  данном  случае  неприменима. В  нашем тексте эпитеты  «Первый» (поскольку он  первый был сотворен Богом - саморожденным Богом, образом/ипостасью Праотца)  и  «бессмертный»  относятся  только  к  Человеку,  ни  разу  к  Иисусу,  и  при том  встречаются  «при  Человеке»  много  раз  (с.  94,  95,  96,  98,  108,  109,  115,  120, 121).  К  тому  же  знание  в  этом  сочинении  дает  Человек,  он  Истолкователь,  «через него»,  «Который  был  послан»,  люди  пробуждаются  от  забытья  (с.  94),  начинают мыслить,  познают  мир, дают  имя  всем  вещам  (с.  120).  «Не  от  семени  действа  нечистого,  но  от  Первого...»  Имеется  в  виду  принадлежность  учеников  Христа  к  «роду неколебимому»,  произведенному  Человеком,  см.  прим.  88,  1.
246
Т.  е.  изначала  Отец  обладает  могуществом  и  величием,  прежде  чем он что либо  являет.  Бог  - сама  вечность.  и  все,  что  он  творит,  было  в  нем  всегда.  Ничего возникнуть  в  нем  не  может,  в  нем  уже  есть  все.  Как  говорится  о  творении  в  «Трех частном  Трактате»  (с.  60),  он  «Вывел  наружу  тех,  которые  в  Нем»,  «они  существовали  вечно  в  помысле  Отца»,  ср.  здесь  ниже «все, что существовало  от  начала  до конца, было в Его первом знании».  «Первое  знание» здесь  в  смысле  «первознание»,  т.  е.  извечное,  прежде  всех  знаний,  знание  Отца.  В  рукописи  «власть/могущество»  во  множественном  числе,  в  III,  4  - единственное  число,  у  Евгноста  множественное. Мы выбрали вариант  Ш,  4, поскольку здесь, повидимому,  название  качества.
248
«Род  неколебимый» - самоназвание  гностиков.  Как  в  нашем  тексте  он  создан Человеком  (см.  с.  82:  «Не  от  семени действа нечистого, но от Первого, Который  был  послан»,  т.  е.  от  Человека,  см.  прим.  82,  2), так и в  «Апокрифе Иоанна» он  происходит  от  совершенного  Человека. К этому роду принадлежал и Ной,  который  во  время  потопа,  по  теории  гностиков,  не  укрылся  в  ковчеге,  а  удалился с  этим родом  в  некое  Место  в  светлом  облаке,  ср.  прим.  92,  3
249
Хотя  они  и  называются его  детьми,  они  все  же  не могут быть равными ему.  Во  всяком  случае,  если  они еще  могут  быть  названы  «обращенными вперед», то  «саморожденными»  они  никак не  могут  быть.  Повидимому,  здесь другое  значение вышеприведенного  греческого слова, а именно «единокровный / единосущный». Этот термин мы употребляем в переводе «Апокрифа  Иоанна»,поскольку он там относится  к  Христу,  который  описывается  как  рожденный  Невидимым  Духом и Барбело, т.  е.  никак  не  может  быть «саморожденным».  Нам  представляется,  что  и в настоящем  сочинении  этот  эпитет  имеет  то  же значение, но, сохраняя традиционный перевод,  должны  указать, что  для  данного  места  следует  понимать его как «единосущный».
253
Но,  возможно,  творение  Отца  предполагало  творение  через  Человека?  Ведь  Человек - не  сын,  рожденный  Отцом,  а  образ  самого  Отца  (см. прим.  95,  4).
254
«Его мужское имя называется «Рождение, совершенный Разум». Его же женское имя - «Всемудрая  София  Породительница».  Говорят  о  ней еще, что она подобна своему  брату и своей  паре (т.  е.  ее «муж» одновременно и ее брат).
256

И  Иисус  говорит  о  себе,  что  он  пришел  от  «Первого,  Который  был  послан» (с.  125),  т.  е.  от  Человека.  В  V,  1  он называется Разумом, в III, 3  - совершенным Разумом,  а  также  самосовершенным   Разумом,  см. прим.   98, 4. 6.   До   конца существования материального  мира. «Бедность»- ничтожность материального мира,  его  духовная  нищета.  Этот  термин  употребляется и как обозначение самого  материального  мира.  «Грабители»  - Силы  создателя  материального  мира  Ялдаваофа,  которые  «грабят»  частицу  света,  заключенную  в людях.
256
Как  отмечает  П.,  переводчик  нашей  версии имел  в  виду  «гностическую  расу»  (род  неколебимый),  но  при  этом  «игнорировал предшествующее  утверждение,  что  гностическая  раса  появилась  ранее  Бессмертного  Человека».
