вторник, 26 февраля 2019 г.

ЕГИПЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ (выдержки) .

У каждого человека есть свой звездный час, главное событие, которое
окрашивает все его существование светом истины. У жителя Древнего Египта
таким событием было погребение. Вся жизнь древнего египтянина служила
подготовкой к великому путешествию в загробный мир. Именно со смертью
приходила истинная оценка содеянного за время краткого земного
существования, навечно определяющая будущее души жителя долины Нила.

Языческое египетское богословие - явление поистине величественное:
оно развивалось дольше, чем существует вся европейская цивилизация,более 3600 лет. Влияние, оказанное им на все существовавшие и существующие богословские учения, огромно. Подлинные первоначала всех эзотерических учений Запада и Востока залегают в грандиозном здании храма египетских культов, таинств и обрядов.
Все, что было высказано великими учителями других народов после угасания египетской цивилизации, меркнет в сравнении со светом древнейшего учения египетских посвященных. Все позднейшие учения последователей Моисея, Иисуса, Адонирама и Мухаммеда - лишь невнятные недомолвки; вся позднейшая обрядность  лишь неловкое приспособление древнего ритуального наследия; все таинства  лишь подобие или даже профанация.
Многие учения обильно черпали из озера божественного знания Египта имена, сюжеты, мифы, концептуальные понятия, фундаментальные положения и целые текстовые фрагменты. Так поступали орфики, ближе всех стоявшие к первоистокам. Так поступал Моисей, создавая свое Пятикнижие. Давно известно все "египетское" в христианстве. Остаются незамеченными иные египетские влияния в эклектичных доктринах Мухаммеда и вольных каменщиков, но их опознание - лишь дело времени.

Позднейшая практика мумификации породила и развитие особых видов урн для хранения внутренностей умершего (так называемые канопы) и особых футляров для хранения самой мумии (так называемые саркофаги).

"Книги Мертвых" создавался приблизительно с по 1700 гг. до н. э., а ее окончательная редакция, дошедшая до наших времен, относится к эпохе Саисской династии (663-525 гг. до н.э.).
***
Посвященные Древнего Египта считали, что человек - это многомерное существо, которое имеет семь оболочек (из которых были поименованы пять), соответствующих семи уровням его существования.
Первая оболочка человека (др.-егип. Сах) - его вещественное тело,видимая часть человеческого существа. Она является лишь малой частью того, что на самом деле представляет собой человек.
Главное назначение оболочки Сах - входить в соприкосновение и взаимодействие с вещественным, телесным миром и действовать в нем. Для этого она снабжена кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями,кровеносными сосудами и многим другим.По состоянию и виду тела посвященный мог судить о состоянии остальных  оболочек человека. Чистый Сах здорового человека являлся следствием его духовной чистоты. Пороки и недуги Сах считались следствием нечистоты энергетических оболочек.Чистое тело могло со временем загрязниться и стать ритуально нечистым, а загрязненное тело могло быть очищено. Египетские посвященные полагали, что загрязнения в духовных оболочках в конце концов проникают и в вещественное тело, где проявляются в виде физических недугов.  Очистить Сах можно было употреблением более чистой пищи и питья,проведением обрядов ритуального очищения при помощи воды, солей натрия,воскурений, мазей, а также очищением духовных оболочек при помощи молитв, заклинаний, гимнов и т. п.
Чтобы подстраховать умершего на случай уничтожения его Сах,  египтяне устанавливали в гробницах портретные копии умершего из дерева и камня, в которые при необходимости могли вселяться его энергетические оболочки.
Считалось, что боги также имеют Сах, то есть данное в ощущениях тело.
Помимо тел, созданных природой, боги стали пользоваться и оболочками,
изготовленными людьми.
*
Вторая оболочка человека (др.-егип. Ку, позд.-егип. Ка, Кэ) представляла собой его жизненную энергию, эфирное тело, энергетический двойник человека, душу-двойник. Из современных понятий более всего этому соответствует термин "биополе".
