ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
СИГИЗМУНДА БАРОНА ГЕРБЕРШТЕЙНА, НЕЙПЕРГА И ГЮТЕНГАГА,
содержащия в себе: краткое описание Руссии и столицы ея Московии; хорографию всего государства московскаго и сведения о некоторыхъ соседнихъ областяхъ; различныя данныя относительно религии и несогласия ея съ нашей; образъ пpieмa и обхождения съ послами; также описание двухъ путешествий въ Московию.1556г.
Не довольствуясь свидетельствомъ одного, или двухъ лицъ, я полагался только на согласное мнете многихъ и, пользуясь благодетельнымъ знаниемъ славянскаго языка (который одинаковъ съ русскимъ и московскимъ), оипсалъ это и предалъ памяти потомства не по слухамъ, а какъ очевидецъ, и неразукрашенною речью, а ясною и легкою.
*
Разсказывая по летописямъ о происхождении народа и о собыияхъ, мы употребляли не то летосчисление, которое у насъ. а то, которое они сами употребляютъ, чтобы, не сходствуя сь яхъ сказаниями, не показаться с корне исправителями, нежели верными переводчиками.
*
Существуютъ различныя мнения о томъ, отъ чего Руссия получила свое назвние. Некоторые думаютъ, что она получила имя отъ Русса, брата или племянника Леха, князя польскаго, который будто бы былъ русскимъ княземъ; по другимъ- отъ одного очень древняго города, именемъ Русса, недалеко отъ великаго Новгорода; по третьимъ-отъ смуглаго цвета этого народа. Многие полагаютъ, что Руссия прозвалась отъ Роксолан черезъ перемену звуковъ. Но московиты отвергаютъ эти предлагаемыя имъ мнения, какъ несогласныя съ истиной, подтверждая темъ, что ихъ народъ издревле названъ Россея, т. е. народомъ разсеяннымъ или разбросаннымъ, на что указываетъ самое имя, потому что Россея, на языке руссовъ, значитъ разсеяние.
7
Pycciя граничит съ сарматскими горами недалеко отъ Кракова, и прежде простиралась по течению Тираса, который туземцы называютъ Днестромъ (Nistrum), до Евксинскаго Понта и до реки Борисфена; но несколько летъ тому назадъ турки заняли городъ Альбу, который называется иначе Монкастро и который, находясь при устьяхъ Тираса, был под властью валахо-молдавовъ.Кроме того царь Тавриды (Tauricia), перешедши Борисфенъ и опустошивъ всю землю на большомъ пространстве выстроил тамъ две крепости: одною изъ нихъ, Очаковымъ, недалеко отъ устьевъ Борисфена, теперь владеютъ также турки.
8
Потомъ надобно проехать длинный путь по течению Танаиса, доехать до слияния рек 0ки и и Ра, перейти реку Ра: тогда, пройдя длиннейшее пространство, достигнешь наконецъ до севернаго моря. Потомъ русская граница возвращается оттуда назадъ, мимо народовъ, подвластныхъ королю Швеции, около самой Финляндии и ливонскаго залива, черезъ Ливонию, Самогитию, Мазовию къ Польше,и напоследок оканчивается сарматскими горами, такъ что внутри ея лежат только две области Литва и Самогития. Хотя эти две провинции врезываются въ русския области и имеютъ собственное нapeчие и римскую веру, однакожь большая часть ихъ жителей pyccкie.
Изъ государей, оторые ныне владеют Pyccieй,главный есть великий князь московский, который имеетъ подъ своей властью большую ея часть; второй великий князь литовский, третий король польский, который теперь правитъ и въ Польше и въ Литве.
9
Сверхъ того вандалы были въ это время могущественны и наконецъ имели языкъ, нраавы и религию руссовъ.
10
Руссы хвалятся, что эти три брата вели свое происхождение отъ римлянъ, отъ которыхъ производитъ свой родъ и нынешний московский государь.
11
Владимиру(Vuolodimerus)-великий Новгород,такъ какъ сами новгородцы, побужденные одною женщиною, Добрынею (Bobrina), испрашивали въ князья Владимира. Въ Новгороде былъ одинъ гражданинъ Калуфча (Саlufza), по прозванию Малый, который имелъ двухъ дочерей: Добрыню и Малушу; Малуша была при тереме Ольги, и Святославъ прижилъ съ нею Владимира.
13
Отъ того европейские турки, которые употребляютъ славянский языкъ, называютъ Константинополь Цареградомъ, такъ сказать царскимъ городомъ.
29
Некоторые называютъ московскаго государя белымъ царемъ. Я тщательно отыскивалъ причину, почему бы онъ назывался белымъ царемъ,
29
Съ давняго времени ни московские князья употребляли титулы, которые были написаны на трехъ кружкахъ, вставленныхъ въ треугольникъ. Первый изъ нихъ, на верхнемъ кружке, заключался въ следующихъ словахъ: Богъ нашъ есть Святая Троица, Которая была прежде всехъ вековъ, Отецъ и Сынъ и Духъ Святой; но не три Бога, а по существу одинъ Богъ. На второмъ былъ титулъ императора турецкаго, съ прибавлениемъ: Любезному брату нашему.
29
Если же вы приводите такое основание, что совершается служение на опреснокахъ потому, что въ Божественныхъ таинствахъ нетъ ничего земнаго и никакого смешения,-то за чемъ забыли вы о Божестве, и последовали обряду иудеевъ, блуждая въ ереси самаго Iyлiaнa, Махумета, и Аполлинария лаодикийскаго, и Павла Сира самосатскаго, и Евтихия и Диастерия, и другихъ,которые на шестомъ соборе были признаны опаснейшими еретиками и исполненными духа диавольскаго? Наконецъ шестое заблуждение есть о Духе Святомъ. Какимъ образомъ вы говорите: Верую въ Бога Отца и Сына и Святаго Духа, иже отъ Отца и отъ Сына исходящаго. По истине, удивительно и странно сказать, что вы осмеливаетесь искажать веру, тогда какъ отъ начала, по всей вселенной, во всехъ христианскихъ церквяхъ постоянно поется: Верую въ Духа Святаго и Господа животворящаго, иже отъ Отца исходящаго, иже со Отцемъ и Сыномъ споклоняема и сславима.