257
Великого  Света,  являет  и  своего  сына  как  Великий Свет. Таким образом, в нашем  произведении Спаситель  - не  Сын  Человека,  а  сын  Сына Человека и к тому же  он  не  Христос  (см.  прим.  99,  3).
264
3.  В  lll,  4:  «он  дал  себе  имя».  По-видимому,  имеется  в  виду,  что  Ялдаваоф  назвал  себя  Вседержителем  из-за  своего  высокомерия  и  своей  слепоты, ср.  в  «Происхождении  мира:  «он  хвалился...  говорил  он:  «Я  Бог  и  нет  другого кроме  менян»  на  что  Пистис  (будучи  невидимой)  сказала  ему:  «Ты  заблуждаешься,  Самаил»,  - что  значит  «бог слепой».
266
Разбойники/грабители  - Силы Ялдаваофа, см. прим. 94,6. «Разбойничья  гробница»  - человеческое  смертное  тело, ср. «темницы творений» в «Происхождении  мира»,  где  сказано,  что  Ялдаваоф  (согласно  тому,  что  было  предопределено  свыше)  захватил  души  и  заключил  их  в  «темницы  творений». В  «Апокрифе  Иоанна»  Силы  Ялдаваофа  при создании человека одели его «В тени смерти» узами  материи,  т.  е.  «гробницей  слепка  тела».  Ср.  в  нашем  тексте  на с.  121  «Я  отрешил  узы  грабителей  от  него».
266

В  гностицизме  придается  большое  значение осуждению  плотских  грехов. В «Вере  Премудрости» 12  Эонов  делятся  таким  образом  на  «чистых»  и  «нечистых». Два  брата,  Ябраоф  и  Саваоф,  царствовали  каждый  над  шестью  Эонами.  Ябраоф  уверовал в Таинства света со своими Архонтами «И оставил таинство совокупления».  а  Саваоф  «продолжал  действовать в  совокуплении  вместе со своими  Архонтами».  И  Йеу,  «отец Отца  Иисуса»,  унес Ябраофа  и  его  Архонтов  и  поместил  их  «В  воздух  чистый»  между  Серединой и  «Местами  Невидимого  Бога»,  а  Саваофа  и  его  Архонтов  связал  (гл.  136).
267
3.  Речь  идет  о  пороке  Софии  (ср.  с.  104-105):  созданные совершенные и  благие  творения  ясно  показали  несовершенство  творений,  созданных  в  одиночку женской  сущностью.  Из  нашего  текста  это  не  так  ясно,  как  из  текста  Евгноста. Дело  в  том,  что  все  эти  «совершенные и благие» были созданы Спасителем (у нас ошибочно  саморожденным  Отцом,  см.  конец  прим.  107,  2)  совместно  с  Софией: «Спаситель  же  вступил  в  согласие  со своей  парой,  Пистис  Софией...» (см.  прим. 103,  4)  - и  вот  разительный  контраст  между  этими  созданиями и тем, что создала  впоследствии   София  самостоятельно.  Далее  после  слов  «порок  женственности»  без  всякого  перехода  у  Евгноста  начинается  «Первый  Эон.. .».
269
Произнесение слов  - низшая форма творения в вышнем мире. Но этой способностью  обладает  и  Ялдаваоф,  ср.  в  «Происхождении  мира»:  «свою  мысль  он  выразил  словом» и далее  «Архонт (=  Ялдаваоф) помыслил ... и сотворил словом андрогина».
275
А  «размышление»,  это  один  из  атрибутов  Отца  и  Человека  (см. с.  86  и  96),  которым,  естественно,  обладает  и  пара  Человека,  София.  Путем  размышления  Человек и  София  рождают  Спасителя  (с.  99).  Творение  путем  размышления  - высшая  ступень творения.  Но  Человек  может  творить  и  силой  («явил  из своей  силы»,  с.  97).  Могущество  от  своей  силы  и  размышление  как  способ  творения  Человек  дал  созданным  им  Ангелам  (см.  прим.  101,  2  и  следующее  прим.). 2.  Человек  дал  могущество  всем,  которых  он  явил  (с.  109), они «имеют могущество  от  силы  бессмертного Человека (и  Софии, Его  пары)» (с.  113), поэтому здесь ниже  говорится,  что  все  сотворенное  ими  возникло  по  ее  желанию.  Человек  и София  Великая  находятся  в  согласии,  и  их  желания  совпадают.
276
Завеса  сотворена,  чтобы отделить вышний мир от греховных порождений Софии - материального  мира Ялдаваофа.  Но  почему  сказано  «после  (букв.  «За») всех Эонов  и  Хаоса»?  По-видимому,  имеется  в  виду  «после  образования  Эонов  и сотворения Хаоса», т.е. все дальнейшее развитие материального мира -нисхождение  капель  света,  соэдание  людей  и  т.  п.  (см.  ниже).