Ка - это, с одной стороны, совокупность психических ощущений живого человека, а с другой - Ка неразрывно связано с  личностью,  индивидуальностью умершего, его телесными и духовными чертами.Посвященные могли узреть Ка в виде цветного, радужного сияния вокруг вещественного тела. Обычно вещественное тело и энергетический двойник человека не разлучаются. Но при слабом здоровье, сильном нервном потрясении или возбуждении эфирная оболочка Ка может частично покинуть тело Сах. В результате этого человек впадает в полубессознательное состояние или транс.Незадолго до смерти, когда энергетическому двойнику Ка становится неуютно в вещественном теле Сах, он может выйти из него. (В этом заключено удивительное явление привидения-двойника - многие видят своих двойников перед смертью.)
После смерти человека его Ка может находиться в потустороннем мире,чтобы встретить там умершего, направляющегося к своему Ка. Они оба пребывают  в мире ином, вместе с тем Ка обитает в гробнице, в которой покоятся останки умершего, и принимает там подношения от живых родственников умершего (вернее, принимает энергетические двойники-/Са яств и напитков,ладана и проч.)
*
Третья оболочка человека (др.-егип. Би, позд.-егип. Ба, Бэ) -сущность человека, то, что называют "жизненной силой", душа-проявление,оболочка подсознания, которую в современной литературе нередко именуют "астральным телом".Ба образуется из совокупности человеческих чувств, желаний, эмоций.Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под влиянием каждого воздействия ощущений, чувств, желаний и мыслей.
В Древнем царстве считалось,что Ба обладают толь-ко боги,цари и первосвященники, то есть великие посвященные. Ба мыслилось как нечто отдельно существующее только после смерти великого посвященного. Ба изображалось в виде сокола с головой человека.
Когда сущность (Ба) отделяется от тела(Сах),последнее впадает в сонное оцепенение. Посвященные египтяне могли по своему желанию совершать в виде Ба странствия в различные места и даже в мир иной.Вместе с тем Ба, которое, как птица, могло покидать тело спящего,мумию в гробнице, изваяние бога или царя и удаляться сколь угодно далеко, неизменно должно было возвращаться к тому телу, чьей душой оно являлось. Ба изображалось иногда сидящим на дереве близ гробницы, пьющим воду из пруда, но непременно спускающимся в гробницу к телу, с которым оно было связано.Ба образуют мир иной душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переселяться в другие тела, переходить в другую вещественную сущность.
*
Четвертая оболочка человека (др.-егип. Иб, позд.-егип. Эб) -душа-сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения более всего подходит современное понятие "ментальное тело").
Эб образовано человеческими мыслями и мыслеобразами. Эб чрезвычайно подвижно, прозрачно и нежно. Согласно ощущениям посвященных, при поступательном развитии Эб приобретает сияющую неземную красоту.Эб это бессмертная душа. Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда - единое именование для двух понятий: "ментальное тело" и "сердце". После смерти человека Эб возвращается к своему всеобщему первоисточнику - Эб бога Осириса.
Эб рассматривалось как нечто, наиболее осведомленное о скрытых помыслах человека и тайных мотивах его поступков. Поэтому на Загробном Суде Эб могло стать опасным свидетелем, дать богам неблагоприятные показания о земной жизни умершего. Ведь Эб фиксирует запись всех добрых и злых мыслей человека.
*
Пятая оболочка человека - также Эб, душа-причина или надсознание(ближайшее современное понятие: "причинное или кармическое тело").
Душа-причина бессмертна, передает информацию в следующие воплощения в виде неосознанных устремлений. Она ответственна за место и время рождения человека, все его врожденные телесные пороки и заболевания. Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье,роде, племени, народе, товариществе и государстве, с членами которых у нее были связи и в прежних воплощениях.