52
Можно ли входить въ жилище родильницы? Отв. Никто не долженъ раньше трехъ дней входить въ то место, где родила женщина. Какъ другие нечистые сосуды тщательно нужно мыть, такъ должно напередъ очищать молитвами это жилище.
57
Мы слышали въ Московии, что по просьбе самого московскаго князя константинопольский патриархъ прислалъ одного монаха, по имени Максимилиана, чтобы онъ, по здравомъ обсуждении, привелъ въ порядокъ все книги, правила и отдельныя постановления, касающияся веры. Сделавъ это и заметивъ многия весьма важныя заблуждения, Максимилианъ объявилъ князю, что онъ совершенный схизматикъ, потому что не следуетъ ни греческому, ни римскому обрядамъ. Говорятъ, что онъ пропалъ немного спустя после того, какъ высказалъ это, и, по мнению многихъ, былъ утопленъ, хотя князь и оказывалъ ему величайшее благоволение. Разсказываютъ, что на третий годъ после нашего пребывания въ Московии, Маркъ, одинъ греческий купецъ изъ Кафы, говорилъ тоже самое, и хотя за него усиленно ходатайствовалъ тогда турецкий посолъ, но онъ также былъ схваченъ и приговоренъ къ смерти.
67
Впрочемъ къ московитамъ вообще перебегаютъ редко, и только те, которымъ въ другомъ месте жить нельзя или опасно. Таковъ былъ въ наше время Северинъ Нордведъ, адмиралъ датскаго короля Христиерна, человекъ воинственный, но привыкший начинать всякое дело во имя дьявола; о немъ я много слышалъ, но изъ благоразумия умолчу. Когда онъ увиделъ, что его король, но причине своихъ жестокостей въ Голмiи (которая есть столица Шведскаго королевства и на отечественномъ языке называется Стокгольмом), сделался ненавистенъ жителямъ и добровольно удалился въ Данию;
70
Все богослужение или обедня у нихъ обыкновенно совершается на природномъ языке народа.
73
Псковская имеетъ бычачью голову, покрытую короной, а на другой стороне — надпись.
88
У нихъ употребляется такой способъ счисления, по которому все вещи считаются и распределяются по сороку или девяносту (per Sorogk aut Devuenosto), на подобие того, какъ у насъ по сотнямъ. Такимъ образомъ, считая, они часто повторяютъ эти числа: два сорока, три сорока, четыре сорока или два, три, четыре девяноста. Мillе на ихъ родномъ языке называется тысяча (Tissutzae); также десять тысячъ они выражаютъ однимъ словомъ — тьма (Тmа), двадцать тысячъ — две тьмы (Dvuctma), тридцать тысячъ — три тьмы (Tritma).
89
Отдача денегъ на проценты во всеобщемъ употреблении; хотя они говорятъ, что это большой грех, однако почти никто не отказывается отъ процентовъ. Проценты почти невыносимы, именно съ пяти рублей всегда берутъ одинъ т. е. 20 со ста. Церкви, какъ было оказано, поступаютъ снисходительнее, получая (какъ они говорятъ) десять за сто.
93
Мы сами видели, когда были тамъ въ 1526 г, что ветви плодовыхъ деревьевъ совершенно погибли отъ суровой зимы предшествовавшаго года. Въ тотъ годъ зима была такъ жестока, что весьма многихъ курьеровъ (которые у нихъ называются гонцами) находили замерзшими въ повозкахъ. Некоторые мужики изъ окрестныхъ деревень, гнавшие въ Москву скотъ, связанный веревками, отъ сильнаго холода погибли тогда вместе со скотомъ. Кроме того, многие бродяги, которые въ техъ странахъ имеютъ обыкновенie блуждать съ медведями, приученными къ пляске, найдены были мертвыми на дорогахъ. Да и самые медведи, подстрекаемые голодомъ, оставивъ леса, рыскали но соседнимъ деревнямъ и врывались въ дома; когда испуганные крестьяне убегали отъ нихъ, то за воротами погибали отъ стужи. Такому холоду иногда также соответствует чрезвычайный жаръ, какъ напримеръ въ 1525 г., когда отъ чрезмернаго солнечнаго жара почти все посевы были выжжены, и за этой засухой последовала такая дороговизна хлеба, что за стоившее прежде три деньги платили потомъ 20 или 30. Отъ чрезвычайнаго жара загорались многия деревни, леса и хлеба. Дымъ от нихъ до того наполнялъ окрестность, что у проходящихъ мимо людей сильно ело глаза, и отъ дыма находилъ какой-то мракъ, который многихъ сделалъ слепыми.
95
Недалеко отъ города показываются домики и заречный слободы (trans fliivium villae), где несколько летъ тому назадъ князь Василий выстроилъ для своихъ телохранителей новый городъ Nali (что на ихъ языке значитъ infindle, Налей), потому что только имъ однимъ дана отъ князя воля пить, тогда какъ другимъ русскимъ запрещено пить медъ и пиво, исключая немногихъ дней въ году; по этой причине они удалены отъ сообщества съ остальными,чтобы прочiе не соблазнялись, живя вместе съ ними.
96
Москвичи считаются хитрее и лживее всехъ остальныхъ русскихъ, и въ особенности на нихъ нельзя положиться въ исполнениии контрактовъ. Они сами знаютъ объ этомъ, и когда имъ случится иметь дело съ иностранцами, то для возбужденia большей къ себе доверенности они называютъ себя не москвичами, а приезжими.