279
Завеса  отделила  мир Ялдаваофа,  где  существуют  только  материя  и душа, дух же  принадлежит  вышнему  миру,  миру  «света  и  духа»  (см.  ниже).
280
Однако  согласно гностическим учениям Ялдаваоф создает весь материальный мир,  в  том числе человечество. Он создает людей в неведении, что творение  происходит  лишь благодаря  каплям  света,  сошедшим  в  его  мир  (так  в  нашем  тексте).  Что  касается того,  что  «капля  явила  их  образы»,  то  это  относится  к  дальнейшему  «путем  дуновения  в  живую  душу».  Лишь  благодаря  этому  дуновению  были окончательно созданы/явлены «образы» людей. Ялдаваоф, Великий Архонт,  создает  «психических / душевных»  людей,  но  дух,  пневма,  принадлежит  вышнему  миру и  может снизойти  лишь  из  него,  см.  выше  прим.  1.
280
Ялдаваоф   создает  материальные  тела  и  заключает  в  них души.  Так,  в происхождении мира говорится, что согласно тому, как было предопределено свыше,  он  захватил  души  и  заключил  их  в  «Темницы  творений»,  т.  е.  в  смертные  человеческие  тела  (см.  прим.  104,  5).  И  вот  в  души  людей  проникает  капля света/духа.
281
Согласно  нашему  тексту,  хотя   дуновение   пробудило  людей,  но  они  не  стали «духовными», пневматиками (это обещано им лишь при конце света). Разумеется,  это  не  относится  к гностикам, которые считали себя пневматиками, происходящими от  «рода  неколебимого»,  который  создан  самим Человеком  (см. прим.  88,  2).  Согласно  «Трехчастному  Трактату»,  люди  делятся  на  три группы  - иликов (чисто  материальные  существа,  которым нет спасения), психиков (для которых существует  надежда на спасение при определенных условиях) и пневматиков, гностиков, которые  уже  спасены.
282

Церковь  земная  (см.  с. 110-111). Женщины не в счет,  ибо   «всякому  мужу глава  - Христос,  жене  глава -муж» (1 Кор.. 11,  3); «муж не должен покрывать голову, потому  что  он  есть  образ  и  слава  Божия, а  жена  есть  слава  мужа ... не муж создан для  жены,  но жена  для  мужа.  Посему  жена  и  должна  иметь  на  голове своей  знак  власти  над  нею»  (там  же,  17-20).
284

А ПОКРИФ  ИОАННА
23.  свете  чистом,  этом, на который  не  может смотреть никакой свет глаза. Он Дух,  невозможно  помыслить о  нем  как  о  Боге  или что Он существует в (определенном)  образе,  ибо  Он  выше.  чем  Бог.  Это  власть,  над которой никто не властвует, ибо  никто  не  существует  перед  Ним,  ни  Он  не  нуждается  в  них. Он  не нуждается в  жизни,  ибо  Он  вечен.  Он  не  нуждается  ни в  чем, ибо Он не завершен, так как Он  не  нуждался  (в  том),  чтобы  быть завершенным,  но  во  всякое  время  Он  - все  завершение.  Это  Свет. Это Беспредельный, потому что нет никого перед Ним, чтобы  ограничить  Его. Не  подлежащий суждению, потому что нет никого перед Ним, чтобы  судить  о  Нем.  Неизмеримый,  потому  что  никто   другой  не  измерил   Его   как существующий  перед  Ним.  Невидимый,  потому  что  никто  не  видел  Его.  Вечный,  существующий  всегда.  Несказанный, потому что никто не достиг  Его, чтобы сказать  о  Нем.  Непроизносимый по  Своему  имени.  потому  что  не  существует  тот,  кто  существует  перед [ним],  чтобы  дать  Ему имя. Этот есть свет неизмеримый, чистота  святая, чистая,  Несказанный  совершенный, нетленный.
288
Наша  же  сестра  София  -а  это  Эон  -замыслила  посредством помысла из  себя  и  посредством  помысла  Духа  и Первого  Знания  - она захотела  явить образ из себя,  причем  не  объединился с ней Дух, ни также (Он не) согласился, ни также не вступил  в  согласие  ее  супруг,  Дух мужской девственный. Она же не нашла себе пары чтобы  согласиться,  без  благоволения Духа  и  знания  ее  собственного  супруга  выкинув  из-за Пруника(т.е. Распутства),который в ней.Ее помысел не мог стать бесплодным.  И  ее  творение  вышло  несовершенным,  безобразным  в своем облике, потому  что она  сделала  это  без  своей  пары,  и  он  не был подобен облику матери, будучи  другой  формой.  Увидела  же  она  его в своем суждении  (т. е. оценивая его), причем  он  был по виду иного облика, (чем  она,) будучи змееликим и львиноликим; его глаза  горели  огнем.  [Она]  отбросила  его  от  себя,  н[аружу] от тех мест, [ что]бы никто из  Бессмертных не увидел его, потому что она родила его в незнании. Она со(еди]нила  с  ним  облако  светлое.  Она  поставила  в  середине  облака  престол,  чтобы  никто  не  видел  его,  кроме  Духа  Святого, который  называется  "Зоя"  ("Жизнь"),  Всематерь.  И  она  дала  ему  имя "Ялдаваоф".  Этот  есть  Первый  Архонт.  Этот  извлек  большую  силу  из Матери.  Он  удалился  от  нее.
