воскресенье, 21 января 2018 г.

История монголов по армянским источникам.Перевод и объяснения К.П.Патканова. 1873-1874

Армянские историки застаютъ Монголовъ въ первую эпоху ихъ вторжения въ Армению въ 1220 г, и доводят историю ихъ до начала царствования ильхана Газана, следовательно разсказы ихъ обнимаютъ первый и блестящий периодъ господства персидскихъ Чингизидовъ въ течение 70—80 летъ.


Излишне вдаваться в изследовашние причинъ столь краткой продолжительности господства Чингизидовъ въ Персии (всего около 99 летъ). Достаточно обратить внимание на то, что съ падениемъ Сассанидовъ ни одна династия въ Персии не процарствовала долее 150 лет. Следовательно причины кратковременнаго существования правительствъ въ Персии довольно общи и не лежали въ техъ или другихъ недостаткахъ отдельныхъ династий. Но не смотря на эту краткую продолжительность господства Монголовъ, ихъ время было периодомъ высшаго процветания поэзии, науки и искуствъ въ Персии.
*
Великолепный постройки этихъ ильхановъ черезъ шесть вековъ, даже въ своихъ развалинахъ, возбуждаютъ удивление путешественника. Поэтому смело можно сказать, что династия Ильханидовъ имела наиболее культурно-историческое значение между всеми четырьмя улусами преемниковъ Чингизхана. . .
*
ИЗЪ ИСТ0РИИ ВАРДАНА.

84. Въ этомъ 668 —1219 г. почилъ въ Христе царь нашъ, Левон. Ему наследовала единственная дочь его, Елизавета, называемая Франками, Забелъ. Ее выдали за Филиппа, принца антиохскаго, котораго для этой цели вызвали въ Киликию. Онъ, впрочем, правилъ только два года. Ненавидя армянский народъ и отдавая во всемъ предпочтение Франкамъ, Филиппъ нарушить данную имъ присягу принять армянскую веру и держаться армянскихъ обычаевъ.
1
Съ наступлениемъ 669—1220 г. какия-то неведомыя полчища, говорящия на неизвестномъ языке, называемыя Мугалъ и Татаръ, выступили изъ странъ Чинъ и Мачинъ, и въ числе 20,000 человекъ, проникли до равнинъ Гугарскихъ со стороны Агвании. Истребивъ на пути своемъ все живое, они быстро поворотили назадъ. Лаша **) со всеми своими силами бросился ихъ преследовать и настигъ ихъ на берегахъ реки Котмана; но разбитый ими искалъ спасенья въ бегстве
2
Все что съ 685 по 714 (1236—1265) годъ армянскаго летосчисления, въ которомъ мы живемъ, совершилъ народъ стрелковъ (татары) въ странахъ и княжествахъ по сю сторону великаго моря, въ Персии, Агвании, Армении, Грузии, въ стране румской, где жили Армяне, Сирийцы, Греки, Таджики и Туркманы, — все это описано подробно славнымъ отцомъ нашимъ Ванаканомъ и другомъ нашимъ Киракосомъ
7
Въ 691 — 1242 г. Бачу-ноинъ **), сменивший Чармагана, взявъ городъ Каринъ вывел оттуда мужа именитаго, богатаго и благочестиваго, Умека и родственников его, сыновей барона Иоанна, Стефана съ 5-ю его братьями; а въ 692 — 1243 г. онъ овладелъ всей румской страной, взявъ сначала Кесарию, потомъ Ceвастию, жители которой были пощажены потому что немедленно изъявили покорность; Езенгу, жители которой были безпощадно истреблены, потому что оказали сопротивление, и много другихъ областей и странъ, въ которыхъ жилъ многострадальный нашъ народъ.
7
Въ 703 — 1254 г. Христолюбивый царь армянски Гетумъ отправился къ Бату, къ великому властелину северныхъ странъ, родственнику Чингизъхана, а оттуда къ Мангу-хану, который принялъ его съ большими почестями. Черезъ годъ онъ вернулся съ миромъ въ свою столицу.