*
Шестая оболочка человека - также Эб, душа-смысл или самосознание;
по египетским понятиям, душа, производящая смысл. Благодаря ей человек может наблюдать за течением своих собственных мыслей, осознавать свое существование, усматривать сокровенный смысл своей жизни. Если душа Эб (сознание) загрязнена злыми мысле-образами, то они препятствуют душе-смыслу (самосознанию) воспринять бесконечность сознания, как облака и мгла препятствуют Солнцу (Оку Уджат) воспринять поверхность Земли.
*
Седьмая оболочка человека - дух (Ах), часть всеобщей энергетической подосновы вселенной. 
По-египетски Ах буквально означает "светлый,  просветленный, освещенный, блаженный".Ах бессмертен, беспределен, он пронизывает абсолютно все, что существует во вселенной. Ах находится и тут и там, в каждой точке пространства и содержит всю информацию во всех ее видах. Ах пребывает и в вещественном мире и в мире бестелесного, он вездесущ.Ах - один на всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и деяний,- перекрывая его источник плотными заслонами причинной оболочки.
Дух-Ax есть и у богов. Чаще всего упоминается Ах (дух-душа) Осириса,Гора, Ра, а также собирательная множественность духов-душ или душ-духовинобытия, которые гостеприимно или враждебно встречают различные виды душ умершего (его Ка, Ба, Ах).Дух Ах изображался в виде хохлатого ибиса.Таким образом, при обращении с живым или мертвым человеком надо было принимать во внимание все семь его оболочек. Немалое внимание египетские посвященные уделяли и подлинному имени (др.-егип. Рин, позд.-егип. Рен) и тени (др.-егип. Шуит) человека.
*
Вещь, не имеющая названия, для египтян не существовала.
Увековечивание имени человека в надписях увековечивало его жизнь.
Поэтому вредоносное колдовство прежде всего стремилось предать имя поруганию, проклятию и даже уничтожению надписи имени.
*
"Книга Мертвых" создавалась, без сомнения, великими посвященными  Египта, имевшими совершенно иной, "мистический", опыт. Именно  посвященные, причастившиеся храмовых таинств или получившие посвящение  не от людей, не только размышляли над явлением смерти, но и обретали  сверхъестественное знание о ней. Свои познания они передавали словесно и даже письменно, но почти всегда богобоязненно иносказательно.
*
Посвященные третьей степени, иначе именуемые чудотворцами, были
одарены богами способностью не только самостоятельно отправлять свою
душу-Ба в мир иной, но и помогать душам других людей совершать подобные
странствия для познания инобытия.
*
Итак, что же осмелились разгласить египетские посвященные о мире ином?
После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от  тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Пока на земле парасхиты и  бальзамировщики превращали Сах в мумию, энергетические оболочки  странствовали в воздушном надземном пространстве, поднимались в высшие  сферы, достигали Луны, Планет и Солнца.
В этот промежуток душа Ка время от времени возвращается к своему телу  и следит за правильностью выполнения всех обрядов родственниками и  бальзамировщиками. В противном случае Ка умершего будет оскорблено и  превратится в злого духа-двойника (привидение), который будет вечно  преследовать свой род, насылая бедствия на головы потомков.  Душа-Ба после смерти покидала тело-Сох и, выпорхнув через рот,  отлетала на Око Ра, то есть на Солнце, где и находилась все 70 дней, до  дня похорон.