292
Поэтому  он  восгосподствовал   над  ними  благодаря  сла [ве, которая  в]  нем, принадлежащей  силе  [све]та  Матери. По[это му  он]  заставил их называть его  Богом,  будучи  непокорным  сущности,  из которой  он  возник.
293
Он  же  увидел  творение  (т.  е.  все  сотворенное  им).  которое под ним, и множество Ангелов, которые под ним, которые возникли из него. Сказал он им: «Я Бог ревнивый,  кроме  меня  нет  никакого!»,  уже  (этим) дав  знак Ангелам, которые под ним, что  существует  другой  Бог:  ведь  если  бы  не было  другого,  к  кому он бы  ревновал? Начала  же  Мать,  носи(ться).  Она поняла свой порок, потому что ее пара не вступил с ней в согласие, в то время как она  была  порицаема  своей  Плеромой.
293
Надмен(ный о]т  Матери,  он  был  в  неведении  относительно  множества,  которое  превосходит  его  Мать,  ибо  он  думал  о  своей  Матери, что  она  одна  существует.  Он видел  множество великое Ангелов, которых он сотворил, и возносился над  ними. Мать  же,  когда  она  узнала  о выкидыше  тьмы, что он несовершенен, потому что  не  был  в  согласии  с  ней  ее  пара,  она покаялась, она заплакала великим плачем.  И  услышали  моление  ее  покаяния  и  помолились  за  нее братья. Согласился (на  просьбу)  Святой  Дух Невидимый.  Когда  же  согласился  Невидимый Дух, Он излил  на  нее дух  из  Плеромы. Снизошел  к  ней ее  пара, чтобы  исправить ее пороки. Он  хотел  исправить ее  пороки  по средством  Пронои.  И  она  не  была вознесена в ее  Эон,  который  является ее  собственным, но  из-за  великого  незнания,  которое она  проявила,  она пребывает в Девятерице, пока не исправит свой порок. Глас снизошел  к  ней:  «Существует Человек и  Сын Человека. У слышал же  (это)  Первый  Архонт  Ялдаваоф.  Он  думал,  что  глас  не  сошел  (букв. «Не  сошествие»)  (с  выси.  (Но  таким  образом)  дав]ал  им  (знать] .  о  Себе  Отец  святой  совершенный,  Первый  Человек  в  образе  человека.  Блаженный  явил  свой  образ  им.  И  все  Архонтство  семи  Властей изумленно смотрело. Они увидели в воде вид (этого) образа и сказали друг  другу:  «да  сотворим  мы  человека  по  образу  Бога  и  подобию».  Они творили  друг  из  друга  и  из  всех  их  Сил,  они  вылепили  фигуру  из  себя
294
Сказали  они:  «да  дадим мы ему имя  "Адам'', чтобы имя этого и его сила стали нам  светом».
294
И  они  выстроили  все тело. И их Ангелы стали над ними (т. е. над изготовленными  «душами»).  (Они создали)  из  тех,  которые  были  изготовлены  сначала  Властями  как  сущность  душевная,  упорядоченность  соединенных  членов.  И  они  сотворили  все  тело,  собранное  воедино  множеством  Ангелов,  о  которых  Я  уже сказал.  И  оно  (все  же)  оставалось  бездеятельным  долгое  время,  причем не  было  сил (ни)  у  семи  Властей оживить его, ни у трехсот шестидесяти Ангелов, которые выстроили,  [соедине]нн[ые  члены. И  [Мать  пожелала  взя]ть  силу, которую она  дала Архонту  разврата.Она вошла в непорочность,она помолилась Отцу всех (вещей), милосердие  Которого  велико,  и  Богу светлому. Он послал (Своей) волей святой Единосущного с  четырьмя  Светами в образе Ангелов Первого Архонта.Они посоветовали ему, - чтобы  изъять  из него силу  Матери,  -сказали они ему: «Подуй в его лицо от духа, который в  тебе,  и  изделие  встанет».  И он подул на него от своего духа, который есть  сила  от  Матери,  в  тело,  и  оно  задвигалось  [тотчас.  Позавидовали]  сразу  [остальные]  Власти,  потому  что  он возник из них всех и они дали человеку силы,  происходящие  из  них,  и  он носил  души  семи  Властей и их силы. Ero мудрость была сильнее, чем (мудрость)  их  всех  и  Первого  Архонта.  Они  же  поняли.  что  он  свободен от  зла,  потому  что  он  мудрее  их и вошел в свет. Они взяли его (и) снесли его в пределы  низа  всей  материи. Блаженный  же Отец  - благодетель милосердный.Он сжалился  над силой  [Матери,  изъятой  из  Первого  Арх]онта,  (поскольку  они  (т.  е.  Архонты)  будут)  иметь  власть над телом. Он послал от Духа благого Своего и Своего великого  милосердия  помощника  первому  (человеку),  который  сошел  вниз,  который  был  назван  «Адам». Епиною  Света,  эту,  которая была  названа  им  «Жизнь»  (Зоя).