Въ 704 — 1255 г. Гулаву **), брать Мангухана, съ несметными силами и грозною властью прибылъ владеть Персией, Accиpieй, Арменией, Грузией я Агванией, и повелелъ прежде-прибывшему войску со всею утварью переселиться въ румскую страну *). Устрашенные его строгимъ приказаниемъ тe оставили Верхнюю страну и заняли все средиземныи страны, находившияся подъ властью румскихъ султановъ.
9
Это место неверно передано въ переводе г. Эмина: «Прежде всего Гулаву далъ приказание пришедшему съ нимъ войску (следовало: прежде прибывшему войску, бывшему подъ начальствомъ Бачу), со всеми своими приготовлениями напасть на страну Греческую (т. е. расположиться въ румскихъ владенияхъ, а Муганъ уступить ему, Гулаву). Устрашенные появлениемъ неприятеля Греки (?)(не Греки, а Бачу, къ которому Гулаву не благоволилъ сначала, устрашенный его грознымъ повелениемъ) нашлись вынужденными удалиться. ... предоставивъ Хулаву-хану (не Гулаву, а Бачу, удалившись изъ Мугана, покорилъ своей власти земли султановъ румскихъ) см. стр. 182.
*
Старшая жева его, Доовузъ- Хатунъ*), была христианкаа по учению Сирйцевъ, т. е. Несторианъ.
11
Въ 705—1256 г. умеръ Башу, великий властитель Севера. Въ томъ же году сынъ его Сартакъ былъ отравленъ своими братьями изъ зависти, потому что по повелевению Мангу-Хана къ нему перешли все владения отца его, даже съ прибавлениемъ**). Смерть его сильно опечалила Христианъ, ибо онъ былъ совершеннымъ христианиномъ и часто былъ виновникомъ спасения многихъ, обращая въ христианскую веру людей своего народа и чужихъ.
11
Последний изъ Халифовъ жилъ до 707—1258 г. Въ томъ же году, когда Иль-ханъ Гулаву возвратился изъ-подъ разрушеннаго имъ Багдада, татары подступили къ Муфарину**), т. е. къ городу мучениковъ (Мартирополю), осада котораго продолжалась 2 года.Султанъ (Меликъ-эл-камель) изъ рода Эдилъ, оказывая сопротивление Исмуду, сыну Гулаву, заперъ городския ворота и отражая силу силою, сделался предметомъ, на который Господь излилъ гневъ свой. Въ продолжение осады ***) жители города поели не только всехъ чистыхъ и нечистыхъ животныхъ, но и нищихъ, наконецъ детей своихъ, и даже стали есть другъ друга. Одинъ местный протоиерей, томимый жестокимъ голодомъ, сталь зверем и съелъ своихъ детей. Въ раскаяннии, онъ самъ написалъ свою исповедь на бумаге,въ надежде, что она попадет намъ въ руки, и мы вымолимъ ему милость у Творца нашей природы.
12
 Въ708—1259 г. Гулаву отправился въ Мессопотамию и овладелъ всеми ея городами и областями, какъ о томъ подробно разсказано у историковъ (Киракоса и Ванакана).
13
Въ 709 —1260 г. взять былъ Муфаргинъ после гибельной осады и жестокихъ потерь, понесенныхъ не только осажденнымъ городомъ, но и осаждавшими его татарами и христианами, бывшими съ ними, которые (къ несчастью) должны были воевать противъ христианъ же, заключившихся въ городе. Приэтомъ былъ убить прекрасный юноша Севада Хаченский, сынъ великаго князя Григора, оказавъ чудеса храбрости и оставшись вipнымъ Богу и Иль-хану.
