пятница, 24 ноября 2017 г.

"Скифская история"Николай Новиков 1692(выдержки)


Что же касается до изданія сея книги, то учинено оное сЪ наилучшаго списка изЪ всехЪ техЪ, которые я имелЪ, и которые мне видеть случилось. Сей списокЪ находится вЪ Москве вЪ Патріяршей книгохранительнице, написанный изрядныЪ и чистымЪ стариннымЪ почеркомЪ вЪ листЪ.Я решился предпочесть его другим спискам наипаче по тому,что на ономЪ подписано,чта оный самиім сочинителем отданЪ в Патріяршую книгохранительницу.


Вторая Асійская, вЪ нейже вси Скифскіе народы обитаютЪ, отЪ полуноічи на востокЪ солнца сидящіе. Cии Асійскіе Скифы премного разплодишася, и различными именовании прозвашася. Едини Тавросы, иже у горы ТавросЪ, жительсшвуют; иніи Агатырси; еще Эсседони: ( иже родителемЪ своим вместо земли вЪ себе чинили погребение ; ибо мертвыхЪ ихЪ ядяху:) и Массагети , Аримаспи , Сакеви, или Саги.Границы же Скифскія,сЪ Запада отЪ реки Дону:
(а БотерЪ описатель всего свита, полагаетЪ отЪ Волги, еже и приличнее имать быти») На ВостокЪ солнца до пределовЪ ХiйскихЪ, иже со Индіею. СЪ полудня отЪ моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспискаго , то есть Хвалисскаго. На полночь даже до океана Скифскаго ледоватаго. Разделяется же на четыре части: Едина имеетЪ вЪ себе Орды все. Вторая Загатаи , и всі народы, иже суть при Уссонъ и пустыни Лопской. Третія обдержитЪ Китай, и еже обретается вЪ помянутой пустыни, и Хинское государство. Четвертая содержитЪ страны мало намЪ ведомыя, яко БелгіанЪ , АргонЪ, ,АрсатерЪ, Аніа. Но отЪ пяти сотЪ   летЪ и больше, егда Скифове , народЪ исшедшій отЪ страны реченныя их языкомЪ Монгаль, еяже и жители назывались Мингаилы или Монгаили, поседоша некоторыя государства яко о томЪ будетЪ ниже, измениша и имя свое, назвашася Тартаре, от реки ТартарЪ, или отЪ множества народовЪ своихЪ, еже и сами любезные пріемлютЪ и слышатЪ. И меньшая половина Скифіи,яже надЪ моремЪ АсійскимЪ» называется Тартария великая, разделяется же Тартаріа великая от Скифіи ИмаусомЪ горою великою и знаменитою еже со ону страну, то Тартаріа, а еже отЪ сея страны, то Скифіа.
О сихЪ ТатарахЪ МингаилахЪ, иже живяху вЪ меньшей части Скифіи, которая отЪ нихЪ Тартаріа назвалась, множество знаменитыхЪ делЪ историки писали, яко силою и разумомЪ своимЪ, паче же воинскими делы на весь светЪ прославляхуся.
*
Небяше ничто же у них добрейшаго паче славы, и их грубому прирожденію много даде им природа. Перьвое, за едино удивление ІустинЪ об них пишет; яко они будучи грубыми, без наук, не знали злостей тако Грецы от великих наук исполнени суть невоздержания. Аще бы христианскій который народЪ имел в себе такую мерность, яко они , не точію земля, но и небо, любило бы их; никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху. Даріа царя Персскаго изЪ Скифіи изгнаша ;и славнаго самодержца Персскаго Кира убиша ; Александра великаго Гетмана, именем Зопиріона , сЪ воинствы побЪдиша; Бактринское и Парфянское царства основаша. Накогда же чуждему народу попущаху кЪ себЪ входити,а своими довольно: (кроме ГрековЪ и ИндянЪ): всю Асію населиша , Турки, Парсы, Персы, Венгры, Сыкабры, от ихЪ народу изыдоша. Асію малую и великую, вторую и величайшую часть свЪта, мужеством обладаша, и обладаху ею сЪ полторы, тысяічи лет , наченше отЪ Вексора царя Эгипетскаго, даже до веку и государствования Нина царя Ассирийскаго.В соседстве и в прилеглости сЪ ними всегда жили Славяне прародители наши, Москва, Россіане, и прочіи, ихЪ же древние историки для общих границ единако и обще Скифами и Сарматами называли.
