вторник, 21 ноября 2017 г.

МОЛИТВА КАТАРОВ.


Бренон А., архивист-палеограф, главный почётный хранитель архивов Франции.

В  наше  время  крестовый  поход  против альбигойцев  часто  представляют  простой  кампанией французского  завоевания  окситанского  Юга в  основном по  экономическим  и  политическим причинам. Нельзя  отрицать, что  именно  французский  король  с  1229  года воспользовался результатами  этой  кампании,  и  что  «бароны  Севера»,  которые в  1209  году  подняли  крест  против защитников  еретиков,  тоже  были  движимы материальными  интересами. Однако  очень  важно отметить, что  главной  движущей  силой  этой  войны была  всё-таки  религиозная  составляющая.



Рассматривая  крестовый  поход  против  альбигойцев как  обычную  войну  и  игнорируя  его религиозный характер,  отказываясь признавать, что  еретики  обладали  собственным  богословием и  церковной  организацией,
*
Официальный  летописец  крестового  похода, французский  цистерцианский монах  Пьер де Во  де  Серне, для  обозначения  этой  войны  использует  только  выражение  «дело мира и  веры»,  а  в другой  своей  книге  под  названием  «Historia  albigensis»  уточняет, что  еретиков «из  Тулузы и  других  городов»  иногда называли  «альбигойцами»,  потому  что  «другие  народы,  как правило, называют  альбигойцами  провансальских  (то  есть,  окситанских)  еретиков».
*
Так  о  каком  именно  историческом феномене  мы  говорим?  Разумеется,  ещё  этих  средневековых еретиков  обычно  называют  катарами. Но  и  здесь возникают  новые  трудности.С  точки  зрения историка, говорить  «катары» это значит применять уничижительное  слово  немецкого происхождения, то  есть,  это  ничем  не  лучше,  чем  называть  их  альбигойцами. В XII  веке  в  Рейнских землях  слово  «катар»  ассоциировалось с  колдуном, поклоняющимся  коту,  и его применяли для того,чтобы очернить христианских диссидентов  мужчин  и  женщин, живших  общинами  во  главе с  епископами,  мужчин  и  женщин,  которых сжигали  заживо  в  Кёльне,  Майнце  и  Льеже  как «еретиков».
*
Катары еретики  Рейнских земель,Шампани,Бургундии,  Боснии, Италии  и  Окситании  не  давали себе  другого  имени,  кроме  как  «христиане»  или  «апостолы».  Эти  христиане  и  апостолы утверждали, что  они  действительно  являются  истинной  Церковью  Христа  и  апостолов,от Его имени они  спасали  души  и  проповедовали  Евангелие, а  также  производили  крещение  через возложение  рук  consolament.  Они  противостояли  Римской  Церкви,  не  признавая  ни  власти Папы, ни иерархии  этой  Церкви,  которую  они  осуждали.  Они  сами  представляли  альтернативную Церковь, со  своим  клиром   добрыми  мужчинами  и  добрыми  женщинами. В соответствии с этими критериями,те,кого  французы,  по  сообщениям  средиземноморских  хронистов,  называли «альбигойцами»,  были  именно  катарами.
*
Папство  всерьёз  занялось уничтожением того,что оно  определило  как  ересь, которая  в окситанских  графствах  стала реальным  фактом  общественной  жизни. Во  времена, когда  Церковь выработала свои  жёсткие догматыи принялась  основывать  модель святости  не на  образцах апостольской  жизни,  но  на строгом соблюдении установленной ортодоксии,  диссидентские проповеди больше не  допускались.  Особенно,если  эти  проповеди  пробивали  брешь  в теократических  претензиях  Иннокентия III  на управление  христианским миром, который  возвышал себя  над  всеми  правителями  как  викарий  Иисуса  Христа и представитель Бога  на  земле.  Еретики же,  для  которых в  вечности  иного  мира существовало   только   Царство   Божье,  отказывающиеся обосновывать  Евангелием какое-либо  институализированное  насилие, действительно  с  такой точки  зрения  выглядели  как  подрывные  элементы.
*
 Крестовый  поход  против альбигойцев, направленный против  князей  и  сеньоров, защищавших  еретиков,  был  затеян  с  целью  нарушить  сложившийся баланс  расстановки  сил  и  искоренить  ересь. Впрочем, насилие  и  политика  шли  рука  об руку  с захватническими  аппетитами. Тем не  менее,  несмотря  на первоначально  блестящие  успехи    резню  в  Безье, взятие  Каркассона, костры в  Минерве, Лаворе  и  Кассес,  рост  могущества Симона  де  Монфора  и  его  клана, крестовый поход  1209  года  против  князей  Юга   защитников  еретиков,  к  которому  призвал христианских баронов  Папа  Иннокентий  III, закончился  провалом.  В  1224  году  окситанские  князья  отвоевали назад  свои  земли,  а французские  бароны, казалось, были  окончательно  изгнаны из  Лангедока. Но король Франции  Людовик  VIII, став правопреемником династии  Монфоров,  вторгся  в  графства  Юга и,  начиная  с  1226  года,  королевский  крестовый  поход  сменил  крестовый  поход  баронов.