14
Въ713—1264г. великий Ильханъ Гулаву пригласилъ насъ къ себе черезъ однаго мужа Шнорхавора, пользовавшагося большимъ уважешемъ у всехъ, особенно у Батыя, властителя (северныхъ странъ, къ которому онъ прежде ездилъ и быль принять съ большимъ почетомъ, и у Гулаву. Этотъ Шнорхаворъ на свой счетъ и на своихъ лошадяхъ *) повезъ нась. и бывшихъ съ нами братьевъ нашихъ, вардапетовъ Саргиса и Григора и тифлисскаго протерея Тертера. Мы представились **) великому повелителю въ великий день, въ начале новаго месяца и новаго ихъ года. Он соответствует июлю месяцу Римлянъ и арацу Армянъ. Эти праздничные дни назывались у нихъ Хурультай ***) т. е. праздники совещаний, и продолжались целый месяцъ. Въ течение этого времени прочие ханы, родственники Чингизъ-хана, въ новыхъ одеждахъ  являлись къ властителю своему совещаться о всемъ нужном.
16
Его обманывали астрологи и жрецы кумировъ, называемыхъ Шакмониа, которые говорили, что Богъ живетъ уже 3040 летъ, и будеть жить еще 35 тумановъ летъ, а тумат равняется десяти тысячамъ, и. после того, говорить, сменить его другой Богъ Мандрин **).Тоинами назывались жрецы, которымъ онъ верилъ и по указаниямъ которыхъ онъ шелъ или не шелъ на войну. Они уверили его, что онъ долго пробудетъ въ этомъ теле; а когда состарится, то облечется въ другое тело. Они заставили его построить кумирню для этихъ изображений (кумировъ), и онъ ходилъ туда молиться; а они гадали ему, что только хотели
22

Справедливый Господь воздастъ ему за часть добра, которую онъ получить отъ природы и за сохранение преданий своихъ отцовъ. Онъ самъ соблюдалъ и другихъ заставлялъ исполнять ясакъ*), т. е. постановления Чингизъ-хана, которыя состояли въ следующемь: не лгать, не красть, не иметь сообщения съ женою другаго, любить другь друга, какъ себя самого; не ругаться и даже не знать никакой брани; добровольно подчинившияся земли и города щадить; такъ называемые дома Божии и служителей ихъ, кто бы они ни были, освобождать отъ налогов и держать в почёте.Помнится мне одно его замечание: «Мы предписываемъ вамъ, говорилъ онъ, молиться, за насъ, не для того, чтобъ избавиться отъ смерти, которую мы не знаемъ, а для того, чтобъ вы умолили Бога не дать намъ умереть отъ руки нашихъ враговъ».
23
Для Абака привезли изъ Греции жену Деспину, дочь царя Ватаца, съ условиемъ, чтобъ Абака сперва крестился и уже после того венчался бы съ ней. Прошелъ слухъ, будто онъ действительно крестился и женился на ней, во славу Христа.
25
Спустя 11 леть возбудилъ Господь на востоке, въ стране Чинъ и Мачинъ, за пределами Хадастана, народ Стрелковъ *), т. е. Мугалъ, называемыхъ простолюдинами татар-народ без Бога и религии,но соблюдавший естественные законы;  ненавидевший  грязные  пороки  и  все  гнусныя  деяния, благомыслящий другъ къ другу, усердный и покорный властителю своему; справедливый въ своихъ сужденияхъ и делахъ; нравомъ нищий и жадный къ приобретению, и потому грабивший и притеснявший другие народы; наружности красивой
*