*
Марса хвалили за бога , а за богиню Весту. Солнце, МесяцЪ,Огонь, вЪ великомЪ почтеніи имели. Хана великаго царя своего , иже зовяшеся ГогЪ и МагогЪ , то есть Государь, надЪ государи, и Царь надЪ царьми, на свЪтЪ вельми почитали, и вмЪсто святаго имЪли, и чтили , и величали.
*
Звати ихЪ Мамазони, а не Амазоны: ибо Мамма греческимЪ языкомЪ Перси назывлются.
*
ПослЪди сея бысть Пентесилia, яже во время  Троянской брани, пришедши в помощь ТрояномЪ со многимЪ девическимЪ воинствомЪ, зело мужественно доказовала , и брань со Греки чрезЪ целый день имела, и по томЪ на киждо день тако творящи, сильна имЪ бяше; таже сразившись единЪ на един, с преславным богатыремЪ ПирромЪ сыномЪ АхиллесовымЪ, убіена отЪ него бысть, обаче со тщетою ево: ибо ПиррЪ от нея смертно бысть раненЪ. О нихЪ же ОммрЪ во ИліадахЪ, и Виргилій во ЭнеидахЪ своихЪ, сицевыми словесы поминаютЪ:
ВедетЪ Амазонка полки неизочтенны,
Месячными же щиты цветно облеченны;
СмЪла Пентесиліа, ставя отЪ охоты,
ПротивЪ мужей дерзновенно девичьи роты.
*
ОтЪ сихЪ убо ТатарЪ, МингаиловЪ, изЪидоша сии Татарове, иже суть к намЪ СавроматомЪ пришельцы, ихЪ же называемЪ . Крымскія, Манконскія  Перекопские, БЪлогородекие. Очаковские , и все те народы , иже обитаютЪ около Езера, ПалюсЪ МеотисЪ, то есть, Азовскаго моря НЪцыи же историки сихЪ ТатарЪ мнятЪ быть Еврейска племене яко о томЪ БотерЪ вЪ книгахЪ своихЪ знаменито утверждаючи пишетЪ сице : По разделении царства Іудина Ісраилева , ихЪ же цари быша в Самapi и , яко о томЪ явственно вЪ Вивлии обртается. Последи первыхЪ  плЪновЪ, еже отЪ царей АссірійскихЪ на ЕвреевЪ, наступила война Салманасара царя Ассирійскаго. Той вЪ два прихода свои , еже на царя Іосію , егда, и Самарію взятЪ , разори и опроверже до конца царство Ісраилево , и народЪ заведе во Ассстрію , и оттуду в полтараста летЪ, яко пишетЪ Ездра,убозіи Жидове преидоша горы Перскія и Мидския , пріидоша во страну АрсатерЪ. Хдебы сія страна ApсaтерЪ обрЪталася, различно о томЪ списатели домышляются. Нецыи утверждаютЪ, яко то была страна Колхийская яже ныне зовется Мингреліа. Ибо ИродотЪ пишет, яко народЪ той дЪтей своихЪ обрезывали: обаче множайшая часть списателей глаголютЪ еще: яко АрсатерЪ страна, область есть Белгіана, оттудуже Жидове подЪ именемЪ ТатарскимЪ изыдоша, лета от воплощения Божія 1200 во время великаго Кингиса, иже утверждаше царство Китайское, и яко ти тогда eщe обрЪзаніе содержали, и нЪчто иныхЪ чиновЪ Моисеова закона, того ради нетрудно пріяша законЪ МахометовЪ. И далее таможе на листу 152 пишетЪ ; Егда повелениемЪ Салманасара царя Ассирийскаго заведени быша Израильтяне за Індію, вЪ землю АрсатерЪ, и тамо изродишася во обычаи глупые и грубые , и забыша множайшую часть , или к обще вся чины Моисеова закона, едва соблюдаху токмо обрЪзание едино.