*
Произнеся приветствие Ра и богам, умерший в своей "исповедиотрицания" отрекался от всех грехов. Он перечислял 42 греха и клятвенно  заверял богов, что не совершал их и не виновен.  Тем временем боги Тот и Анубис взвешивали душу-сознание (Эб) умершего  на Весах Двух Истин. На одну чашу клали Эб, на другую - перо богини  справедливости Маат. Если умерший лгал, отрицая свой грех, указа тел  весов отклонялся. Если же чаши Весов оставались в равновесии, умершего  признавали "правогласным".  Если приговор был обвинительным, то сердце умершего отдавалось на  съедение ужасной богине Амме ("Пожирательнице"), чудовищу с телом  гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Если приговор
оказывался оправдательным, все оболочки умершего отправлялись в Святая
Святых Храма Двух Истин, к престолу Осириса.  Умерший целовал порог, благословлял части двери и нефа Святыни, и  представал перед Осирисом, восседавшим в окружении Исиды, Нефтиды, Маат, писаря Тота и четырех сыновей Гора в цветке лотоса.  Тот объявлял о прибытии умершего, очищенного от всяких грехов и  причисленного к лику святых. Побеседовав с прибывшим милостиво, боги  отправляли его в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника, или Поле
Удовлетворения) в сопровождении духа-хранителя Шаи.
*
Преодоление Первых Врат Дома Осириса означает окончательную смерть, в  то время как невозможность миновать их предполагает либо выход из  клинической смерти, либо состояние оцепенения, комы или летаргического сна. Это преграда лишь для тела-Сах и души-Ка; остальные души легко  преодолевают этот предел.  Первая череда испытаний (две Тропы у Огненного озера) имела своей  целью либо вернуть душу-тело (Сах) умершего в круг земных воплощений,  либо избавить его от них. Опасности и чудовища, овладевающие Сах,  символизируют возвращение Сах в земной мир, то есть обретение нового  тела. Успешное прохождение Троп избавляет Сах от нового воплощения в  телесном облике.
Вторая череда испытаний (14 холмов и их божества) имеет целью  определить дальнейшую судьбу оболочки Ка (души-индивидуальности).   Неудача при прохождении этих испытаний ввергала душу Ка в новое воплощение на Земле в определенный месяц в виде мужского или женского  существа. Успешное прохождение 14 холмов избавляло душу Ка от  возвращения в земную юдоль.
Третья череда испытаний (7 арит и 21 пилон) имела целью решить участь души- проявления Ба.  Если душам умершего не удалось войти в какое-то из пристанищ, то душа Ба оставалась в предыдущей арите. Она обрекалась на  вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил
(Солнце-Земле, Луне- Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе).
Успешное прохождение 7 арит освобождало душу-Ба от вселения в тела на
планетах.
Четвертое испытание (Загробный Суд, взвешивание души-Эб, то есть сознания, самосознания и надсознания-причины) определяло участь трех  энергетических оболочек, включая оболочку судьбы (того, что сегодня  обозначают понятием "карма").
*
Иносказательное пожирание души-сердца (Эб) чудовищем Аммой означает возвращение души Эб в круг переселения душ, скорее всего, соединение  этой души с отставшими на прежних этапах испытаний душами Ба, Ка и Сах. Успешный вход в Святая Святых Храма Двух Истин знаменует  обожествление умершего, уподобление его духа (Ах) блаженным духам богов  (те же Ах). Дух может остаться среди родственных ему духов Сонма Богов и  стать соучастником их бытия.Если же дух Ах преодолел Последние Врата на пути к Полю  Удовлетворения, то он обретет вечное блаженство, не познает более мук  переселения из тела в тело и избавляется от страданий воплощения. Похоже, египетские посвященные указали и точное место обитания  блаженных душ - Солнце.
"Мистический опыт" позволил им высказать эту  дерзновенную истину, на что еще не скоро отважится европейская наука  (если отважится вообще?).
Возвращение энергетических оболочек человека, возникших в результате
преломления и преобразования все того же солнечного излучения, к своему
первоисточнику пока не подлежит научному доказательству. Несмотря на то что уже почти столетие эмпирическая наука осознает явление энергии  Солнца, преобразующейся на Земле в другие виды энергии, как основу  существования и развития не только общей циркуляции атмосферы, водного  режима суши и моря, но всей органической природы, экспериментальное  изучение этого явления все еще топчется вокруг пресловутых "биополей" и  не дерзает приблизиться к сокровенной тайне "духа".