98
Нижний Новгород-обширный деревянный городъ с каменною крепостью, построенною нынешнимъ государемъ Василиемъ на скале, при слиянии рекъ Волги и Оки. Говорят, что онъ отстоитъ отъ Мурома на 40 миль къ востоку; если это такъ, тогда Новгородъ будетъ отстоять отъ Москвы на 100 миль. Страна плодородиемъ и обилиемъ произведений не уступаетъ владимирской области. Здесь предель хританской религии съ этой стороны;
99
Рязанская область (Resan prov.) лежитъ между Окою и рекой Танаисомъ; въ ней находится деревянный городъ недалеко отъ берега Оки. Въ этомъ городе была крепость, которая называлась Ярославомъ; ныне существуютъ только следы ея.
99
Отъ Данкова (Donco), гдге, какъ я сказалъ, Танаисъ только что становится судоходнымъ, после почти двадцатидневнаго плавания можно прибыть въ Азовъ, городъ, подвластный туркамъ;
103
Впрочемъ те, которые идутъ изъ Москвы въ Азовъ сухимъ путемъ, переправляются черезъ Танаисъ около Данкова, древняго и разрушеннаго города,и потом отклоняются нисколько къ юговостоку; если провести прямую линию отъ устьевъ Танаиса до его истоковъ. то выйдетъ что Москва лежит въ Азии,а не въ Европе.Мценскъ (Msceneck) место болотистое, где въ древности, была крепость, следы которой существуютъ и ныне.
103
Съвера (Sevuera) большое княжество, крепость котораго, Новгородъ (Novuogrodeck) ещё не такъ давно была столицею съверскихъ князей, до того времени, какъ они были лишены княжества Василиемъ.
105
Вспомоществуемый доброжелательствомъ и властью самого apxieпicкопa, московски князь Иоаннъ Васильевичъ вторгнулся въ это княжество и целыя семь. летъ теснилъ ихъ тяжкою войною. Наконецъ, въ ноябре 1477 г. победив новгородцевъ въ сраженiи при реке Шелони, онъ принудилъ ихъ къ сдаче на известныхъ условияхъ и поставил въ городе своего начальника. Такъ какъ онъ думалъ,что еще не имеет неограниченной власти надъ новгородцами и можетъ приобрести ее только силою оружия, то подъ предлогомъ религии, какъ будто намереваясь удержать въ вере хотевших отступить отъ русскаго закона, онъ пришелъ въ Новгородъ и посредством этой хитрости занялъ его и обратил въ рабство, лишил всего имущества архиепископа, гражданъ, купцовъ, иностранцев и, какъ некоторые писали, увезъ оттуда въ Москву триста повозокъ, нагруженных золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями. Я старательно разузнавалъ объ этомъ въ Москве и слышалъ,что повозокъ, нагруженных добычею, увезено оттуда гораздо более.
113
Въ древности новгородцы покланялись и чтили какого-то идола, именемъ Перуна, стоявшаго на томъ месте, где ныне монастырь, прозванный отъ этого идола Перунскимъ (Perunzki).
114
Во время летняго солнцестояния въ Новгороде должайшiй день бываетъ 18 часовъ и более. Эта страна гораздо холоднее, чемъ сама Московия. Народъ былъ здесь весьма образованный и честный, а теперь сталь самый испорченный, заразившись безъ сомнения московскою порчею, которую принесли съ собой приходящие сюда московиты.
115
Встарину Псковъ былъ весьма обширенъ и независимъ, но наконецъ въ 1509 г. Иоаннъ Васильевич овладеть им вследствие измены некоторыхъ священниковъ и обратилъ его въ рабство,также увезъ колоколъ, звономъ котораго созывался сенат для совещания о государственныхъ делахъ. Онъ совершенно уничтожил ихъ свободу, выведя ихъ колониями въ другия места и водворивъ на ихъ место московитян. По этой-то причине образованность и мягкие нравы псковитянъ заменились московскими нравами, которые почти во всемъ хуже.
116
Эта река течетъ на пространстве ста миль и впадаетъ въ Северный океанъ, который омываетъ Швецию и Норвегию и отделяетъ ихъ отъ неизвестной земли Енгранеландъ. Эта область, лежащая на самомъ севере,прежде была подвластна новгородцам.
122
Спустившись въ Печору, въ шесть дней доходятъ до города и крепости Пустозерска (Pustoosero), около котораго Печора шестью устьями впадаетъ въ океанъ. Обитатели этого места, люди простаго ума, приняли крещение только въ 1518 году.
123
Въ этихъ местахъ есть две крепости Еромъ (Jerom) и Тюмень (Тumen), которыми управляютъ князья югорские (domini Knesi Juhorski), какъ говорятъ, данники великаго князя московскаго. Тамъ водится много зверей и добывается весьма много меховъ.
125
Отъ этого озера приходятъ въ большомъ множестве черные люди, лишенные общаго всемъ дара слова; они приносятъ съ собой много товаровъ, преимущественно же жемчугъ и драгоценные камни, которые покупаются грустинцами и серпоновцами. Они называются лукоморцами отъ Лукомории (Lucomorya), лежащей въ горахъ, по другую сторону Оби отъ крепости Серпонова (Serponovu). Сказываютъ, что съ людьми Лукомории происходит нечто удивительное и невероятное, весьма похожее на басню: какъ носится слухъ, они каждый годъ умираютъ, именно 27 ноября, когда у русскихъ празднуется память св. Георгия, и потомъ оживаютъ, какъ лягушки, на следующую весну, большею частью около 24 апреля.
125
Золотая Баба (Slata baba), т. е. золотая старуха, есть идолъ у устьевъ Оби, въ области Обдоре (Obdora); онъ стоит на правомъ берегу. По берегамъ Оби и около соседнихъ рекъ разсеяно много крепостей, которых владетели, какъ слышно, все подвластны князю Московии. Разсказываютъ или справедливее баснословятъ, что этотъ идолъ Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держитъ сына въ утробе, и что тамъ уже снова виденъ другой ребенокъ, который, говорятъ, ея внукъ. Кроме того уверяютъ, что тамъ поставлены какие-то инструменты, которые издаютъ постоянный звукъ въ роде трубнаго. Если это и такъ, то, по моему мнению, это делается отъ того, что ветры сильно и постоянно дуютъ въ эти инструменты.