*
Чтобы выследить и уничтожить связи  солидарности и  подпольные  сети  в  семьях  и  деревнях, которые  защищали  подпольщиков, Инквизиция  использовала  методы  устрашения  и  ввела систему  всеобщего  доносительства.  Наказания  для  простых верующих  начинались от принуждения носить крест бесчестья до конфискации  имущества, вечного  заточения  и  костра  за повторное  впадение в  ересь. Для пойманных  добрых мужчин  и  добрых женщин альтернатива была проще:  тюрьма для  раскаявшихся  и  отрёкшихся,  костёр  для  упорствующих    а  последних было подавляющее  большинство. 
*
Падение  Монсегюра и  массовый  костёр  16  марта  1244  года положили  конец  политическим надеждам графа Тулузского  и  всей  организации катарской Церкви Лангедока.С того времени последнее  религиозное  подполье  постепенно  отчаивается. Но  всё  равно  Инквизиция  должна будет  организовать 100  лет  травли,  систематического   террора,  бюрократических  доносов   и идеологической  пропаганды с  кафедр, чтобы  вытравить  катаризм  из  глубины  сердец  и  лабиринта деревень  Окситании.
*
Провозглашённый  Папой  и  пропагандируемый  орденом Сито,  крестовый  поход  против альбигойцев,  в  конце  концов,  стал  победой  короля  и  доминиканских  порядков. Он  способствовал динамической  централизации  королевства Капетингов,  а одним из  далеко  идущих  его последствий  стало  зарождение  Инквизиции    и  догматики  томизма. Так  исчез  окситанский катаризм   основная  причина этого  похода. Но  он  умер  в  Окситании  в  первой  трети  XIV  века  не «из-за внутренней  доктринальной  слабости»  как  это  можно  иногда прочесть.  Сохранившиеся книги  и  проповеди  катаров свидетельствуют  о  его  прекрасном  теологическом уровне. Он  умер  не естественной  смертью, но  после  20  лет  священной  войны  и  100  лет  систематических преследований  в  контексте  создания  нового  мирового  монархического  и  религиозного  порядка, породившего  и  другие  многочисленные  изменения. Просто  это  был  новый  мир, из  которого  всё прежнее  было  изгнано.
*
Но  когда мы начинаем  углубляться  в  окситанский  катаризм,  то  видим,  что  там, в деревне,  были  дома добрых мужчин  и  добрых  женщин,открытые для  всех,кто  приходит с улицы.Вдова сеньора  или его  младшая  дочь  становились  такими  же  добрыми  женщинами,  как  и  другие, сеньор  становился таким же добрым  человеком,  как  и  другие. Действительно,  сословие  сеньоров  уже  тогда защищало и  приумножало  катаризм.  Никакого  антагонизма.  Это  средневековый  мир,в которомне так  уж  много иерархии,по крайней мере,нет пирамидальной  иерархии,  отсутствует  право старшинства,а  катарские Церкви  многолюдные,  децентрализованные, независимые  друг  от друга  и  всё  же связанные  между  собой  хорошими  отношениями,   и  всё  шло  хорошо  в  этом окситанском мире.
*
Добрые  люди  попросту  говорили  о  том, что все  души  будут  спасены,  а ад не  вечен. Попы же  слушались Папу  и  говорили,  что  некоторые  грехи являются  смертными,  а  ад  вечен;  потому  у  добрых  людей  аудитория  была,  как  правило, больше.
*
 В  целом, прозвища,  которые давали  катарам, были  обидными  кличками,а  сами они не называли  себя  иначе  как «апостолы», «бедняки  Христовы»  или  «христиане».  Верующие называли  их  «добрыми христианами»,  «добрыми  мужчинами»  и  «добрыми  женщинами».  Другие названия   унизительные, оскорбительные  и  обидные. Этимология  «kataros»,  то  есть  «чистые», датируется  1848  годом  и  принадлежит  Карлу  Шмидту,лютеранскому  теологу  из  Страсбурга, который  первым  написал  неплохую  книгу  о  катарах.Алан  Лилльский если вернуться к окситанским источникам  в 1201 году  написал  огромную  «Сумму»  в четырёх  частях против еретиков,и он также приводит этимологию «колдуны,поклоняющиеся  коту»на основании экзорцистских  текстов Хильдегарды Бингенской,  которая,  несмотря  на  свои  качества поэтессы, музыкантши  и  писательницы,  точно  так  же вела  борьбу  с  еретиками. В  1167  году  она  совершила ритуал  экзорцизма над  священником.  Из  тела  этого  священника вышел  демон, который признался ей, что  вошёл  в  этого  священника ночью  во  время  нечестивых  еретических  церемоний. Он  также сказал  ей, что  они  поклоняются  дьяволу,  который  является  им  под  видом  огромного  белого  кота, на  плечах  которого  виднеются  недоразвитые  крылья.