Но скоро Мугалы оставили свои родные нравы и покинули обычаи отцовъ.Они приняли учение Магомета, вследсте чего научились всемъ мерзостямъ и порокамъ, и стали вести жизнь развратную. Они разделилсь на три армии: первая направилась на северо-востокь въ страну хазаровъ, сутаговъ, русскихъ, черкесовъ, булгаръ и забрала земли до пределовъ Алемановъ и Унгаровъ, т. е. Франковъ. Во главе этой армии стоялъ Бату-ханъ. Другая армия, подъ предводительствомъ Огота-хана, пошла по направлению къ Индии, и покорила большую часть ея. Татары этого отряда подчинили селе Уйгуровъ, Угузовь, Хоразмийцевъ, Дилемиковъ, взяли Алмалехъ, Бешбалехъ и все земли, находившияся въ техъ странахъ. Наконецъ третья армия, принявъ направление посреди ихъ, перешла великую реку Джаганъ**, которую они на своемъ языке называютъ Аму-Моранъ. Войска этого отряда,подобно бурному вихрю,вторглись въ страну нашу, въ короткое время подчинили себе всю вселенную, попрали и опустошили все царства: взяли Хорасанъ и разрушили многолюдные города: Балхъ, Хрэ, Мавръ, Нишавуръ, Тусъ и Дамганъ; завоевали Хужастанъ, Лористанъ, Персию, Курдистанъ, Арабистанъ *) взяли Диарбекъ въ Ассирии, Шустеръ, Кирманъ, Багдадъ, Басру до города Ормуза на Индейскомъ море; покорили Адербейджанъ, Аранъ, Армению, Грузию и часть румскихъ владений
до Анкюры и Гангра (д. б. Кянкари), Смирну ЕФесскую(?), Киликию до Океана и Трапизонъ у моря Понтийскаго; овладели Шамомъ (Сирией), взяли Ургу, Харанъ и все пространство до Гама и Гамса. Прежде другихъ вторглись въ нашу страну Чармаганъ, Чагатай Аслан, Асавуръ и Гатаганъ,*) и завладели ею въ 685—1236 г. После ихъ пришелъ Гулаву-хан внукъ великаго Чингизъ-хана, и покорилъ все что ими еще не было завоевано.Онъ взял Багдад, где убилъ Халифа**) в 707—1258г. и Муфаргинъ въ 708—1259 г. после годичной осады. Онъ проникъ до самаго Iepyсалима, взялъ Алепъ т. е. Берию, Дымьшкъ т. е. Дамаскъ, Балбекъ т. е.Арегъ, великую Антиохию, которая сдалась добровольно, отнялъ Иерусалимъ у Египтянъ, и повсюду выказывалъ подвиги личной храбрости ***). И такъ какъ онъ очень любилъ христианъ, то все верующие народы подчинялись ему добровольно и помогали ему въ его предприятияхъ.
31
Сопутствуемый молитвами многихъ, онъ пустился въ путь и пройдя безконечное пространство продолжительнаго пути, достигъ наконецъ въ восточной стране всемирнаго ханскаго престола, въ Каракоруми.
38
Въ то время все (монголы) оставили уже свои родныя верования и приняли мусульманскую веру.
*
Между темь ненавистникъ Бога Наврузъ обнародовалъ повсеместное приказание разрушить все церкви, ограбить христианъ и обрезать священниковъ, вследствie чего христиане подверглись невыносимымъ притеснениям и страшнымъ мукамъ: было разрушено множество церквей, перебито много священниковъ, истреблено множество христианъ. Те, кто избежал меча, лишились всего своего имущества. Женщины и дети толпами уведены въ неволю. Сильнейшия гонения происходили въ Багдаде, Моссуле, Ганадане, Тавризе, Mapare, въ румскихъ странахъ и въ Мессопотамии.
59 
Этимъ путемъ проходили Хазары, Аланы, Осы,Кипчаки и войска севернаго царства преемвиковъ Беркая, где, въ настоящее время, царствуютъ ханы Тота-Мангу и Нуха, внуки Батыя и Сартаха.
62
Самаркандъ никакъ не значить жирный или тучный городъ. Говорятъ, что это имя произошло изъ кяндъ деревня и собств. имени Самаръ , т. е. деревня или городъ Самара. Что касается до слова жирный или тучный, то авторъ имелъ, вероятно, въ виду арабское салинг, жирный.
66
Чинъ и Мачинъ отдаленную страну, какъ, не много ранее, подъ названиемъ Гогъ и Магогъ разумели северную страну, которая первоначально предполагалась у Кавказа, но съ разширениемъ географическихъ сведений все более и более двигалась къ северу, пока не изчезла въ водахъ Ледовитаго Океана.