125
Горы около реки Печоры называются Земной Поясъ т. е. поясъ Mipa или земли, ибо cingulus — по русски поясъ.
127
При усилении власти московскаго государя и по перенесешии резиденции въ Москву, оно сделалось владениемъ младшихъ княжескихъ сыновей: ихъ потомки, из которыхъ Василий Шуйский съ племянникомъ были еще въ живыхъ въ нашу бытность въ Москве, лишены были своего княжества Иоанномъ Васильевичемъ.
128
Въ этой области хлебъ составляетъ редкость; подать князю жители Пермии ежегодно платятъ лошадьми и мехами. У нихъ свой языкъ, а также и свои письмена, изобретенныя епископомъ Стефаномъ, который окончательно утвердилъ ихъ в христианской вере(а прежде сего, еще непроникнутые верою, они содрали кожу съ какого то епископа, который принимался было за тоже дело). Этотъ Стефанъ, уже въ правление Дмитрия Иоанновича, былъ причисленъ русскими къ лику святыхъ. До сихъ поръ многие изъ нихъ остаются идолопоклонниками,живя разсеянно в лесах; монахи и отшельники, отправляющиеся туда, не престаютъ обращать ихъ отъ заблуждений и суетнаго служения идоламъ.
129
Положение области Югры (Iugaria) явствуетъ изъ выше сказаннаго. Pyccкиe произносятъ слово Iuhra съ придыханиемъ и называютъ народъ югричами (Iuhrici). Это та Югapia, изъ которой вышли некогда венгры (Hungari), заняли Паннонию и подъ предводительствомъ Аттилы покорили многия области Европы. Московиты очень гордятся именемъ Югарии, потому что ихъ подданные некогда опустошили большую часть Европы.
130
Говорятъ, что моавитяне, которые потомъ названы татарами, люди, отличающиеся отъ остальныхъ народовъ языкомъ, обычаями и наружностью, пришли къ реке Калке; а откуда они пришли, какой они веры, никому не было известно. Одни называли ихъ таврименами (Taurimeni), другие- печенегами (Pitzenigi), иные другимъ именемъ. Мефодий, епископъ потанцский (Potanczki), говорить, что они вышли съ северовостока изъ пустынь Ейтрискии (Ieutriskie)
132
Но я возвращаюсь къ начатому разсказу. Батый (Bathi), царь татарски, съ большимъ войскомъ пришедший съ юга на cеверъ, занялъ Болгapiю (Bulgaria), которая находится на Волге, ниже Казани. Потомъ въ следующем 6745 году, постоянно побеждая, вошелъ онъ въ самую Московию, после: недолговременной осады взялъ царский городъ на капитуляцию, но не исполнилъ даннаго слова и перебилъ всехъ; потомъ онъ пошелъ далее и выжегъ соседния области Владимиръ, Переяславль, Ростовъ, Суздаль и много городовъ и крепостей, избивъ или отведя въ рабство жителей. Онъ разбилъ и умертвилъ великаго князя Геория, вышедшаго къ нему на встречу съ войскомъ; также Василия Константиновича увелъ съ собою пленникомъ и убилъ. Все это было, какъ выше сказано, въ 6745 году отъ сотворения Mipa.
132
Соединясь съ Мамаемъ, княземъ ногайскимъ, въ январе 1524 г. вышелъ онъ съ войскомъ из Тавриды и напал на царя астраханскаго.
155
Вверхъ по Борисфену, въ 7 миляхъ oт Черкасъ, находится городъ Каневъ (Cainovu); въ 18 миляхъ отъ него Киевъ, древняя столица Pycciи. Самыя развалины города и памятники, отъ которыхъ можно видеть обломки, доказываютъ,что он был великолепным и истинно царскимъ городомъ. И теперь еще на соседнихъ горахъ видны следы церквей и опустевшихъ монастырей; кроме того много пещеръ, въ которых видны весьма древния гробницы и въ нихъ еще не истлевшия телa.
158
Потомъ, по смерти Василия, онъ былъ обвиненъ вдовствующею княгинею, въ измене, потому что часто укорялъ ее въ распутстве, и умеръ, несчастный, въ заключены. Говорятъ, что вскоре после; этого, она сама за свою жестокость была отравлена, а соблазнитель ея, Овчина, разтерзанъ и разсеченъ на части.
165
При самой же встрече, одинъ изъ нихъ началъ такимъ образомъ: «Великий государь Василий, Божиею милостью царь и государь всей Pycciи и проч. (говорить весь титулъ) узналъ, что прибыли вы, послы его брата Карла, избраннаго императора римскаго и превысокаго короля, и брата его Фердинанда; онъ послалъ насъ, своихъ советниковъ, и приказалъ намъ спросить васъ, какъ здоровъ его братъ Карлъ, римский императоръ и превысокий король».
185
Потомъ он, взглянулъ на крест, и трижды перекрестился, наклоняя столько же разъ голову и опуская руку почти до земли; потомъ подошелъ ближе, шевеля губами, какъ бы молился, отеръ уста полотенцемъ, отплюнулъ на землю, наконецъ поцеловалъ крестъ и сперва коснулся имъ лба, потомъ обоихъ глазъ;
202
Люблинъ, воеводство, 7 миль; тутъ въ известное время года бываетъ знаменитая ярмарка, на которую стекаются люди изъ разныхъ странъ- московиты, литовцы, татары, ливонцы, пруссаки, русины (Rutheni), немцы, венгерцы, армяне, валахи и евреи.