Молитва катаров .

Так  называемая  «молитва катаров»,    которую  вернее  назвать  «молитвой  верующих»,  поскольку верующие  не  имели  права произносить  «Отче наш»,   дошла до  нас  благодаря  Жоану  Маури  (Jean Maury),стороннику учения «добрых людей»,  молодому  пастуху из Пиренеев в регионе Арьеж  из знаменитой  «катарской»  деревни  Монтайю, которую  обессмертил  Эммануэль Ле  Рой  Лядюри  в своём  бестселлере  «Монтайю,  окситанская  деревня».  Будучи  ребёнком,  Жоан  избежал инквизиторской  облавы  в  1309  году  и  с  ранней  молодости  служил  пастухом в  Каталонии,вдали  от родины, скрываясь от  Инквизиции. В  конце  концов, он  был  задержан Инквизицией Арагона и передан французской Инквизиции  епархии  Памье.  Его  показания, которые  он дал в  1323  году  в  г. Лерида, приобщённые  к  его  делу  французским епископом-инквизитором  Жаком Фурнье, содержат  фрагмент  подлинного  текста молитвы  «добрых людей»,  предваряемый  словами:  «Когда молятся,  то  молятся  следующим  образом:  "Отче  Святый,  Боже  правый  добрых духов…"».  Далее следует  текст  публикуемой  в переводе  молитвы.

Перевод  на русский:
Отче  Святый, Боже  правый  добрых духов,
Ты,  который  никогда не  лгал,  не  обманывал, 
не ошибался  и  не  сомневался  из  страха смерти  в мире  чужого  бога
«не дай  нам умереть в мире,  чуждом  Богу»], 
(ибо  мы не  от  мира, и  мир не  для  нас)
дай  нам узнать  то,  что  Ты знаешь, 
и  полюбить  то, что  Ты  любишь…
Предатели  фарисеи, стоящие  у  врат  Царствия,
вы  отталкиваете  тех,  кто  хотел  бы  войти, 
а вы этого не  желаете…
Вот  почему  я  молюсь  Отцу  Святому  добрых духов
Кто  имеет  власть спасать  души,  делает  так, 
что ради  добрых духов земля  цветёт  и  плодоносит,
даёт  ради  добрых жить  злым,
и  позволяет  им войти  в мир  благих…
И так будет,пока больше никого не останется на нижних небесах  тех, кто  принадлежит  семи царствам  небесным
душ, падших  из  рая, которых  Люцифер  совлёк  обманом,
говоря,  что  Бог заповедал  им только  добро,
а  он,  коварный  дьявол,  даст  им  и  добро  и  зло, 
и  ещё  он посулил,  что даст  им  женщин, 
которых  они  будут  очень  любить, 
и  даст  им власть над  другими, 
и  пообещал  их сделать  королями,  графами и  императорами, 
и  что  они будут  с  помощью  одних  птиц  ловить других, 
а  с  помощью  одних  зверей  охотиться  на других; 
и  что  все,  кто  ему  покорятся, спустятся вниз, 
и  получат  власть творить добро  и  зло,  как  Бог  в вышних, 
и  что  им  будет  намного  лучше внизу, 
ибо  там  они  смогут  творить  зло  и  добро,
а  в  вышних  Бог  даёт  им возможность  творить  лишь добро.
И так  они  взлетали  к  стеклянному  небу
и  когда  они взлетали,  то  падали  и  пропадали…
И Бог  спустился  с  неба  с  двенадцатью  апостолами,
и  вотенился  в  святую  Марию…

1 комментарий:

  1. Маршрут миграции лангобардов от Скандинавии до Италии
    Одним из основных источников по ранней истории лангобардов является анонимное сочинение VII века «Происхождение народа лангобардов» (Origo Gentis Langobardorum), которое использовал и Павел Диакон в VIII веке при написании своей «Истории лангобардов» (Historia gentis Langobardorum). Согласно легенде, описанной в этом произведении, имя этому народу дал Годан (Один), по научению его жены Фригг; перед битвой, чтобы казаться более многочисленными, женщины лангобардов счёсывали свои волосы на лицо на манер бород, становясь похожими на бородатых мужчин. Там же говорится, что перед этим лангобарды носили имя «винили» и проживали на острове «Скадан»[2].
    Википедия.

    ОтветитьУдалить