ГЛАВА ВТОРАЯ
Коих временЪ и яковаго ради случая Татарове, oт отеческих своихЪ местЪ подъемшеся, вЪ Европу пріеидоша: и о брани ихЪ c Половды и Россіаны; и о разореніи градовЪ Половедких.

Вину или причину порушения ихЪ от своихЪ мест, ив сія страны пришествія, различно списатели описуютЪ: первое БотерЪ полагаетЪ сицевую. Егда быша оные Татарове подЪ властію государя страны тоя именемЪ Ункама, ему же давали десятину от всехЪ прибытковЪ своихЪ. Егдаже во времена наступающия тако расплодишася, яка нЪкогда Жидове во ЕгиптЪ, яко УкнамЪ нача отЪ нихЪ опасеніе имЪти. Того ради хотя их умалити и отъяти крепость отЪ нихЪ, разсылаше ихЪ единою там о, и паки инуде на войны дальнія и не безстрашныя, вЪ чемЪ ти подстрегшися совокупишася вкупЪ и совтоваша оставите природную страну свою, и сотвориша тако. Ибо воздвигшеся поидоша отЪ отеческихЪ мЪстЪ своихЪ. И толико удалишася отЪ онаго Укнама ,яко тому не бояхуся его; идеже по нЪколикихЪ лЪтЪхЪ избраша изЪ посреди себе царя Хингиса,ему же благосчастныя победы и мужество придаша имя великий. Ибо той изшедши отЪ страны своея , лета отЪ воплощения Божія 1162, сЪ жестокимЪ воинствомЪ, покори подЪ себе ово силою, ово славою, новыя области. Боследиже егда восхот у онаго Укнама едину отЪ дщерей его.
11
По смерти же онаго Хингиса, наслЪдники его вЪ маломЪ времени, толико быша страшни всем странамЪ Восточным неменьше же и полуношнымЪ сЪ погублениемЪ неисчетныхЪ народовЪ, яко трепетала отЪ нихЪ вся Европа.
12
ИсторикЪ же Польский АлександрЪ ГвагнинЪ о разныхЪ странахЪ пишучи поведаетЪ, яко АлляусЪ царь Татарский лета 1250 взятЪ градЪ Суссу между Персідою и ВавилономЪ, и тамо града того держателя Калифа, уморилЪ гладомЪ, замкнувЪ его во единой башнЪ, которая была у того Калифа, полна злата и сребра и вещей драгихЪ, глаголя : Ащебы ты то сокровище роздалЪ воиномЪ, тобы ты и градЪ и народЪ твой вЪ целости могли соблюстися. И сей имать быти царь Татарскій, кЪ немуже Папа посылалЪ пословЪ своихЪ, и Калифа Мустацена уморилЪ. Еще БотерЪ пишетЪ, яко царь Татарский Алляку разлучалЪ со светомЪ Калифа Мустацена Бумбили, лета 1255. ИнЪ же описатель ЖигмунтЪ ГерберштеннЪ , описуя землю Татарскую пишетЪ , и приводить.на свидетельство Мефодіа Епископа Патавскаго, иже поведаетЪ, яко бысть некто вЪ нихЪ мужЪ ГедеонЪ именемЪ иже имущи некую ведомость о скончании света, и о погубленіи на немЪ всехЪ живущихЪ. ПовЪдающи же имЪ сіе, ис никакими писаніи утверждаше, и советоваше , дабы о томЪ прежде времени вразумилися, и сокровища и богатства мірскія, иже вкупЪ со светом погибнути имутЪ , ни во что вменили. На сіе они соизволивши, подЪяшася со безчисленнымЪ множеством народу своего отЪ Татаріи, от оныхЪ каменныхЪ горЪ КавказскихЪ, и отЪ горы великія ИмаусЪ реченныя,и от поль Евтейских. И придоша ко Индіи, идЪже царя Индійскаго,емуже служаху,убита,и области яко ево, тако и иныя при рЪкЪ ЭфратЪ , и у моря Персскаго обретающиеся поплениша и опустошиша. И Асію малую и великую сЪ великими побЪдами вЪ долготу и широту преидоша. Такожде обЪ Сарматии, Асийскую и Европейскую, идеже множество царствЪ, княжений и областей, яко ХристіанскихЪ, тако и поганскихЪ повоевали, и нивочто истинно обратили. ВЪ наши же Европейская страны пришествіе сихЪ незванных гостей,знаменовала,и якобы провозвещала зело великая необычная комета явльшяся лета от сотворения света 6719 (1211).
*
Татарове обладаша и поседоша , точію осташася грады , яже суть вЪ самой ТаврикЪ Херсонской, вЪ содержаниии ГенуенсовЪ Италіаян под державою ГреческихЪ царей , и доныне ,во оныхЪ поляхЪ градовЪ и твердынь и башенЪ каменныхЪ давныхЪ, иже Италіане Генуенсы сЪ Половцы вЪ товариществе будучи созидали.
16