205
СИГИЗМУНДА БАРОНА ГЕРБЕРШТЕЙНА, НЕЙПЕРГА И ГЮТЕНГАГА,
содержащия в себе: краткое описание Руссии и столицы ея Московии; хорографию всего государства московскаго и сведения о некоторыхъ соседнихъ областяхъ; различныя данныя относительно религии и несогласия ея съ нашей; образъ пpieмa и обхождения съ послами; также описание двухъ путешествий въ Московию.1556г.
Не довольствуясь свидетельствомъ одного, или двухъ лицъ, я полагался только на согласное мнете многихъ и, пользуясь благодетельнымъ знаниемъ славянскаго языка (который одинаковъ съ русскимъ и московскимъ), оипсалъ это и предалъ памяти потомства не по слухамъ, а какъ очевидецъ, и неразукрашенною речью, а ясною и легкою.
*
Разсказывая по летописямъ о происхождении народа и о собыияхъ, мы употребляли не то летосчисление, которое у насъ. а то, которое они сами употребляютъ, чтобы, не сходствуя сь яхъ сказаниями, не показаться с корне исправителями, нежели верными переводчиками.
*
Существуютъ различныя мнения о томъ, отъ чего Руссия получила свое назвние. Некоторые думаютъ, что она получила имя отъ Русса, брата или племянника Леха, князя польскаго, который будто бы былъ русскимъ княземъ; по другимъ- отъ одного очень древняго города, именемъ Русса, недалеко отъ великаго Новгорода; по третьимъ-отъ смуглаго цвета этого народа. Многие полагаютъ, что Руссия прозвалась отъ Роксолан черезъ перемену звуковъ. Но московиты отвергаютъ эти предлагаемыя имъ мнения, какъ несогласныя съ истиной, подтверждая темъ, что ихъ народъ издревле названъ Россея, т. е. народомъ разсеяннымъ или разбросаннымъ, на что указываетъ самое имя, потому что Россея, на языке руссовъ, значитъ разсеяние.
7
Pycciя граничит съ сарматскими горами недалеко отъ Кракова, и прежде простиралась по течению Тираса, который туземцы называютъ Днестромъ (Nistrum), до Евксинскаго Понта и до реки Борисфена; но несколько летъ тому назадъ турки заняли городъ Альбу, который называется иначе Монкастро и который, находясь при устьяхъ Тираса, был под властью валахо-молдавовъ.Кроме того царь Тавриды (Tauricia), перешедши Борисфенъ и опустошивъ всю землю на большомъ пространстве выстроил тамъ две крепости: одною изъ нихъ, Очаковымъ, недалеко отъ устьевъ Борисфена, теперь владеютъ также турки.
8
Потомъ надобно проехать длинный путь по течению Танаиса, доехать до слияния рек 0ки и и Ра, перейти реку Ра: тогда, пройдя длиннейшее пространство, достигнешь наконецъ до севернаго моря. Потомъ русская граница возвращается оттуда назадъ, мимо народовъ, подвластныхъ королю Швеции, около самой Финляндии и ливонскаго залива, черезъ Ливонию, Самогитию, Мазовию къ Польше,и напоследок оканчивается сарматскими горами, такъ что внутри ея лежат только две области Литва и Самогития. Хотя эти две провинции врезываются въ русския области и имеютъ собственное нapeчие и римскую веру, однакожь большая часть ихъ жителей pyccкie.
Изъ государей, оторые ныне владеют Pyccieй,главный есть великий князь московский, который имеетъ подъ своей властью большую ея часть; второй великий князь литовский, третий король польский, который теперь правитъ и въ Польше и въ Литве.
9
Сверхъ того вандалы были въ это время могущественны и наконецъ имели языкъ, нраавы и религию руссовъ.
10
Руссы хвалятся, что эти три брата вели свое происхождение отъ римлянъ, отъ которыхъ производитъ свой родъ и нынешний московский государь.
11
Владимиру(Vuolodimerus)-великий Новгород,такъ какъ сами новгородцы, побужденные одною женщиною, Добрынею (Bobrina), испрашивали въ князья Владимира. Въ Новгороде былъ одинъ гражданинъ Калуфча (Саlufza), по прозванию Малый, который имелъ двухъ дочерей: Добрыню и Малушу; Малуша была при тереме Ольги, и Святославъ прижилъ съ нею Владимира.
13
Отъ того европейские турки, которые употребляютъ славянский языкъ, называютъ Константинополь Цареградомъ, такъ сказать царскимъ городомъ.
29
Некоторые называютъ московскаго государя белымъ царемъ. Я тщательно отыскивалъ причину, почему бы онъ назывался белымъ царемъ,
29
Съ давняго времени ни московские князья употребляли титулы, которые были написаны на трехъ кружкахъ, вставленныхъ въ треугольникъ. Первый изъ нихъ, на верхнемъ кружке, заключался въ следующихъ словахъ: Богъ нашъ есть Святая Троица, Которая была прежде всехъ вековъ, Отецъ и Сынъ и Духъ Святой; но не три Бога, а по существу одинъ Богъ. На второмъ былъ титулъ императора турецкаго, съ прибавлениемъ: Любезному брату нашему.
29
Если же вы приводите такое основание, что совершается служение на опреснокахъ потому, что въ Божественныхъ таинствахъ нетъ ничего земнаго и никакого смешения,-то за чемъ забыли вы о Божестве, и последовали обряду иудеевъ, блуждая въ ереси самаго Iyлiaнa, Махумета, и Аполлинария лаодикийскаго, и Павла Сира самосатскаго, и Евтихия и Диастерия, и другихъ,которые на шестомъ соборе были признаны опаснейшими еретиками и исполненными духа диавольскаго? Наконецъ шестое заблуждение есть о Духе Святомъ. Какимъ образомъ вы говорите: Верую въ Бога Отца и Сына и Святаго Духа, иже отъ Отца и отъ Сына исходящаго. По истине, удивительно и странно сказать, что вы осмеливаетесь искажать веру, тогда какъ отъ начала, по всей вселенной, во всехъ христианскихъ церквяхъ постоянно поется: Верую въ Духа Святаго и Господа животворящаго, иже отъ Отца исходящаго, иже со Отцемъ и Сыномъ споклоняема и сславима.