295
Они  сделали  другой  слепок  еще  раз, однако (на этот раз) из земли, и воды, и огня,  и  воздуха,  то  есть  из  материи,  и  тьмы,  и страсти, и подражающего духа. Это есть  узы,  это  есть  гробница  слепка  тела,  эта,  которой они  облекли  человека  в  качестве  оков  материи.  Это  первый  человек,  который  сошел  вниз, и его первое  разделение.  Енноя  же Первого Света, пребывая в нем, пробуждает его мысль. Унес  его  Первый  Архонт  (и)  поместил  его в  Рай,  этот,  [о  котором  он  (т.  е.  Архонт)  гово]рил,  [что]  это  для  него  блаженство,  то есть чтобы обмануть его, ибо  их  блаженство  горько, и их красота  - нечестие, их блаженство  - обман, и их древо  - их  беззакония, их  плод  - яд,  от  которого  нет  исцеления.  и их  обещание - смерть  для него.  Их же  древо,  которое  они  посадили,  будто  это  Древо  Жизни,  - Я  сообщу  вам  о  тайне  их  «жизни».  Это  подражающий  дух,  происходящий  от них,  чтобы  отвратить  его (т. е. человека),  чтобы он не познал своей Плеромы.  Древо то такого  рода:  его  корень  горек,  его  ветви  - тени  смерти,  его   листья - ненависть и обман,  его  масло  - помазание  зла,  и  его плод  - желание  смерти. Его семя (возрастает) из  (тьмы).  Те,  которые пробуют  его  - Преисподняя  их  местопребывание. Древо  же,  которое  называется  ими  «Познание  добра и зла», которое есть Епиноя Света,  эта,  относительно  которой они дали приказ, чтобы не вкушать (от нее), то есть  не  слушать  ее,  поскольку  (этот) приказ был отдан против него (т. е. человека),  чтобы он не смотрел в высь на свою Плерому и не осознал своей оторванности  от  своей  Плеромы,  - Я  же  поста вил  их  (в  такое положение), чтобы они вкусили  (от древа). Сказал я Ему:  «(0)  Христос, разве  же  это  не  Змий,  который  научил ее (т.  е.  Еву)?»
296
"Я  отягощу  уши  их  сердец,  чтобы  они  не  уразумели  и  чтобы  они не  увидели".  Тогда  Епиноя  Света  укрылась  в  нем  (в  Адаме),  и  в  своем желании он  захотел  извлечь  ее  из  ребра.  Она же,  Епиноя  Света,  поскольку  она была недостижимой,  когда  тьма  преследовала  ее, она не могла ее достичь. Он (т. е. Ялдаваоф) пожелал  извлечь  силу  из  себя,  чтобы  сделать  снова  слепок  в  форме  женщины.  И он  оживил  (ее)  перед  собой  не  так, как  сказал Моисей, "он вынул ребро (и) сотворил  жену  ему". Тот час  он  (т.  е.  Адам)  очнулся  от  опьянения  тьмы:  сбросила  покров,  который  на  его сердце, Епиноя Света. Тотчас, когда он узнал свою сущность, сказал  он:  "Это ныне кость от моих костей и плоть от моей плоти". Поэтому человек оставит  своего отца  и  свою  мать  и прилепится к своей жене, и они будут оба одной плотью,  потому  что  будет послана  от  (своего)  супруга  Мать,  чтобы  быть  исправленной  (от  своего порока). Поэтому Адам дал ей имя "Мать всех живущих". Вышней властью  и  откровением  Епиноя  научила  его  знанию  через  Древо,  (будучи) в образе орла.  Она  научила  его вкусить  знания,  чтобы  он  вспомнил  о своей  Плероме, ибо  у  обоих  был  порок  незнания.  Узнал   Ялдаваоф,  что  они  отдалились  от  него.  Он  проклял  их,  сверх того  же  прибавив  (приказ)  жене, чтобы  муж  господствовал  над  ней, не зная  таинства, которое произошло по воле святой Выси. Они же боялись проклясть  его  и  обнаружить  его  незнание.  Все  его  Ангелы  изгнали их из Рая. Он  (т.  е.  Ялдаваоф)  облек его  (т.  е.  Адама)  мраком  темным. Тогда  увидел  деву,  стоящую  около  Адама,  Ялдаваоф  (и) исполнился безрассудства, желая произвести  потомство от нее. Он  осквернил  ее. Он  породил  первого  сына  (и) также  второго  - Яве,  медвежьеликого,  и  Элоима,  к ошачьеликого,  один  праведный,  другой  же  неправедный, Элоим - праведный, Яве - неправедный. Праведного он (т. е. Ялдаваоф) поставил  над  огнем  и  воздухом,  неправедного же он поставил над водой и землей.  Эти  суть,  которые  называются  во  всех родах людей "Каин" и "Авель" вплоть  до  сего  дня.  Произошло  соитие  брака благодаря  Первому Архонту.  Он  посеял  в  Адаме  страсть к  размножению, так  что  из  этой  сущности  происходит  та,  которая  порождает  подобие  из их  подражающего (духа). Двух же Архонтов он поставил над началами, чтобы  они  начальствовали  над  гробницей  (тела)".