Таже есть ниже града Казани , продолжающися до большой Нагайской орды , яже иностранными Заволжская называлася , между реками  велікія Волги, и бЪлыя Воложки, и ЯиксомЪ. Название свое воспріяла от народа живущиго  тамо еще прежде крещенія Россійскія земли, названнаго от реки Волги, Волгары, или Болгары, которые имели начало свое отЪ преславнаго и многонароднаго народа Славенскаго. Живущи же тамо многа лЪта , и слышавше о некоторыхЪ соплеменныхЪ своихЪ народахЪ СлавеяскихЪ, яко ВандалахЪ, ЦымбрахЪ , ГотфахЪ имя свое прославляющихЪ, и вЪ делахЪ воинскихЪ цветущихЪ, и победы воспріемлющихЪ. елики содяша они сЪ римскою Монаршею, и сЪ Цари Греческими, и сЪ прочими ярилеглыми соседы:
о их же славных воинских делах многие историки пишут.Ревнующе тому и Болгары, воздвигшеся мнози отЪ странЪ своих и жилищЪ, ищуще мест прохладнейших, и славу обрести хотяще, пріидоша первое надЬ Чорное Море и надЪ Меотское  и прежиша тамо не мало время вЪ покое. ВЪ лето же от рождества Христова, 420 со князем своимЪ ДербаломЪ подЪяшася оттуду , и пріидоша за реку ДнепрЪ, во область названную Дацію идеже ныне Волохи и Мултяне между реками ДнепромЪ и Дунаем. Яже тогда бяше подЪ державою римскою, оттуда же жителей тамошнихЪ: Даков изгнавше , сами ону страну населиша. И ощтуду исходяще Греческое Царство пленяху, и победы воспріимаху, яко о том довольно пишет Стриковскій, вЪ выводе народовЪ СлавенскихЪ ,
*
Половцы же и Піеченеги бяше народЪ военный и мужественный , изшедший отЪ народа ГотовЪ и ЦымбровЪ от Циммеріа Босфора  названныхЪ, отЪ нихЪ же.
20 
народ  ПеченговЪ и Половцов и Ятвижен истинныя суть Литва, точію имяху между собою вЪ наречіи мялую разность, яко Поляки сЪ Россіаны: житіе имуще надЪ полесіи, где ныне ДрогиченЪ. Сіи Половцы и Печенеги изшедшіи оттуду , во времена оныя селешя своя, от Полунощи кЪ Востоку наклоняющися  надЪ моремЪ МеотскимЪ, и понтомЪ ЭвксиномЪ , такожде около Волги, и около Танаиса , и вЪ Таврике , оже ныне называемЪ Перекопскою ордою , кощи своя поставляющее. Идеже побратовавшися для лрилежащаго соседства , и сЪ Италіаны Генуенсы, иже Таврику содержали, которые в те времена сильными на мори быша.
21
ЗемихенЪ сынЪ его: его же Россіане и Литва наываютЪ БатыемЪ. Сей первый того народа проклятаго Махомета учение пріятЪ и распространи. Препочивши мало о оныхЪ странахЪ, ихЪ же  облада, изгналЪ ПоловцовЪ и Печенег : сЪ Татары же Заволжскими, и сЪ Болгары оставшимися яко подобными народу своему совокупился во едино.
23
КняземЪ же РоссійскимЪ, елицы убийства гонзнуша повелЪ нечестивый кЪ себе прийти и покланятися. И таковымЪ понуждением вси отЪ пределЪ своихЪ поидоша во орду ко оному мучителю. ОнЪ же прежде повелевши волхвомЪ своимЪ учинити два огня велики , и онымЪ Князем сквозь огонь той проходити,и отЪ приносимыхЪ ему даровЪ часть некую во огонь ввергати, и прошедши огнь покланятися солнцу и кусту: и по том кЪ себЪ таковымЪ приходити попущаше. И тако начася сіе тяжкое и не удобоподьятное ярмо ВеликимЪ КняземЪ РоссийскимЪ, и прочимЪ жителемЪ народовЪ христианских.
32
И тако сихЪ злочестивыхЪ держава, послЪ л царя ЗанибЪка вЪ четырехЪ точію летехЪ paзорйся.В сихЪ летехЪ Татарове Крымские и Перекопскіе все поля дикія пространно за КіевомЪ обретающияся , и Подоліе прилежащее кЪ Литовской области держали , и вЪ тех странахЪ баскаки или атаманы над россіаны власть имели.
40
собрався со многиімЪ воинствомЪ ЛитовскимЪ и РоссійскимЪ и с царемЪ ТахтамышемЪ пойдоша на Темирь-Аксака.
47
Тамо же исамЪ  нечестивый зле скверную свою душу изверже , лета 6908. Тело же его скверное отвезено и погребено быть вЪ земли Татарской , юже БотерЪ называетЪ Загадай, во граде Самаркандіи который ГвагнинЪ называетЪ, столицею всехЪ градовЪ ТатарскихЪ.
47.
КняземЪ ЛитовскимЪ ВитольдомЪ, и многую помощь даваше имЪ, против КрыжаковЪ НЪмецкихЪ посылающи ТатарЪ своихЪ вЪ помощь ПолякамЪ и Литве. Иные поведаютЪ, яко и самЪ на брани противЪ Крыжаков будучи убіен быть отЪ нихЪ.
49

Комментариев нет:

Отправить комментарий