52
Можно ли входить въ жилище родильницы? Отв. Никто не долженъ раньше трехъ дней входить въ то место, где родила женщина. Какъ другие нечистые сосуды тщательно нужно мыть, такъ должно напередъ очищать молитвами это жилище.
57
Мы слышали въ Московии, что по просьбе самого московскаго князя константинопольский патриархъ прислалъ одного монаха, по имени Максимилиана, чтобы онъ, по здравомъ обсуждении, привелъ въ порядокъ все книги, правила и отдельныя постановления, касающияся веры. Сделавъ это и заметивъ многия весьма важныя заблуждения, Максимилианъ объявилъ князю, что онъ совершенный схизматикъ, потому что не следуетъ ни греческому, ни римскому обрядамъ. Говорятъ, что онъ пропалъ немного спустя после того, какъ высказалъ это, и, по мнению многихъ, былъ утопленъ, хотя князь и оказывалъ ему величайшее благоволение. Разсказываютъ, что на третий годъ после нашего пребывания въ Московии, Маркъ, одинъ греческий купецъ изъ Кафы, говорилъ тоже самое, и хотя за него усиленно ходатайствовалъ тогда турецкий посолъ, но онъ также былъ схваченъ и приговоренъ къ смерти.
67
Впрочемъ къ московитамъ вообще перебегаютъ редко, и только те, которымъ въ другомъ месте жить нельзя или опасно. Таковъ былъ въ наше время Северинъ Нордведъ, адмиралъ датскаго короля Христиерна, человекъ воинственный, но привыкший начинать всякое дело во имя дьявола; о немъ я много слышалъ, но изъ благоразумия умолчу. Когда онъ увиделъ, что его король, но причине своихъ жестокостей въ Голмiи (которая есть столица Шведскаго королевства и на отечественномъ языке называется Стокгольмом), сделался ненавистенъ жителямъ и добровольно удалился въ Данию;
70
Все богослужение или обедня у нихъ обыкновенно совершается на природномъ языке народа.
73
Псковская имеетъ бычачью голову, покрытую короной, а на другой стороне — надпись.
88
У нихъ употребляется такой способъ счисления, по которому все вещи считаются и распределяются по сороку или девяносту (per Sorogk aut Devuenosto), на подобие того, какъ у насъ по сотнямъ. Такимъ образомъ, считая, они часто повторяютъ эти числа: два сорока, три сорока, четыре сорока или два, три, четыре девяноста. Мillе на ихъ родномъ языке называется тысяча (Tissutzae); также десять тысячъ они выражаютъ однимъ словомъ — тьма (Тmа), двадцать тысячъ — две тьмы (Dvuctma), тридцать тысячъ — три тьмы (Tritma).
89
Отдача денегъ на проценты во всеобщемъ употреблении; хотя они говорятъ, что это большой грех, однако почти никто не отказывается отъ процентовъ. Проценты почти невыносимы, именно съ пяти рублей всегда берутъ одинъ т. е. 20 со ста. Церкви, какъ было оказано, поступаютъ снисходительнее, получая (какъ они говорятъ) десять за сто.
93
Мы сами видели, когда были тамъ въ 1526 г, что ветви плодовыхъ деревьевъ совершенно погибли отъ суровой зимы предшествовавшаго года. Въ тотъ годъ зима была такъ жестока, что весьма многихъ курьеровъ (которые у нихъ называются гонцами) находили замерзшими въ повозкахъ. Некоторые мужики изъ окрестныхъ деревень, гнавшие въ Москву скотъ, связанный веревками, отъ сильнаго холода погибли тогда вместе со скотомъ. Кроме того, многие бродяги, которые въ техъ странахъ имеютъ обыкновенie блуждать съ медведями, приученными къ пляске, найдены были мертвыми на дорогахъ. Да и самые медведи, подстрекаемые голодомъ, оставивъ леса, рыскали но соседнимъ деревнямъ и врывались въ дома; когда испуганные крестьяне убегали отъ нихъ, то за воротами погибали отъ стужи. Такому холоду иногда также соответствует чрезвычайный жаръ, какъ напримеръ въ 1525 г., когда отъ чрезмернаго солнечнаго жара почти все посевы были выжжены, и за этой засухой последовала такая дороговизна хлеба, что за стоившее прежде три деньги платили потомъ 20 или 30. Отъ чрезвычайнаго жара загорались многия деревни, леса и хлеба. Дымъ от нихъ до того наполнялъ окрестность, что у проходящихъ мимо людей сильно ело глаза, и отъ дыма находилъ какой-то мракъ, который многихъ сделалъ слепыми.
95
Недалеко отъ города показываются домики и заречный слободы (trans fliivium villae), где несколько летъ тому назадъ князь Василий выстроилъ для своихъ телохранителей новый городъ Nali (что на ихъ языке значитъ infindle, Налей), потому что только имъ однимъ дана отъ князя воля пить, тогда какъ другимъ русскимъ запрещено пить медъ и пиво, исключая немногихъ дней въ году; по этой причине они удалены отъ сообщества съ остальными,чтобы прочiе не соблазнялись, живя вместе съ ними.
96
Москвичи считаются хитрее и лживее всехъ остальныхъ русскихъ, и въ особенности на нихъ нельзя положиться въ исполнениии контрактовъ. Они сами знаютъ объ этомъ, и когда имъ случится иметь дело съ иностранцами, то для возбужденia большей къ себе доверенности они называютъ себя не москвичами, а приезжими.