69
Гулагу просилъ въ супружество дочь византийскаго Им­ператора. Михаилъ Полеологъ отправилъ къ нему побочную дочь свою, Марию, которую онъ имелъ отъ одной девицы изъ семейства Дипловатацъ
*
Народъ, давний стране свое имя, Кипчаки, были туркскаго происхождения. Въ эпоху вторжения Монголовъ эти степи были заселены туркскимъ племенемъ, известнымъ подъ именемъ Еуманъ; pyccкie летописи зовутъ ихъ Половцами
*
Другой подобный примерь переселения армянскаго княжескаго рода въ Грузию, представляютъ Багратиды, сомнительный разсказъ о еврейскомъ происхождении которыхъ, съ легкой руки М. Хор. обратился въ Грузии въ догматический фактъ, и цари грузинские (Багратиды) производили себя прямо отъ пророка Давида.
81
Бъ детстве онъ былъ крещенъ и получилъ имя Николая; но придя въ возрастъ и будучи воспитанъ съ сарацинами, которыхъ онъ любилъ, он сам сделался злейшим сарацином,и отрекшись от Христианства, назвался Ахмедомъ (Mahu- met-can). Онъ употреблялъ все усилия, чтобъ обратить татаръ въ нечестивую секту Магомета; техъ же, кого не могъ принуждать силою, онъ прельщалъ подарками, почестями, милостью. Въ дни этого Ахмедъ-хана безчисленное множество татаръ приняли, сарацинскую веру, что можно видеть и въ настоящее время.Этот сын диавола Магомета приказал разрушить все христианския церкви, и чтобъ христиане не имели возможности исполнять обязанностей своей веры, онъ приказалъ публично проповедовать магометанскую веру, а христианъ изгналъ. Онъ приказалъ также разрушить все христианския церкви въ городе Тавризе.
88

ИЗЪ ИСТОРИИ КИРАКОСА ГАНДЗАКЕЦИ.
Глава IX. О вторжении Татаръ.Они обращаютъ в бегство Грузинскаго царя.

Въ 669 г. (1220— 1221) .армянской эры, въ то время какъ грузины гордились победою, одержанною ими надъ Таджиками, у которыхъ они отняли нисколько армянскихъ областей, внезапно появились грамадныя массы войск, снабженныи всеми принадлежностями, и прошли черезъ Дербентскиая ворота въ Агванию, съ целью проникнуть оттуда въ Арнению и Грузию. Они предавали мечу все что встречалось имъ на пути: людей, скотъ, даже собак. Они не придавали никакой цены дорогимъ одеждамъ или другому имуществу, за исключениемъ лошадей.
122-1
Имъ предшествовала ложная молва, что они маги исповедують христианскую веру и творятъ чудеса; что они пришли отмстить таджикамъ (мусульманамъ) за угнетение Християнъ. Говорили, что
у нихъ есть походная церковь, а въ ней чудотворный крестъ;
2
Эти люди обыкновенно такъ поступаютъ. Они живут в укрепленных местахь Тунитанджаха  и въ лесахъ Ливанскихъ. Получивъ отъ своего князя, котораго они почитаютъ наравне съ Богомъ,какъ цену своей жизни, известную сумму денег, они передаютъ ее тот часъ же своимъ женамъ и детямъ, а сами идутъ туда, куда ихъ посылаетъ князь.  Долго  скитаются  они съ местa на местo въ разныхъ переодеванияхъ, пока найдутъ удобный случай умертвить лицо, им указанное. Поэтому все князья и цари боятся ихъ и платятъ имъ дань. Они съ чрезвычайною точностью исполняютъ приказания своего князя, даже не pедкo жертвуя при этомъ жизнью. Такимъ образомъ они умертвили много высокопоставленныхъ лицъ, нежелавшихъ платить имъ дань, между прочими и этого нечестивца.