297
Сказал я: «(0)Христос, не совершив эти(вещи), что будут делать души, эти, в которые  вошли  Сила и Дух Жизни, чтобы они тоже спаслись?»Сказал Он мне: «Те, к которым  приходит  эт[от]  Дух,  непременно будут жить, и эти (люди) избегают зла. Ведь Сила  входит  во  всех  людей,  ибо  без  нее  они  не смогут стоять. После же того, как она  (т.  е.  душа)  родилась, тогда доставляется к ней Дух Жизни. Если же уже пришел  Дух  сильный  Жизни, он  укрепляет  силу,  которая есть душа, и она не склоняется ко  злу.  Те же, в  которых  входит  подражающий  дух,  она  (т.  е. душа)  увлекаема им  и  заблуждается».
298
Я  же  сказал:  «(0)  Христос, те, которые не познали всего, каковы их души и куда они  пойдут?» Сказал  Он мне:  «Эти  - подражающий дух возобладал над ними, когда они  оступились,  и  таким  образом  он  отягощает  их  душу,  и  влечет ее  к  делам  зла,  и  приводит  ее  таким  образом  к  забытью .  После  того,  как она  сбросит  одеяние  (тела),  он  предает  ее  Властям,  которые были созданы Архонтом, и снова они  бросают  их (т. е. души) в оковы (тела), и вращаются с ними (в  мире), пока  они  не спасутся от забытья и пока она (т. е. душа) не получит знание таким образом,  и не станет совершенной, и не спасется».
299
Он  (т.  е.  Первый  Архонт)  держал  совет  со своими Ангелами. Они послали своих  Ангелов  к  дочерям  людей,  чтобы  воздвигнуть  потомство  от  них  себе  для  услады.  Но  они  не  добились  успеха сначала.  Они  все  пришли  к  решению  сотворить  подражающего  духа,  помня  о  Духе, который сошел вниз. И Ангелы  преобразили  свой  облик в подобие их мужей (и) насытили их (подражающим) духом,  который наполнил их  тьмой  от  зла. Они принесли им золото,  и  серебро,  и  дары, и  металлы меди  и  железа,  и  вещи  всякого  рода.  Они  ввели  их в искушение, чтобы  они  не  думали  о  своей  Проное неколебимой.  И они овладели ими. Они породили  детей  из  тьмы  по средством  их  подражающего духа. Он замкнул их сердца, (и)  они очерствели от черствости подражающего духа до сего дня.
300
букв.  «совершенный  ( существительное )  человеческий»,  детерминирующее определение,  см.  прим.  86, 3  к  «Премудрости  Иисуса  Христа». Там  это  отец Христа, Сына Человека, но Христос  и Спаситель там не одно и то же -Спаситель  - сын  Сына  Человека,  Христа  (с. 102 - 103).   Совершенный  Человек  является центральной  фигурой  в  этом произведении. Здесь  «Совершенный  Человек» - сын  Знания  и  Ума  (с.  35).
303

О  слове  как  орудии  творения  часто  говорится  в  гностических  текстах.  Однако,  например,  в  «Премудрости  Иисуса  Христа»  только  низшие  по  рангу  из  вышних  существ пользуются словом для творения (также и Архонты), а остальным достаточно лишь мысли.