98
Нижний Новгород-обширный деревянный городъ с каменною крепостью, построенною нынешнимъ государемъ Василиемъ на скале, при слиянии рекъ Волги и Оки. Говорят, что онъ отстоитъ отъ Мурома на 40 миль къ востоку; если это такъ, тогда Новгородъ будетъ отстоять отъ Москвы на 100 миль. Страна плодородиемъ и обилиемъ произведений не уступаетъ владимирской области. Здесь предель хританской религии съ этой стороны;
99
Рязанская область (Resan prov.) лежитъ между Окою и рекой Танаисомъ; въ ней находится деревянный городъ недалеко отъ берега Оки. Въ этомъ городе была крепость, которая называлась Ярославомъ; ныне существуютъ только следы ея.
99
Отъ Данкова (Donco), гдге, какъ я сказалъ, Танаисъ только что становится судоходнымъ, после почти двадцатидневнаго плавания можно прибыть въ Азовъ, городъ, подвластный туркамъ;
103
Впрочемъ те, которые идутъ изъ Москвы въ Азовъ сухимъ путемъ, переправляются черезъ Танаисъ около Данкова, древняго и разрушеннаго города,и потом отклоняются нисколько къ юговостоку; если провести прямую линию отъ устьевъ Танаиса до его истоковъ. то выйдетъ что Москва лежит въ Азии,а не въ Европе.Мценскъ (Msceneck) место болотистое, где въ древности, была крепость, следы которой существуютъ и ныне.
103
Съвера (Sevuera) большое княжество, крепость котораго, Новгородъ (Novuogrodeck) ещё не такъ давно была столицею съверскихъ князей, до того времени, какъ они были лишены княжества Василиемъ.
105
Вспомоществуемый доброжелательствомъ и властью самого apxieпicкопa, московски князь Иоаннъ Васильевичъ вторгнулся въ это княжество и целыя семь. летъ теснилъ ихъ тяжкою войною. Наконецъ, въ ноябре 1477 г. победив новгородцевъ въ сраженiи при реке Шелони, онъ принудилъ ихъ къ сдаче на известныхъ условияхъ и поставил въ городе своего начальника. Такъ какъ онъ думалъ,что еще не имеет неограниченной власти надъ новгородцами и можетъ приобрести ее только силою оружия, то подъ предлогомъ религии, какъ будто намереваясь удержать въ вере хотевших отступить отъ русскаго закона, онъ пришелъ въ Новгородъ и посредством этой хитрости занялъ его и обратил въ рабство, лишил всего имущества архиепископа, гражданъ, купцовъ, иностранцев и, какъ некоторые писали, увезъ оттуда въ Москву триста повозокъ, нагруженных золотомъ, серебромъ и драгоценными камнями. Я старательно разузнавалъ объ этомъ въ Москве и слышалъ,что повозокъ, нагруженных добычею, увезено оттуда гораздо более.
113
Въ древности новгородцы покланялись и чтили какого-то идола, именемъ Перуна, стоявшаго на томъ месте, где ныне монастырь, прозванный отъ этого идола Перунскимъ (Perunzki).
114
Во время летняго солнцестояния въ Новгороде должайшiй день бываетъ 18 часовъ и более. Эта страна гораздо холоднее, чемъ сама Московия. Народъ былъ здесь весьма образованный и честный, а теперь сталь самый испорченный, заразившись безъ сомнения московскою порчею, которую принесли съ собой приходящие сюда московиты.
115
Встарину Псковъ былъ весьма обширенъ и независимъ, но наконецъ въ 1509 г. Иоаннъ Васильевич овладеть им вследствие измены некоторыхъ священниковъ и обратилъ его въ рабство,также увезъ колоколъ, звономъ котораго созывался сенат для совещания о государственныхъ делахъ. Онъ совершенно уничтожил ихъ свободу, выведя ихъ колониями въ другия места и водворивъ на ихъ место московитян. По этой-то причине образованность и мягкие нравы псковитянъ заменились московскими нравами, которые почти во всемъ хуже.
116
Эта река течетъ на пространстве ста миль и впадаетъ въ Северный океанъ, который омываетъ Швецию и Норвегию и отделяетъ ихъ отъ неизвестной земли Енгранеландъ. Эта область, лежащая на самомъ севере,прежде была подвластна новгородцам.
122
Спустившись въ Печору, въ шесть дней доходятъ до города и крепости Пустозерска (Pustoosero), около котораго Печора шестью устьями впадаетъ въ океанъ. Обитатели этого места, люди простаго ума, приняли крещение только въ 1518 году.
123
Въ этихъ местахъ есть две крепости Еромъ (Jerom) и Тюмень (Тumen), которыми управляютъ князья югорские (domini Knesi Juhorski), какъ говорятъ, данники великаго князя московскаго. Тамъ водится много зверей и добывается весьма много меховъ.
125
Отъ этого озера приходятъ въ большомъ множестве черные люди, лишенные общаго всемъ дара слова; они приносятъ съ собой много товаровъ, преимущественно же жемчугъ и драгоценные камни, которые покупаются грустинцами и серпоновцами. Они называются лукоморцами отъ Лукомории (Lucomorya), лежащей въ горахъ, по другую сторону Оби отъ крепости Серпонова (Serponovu). Сказываютъ, что съ людьми Лукомории происходит нечто удивительное и невероятное, весьма похожее на басню: какъ носится слухъ, они каждый годъ умираютъ, именно 27 ноября, когда у русскихъ празднуется память св. Георгия, и потомъ оживаютъ, какъ лягушки, на следующую весну, большею частью около 24 апреля.
125
Золотая Баба (Slata baba), т. е. золотая старуха, есть идолъ у устьевъ Оби, въ области Обдоре (Obdora); онъ стоит на правомъ берегу. По берегамъ Оби и около соседнихъ рекъ разсеяно много крепостей, которых владетели, какъ слышно, все подвластны князю Московии. Разсказываютъ или справедливее баснословятъ, что этотъ идолъ Золотой Бабы есть статуя, представляющая старуху, которая держитъ сына въ утробе, и что тамъ уже снова виденъ другой ребенокъ, который, говорятъ, ея внукъ. Кроме того уверяютъ, что тамъ поставлены какие-то инструменты, которые издаютъ постоянный звукъ въ роде трубнаго. Если это и такъ, то, по моему мнению, это делается отъ того, что ветры сильно и постоянно дуютъ въ эти инструменты.
125
Горы около реки Печоры называются Земной Поясъ т. е. поясъ Mipa или земли, ибо cingulus — по русски поясъ.
127
При усилении власти московскаго государя и по перенесешии резиденции въ Москву, оно сделалось владениемъ младшихъ княжескихъ сыновей: ихъ потомки, из которыхъ Василий Шуйский съ племянникомъ были еще въ живыхъ въ нашу бытность въ Москве, лишены были своего княжества Иоанномъ Васильевичемъ.
128
Въ этой области хлебъ составляетъ редкость; подать князю жители Пермии ежегодно платятъ лошадьми и мехами. У нихъ свой языкъ, а также и свои письмена, изобретенныя епископомъ Стефаномъ, который окончательно утвердилъ ихъ в христианской вере(а прежде сего, еще непроникнутые верою, они содрали кожу съ какого то епископа, который принимался было за тоже дело). Этотъ Стефанъ, уже въ правление Дмитрия Иоанновича, былъ причисленъ русскими къ лику святыхъ. До сихъ поръ многие изъ нихъ остаются идолопоклонниками,живя разсеянно в лесах; монахи и отшельники, отправляющиеся туда, не престаютъ обращать ихъ отъ заблуждений и суетнаго служения идоламъ.
129
Положение области Югры (Iugaria) явствуетъ изъ выше сказаннаго. Pyccкиe произносятъ слово Iuhra съ придыханиемъ и называютъ народъ югричами (Iuhrici). Это та Югapia, изъ которой вышли некогда венгры (Hungari), заняли Паннонию и подъ предводительствомъ Аттилы покорили многия области Европы. Московиты очень гордятся именемъ Югарии, потому что ихъ подданные некогда опустошили большую часть Европы.
130
Говорятъ, что моавитяне, которые потомъ названы татарами, люди, отличающиеся отъ остальныхъ народовъ языкомъ, обычаями и наружностью, пришли къ реке Калке; а откуда они пришли, какой они веры, никому не было известно. Одни называли ихъ таврименами (Taurimeni), другие- печенегами (Pitzenigi), иные другимъ именемъ. Мефодий, епископъ потанцский (Potanczki), говорить, что они вышли съ северовостока изъ пустынь Ейтрискии (Ieutriskie)
132
Но я возвращаюсь къ начатому разсказу. Батый (Bathi), царь татарски, съ большимъ войскомъ пришедший съ юга на cеверъ, занялъ Болгapiю (Bulgaria), которая находится на Волге, ниже Казани. Потомъ въ следующем 6745 году, постоянно побеждая, вошелъ онъ въ самую Московию, после: недолговременной осады взялъ царский городъ на капитуляцию, но не исполнилъ даннаго слова и перебилъ всехъ; потомъ онъ пошелъ далее и выжегъ соседния области Владимиръ, Переяславль, Ростовъ, Суздаль и много городовъ и крепостей, избивъ или отведя въ рабство жителей. Онъ разбилъ и умертвилъ великаго князя Геория, вышедшаго къ нему на встречу съ войскомъ; также Василия Константиновича увелъ съ собою пленникомъ и убилъ. Все это было, какъ выше сказано, въ 6745 году отъ сотворения Mipa.
132
Соединясь съ Мамаемъ, княземъ ногайскимъ, въ январе 1524 г. вышелъ онъ съ войскомъ из Тавриды и напал на царя астраханскаго.
155
Вверхъ по Борисфену, въ 7 миляхъ oт Черкасъ, находится городъ Каневъ (Cainovu); въ 18 миляхъ отъ него Киевъ, древняя столица Pycciи. Самыя развалины города и памятники, отъ которыхъ можно видеть обломки, доказываютъ,что он был великолепным и истинно царскимъ городомъ. И теперь еще на соседнихъ горахъ видны следы церквей и опустевшихъ монастырей; кроме того много пещеръ, въ которых видны весьма древния гробницы и въ нихъ еще не истлевшия телa.
158
Потомъ, по смерти Василия, онъ былъ обвиненъ вдовствующею княгинею, въ измене, потому что часто укорялъ ее въ распутстве, и умеръ, несчастный, въ заключены. Говорятъ, что вскоре после; этого, она сама за свою жестокость была отравлена, а соблазнитель ея, Овчина, разтерзанъ и разсеченъ на части.
165
При самой же встрече, одинъ изъ нихъ началъ такимъ образомъ: «Великий государь Василий, Божиею милостью царь и государь всей Pycciи и проч. (говорить весь титулъ) узналъ, что прибыли вы, послы его брата Карла, избраннаго императора римскаго и превысокаго короля, и брата его Фердинанда; онъ послалъ насъ, своихъ советниковъ, и приказалъ намъ спросить васъ, какъ здоровъ его братъ Карлъ, римский императоръ и превысокий король».
185
Потомъ он, взглянулъ на крест, и трижды перекрестился, наклоняя столько же разъ голову и опуская руку почти до земли; потомъ подошелъ ближе, шевеля губами, какъ бы молился, отеръ уста полотенцемъ, отплюнулъ на землю, наконецъ поцеловалъ крестъ и сперва коснулся имъ лба, потомъ обоихъ глазъ;
202
Люблинъ, воеводство, 7 миль; тутъ въ известное время года бываетъ знаменитая ярмарка, на которую стекаются люди изъ разныхъ странъ- московиты, литовцы, татары, ливонцы, пруссаки, русины (Rutheni), немцы, венгерцы, армяне, валахи и евреи.
205
Комментариев нет:
Отправить комментарий