9
Въ дальней северовосточной стране, которую на варварскомъ языке своемъ они называютъ. Каракорум, на рубеже Гатия (Хатай), между множествомъ грубыхъ народовъ, неизвестныхъ многимъ и несметныхъ числомъ, жиль народъ татарский. Во главе этого народа и князей его стоялъ Чингисъ-хан.
12
Пришло ему время умирать.Предъ самымъ концомъ онъ созвалъ трехъ сыновей своихъ и всё войска свои, и сказалъ имъ: «Наступаетъ моя смерть. Одного из сыновей моихъ, котораго желаете, изберите царемъ вместо меня».Те отвечаютъ: кого выберетъ твоя воля, тотъ будетъ намъ царемъ, и мы верою будетъ служить ему. Онъ сказалъ имъ: «Я сообщу вамъ о характере и доблестяхъ трехъ сыновей моихъ. Старший сынъ мой, Чагатай, человекъ воинственный и любить войско; но гордъ онъ по природе своей и считаеть себя выше счастия. Второй сынъ мой также победоносенъ въ бою, но скупъ по характеру. Младший сынъ мой съ детства быль симпатичен *), нрава доступнаго и щедръ на подарки. Со дня его рождения слава моя и величие росли постоянно. Я сообщил вамъ откровенно все. Цалуйте землю тому изъ трехъ, кого хотите выбрать». Они подошли и преклонились передъ младшимъ сыномъ, котораго звали Окота-хан, и отецъ, возложивъ корону на главу его, скончался.Какъ только Окота получить царскую власть, то собралъ войско безчисленное какъ песокъ на берегу моря: изъ своего собственнаго народа, который назывался Мугалъ-татаръ, изъ Хазаръ, Гунновъ, Гатийцевъ (Хатайцевъ), Анкитановъ и другихъ многихъ варварскихъ народовъ, которые явились на зовъ его со всемъ своимъ имуществомъ, лагерными принадлежностями, женами, детьми и палатками. Онъ разделилъ ихъ на три армии*): одну отправить на югь подъ командой одного изъ приближенныхъ и верныхъ своихъ вельможъ; другую на западъ и на северъ, поручивъ ее своимъ сыновьямъ; третью на северовостокъ подъ предводительствомъ Чармагана, мужа мудраго и искуснаго, имевшаго постоянную удачу въ бояхъ . Онъ предписалъ имъ разорять все страны и разрушать все царства вселенной и не возвращаться къ нему до техъ поръ, пока не покорять его власти все государства
*
Но въ это время татары внезапно окружили городъ и стали действовать противъ него многочисленными машинами,  причемъ   истребили   загородные виноградники. Теми-же катапультами **) они свалили городския стены, но не тотчасъ вошли въ городъ, а въ полномъ вооружении блокировали его въ течении недели.
16
тогда только они начали неприязненныя действия противъ замковъ и городовъ, употребляя въ дело многия и разнообразныи машины, ибо очень они были хитры и изобретательны. Съ помощью ихъ они взяли и разрушили много крепостей и замковъ
20.
Спустя некоторое время Татары отправили Авага къ царю своему, котораго называли ханомъ, жившему въ отдаленныхъ северовосточныхъ странахъ. Такъ они поступали съ теми изъ значительныхъ лицъ, кого желали почтить.
38

XXX. Краткое описание Татаръ.

Желая оставить грядущимъ поколениямъ память о татарах, такъ какъ мы надеемся освободиться отъ гнета насъ давящаго, въ краткихъ словахъ опишемъ для любознательныхъ читателей ихъ черты и языкъ. Видъ ихъ былъ адский и наводилъ ужасъ.
*
Они сложены прочно и долговечны.
*
Одну и ту же пишу подаютъ господамъ и служителя.
*
Прелюбодеевъ съ ихъ (татаръ) женами умерщвляютъ, но сами безразлично имеютъ сообщение съ чужестранками, где бы ихъ не встретили. Они ненавидятъ воровство и жестокой смертью умерщвляютъ воровъ.