310
В  «Происхождении  мира»  говорится: «София  послала  Зою,  свою дочь,  которая  называется  Евой,  как  Наставницу,  что бы  она  оживила  Адама.  Тотчас  ее  слово  стало  делом  (см.  прим.  43,  3),  ибо когда  Адам  встал,  увидев  ее,  он  сказал:  «Ты  будешь  названа  "Мать  живых", потому  что  ты  дала  мне  жизнь»».
330
Это  «страсть к  размножению»,  которую  внушил  Адаму  Ялдаваоф, благодаря чему  через  подражающего  духа  происходит  размножение  «Подобий  тел»,  лишенных  духовности  (ср.  прим.  63,  2  и  4).  В  образе  Змия  он  же,  хотя  неудачно, пытался  внушить и Еве «вожделение/страсть скверны и гибели, ибо они полезны ему»  (с.  58).
330
Епиноя  Света  пробуждала  человека  от  забытья.  чтобы  он  «Вспомнил  о  своей  Плероме».  Архонты  старались  воспрепятствовать  этому,  создавая  подражающий  дух,  чтобы  человек  «Не  познал  своей  Плеромы»,  запрещая  вкушать  от  Древа познания  добра  и  зла  (в  котором  Епиноя  Света).  «Чтобы  человек не смотрел  в  высь на  свою  Плерому».
336

Как говорится  в  «Евангелии от Египтян», сын  Адама,  Человека,  стал  отцом  «рода  неколебимого  нетленного», Там  же  говорится, что  вся Плерома, все славы, Эоны и  пр.  назвали  «семя  Отца»  «семенем  великого  Сифа»,  т.  е.  поскольку Человек  происходит  от  Первого  Знания  и  Ума,  которые  эманированы  Невидимым  Духом,  род  Человека-Сифа  божественного  происхождения.  Это  духовный род,  гностики.  Когда  Христос  говорит, чтобы Иоанн передал  его  слова  своим  со братьям по духу,  т. е. своим, «одинаковым духом,со-духовным», это имеет буквальный смысл. Имеются  в  виду  те,  в  ком находится дух, посланный из Плеромы Человеком.  Эта  духовная  сущность  может  дремать  в  человеке,  и  ее нужно  пробудить  для  его  спасения,  что и  делает  «дух Святой, который есть Епиноя  Света» (с. 71 ).  Этот Дух сошел к Еве,«чтобы пробудить сущность,подобную ему по образу Плеромы»  (с.  63-64). «Семя/потомство (опtрµа)»- это не плотское потомство, а те люди, которые содержат  в  себе  семя  Духа  Плеромы.  Епиноя Света  пробуждает  «потомство»  «В  помысле о людях рода Человека Совершенного»,т.е. будит в этих людях осознание  того, что они принадлежат к этому духовному роду (с.  71)
338
Архонты  отдали  приказ  не  вкушать  от  Древа  Познания, в которое вселилась  Епиноя  Света,  «чтобы  человек  не  смотрел  в  высь  на  свою  Плерому и  не  осознал  своей  оторванности  (букв.  «наготы»)  от своей Плеромы» (с. 57).
338
«Бедность»  - материальный  мир Ялдаваофа, см. прим. 94,6 к «Премудрости Иисуса  Христа». Таким  образом, эти грешные души попадут в тот же ад, какой  уготован  «Ангелам»  Ялдаваофа.
342
И  таким  образом они (т. е. Ангелы Ялдаваофа) сделали все творение  вечными  рабами  с  сотворения мира  доныне.
344
БЕСЕДА ИИСУСА С  УЧЕНИКАМИ 
Рукопись хранится во Французском Институте восточной археологии. Она  происходит  из  знаменитого  Белого  Монастыря  в  Верхнем Египте, настоятелем которого в пору  его расцвета был самый известный деятель коптской культуры,автор многочисленных  трудов, классик коптской литературы Шенуте  (333-451). К  XV в. монастырь перестал  функционировать  и  постепенно  разрушался.  Хранившаяся  в  нем  великолепная  библиотека,  крупнейшее  коптское  книгохранилище,  с  XVII  в.  привлекла внимание  западных  ученых  и  постепенно  разошлась  по  различным европейским собраниям.
349
Тогда  Господь  Спаситель.  сказал:  «Встаньте,  и Я открою вам то, что под небесами,  и то,  что  на небесах, и ваше упокоение, которое в Царстве небесном, ибо Мой Отец  дал  Мне власть  вознести  вас  и тех, которые веруют в Меня».То же, что Он открыл,  это  то, что Он сказал: «Случилось же, когда Я шел, выйдя от Отца Всего, Я проходил  небеса. Я  облекся  мудростью  Отца  и  облекся  силой  Его  мощи.