Такова древнеегипетская концепция посмертной участи душ, поражающая
своей сложностью и детальной разработанностью. Ее создателями могли быть
лишь великие посвященные.
*
Душа-проявление Ба и душа-сердце Эб вообще удовлетворяются не  заупокойными подношениями и дарами родственников, близких и друзей, а их  благочестивой и нелицемерной памятью, заботой об умершем, их ритуальной  чистотой и отсутствием злого умысла.
***
Магию заклинанья произнесла она,
не упустив ни слова и ни на чем не сбившись.
Речь ей была покорна, чтобы она смогла
к брату прийти на помощь в неодолимых бедах.
Долго брела Исида в горе по всей земле,
сон позабыв, покуда не обрела пропажу.
Свет она сотворила перьями, создала
воздух, над мертвым братом плача и причитая.
Ей удалось из тела сущность его извлечь,
чтобы родить ребенка,
славного Хар-па-храда,
в тихом, укромном месте, 

где никакой злодей не обнаружил сына, 
вскормленного Исидой.
Вырос он сильным, 

статным и получил сполна славы и власти в Доме Геба, 
Земли Владыки.
Возликовали боги: вот он явился, Гор!
Это ему Осирис храброе сердце отдал.
Это ему Исида мудрость свою дала.
Он - победитель славный, доблестный Хар-си-Эсе!
*

Привет тебе, "Возникшая Земля", которая есть Единый (бог), ты, творец 
смертных  и сонмов богов Юга и Севера, Запада и Востока, приписываешь нам
восхвалять Ра, господина Небес, царя, да будет он жив, силен и здрав,
создателя богов.
*
Осирис, царь и судия, восседает со знаками власти (венцом, жезлом и кнутом) на престоле в грандиозном нефе Храма Двух Истин. Рядом с ним 12  великих богов, и еще 42 бога.
*

Эта глава должна читаться вслух мужчиной, который ритуально чист и
незапятнан, который не ел плоти животных или рыб и который не сходился с
женщинами.
*
Согласно гелиопольской космогонии, в начале был На-ун, холодная  водная гладь, охваченная безграничным пространством пустоты (Хаух) и  окутанная тьмой (Ка-ук). Проходили миллионы лет, но первозданный Наун  оставался незыблемым.
Но однажды из Науна появился Атум ( Атама), первый бог во вселенной.
Он принял обличье божественной изначальной птицы - Великого Гоготуна.
Великий Гоготун, белая птица, которая первой влетела во тьму и  нарушила вечное безмолвие Науна своим криком, летал над водами Науна в  поисках хоть какого-нибудь твердого места на глади вод. И тогда Атум  создал изначальный холм "Огненный остров". Великий Гоготун свил гнездо в ветвях вербы на холме и снес яйцо, из которого поутру вылупился бог Хапра (Восходящее Солнце). Хепри рос и расцветал, подобно цветку лотоса, пока не обрел облика Ра.
Ра-Хепри создал воздух и его бога Шу, вдохнул его, и с ним вошла в  него жизнь. Поэтому Атум владеет знаком дыхания жизни "Анх". Для бога Шу  Атум сотворил божественную пару - богиню Тефнут.  Поначалу дети Атума потерялись в первозданном Науне. Отец послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Пока оно бродило над водной пустыней,Атум  сотворил новое око и назвал его "Великолепным". Старое Око отыскало Шу и Тефнут и привело их обратно к отцу. От радости Атум заплакал, его слезы  упали на изначальный холм и превратились в людей. От божественной  львиной пары произошли все остальные боги. Старое Око очень разгневалось, увидав, что Атум создал себе новое. Чтобы успокоить его, Атум поместил его себе на брови (лоб) и поручил ему  быть хранителем самого Атума и установленного им миропорядка (Маат). В этом незамысловатом мифе сокрыты все таинства Великого Дня (первого полнолуния после весеннего равноденствия).
Атум, обладатель двух Ок,- божество Заходящего Солнца и Полной Луны,
его рождество - праздник Великдень.