*
Но вотъ что они разсказывали обыкновенно: царь ихъ родственникъ Бога, который взялъ себе въ уделъ небо, а землю даль Хагану. Говорили что Чингизъ-танъ, отецъ Хагана, родился не отъ семени мущины, но что какой-то светъ изъ невидимыхъ пространствъ проникъ черезъ крышу дома и сказалъ его матери: «ты зачнешъ и родишь сына, который будетъ обладателемъ земли». Такъ, говорить, родился Чингизъ-ханъ.
46

XXXI. О Сирийце Рабане.

Провидение Божие, желающее чтобы все жили, по человеколюбию Своему явило между ними (татарами) мужа богобоязненнаго и благочестиваго, родомъ Сирийца, носившаго титулъ отца царя ихъ, Хагана. Собственное имя его было Симеонъ, но его звали Рабан-ата. Рабан значить по сирийски учитель, а ата по татарски отецъ.
49
Къ ней приходили послы изъ двухъ татарскихъ армий: отъ великаго севернаго военачальника Бату, близкаго родственника Хагана, человека многовластнаго, безъ согласия котораго и ханы не вступали на престолъ; и отъ другаго военачальника, Бачу, имевшаго пребывание въ странахъ армянскихъ.
67
Татары приведя этого принца изъ Рума, возвратили ему отцовскую власть и отправили его къ Хану для утверждения въ царскомъ достоинстве;. Въ тоже время они неоднократно посылали къ Рузуданъ гонцовъ, требуя чтобъ она волей неволей явилась къ нимъ.
67
Гетумъ, который боялся Батыя, пустился въ путь, но тайкомъ и переодетый. Онъ опасался быть узнаннымъ соседями своими турками и ихъ султаномъ Аладдиномъ румскимъ, который питалъ къ нему непримиримую вражду за его дружеския сношения съ татарами.
80
Пустившись въ путь 6 го числа месяца Марери, т. е. 13 мая, царь и его свита перешли pекy Айехъ (Яикъ) и досгигли Ора, который составляетъ половину пути между местопребываниами Бату и Мангу-хана. Затем переправившись черезъ реку Ертичь (Иртышъ), они вступили въ страну Наиманов, оттуда въ Хара-Хетай (Каракитай), достигли Татаристана 4-го числа месяца Гори, т. е. 13 Сентября,
82
Гулаву дал предписание всемъ войсками и подчиненными своими собраться и итти на великий городъ Багдадъ, находившийся между Персией и Cирией. Этот городъ еще не были взять ими. Въ немъ имелъ свое пребывание Халифъ изъ рода Махмета; Халифъ значить преемникъ,нему на основании договоровъ повиновались все мусульмане и султаны Турков, Курдовъ, Персовъ, Еламитов
и другихъ народовъ, и уважали его какъ родственника и потомка своего законодателя, перваго изъ обманщиковъ. На эту войну *) отправились также великие начальники изъ удела Батыева, Кули, Балаха, Тутхаръ и Хатаганъ, ибо все уважали Гулаву какъ хана, повиновались ему и боялись его.
89
Передъ темъ онъ предписалъ Бачу-нуину и войскамъ, бывшимъ съ нимъ въ стране румской, переправиться черезъ великую реку Тигръ, на которой стоить Багдад, и наблюдать, чтобъ никто не бежал из Багдада на кораблях в Катисбон *) или въ укрепленную Бассору. Те немедленно приступили къ исполнению его повелений: связали пловучий мостъ на великой реке и забросили въ нее прочныя сети, прикрепивъ ихъ железными кольями и сваями къ самому дну съ тою целью, чтобъ никому и вплавь не удалось спастись. Это было сделано въ известномъ разстоянии оть города, чтобъ жители не могли о томъ проведать.
91
Гулаву отправил к ним на помощь многочисленное войско под предводитльством Чагата, начальника прежних *) татарскихъ войскъ; начальство же надъ христианскимъ войскомъ поручилъ Прошу, называвшемуся Гасаном.
97
Прибывъ къ месту назначения, предводители энергически приступили къ делу: они поставили катапульты и другия стенобитныя машины и отвели воду реки, которая протекала черезъ городъ. Горожане, съ своей стороны, защищались также упорно и убили многихъ татаръ и христианъ, бывшихъ съ ними.
97
Сасунъ  подчинился также татарамъ, поддавшись увещаниямь князя Садуна, сына Шербарека, внука Садуна, христианина по вере и пользовавшагося почетомъ у Гулаву. Этотъ Садунъ быль человекъ сильный и до того храбрый, что Гулаву поставилъ его во главе своихъ богатырей *)и даль ему въ удел страну сасунскую. Впоследствии татары нарушили свое слово и умертвили многихъ изъ жителей.
98
Между татарами живетъ народъ тоины, который весь состоять изъ волхвовъ и колдуновъ, которые при помощи какой-то дьявольской силы, заставляютъ говорить лошадей, верблюдовъ и войлочныхъ идоловъ. Bсе они жрецы, бреют ceбе головы и бороды, а на груди носятъ желтые филоны.
107
Въ 714 г. (1256 — 1266) показалось явление на небe: в северной стороне видели звезду по направлению къ юго-востоку. Отъ нея шли длинные лучи на подобие столбовъ, Сама звезда была не велика и быс­тро двигалась въ продолжение месяца, но не такъ какъ обыкновенныи кометы, которыи по временамъ явля­ются и идутъ съ запада на северъ. Она испускала длинные лучи, которые со дня на день увеличивались, и наконецъ исчезли.
*
Тутъ вкоре скончался Гулаву, а за нимъ жена его, Дохузъ-Хатунъ. Место его занялъ сынъ его, Апага-хан въ 714 г. (1265—1266). Онъ женился на дочери греческаго царя, Деспингъ-Хатунъ, которая прибыла с большим великолепием,  въ сопровождении патpiapxa антиохскаго, и другихъ епископовъ, Теръ-Саргиса изъ Езенга и вардапета Венера. Они сначала окрестили Апага-хана, и после уже женили его на этой девице.
108
«Хоринъ, иначе Хара хоринъ, название столицы Чингизхановой, лежавшей подъ Хангаемъ, между реками Орхономъ и Тамиромъ. См. также Путешествие по Монголии г. Падерина, который у верховьевъ Орхона открылъ развалины древняго города.
115
Plan. Carp. выехалъ изъ столицы Батыя въ день Пасхи 1246 г. а прибылъ въ Орду Гуюкъ хана при скорой езде 22 июля, следовательно путешествие. продолжалось около четырехъ месяцевъ. Рубруку говорили въ Орде Бату, что до Мангу-хана надо ехать четыре месяца (chap. XXII). Онъ выехалъ изъ столицы Бату 14 авг. 1253 года и все подымался на северъ по Волге въ течение пяти недель. Перейдя Волгу на 12-й день онъ достигъ Яика; следовательно до Ора положивъ дней в 10, онъ достигъ этого места въ два месяца, т. е. въ половину того времени, какое онъ употребилъ для достижения столицы Мангу-хана, куда онъ прибылъ после задержекъ 26 Декабря.
128
Южный Китай, говорить Рашидеддинъ (Quatrm. vie deRachideldin, LXXXYI) называется туземцами Мании, монголами Нанггасъ, а жителями Индии Mahatchin, т. е. великий Чинь (Китай) или сокращенно Мачинъ.
139

1 комментарий:

  1. Монго́льское наше́ствие на Русь, также известное как Наше́ствие Баты́я — вторжения войск Монгольской империи на территорию русских княжеств в 1237—1240 годах в ходе Западного похода монголов (Кипчакского похода) 1236—1242 годов под предводительством чингизида Батыя и военачальника Субэдэя[1].
    Википедия.

    ОтветитьУдалить