352
И  Я  сойду  на  землю,  чтобы  судить  живых  и  мертвых.  Мы же  сказали  Ему:  «Господи,  через  сколько  лет это произойдет?» Он сказал нам: «Когда сто двадцатая  часть  завершится,  между  Пятидесятницей и Праздником  Опресноков  произойдет  пришествие  Отца».   Мы  же сказали Ему: «Теперь же что Ты сказал нам «Я приду», и  как  Ты  говоришь  «"Тот,  Который  послал  Меня,  грядет"?»  Тогда  Он сказал нам:  «Я  весь  в  Моем  Отце,  и  Мой  Отец  пребывает  во Мне  из образа формы, и силы,  и  полноты,  и  света,  и  меры  совершенной,  и  голоса
353
(Мы же  ответили:)  «Да,  (Господи».  Тогда  Он  сказал  нам:  «Истинно)  rоворю  (вам:  Я  получил  всю  власть)  от  (Моего  Отца,  чтобы тех, которые) находятся во тьме,  Я  (вывел  к  свету).
354

Приложение ТРОЕОБРАЗНАЯ ПРОТЕННОЯ
380
Тогда  вышло  слово  (логос)  из  великого  светила  Илилифа,  и  он  сказал: «Я  царь!  Кто принадлежит Хаосу и кто принадлежит Преисподней?» И тотчас его Свет  явился,  воссиевая,  имея  у  себя  Епиною,  причем  его  не просили  Силы  Сил.  Тотчас  же  явился  великий  Демон,  этот,  который властвует  над  Преисподней  и  Хаосом,  не имеющий формы и не совершенный, но имеющий форму славы тех, которые  рождены  во  тьме.  Этот  же называется  «Сакла», то есть «Самаил  Ялтаваоф»,  этот,  который  взял силу,  отняв  ее  у  не имеющей зла, одолев ее сначала, а именно  Епиною Света,  сошедшую  вниз,  эту,  из  которой  он  вышел  сначала.
383
Логос/Слово  открыт  в  восприятии  через  «великий  Голос  Матери»  (с.  46).  Потому  специально  подчеркивается, что  «Голос»  Гласа направляется в уши (с. 42, 45), а не  «посредством  мысли»,  как Глас  (с.  35). Протенноя  называет  себя  «восприятием и  знанием»  - имеются  в  виду  Голос  и  Глас  (который  есть  знание. с. 36),  - а  также  «Мыслью»  и  «Голосом» (с.  42;  Глас  - порождение  мысли).
394
Букв.  «стыд».  Здесь  не  имеется  в  виду  библейская  история  грехопадения.  Что  касается  последней, то в гностицизме все наоборот: создатель материального мира,  в том числе и Рая,Демиург(Первый Архонт, Родоначальник,Вседержитель, Ялдаваоф  и пр.), - носитель  зла. И история с Древом Познания диаметрально противоположна  библейской.  Согласно Апокрифу  Иоанна,  запрет  Демиурга  вкушать от плодов этого Древа   объясняется  его  боязнью,  что  люди  узнают  о  своем   духовном происхождении из Плеромы.Но Епиноя света, приняв образ орла на Древе, научила  Адама  «Вкусить  знания,  что бы  он  вспомнил  о  своей  Плероме,  ибо  у обоих был  порок  незнания».  Таким  образом,  это  есть  первый  исправленный порок. В нашем  тексте  он  обозначается  как «забытье» (см. с  41 и прим. 70), и благодаря Протенное  «дети  света»  «расторгли оковы  и  забытье», и она пробудила в них «мысль об Эоне  неизменном  и  доме... их Отца», т. е. об их происхождении из Плеромы
400
Что  касается  «формы», то  «Все»  появляется не в окончательной, совершенной  форме,  происходит  процесс  его  совершенствования. В  Трехчастном  Трактате  Отец  создает  Эоны,  которые  до  этого  «существовали в  его  помысле», причем их  существование  «было  подобно семени,  так что  можно  считать  их  чем - то  вроде  зародыша».  И  Отец не дает им сразу совершенства,  «чтобы они не возомнили,  что  это  у  них  от  них  самих»,  а  дает пока им «Первую форму», а именно знание  о  том,  что  он,  их  творец,  существует.  В  дальнейшем,  переходя от  «формы» к  «Форме»,  они  должны  совершенствоваться. Таким  образом, «форма» означает  определенную  степень духовного  совершенства, но не форму в буквальном смысле  слова как облик, вид.
404
Господь  Саваоф  у гностиков - Демиург, Верховный  Архонт (таким образом и Библия  относится  к  миру  Архонтов),  см.,  напр , «Происхождение мира», где, осудив своего  отца  Ялдаваофа,  Саваоф  получил  от  Пистис  Софии  царство. «сотворил Церковь  ангельскую»,  и  справа  от  него  на  престоле  сидит  Иисус Христос. Таким образом,  Архонты воспринимали Христа за этого, «своего» Христа.
409

Комментариев нет:

Отправить комментарий