*
Да не превратится мое тело в червей, но избави ты меня, как ты сам  себя избавил. Я молю тебя, не дай мне впасть в гниение, как ты не  позволяешь этого каждому из богов, и каждой богине, и каждому животному,  и каждому пресмыкающемуся, увидеть разложение, когда душа вышла из них,  после их смерти.
А когда душа отлетела, человек видит разложение, и кости его тела  распадаются и становятся смердящими вещами, и члены разлагаются один за другим, кости распадаются в беспомощную массу, и плоть превращается в зловонную жидкость. Пусть разложение, вызванное каким-нибудь пресмыкающимся, не покончит  со мной, и да не выступят против меня недруги в их разнообразных формах.
Не выдавай ты меня палачу в этой комнате казней, который убивает части  тела, заставляет их гнить, оставаясь невидимым сам по себе, и который  разрушает тела мертвых и живет резней.Почести тебе, о мой божественный отец Осирис, ты живешь вместе со  своими частями тела. Ты не разложился, ты не стал червями, ты не увял,  ты не истлел, ты не сгнил, ты не превратился в червей. Я есмь бог Хапра, и мои части тела будут иметь постоянное  существование. Я не разложусь, я не истлею, я не сгнию, я не превращусь  в червей, и я не увижу разложения перед очами бога Шу.
*
Великий Гоготун - иносказательный образ первородного бога-творца в  облике белого гуся (лебедя), который сел на изначальный холм среди  бескрайних вод, свил гнездо в ветвях вербы и снес яйцо, из которого  вылупилось Солнце. Излюбленный древний персонаж повествований о сущности  Великого Дня (полнолуние между 31 и 61 днями после весеннего  равноденствия).
*
После коварного убийства мужа Сетом отклонила любовные домогательства
последнего и странствовала безутешно по странам в поисках супруга. Она
обрела саркофаг Осириса в Библе при чудесных обстоятельствах. Вернула
его в Дельту и зачала от оживленного магическими заклинаниями тела Осириса сына Гора. Но Исида не уберегла тело Осириса. Сет разорвал его  на 14 кусков и разбросал по долине Нила.
*
Осирис был зачат богиней Нут от Ра и еще в утробе матери полюбил свою  сестру Исиду. Был рожден в первый "вставной" день (см. Тот). Осирис  изображался "чернокожим", так как черный цвет символизировал плодородную  илистую землю долины Нила.
Рассказывали, что, воцарившись, Осирис тотчас отвратил египтян от  скудного и звероподобного образа жизни, показал им плоды земли и научил  чтить богов. Потом он странствовал, подчиняя себе всю землю и совсем не  нуждаясь для этого в оружии. Ибо большинство людей он склонял на свою  сторону, очаровывая их убедительным словом, соединенным с пением и  всевозможной музыкой. Поэтому эллины отождествляли его с Дионисом.
*
Птах (др.-егип., сред.-егип. Птах, позд.-егип. Птех, демот. Пте(х), копт., др.-грея. Аг-уо-ят-од, ФОсс, лат. Phtha) - мемфисский первородный бог-творец, соответствует Атуму. Вместе с супругой Сехмет и сыном  Нефертумом составлял Мемфисскую Триаду богов. Священный бык Апис  считался живым воплощением души (Ка) Птаха. Эллины отождествляли Птаха с  Гефестом, а его сына И-ма-хатапа (Имхотепа), зодчего и анатома,- с Асклепием.
*
Феникс, своего рода Жар-птица, считался символом вечной жизни и Воскресения. Особо почитался в Гелиополе, где поклонялись его фетишам - камню  Бен-Бен и дереву Ишед (верба). Праздник Феникса - Вербное Воскресенье и  Велик-день - с его ритуальным хлебом, ветками вербы и крашеным яйцом  известен большинству индоевропейских народов и никакого отношения к  иудейскому Песаху, а равно и христианской Пасхе, не имеет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий