понедельник, 2 апреля 2018 г.

Наука и литература въ России при Петре Великом 1862 г.

На обороте заглавнаго листа—крещение Спасителя; на об. 5 ненум. л.: вначале Иисусъ Христосъ, съ крестомъ, окруженъ блуднымъ сыномъ, царемъ Давидомъ, разбойниками и Мариею Магдалиною, внизу подпись: «приидите ко мне все нуждающиеся» и проч. Bсе эти изображения резаны на дереве.
1



Въ посвящении Яворский говорить, что Аристотель училъ Александра Македонскаго, Сенека- Нерона; но онъ не завидует намъ, потому что въ «Афинахъ киевскихъ» обучал риторвке и философии Обедовскаго: греческие ученые воспитали-одинъ «вселенскаго разбойника» Александра, другой «кровопийцу» Нерона; Яворский же-человека, изукрашеннаго всеми христианскими добродеятелями.
3
На об. 3 листа ненум. въ начале Богъ и Иисусъ Христосъ венчаютъ Богородицу, стоящую въ облакахъ на луне, надъ нею св. Духъ въ виде голубя. Сверхъ того, въ самой книге есть несколько мелкихъ изображений рез. на дереве.
*
Въ 1°, на фг страницах, бумага александрийская. Вверху заглавия рез. на дереве изоб. Воскресения Христова. По бокамъ заглавия: Евангелие Иисуса Христа, напечатаны слова: альфа-омега.
11
Оглавление книги: Молитвы оть сна вставше; молитвы но часехъ, молитвы при св. литургии; молитвы предъ обедомъ и по обеде; молитвы на сонъ грядущимъ; акафисть пресв. Богородицы; акафисть Иисусу сладкому;
12
Новыми Заветы: съ киевскимъ, здания 1652 г., съ виленскимъ, здания 1641 г. и съ московскими всеми старыми и новыми ковычными, и со вивлиями острожскою и московскою- Апостолы чли и въ нужныхъ местахъ правили. И по справке объявишася многая речения у книги съ книгою несходна, и иныя речения въ московских кавычныхъ апостолахъ отъ справщиковъ вновь, а не съ переводовъ преписана Другая же речения въ некоих Апостолахъ суть, а въ других не суть. Иная же точию въ единыхъ московскихъ апостолахъ обретаются, а во иныхъ ни въ которыхъ не обретаются. Исправленный такимъ образомъ Апостолъ, въ 1679 г. читался предъ патриархомъ, властями, царемъ и боярами. Онъ замечателен темъ, что печатающиеся до нашего времени Апостолы представляютъ полнейшее съ нимъ сходство, исключая немногих мелкихъ чертъ, не имеющих никакой существенной важности.
22
Въ 1-й части 14 главъ и статья: "О народе славянороссийскомъ. Славянороссийский народъ въ велие множество возрасте, народъ крепкий и можный, его же отецъ мой Василий, кесарь греческий, помощию божиею, святым крещениемъ просвети и властители имъ, по обычаю своемъ,устави. Сии славяне древнихъ летъ великов разорение делаша въ земле греческой.
25
Въ привилегии отъ голландскихъ генеральныхъ штатовъ сказано, что грамматика назначается на употребленie въ школахъ преславнаго славенороссийскаго народа, и такъ какъ Копиевский при издании ея трудился и сделалъ расходы, то и дана ему 15-ти летняя привнлегия, въ продолжении которыхъ перепечатка воспрещалась подъ страхомъ взыскания пени.
28
Приведенное же противниками свидетельство изъ книгъ, печ. при Иосифе, по словамъ Питирима, не есть древнее, но позднейшего времени; за темъ следуеть защита Устава 1682 г. Въ вопр. 148 было предложено, почему въ печ. при Никоне Постной триоди 7164 г. на преждеосвященной литургии повелено «на коленяхъ лежать молящеся», а въ новопечатных Уставе и Постной триоди положено «стоять на коленяхъ молящеся?»
37
Далее на вопр. 154 о чтении, по старымъ Уставамъ, въ Троицкую вечерню молитвы на востокъ къ престолу, а въ новыхъ къ западу изъ алтаря,Питиримъ говорить, что первое напечатано въ Служебнике 7161, а второе подтверждается уставомъ: Филарета 7141
37
«Служебник сей напечатанъ 1702 года, когда еще Русь галицкая въ православномъ вероисповедании состояла. По заведенной 1708 г. унии, учреждена коммисия из римскаго и русскаго духовенства для истребленiя изъ книгъ церковныхъ статей, съ новымъ богослужениемъ не оходствующихъ; и вместо выдранныхъ листовъ повелено другие напечатать. Этотъ Служебникъ состоитъ изъ листовъ древнейшей и новозаведенной службы.
55
Надъ всадникомъ и царемъ масличныя ветви, съ надписями «буди миръ въ силе твоей» и «въ мире воздержете руки ваши и благословете господа». Въ самомъ низу разрушенные города, подъ однимъ подпись: «паде, паде, великий градъ Вавилонъ», т. е. Азовъ, и подъ другимъ «и ты Капернаумъ, до небесъ вознесыйся, низверженъ есть»,— Киэикермевь. Граверъ означилъ здесь свое имя только начальными буквами L. Т.
65
Церковво-славянския издания 1702 г, известныя только по указаниям библиографовъ:Царство мира, идолослужением разоренное, исповеданиемъ же проповеди св. ап. Петра, государя Петра Алексеевича возстановленное, 
71
На слйд. листе грав. на мъди: вверху подъ крестомъ двуглавый орелъ съ Георгиемъ на груди, посреди надпись: «арифметика политика, сихъ и другая логистика и многихъ иныхъ издателей въ разна времена списателей», внизу представлены тюки съ товарами, деньги, земной глобусъ съ кораблемъ на верху, по сторонамъ два мужа: одинъ, въ платье среднихъ вековъ съ брызжами — Пивагоръ; другой, въ чалме и усахъ — Архимедъ.
73
Царотвующий градъ Москву Вавилономъ, и жителей, въ немъ благочестне обрътающихся, вавилонянами, слугами антихристовыми, сынами погибели вменуютъ... И аще бы врази наши поносиша насъ, аще бы римляне, или инии противоверцы, претерпели бы быхомъ: но се творятъ врази наши домашнie и иже бяху съ нами недавно равнодушные, знаемые нами, иже купно наслеждахуся съ нами брашна негиблющаго!,..»
80
Упоминаемыя здесь тетрадки никоего сопротивника, есть сочинение Григория Талицкаго,лица в свое время приобревшего громкую известнооть разсуждениями о последнемъ веце и о пришествии въ миръ антихриста подъ видомъ Петра 1-го.Некоторые подробности о Талицком сообщены в статье «Варлаам Левин», Русское Слово за 1861 г.
Григорий Талицкий, книгописец, жил в Москве и сыскивал себе пропитание перепискою книгъ и рукописей. Около 1 700 года, он написал тетрадки, где излагал: 1) о пришествии въ мир антихриста и о лътъхъ оть создания мира до окончания света и 2) свои розыскания, под заглавиемъ «Врата», съ исчислением годовъ, что Петръ Первый, как осьмой царь — антихристъ и что пришло последнее время. Здесь шла речь о падении Вавилона, запрещалось народу слушать Петра, платить подати и советывалось обратиться к кн. Михаилу Алегутовичу Черкасскому, чрез котораго обещано народу «нечто доброе». Тетрадки Талицкаго многими были встречены с чрезвычайным сочуствием и не только простыми людьми, но и высшимъ духовенствомъ: такъ, тамбовский епископъ Игнатий, будучи въ Москве, призвалъ къ себе Талицкаго, заставил его читать свои творения, плакал, слушая ихъ, целовалъ сочинители, говоря «Павловы де твои уста» и далъ ему 5 рублей.
 Талицкаго поступил донос, его пытали и, наконец сожгли въ Москве, вместе съ другом его Савиным. О казни ихъ упоминается въ указе, напечатанном при Петре в 1722 году, января 27. Некоторый подробности об обличении Талицкаго, мы находим в рукописи, под заглавием «Возражения на камень веры). «Что же до обличения Талицкаго надлежит, сказано там, о том могут присутствующее тому еще свидетельствовать, что на прении Яворскому Талицкий нимало не уступал, но ругательно пророком Вааловымъ... называл, донелиже, по прошению всех собранных, а паче слыша Яворскаго не возмогающа, пришедъ его императорское величество, кратко явными христовыми словами победил и въ раскаяние привел, о чем точно при казни онаго еретика во объявлены погом поучениемъ от Яворскаго на день Петра и Павла показано было...
81
О Талицкомъ, какъ о человеке великаго ума, вспоминалъ царевичъ Алексей, а въ 1750 г. о немъ требовала сведения императрица Елизавета.
82
«Ведомости, из Астрахани». и лист.; на Москве лета господня 1704, марта въ 18 день. Въ начале сообщается, что сделано описание Каспийскаго моря посланвымъ для того въ1703 г., флотскимъ капитаномъ Еремеемъ Мееромъ и повелено напечатать карту этого моря въ большомъ количестве листовъ); что юргенский и хивинский Шайбадуръ-ханъ вступаеть въ русское подданство и также, какъ и бухарский ханъ, посылаеть пословъ къ царю (перепеч. въ Сев. Пчел* L с.). На об. 5 л. особое заглавие.
103
«Ведомости Московские». д листа; на Москве лета господня 1704 июля въ 3 день. Въ начале сообщено объ успехе военной хитрости употребленной при Hapве, чтобы выманить осажденыхъ язь города; потомъ известие оть полковника Рена объ удачныхъ стычкахъ съ шведами подъ командою генер. Шлиппенбаха.
105
Ведомости, присланые чрез почту. д листа; на Москве лета господня июля въ 20 день. Изъ Амстердама, от 6 июня, что шведы не могутъ подать помощи Нарве съ моря, такъ-какъ москвитяне кругомъ возвели разные шанцы; въ городе во всемъ большой недостатокъ. Оттуда же, от 7 июля, сообщено, что руссый адмиралъ Крюйсъ (Крейцъ) пошел из Голландии с несколькими кораблями в Архангельска
105
Ведомости присланые через почту в августа * день», д листа на Москве лета господня 1704 оентября въ 14 день. Изъ Риги, отъ 1 августа, сообщено объ условияхъ сдачи Дерпта; изъ Гданска о соединении саксонскихъ войскъ съ русскими и о приходе великаго множества казаковъ; изъ Львова, отъ 30 июля, что туда прибылъ кв. Голицынъ съ 16 т. войска и принять отъ народа съ честью; при этой армии 3 т. казаковъ; подъ Тарнополемъ Мазепа и Палей съ 80т. войска, которое также идетъ ко Львову.
Ведомости присланые через почту сентября 31 день. 4 ненум.стр.; на Москве лета господня 1704, сентября въ 20 день. Изъ Варшавы, отъ 16 августа, что московские войска ооедииились подъ Синявою съ саксонскою армиею; Августь II намеренъ самъ напасть ва неприятеля.
106
Аще же восхочетъ поискати и во тме неверия оттоманскаго вашой реиментерской благодати денници, и тамо церквы божественныя луч ею присносиятельныхъ щедрот исходящею отъ востока тезоименитой благодати вашой осиваются присно»..
Можетъ-быть въ последнихъ словахъ заключается намекъ на изданie иждивениемъ Мазепы евангелия на арабскомъ языке, экземпляръ котораго можно видеть въ Публичной Библютеке.
117
Ведомости московские. 4 ненум. стр. 3; на Москве лъта господня 1705, Февраля въ 16 день. Въ вачале вышепомямутое письмо Апраксина ’) изъ Кракова, 4 январи,слух, что русские бились съ шведами между Шаколомъ и Килмамомъ. Изъ Вильно (того же числа) что туда ожидають 4 т. москвитянъ водъ командою генерала Шарпа и Александра Вилвмовича, а потомъ Фельдмаршала Шереметьева с 30 т. и 24 пушками.
125
Въ , 9 ненум. листовъ, на правой и левой странице каждаго выгравированы на меди польские стихи латинскими и русскими буквами. Въ начале на одномъ нен. листе гравюра на меди: вверху изображено Петра В., подъ нимъ двуглавый орелъ съ андреевскимъ крестомъ на груди и планъ крепости и города, съ подписью S. Piterburg. Это второе русское, мне известное, изображение нашей столицы: первое, где представлены только крепостные стены и укрепления выгравированы въ «Новомъ способе арифметике феорики или зрительный» съ подписью «г.Петрополисъ 1703»(см. ч. 1,стр.272—274).Въ Триумфе же, кроме Петропавловской крепости, представлена на гравюре уже застроенною Петербургская Сторона; на Васильевскомъ острове две улицы зданий. По сю сторону Невы—адмиральтейство; на месте, где ныне зимний дворецъ, 4 дома; где ныне уголъ дома Главнаго Штаба, выдающийся на Невский проспекть и адмиральтейскую площадь, также домъ (принадлежавшей царице Марфе Матвиевне). Въ Летнемъ саду дворецъ на тонъ же месте, какъ и ныне; по Фонтанке за Летнимъ садомъ целая улица, а по набережной Невы за Фонтанкою разбросаны 4 здания. Внизу гравюры изображено сраженie при Калише, надъ неприятелемъ парить русский орелъ, который поражаетъ стрелами бегущихъ; ниже надпись: Nobilior tanto victoria snrgit ab hoste.
134
Въ начале XVIII столетия, оставшиеся по старине съ бородой были обязаны платать огромную, по тогдашнимъ временамъ, пошлину, во 100, 60 и 30 рублей; даже крестьяне не бритые платили по две деньги съ бороды за каждый день, если жили въ городе. Отъ платежа такихъ пошлинъ не были изъяты и те, кто подстригалъ, а не брилъ бороду; несостоятельные бородачи ссылались въ Рогервикъ на крепостныя работы; жены ихъ обязывалясь носить «платья, опашнии и шапки съ рогами старинныя жъ». Все, незанимавшиеся земледелиемъ и оставшиеся при бороде, платили, наравне съ раскольниками, двойной окладъ.
Несмотря на такия меры, любовь къ бороде не исчезла въ тогдашнихъ русскихъ: св. Димнтрий разсказываетъ, что въ Ярославле, въ 1705 г., ему говорили некоторые: «владыко святый, како ты велишь? Велятъ намъ брады брити, а мы готовы главы наши за брады наши положити, уне намъ есть да отсекутъ наши главы, неже да обреются брады наши!..
Много прошло временя после перваго указа, объявившего гоненie русской бороде (1705 г.), многое уже изменилось, но то, что имело место при Петре, проявляется иногда и въ наши времена, столь прославляемый за терпимость и гуманность... Староверы также по прежнему чаютъ себе блаженства за сохранение невредимости бороды, и въ Словаре знаменитыхъ мужей ихь, написанномъ въ 1828 г., при каждомъ имени между риторскими похвалами рвенью, мудрости и т. в., не забыто упоминание, что описываемое лицо носило бороду густую или клиномъ, черную или рыжую и т. д. До сихъ пор, у насъ даже просвещенные, повидимому, люди готовы забыть все, даже самые крутые и вопиющие перевороты начала XVIII столетия, но едва не съ воплемъ отчаянья вспоминають, что Петръ, когда возвратился къ нему учившийся за границей цирюльникъ, приказалъ ему для испытаны, въ исксутстви своемъ, обрить перваго, проходившего мимо дворца бородача.История русской бороды, иными любимой на жизнь и смерть, другими преследуемой съ враждою, иногда доходящею до комизма, любопытна. Многие думають, что русский можетъ быть тогда только истинно русскимъ, когда отращиваетъ себе бороду, но есть и другие, которые въ бороде видят не только символ отсталости,но и несомненный знакъ стремления къ нарушению общественнаго благоприличия, а можетъ-быть порядка и тишины въ государстве (!!). Бороду въ Pocciи сначала защищали неутомимо, а потомъ объявили ем гонение—вотъ причина, почему въ сущности незначительный предметь приобрелъ у насъ некоторую важность. Борода никогда не была исключительною принадлежностью русской национальности: въ Малоpocciи и некоторыхъ славянскихъ земляхъ бороды бреютъ съ незапамятныхъ временъ, да и въ самой России до Петра запретительныя постановленiя противъ брадобритья достаточно свидетельствують, что охотники бриться встречались у насъ и въ старину.
157
Царь осматривалъ возвратившееся вспомогательное войско подъ командою полковника Ренцеля; оно, чтобы избегнуть шведовъ, перешло въ цесарскую землю и на реке Ренъ стояло.
165
2-е издание явилось въ 1629 г.), при немъ соборное извещенie: «Иовъ Борецкий, милостию божиею митрополитъ киевский, галицкий и всея России православный,
172
Аще бо не оть того диалекту, имъ же отъ св. отецъ святая литургия написася, предадеся, исправляти будемъ,то не вемъ откуду; понеже вся книги словенския отъ колико сотъ леть приписуются невежами, токмо черниломъ мажущими,ума же неимущими,языка неумеющими и силы словесъ неведущими. Славяномъ же никтоже намъ преискрънимъ языкомъ литургии не написа и не предаде; но аще, яко же глаголютъ, еллинския книги, изряднее же дерковнии, и въ Венетии изобразуются, ничто же по нихъ есть коеаждо бо книги готовые и исправленныи оть патриарха святейшихъ зводы тамо даются и паки пpieмлются, а еже верхъ митрополить тамо православный жительствуетъ нареченный Филадельфийский
173
Кроме отменъ въ слоге, главнейшее различие въ Служебнике 1708 г. отъ прежнихъ киевскихъ состоять въ томъ, что въ немъ, согласно уже московскихъ изданиямъ после Никона, въ изображении положения святаго хлеба—крестъ четвероконечный, безъ днища и подножия.
174
Въ 1772 г. въ синод. конторе при москов. типографии хранились 2 экз. Геометрии, въ полдесть (т. е. въ 4°,) одинъ письменный съ поправками «въ премногихъ местахъ» Петромъ Великимъ, другой печатанный безъ означения года и места печатания. Книга была прислана въ Москву «изъ военнаго похода» въ 1707 году и напечатана голландцами, нарочно вызванными для типографскаго дела изъ Амстердама и привезшими съ собою три азбуки новоизобретенныхъ русскихъ литеръ.
179
Въ 8°, 210 стр.,счетъ съ заглавнаго листа, и 3 нен. листа (реестръ комплементамъ, обретающимся въ книге сей). Тредьяковский полагалъ, что это была первая книга, печ. гражд. шрифтомъ.Издание этого Письмовника показываетъ, что Петръ В. желалъ и въ домашнюю переписку своихъ подданныхъ ввести поскорее приемы и обычаи европейскнхъ народовъ.
180
Что же касается до «Прикладовъ, како пишутся комплементы», то эта книга есть также сборникъ образцовыхъ писемъ, которыя и до ныне являются у насъ въ печати подъ именемъ Письмовниковъ, Всеобщихъ секретарей и т. п. Нашъ письменный языкъ во времена Петра несвыкся еще съ общепринятыми, ходячими фразами другихъ европейскихъ языков,и нужно было целое столетие для того, чтобы наконецъ мы усвоили себе условныя выражения, натянутые и гладкие обороты нашихъ соседей. «Приклады» петровские переведены были съ немецкаго, а немцы того времени писали о самыхъ обыкновенныхъ вещахъ напыщенно и темно. Не трудно потому догадаться, какия образцовый немецкия письма вышли въ русскомъ переводе.
181
Въ 1695 г., Петръ В. обратился съ просьбою къ цесарю Леопольду о присылке къ нему иноземныхъ инженеровъ, минеровъ и артиллеристовъ, и вследствие этого присланы были въ Рoсciю полковникъ Казимиръ де Граге съ инженерами де Левалемъ и Боргсдороомъ. Какъ они, такъ и приехавшie съ ними минеры и канониры, явились къ царю подъ Азовъ 11 июля 1696 г. Въ это время осада этой крепости шла весьма медленно.
184
Календарь или месяцесловъ христианскии по старому штилю iлi исчислению. На лето отъ воплощения Бога олова 1709. Отъ миробытия же 7217. Напечатанъ въ царствующемъ великомъ граде Москве, лета господин 1708. Декабря въ 28 день».
На обороте заглавнаго листа помещены знаки месячные и дней седмичныхъ те же, что и ныне. За темъ хронология
отъ сотворения Mipa 7217;
отъ Ноева потопа 4002; 
отъ разоренья Содома и Гоморры 3602;
отъ начатия 4-хъ монархий вавилонской 3882;
персидской  2246;
греческой 2036;
римской 1781;
отъ исхождения израильскаго 3205;
какъ вымышлено пороховое дело 329;
какъ вымышлено книгъ печатное дело 269;
отъ начала владения его царскаго величества всероссийскаго Петра Перваго  27;
от рождения его царскаго высочества господаря царевича Алексia19.
185
О начале года.
Древле у разныхъ народовъ въ разные времена овогда во весне, овогда же по осени начинатеся годовое время, мы же, христиане, Христу Спасителю нашему по обрезанию въ честь, нашъ церковный год начинаемъ отъ рождества Христова. И оное время къ южному тропическому в каприкорничеокому (нашей отране зимнему) солнечному или небесному пункту ближае есть. Воспринимаемъ такожде при сем пункте начало нашего гражданскаго года, егда именно солнце до онаго достигнет и сице вступаемъ въ лето спасительное 1709.
185
за тем, копия съ письма генералъ-лейтенанта Беллингса, отъ 6 июля 1709 г. об окончательной сдаче шведовъ русской армии, вместе съ копией условий, заключенных по этому случаю съ русскими графомъ Левенгауптомъ
195
въ Москве лета господня 1709 г. мая въ 18 день. Донесение царю кн. Меншикова о взятии полковникомъ Яковлевымъ п. Переволочны, где были неприязненные русскимъ запорожцы. Въ заключение сказано: «в его царскаго величества счастием переволочский замокъ взяли и ихъ на месте больше тысячи человекъ порубила, кроме техъ, которые по куреням  побиты и созжены, а остальные, бежавъ, топились въ рекахъ Днепре и Ворсиле. Въ толь замке взято12 человекъ воровъ первых, понеже живыхъ яхъ брали жало всехъ рубили.
227
«ПОПОЛНЕНИЕ К ПРЕЖНЕЙ ВЕДОМОСТИ, ПЕЧАТАННОЙ К 21; напечатано въ Москва лета 1709 г. Июня въ 28 день. Здесь въ начале подробности о деле, описанномъ въ предыдущемъ №, потом о счастливой для русскихъ, подъ командою генерала Рена, сшибке (15 июня) со шведами около Ворсклы, и объ удачномъ занятой поста противъ неприятеля русскими подъ начальствомъ генерала Алларта,«Жур. П. В.,ч. 1, стр. 193—194 (210).
228
«Апрель Ведомости. Присланные чрезъ почту Марта въ 30 день». 4 нумеров, стр.; 8; печатано въ Москва, 1710 года апреля въ 5 день. Изъ Варшавы, отъ 11 Февраля: «в 5 день Февраля цесарский резидентъ Типолъ въ Варшаву приехалъ, и еще цесарскаго посланника гр. Вилцека ждутъ, который къ его царск. велич. назначенъ къ Москве итти». Съ реки Вислы: «еще неведомо, куда полонянниковъ изъ Эльбинга повезутъ. Генералъ Ностицъ въ городе крепкий гарнизонъ заложилъ. Изъ обозу при Риге пишутъ. что крепко въ городъ стреляютъ, кроме того ничего при осаде не пременено». Изъ Митавы сообщается, что туда приехали генералы Ренъ и Боуръ, которые говорили о недостятке въ Риге провианта и о разбитии шведскихъ фуражировъ.
250
Изъ Якубовича, отъ 14 Февраля: «около Люблина стоящие русские войска готовятца къ пришествию его царск. величества, и оный съ войсками во Украине и Подолии соединятися будутъ. Въ последнемъ ущербе около полунощи, некоторые русские жители радугу около луны видели, изъ того комета учинилася, и сверхъ той две косы совокупленный явилися»
*
печатано въ Москве 1711 году мая въ 2 день. Здесь помещены сведения изъ Белой Церкви (по письму бригадира Анненкова, 4 апреля) объ отбитии съ урономъ отъ этой крепости белгородской и буджацкой орды съ ханскимъ сыномъ Салтаномъ, старостою Галецкимъ, Орликомъ, запорожцами и ляхами.
*
напечатано в Москве 1711 году, мая в 4 день. О взятии генералъ-майоромъ Шадловскимъ Новосергиевской крепости, что на Самаре, отданной изменником Плякою крымскому хану.
*
«Ведомости присланы чрезъ почту сентября въ 29 день». 4 нум. стр. 6; печатано въ Москве лета господня 1712 октября въ 20 день. Изъ Варшавы отъ 26 августа «последнее Грудзинскаго впадения въ здешнюю корону фельтъ маршалу Шереметеву причину задало универсалъ публиковать, если поляки межь собою какое смущение зачнуть, то де онъ принужденъ будеть такия непристойности успокоить, и его царское величество воиска въ Польшу паки возвратятся». Изъ Львова, отъ 15 августа: «россияне съ калмыками Днепръ перешли и въ Тартapiю впали; въ Немировъ несколько сотъ турковъ пришло.
284
«Реляция». 4 нен. стр.; 1; печатано въ Москве 1713, января въ 30 день. Здесь сообщено о несчастномъ для датчанъ и саксонцевъ, подъ начальствомъ короля первыхъ и генерала Флемминга, сражении со шведами 9 и 10 декабря: причиною поражения было нежелание датскаго короля дождаться соединения съ русскими. Въ «Журнале Петра В.» о семъ кратко I, 347 (371).
309
На 7 л: первой нумерации: предисловие въ Часословъ (Искусствомъ повседневнымъ) и «Древнее св. апостоловъ и св. отецъ предание, какк всякому православному христианину подобает на знамение крести святого на лицъ своемъ руки своея персты и кия слагати, и како на себе оный изображати (Первое убо)». Здесь, поеле наставлений, указаны книги, где можно подробнее читать о сложении перстовъ, именно: въ Скрижали 7164 г.
314
Далее, следуетъ обычныя риторическия разглаголыства о победе lсyca Христа надъ смертьго и высказана мысль, что победа Петра надъ непризнающими христианства можетъ быть разсматриваваться, какъ победа Иисуса Христа надъ смертью.
321
Указъ безъ заглавия о запрещении каменныхъ построекъ во всем государстве.
На об. одного листа; внизу выходы, печатанъ въ Санктъпитербурге октября 9 дня, 1714 году. Черновой писанъ по большей части рукою Петра Великого
331
Указъ безъ заглавия о неторговании русскимъ платьемъ.
На обороте одного листа; внизу выходъ. печатано въ Санктьпитербурхе декабря 29 дня 1714 г. Въ Каб. делахъ II, 16 21; Поля. Соб. Зак. V, 2874.
333
Помещенныя здесь заповеди хотя и начинаются одинаково съ напечатанными въ изд. подъ 48 и 76, однако во многомъ не сходны съ последними: въ Сборнике 1715г. не помещены такъ наз. Церковныя Заповеди, образчикъ которыхъ приведенъ подъ № 48, но зато есть добавления, такъ напр. на 27 л: преподанъ советъ, какъ следуетъ учить ребенка: «не удаляйся младенца наказовати, яко аще поразиши его жезломъ — не умретъ: ты бо убо, поразиши его жезломъ, душу же его от смерти избавиши. Воспитай чадо, и удивить тя, не смейся съ нимъ, да не споболиши. Склони выю его въ юности, сломи ребра его, дондеже есть младенецъ, да некогда ожесточивъ, не покорится и будетъ тебе болезнь душевная (ср. Ивику, № 216)».
338
Стефан Прибыловичъ сочинилъ книгу подъ названием» "Воспитанie на книжечку папежскую" Вопросы еллиногреческии ответами св. отецъ отъ книг церковных изображенными разрешенные, изд. 1713 (sic) г., въ Польше кемъ-то из униатских священников на росс. и польском языках, называвшим себя правовернымъ и подтверждавшим все католицкие догматы хитро-подводимыми и наклоненными к тому местами из св. наших отцов, церковных» книг и даже из сочинений некоторых в» грекоросийской церкви написаннымь. Восписание Прибыловича хранится въ рукописном» подлиннике въ библиотеке александроневской академии.
345
Санктъпитербурхъ. Ведомость о баталии морской при острове Ригенъ, между датскимъ и шведскимъ Флотами бывшей июля 27 дня 1715г.
Ведомость. Получена изъ Санктъпитеръбурха, настоящего ноября, въ 24 день». 3 нен. стр.; печатано въ Москве ноября въ 26 день 1715 г. О завладении датчанами и саксонцами шведскаго траншамента у Штральзунда, причемъ реестръ потерь съ обвихъ сторонъ.
353
Съ об. 294 л: «Въ честь и славу преблагословенной Деви Богородици въ чудотворной своей иконе богоблагодатными чудами славимой,пособившей нам типографским художеством ciю псалтиръ печати и совершити, в душевную же пользу чтущим cia вопросы и ответы о целовании арх. Гавриила к преблагословенной деве Марии (Вопр. правоверный христианин*)».Этот Псалтырь первый раз издан в 1712 г.
357
«Ведомость въ писме его царскаго величества Taiнaro советника и барона Шафирова, къ его светлости князю Меньшикову. Изъ Копенгагена въ 7 день Августа,1716 Писано». Въ л:, печатано паперегъ на одной странице; въ заголовке гравир. на меди изображение Петербурга; внизу: печатано въ Санктъпитербурхе сентября въ 3 день 1716 году. На другой отранице (2-го полулиста) гравюра на меди съ заглавиемъ: «Линеа де баталии соединенныхъ флотовъ, которыя подъ высокою его царского величества всероссийскаго командою обретаются». Подъ гравюрою названия кораблей английскихъ, датскихъ и русскихъ.
*
Содержание нумера состоять вътомъ, что Шафиров  извещаегь Меншикова о командовали Петромъ четырмя флотами соединенныхъ государства.
373
«Ведомость. Изъ Вены отъ 22 сентября 1716 году». 3 нум. стр.;печатано въ Спб.1716 г. октябре 16. О стычкахъ австрийцевъ съ турками подъ Темешваромъ.
374
Издание роскошное: каждая страница текста обведена бордюромъ; заставицы тщательно вырезаны на дереве. На выходн. листе около надписи «Евангелие Иисуса Христа» напечатаны слова: альфа—омега; вверху листа рез. на дереве, такъ какъ и все остальные рисунки въ книге, воскресение lucyca Христа.
376
Перед Соборникомъ напечатано Сказание на месяцеслов краткое, где объяснены пасхальныя азбуки я замечено:  «судихом же приложите ciи лунные круги к месяцослову сего роди, яко симъ Лунномъ кругом пасха Христова обретается, а не по солнечному кругу, яко же праздник Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, и проч, о чесом зри обширнее в Деннику, издан, в типографии острозской, лета от воплощенiя Христова 1598».
380
Помещаем здесь для образчика некоторыя немецко-дворянския наставления для русскаго юношества:
382
Пропуская наставления о ooxpaнeнiи въ чистоте ногтей, рта, и запрещения громко чихать, сморкаться и плевать, что, при известной славянской неряшливости, было очень не бесполезно для васъ, сообщаем еще несколько уроковъ, какъ надобно унижать слугъ и забывать что они такие же люди, какъ и ихъ господа: «Слугамъ своимъ и челядинцамъ не должно давать злаго прикладу, и передъ ними никакова соблазна не чинить и ниже допускать, чтобъ они всякими глупостями хозяину подлещались, какъ обычайно такие люди делают, но держать ихъ в страеъ и больше двухъ крать вина не спущать, но выгнать изъ дому; ибо лукавая лисица нрава своего не переменить. Когда кто своихъ домашнихъ въ страсъ содержитъ, оному благочинно и услужение бывает, а слуга может научится, и другие его родственники за разумнаго его почитать будутъ. Ибо рабы, во своему нраву, невежливи, упрями, безстыдливи и горды бываютъ, того ради надо ихъ смирять и унижать. Не надлежать отъ слуги терпеть, чтобъ онъ переговаривалъ или, какъ песъ, огрызался, ибо слуги всегда хотят больше права иметь, нежели господин, для того не надобно имъ попущать. Нетъ того мерзостнее, какъ убогой, гордый, нахалливой и противной слуга, отчего и пословица зачалась: въ нищенской гордости имеете дьяволъ свою утеху»....
383
Возвратился еси (т. е. царь) имуще съ собою толь предражайшие Poccie гостнные дары: въ первыхъ, любезную но долголетней войне вожделеннаго покоя надежду, крайнимъ, неоцененнымъ предприятымъ твоего монаршего счастия увенчаваемую лявромъ; по семь, безсмертную славу твоея собственный в особныя чести, юже по знатному свидетельству достоинства и всехъ въ твоей царской особе квалитетовъ отъ согласия иностранныхъ надъ своими флоты адмираловъ восприяти оправдался еси, егда въ главнаго повелительнаго командера надъ четырма флоты: российскимъ, английскимъ, датскимъ и голандскимъ избранъ и публикованъ былъ еси. О преславнаго дела! и славы твоея Poccie! Первый бо твой Петръ, первый таковую честь и славу получил.
387
Содержание манифеста или объявленiя следующее: Въ 207 г. была пострижена въ монахини «для некоторыхъ своихъ противностей и подозрения» первая супруга царя, Евдокия, изъ рода Лопухиныхъ, и названа въ инокиняхъ Еленою. Между темъ, царю стало известно, что она скинула съ себя монашеское платье и стала одеваться въ мирское. Лейбъ-гвардии капитанъ поручикъ Скорняковъ-Писаревъ посланъ былъ сделать о томъ розыскъ, но которому оказалось, что Лопухина не только одевалась мирянкою, но и поминалась въ Благовещенской церкви Покровскаго девичьяго монастыря въ Суздале, не какъ монахиня Елена, но царица Евдокия. По этому, ее со всеми лицами духовными и мирскими изъ того монастыря велено было привезти въ Москву.
415
 Чтобы Глбовъ не замерзъ и страдалъ бы более, надели на него меховое платье и шапку. Онъ умеръ только въ ночь передъ утромъ. Досвфоя, Адександра Кякнва, одного монаха я секретаря Лопухиной казнили колесованиемъ: каждому сначала дожали руку и ногу, а потомъ отрубали головы. Тъло Досифея тотчасъ же было сожжено. Многихъ бояръ, монахинь, одного священника (изъ грековъ, бывшего въ Берлине при гр. Головине) били кнутомъ и батогами. Царевна Марья Алексеевна на-вечно была заключена в Шлюсельбургь.
419
Но этимъ ответомъ Петръ не довольствовался, и снова настоятельно требовалъ от сына или исправиться въ поведении, или же принять монашество, говоря о его обещании не иметь притязаний на престолъ: «хотя бъ и истинно хотелъ хранить (обищанie), то возмогутъ тебя склонить и принудить большия бороды (въ выноске: «ciи разумеются люди замерзлыхь обычаевъ»), которыя ради тунеядства своего, ныне не во авантаже обретаются, къ которымъ ты и ныне склоненъ зело.... Всемъ известно есть паче ненавидишь делъ моихъ, которыя я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю, и конечно помне разорителемъ оныхъ будешь. Того ради, такъ остаться, какъ желаешь быть, ни рыбою, ни мясомъ невозможно, но или отмени свой нравъ, и нелицемерно удостойся) наследникомъ, или будь монахъ, ибо безъ сего духъ мой спокоенъ быть не можетъ...» Царевичъ отвечалъ, что онъ готовь принять монашество.Въ томъ же 1716 г., Петръ, бывъ за границей, потребовалъ сына изъ Pocciи къ себе. .
420
Некоторые изъ переводовъ доказывают, что Петръ старался чрезъ своихъ пословъ распространять въ Европе составленные по делу царевича документы. Кроме ихъ, издавались, также подъ наитиемъ русскихъ агентовъ, брошюры, въ которыхъ старательно доказывалась справедливость действий противъ Алексея Петровича
427
«Обьявление какимъ образомъ асамблеи отправлять надлежитъ.»
На листе, s. 1. ct а. Единственный современ. экз. въ син. архиве.Сначала определение слова ассамблеи, потомъ 7 пунктовъ, какъ ее должно отправлять, покаместъ въ обычай войдеть». Въ Каб. делахъ  54 л: 499, начало и первые три пункты написаны рукою Петра Великаго». Объявление перепечатано въ Полн.Собр. Зак. V, Ах 3246, подъ 26 ноябремъ 1718 г., съ дополнениемъ, что распубликована чрезъ генералъ-полицмейстера Дивьера. См. также въ «Панораме Петербурга» Башуцкаго и Биб. для Чт.  3, 1834 г. Въ немецкомъ переводе у Вебера Der- veranderte Russian»! Th. 1, стр. 226 — 227. При этомъ авторъ, участникъ этого рода собраний, присоединилъ несколько любопытныхъ замечаний: «на этихъ ассамблеяхъ, пишетъ онъ, въ одной комнате танцуют, въ другой играютъ въ карты, шашки и, особенно, въ шахматы, въ которых многие, даже изъ самыхъ незнатныхъ русскихь весьма искусны; въ третьей курятъ и беседуютъ; въ четвертой дамы заводятъ различный игры, которыя подаютъ поводъ къ смеху. Хотя теперь никто не обязанъ пить вино или водку противъ воли, разве только нарушать,какъ случается зачастую,законы ассамблеи, однако многие pyccкie выходятъ оттуда съ достаточнымъ запасомъ хмеля въ голове. Вообще ассамблеи приняты, какъ одно изъ лучшихъ нововведений Повеление давать ихъ касается всехъ знатныхъ придворныхъ: они обязаны отправить ее по-крайней-мере одинъ разъ въ зиму, и полицмеистеръ заранее повещаеть того, въ доме котораго, по царскому усмотренiio, должно быть это празднество ‘)».
435
«Царского величества указъ изъ сената.» О наказаниях за неприсылку сказокъ.
Въ, на 2 нум. стр. и при немъ на 2 нум. же стр. «Инструкции отъ гвардии полку , по которой ему приедучи чинить надлежитъ. На обоихъ одинъ и тотъ же выходъ: «печатанъ въ Санктъпитербурх 1719 декабря въ день.»
440
Грамота Иеремии, патpiapxa константинопольскаго, о разрешении российскому воинству, во время войны, въ посты употреблять мясо, 1718 г. Въ архиве синод, по каталогу 1 экз.(налисте). Зак. эта грамота подъ 7 мартомъ 1718 г., V, 363178. Тамъ же подъ апрелемъ 1716 г. V, 36 3020 есть другая грамота того же патpiapxa о разрешении царю есть мясо во все посты, кроме недели предъ причастиемъ
441
между Царицынымъ и Паншинымъ начаты линия и вал въ 1718 г., а въ 1719 они должны быть кончены, чемъ прекратятся набеги кубанцовъ на русския границы;
461
«Санктъпитербурхъ. изъ флота его цар. вел. отъ Ламеланда июля отъ 23 числа пишутъ, что получена тамъ ведомость отъ генерала адмирала гр. Апраксина изъ Швеции отъ урочища Рунен, отъ 18 числа». 12 нум. стр.; 7; печатано въ Спб. 4 августа 1719 года. Въ начале о разоренияхъ русскими войсками на шведскихъ берегахъ
462
Здесь еще прибавлено, что со времени вступления русскихъ въ шведския шхеры сожжено 15,000 дворовъ в медныхъ заводовъ
463
«Санктъптербурхъ». Вм. заглавия: «Сего августа в 20 день, изъ флота его цар. величества отъ Ламелайда получена ведомость, коликое число генералъ-маиоръ Лессий съ своею командою разорилъ и сжегъ неприятельскихъ жилищъ и железныхъ заводовъ». 14 нум. стр.; 12; печатано въ Спб. 21 августа 1719 г. Экз. П. Б. корректурным съ надписью: «делать въ 21 августа. Чтенъ». Въ А. Н. этот нумеръ беэъ начала. Здесь ведомость объ опуотошенияхъ, произведенныхъ Лессиемъ по шведскимъ берегамъ; перепечатана въ«Жур. П.В.» II, 116. Aeccik, съ 18 июля по 5 августа, сжег 5,877 дворовъ, не считая кладовыхъ, амбаровъ, мельницъ и карбусовъ; железа брошено въ воду съ заводовъ 79,940 шинъ, а .также много перепорчено въ амбарахъ, откуда далеко было возить его до воды. Результаты релации также въ «Лит. Газет*» 1. с
464
Недавно открыты материалы,которые дополняютъ разсказ Питирима въ «Объявлении упомянутый дьяконь Александръ, въ феврале 1720 г., подалъ царю просьбу, въ которой объяснилъ, что Питиримъ истязаниями заставил его и старцевъ подписать въ Нафнутове повинную. Еще прежде того, онъ держалъ ихъ около года въ кандалахъ, подъ крепкимь карауломъ, и «угрожалъ ранами». Потомъ, взявъ ихъ съ собою въ Пафнутово, сочинилъ тамъ отъ лица ихъ повинную и приказалъ имъ «приложа руки, подать предъ народомъ и ни въ чемъ не спорить, хоша-де станетъ и истязать васъ, чтобъ вы противъ вопросовъ ответствовали, а вы-де кланяйтеся, чтобы не ответствовать.... и мы, убогие, во узахъ истомленные, убояаси отъ него, епископа, большихъ мукъ,и ссылокъ и ноздрей рвания,яко- же и надъ другими учинено, которые отданы въ каторжную работу въ разныхъ числахъ, для того ни о чемъ оспорить ему не смели»....За это сознание диакон  Александръ былъ казненъ въ Нижнемъ 21 марта 1720 г., а тело его сожжено. 
472
Санктъпитербурхъ. Ведомести». 8 нум. отр.; 68; печ. въ Спб. 17 декабря 1720 г. Въ Каб. дол. I, Jfe 69. На отр. 7—8 сладу следующее известие’. сего декабря въ 13 день, здесь въ Санктъпитербургь на площади, сожженъ богохульникъ и иконоборецъ Шуйокаго уезда Василья Змиева крестьянинъ Ивашка Красный за то, что октября 23 дня сего жъ 720 году, какъ было въ Москве изь соборной церкви успения пресвятыя Богородицы крестное хождение въ соборную жъ церковь чудотворнаго образа Пресвятый Богородицы, именуемаго казанскою, онъ, Ивашка, обругалъ спасителевъ образъ и животворяща Крестъ Господен въ никольских воротахъ билъ палкою и для того пойманъ и присланъ въ Санктъпитербурхъ. Въ роспроса и съ розысковъ съ трехъ пытокъ съ огня въ томъ ругательстве и иконоборстве и что на восточную апостольскую церковь возлагалъ хулу, винился
500
464. «Царского величеотва указ объявляется во всенародное известие». О взятии сказокъ в губернияхъ и провинцiяx.
516
Собр. напечатанъ «артикулъ сепаратный (о немъ см. ниже) о сроки, въ который Россия обязывалась выплатить Швеции 2 мил. ефимковъ, выговоренные последнею за уступку части Финляндии;
526
Санктъпитербурхъ. Ведомость». 2 нум. стр.; 4; печ. в Спб. 21 января 1721 г. Известие отъ сибирскаго митрополита Федора, что въ Сибири крещено до 40 т. язычников и построено до 20 церквей «языческия жъ ихъ капища помощию Божию опровержены и идолы сожжены».
535
Реляция. 8 нум. стр.; 1; печатано въ Спб. 1721 г. июня 24, а въ московскую получено и печатано въ 19 день июля. Петербургская и московская реляции заключають известие о томъ, сколько отрядомъ Лесслия побито и взято въ пленъ ненриятелей, захвачено припасовъ и проч. Между прочимъ разорено и сожжено 4 городка, 19 кирхъвшилей, 509 деревень, 79 мызъ, въ нихъ дворовъ 4155, и проч. Все это перепечатано въ «Журн. Петра В.»
538
Сего сентября 3 дня, въ бытность нашу на Котлине оотрове, прибежалъ къ намъ куриеръ отъ волномочныхъ мннистровъ, съ конгрессу изъ Нейштадта съ трактатами вечнаго мира, который между нашими и шведскими полномочными заключенъ въ 30 день августа. Въ которомъ постановлено, что корона шведская вечно уступаетъ намъ Лифлявдию, Эстляндию, Ингрию, и знатную часть Карелии сь городами Ригою, Ревелем, Нарвою, Периовомъ, Выборхомъ и ко оному знатнымъ дистриктомъ из Финляидии и Кексъгольмомъ. А съ нашей стороны изъ завоеванного Швеции возвращается прочее отъ княжества финлянского. Въ тот же миръ включенъ его королевское величество и Речь Посполитая польская.
540
Изъ сравнения обоихъ Прибавлений, печатанныхъ одинъ граждан- скимъ, другой церковнымъ шрифтомъ, можно видеть, въ чемъ состояло дополненie последнего государемъ. Такимъ образомъ во второмъ помещены правила, публикованные 17 мая 1722 г. (см. ниже) объ исповеди и присяге священнической, а въ правилахъ для монашествующихъ внесенъ новый 36-й пункт, въ которомъ постановлено, «Монахамъ никакихъ по кельямъ писемъ, какъ выписокъ изъ книг, такъ и Грамотокъ советныхъ, безъ собственнаго ведения настоятеля, подъ жестокимъ на теле наказаниемъ, никому ке писать к грамотокъ, кроме позволения настоятеля, не принимать, и по духовнымъ и гражданскимъ регуламъ чернилъ и бумаги не держать, кроме техъ, которымъ собственно отъ настоятеля для общедуховной пользы позволяется. И того надъ монахи прилежно надзирать, понеже ничто такъ монашескаго безмолвия не разоряетъ, какъ суетныя ихъ и тщетныя письма... Вообще вести переписку монахи могли только с разрешения настоятеля.
544
По редкости этого Указа, помещаемъ его здесь вполне: «1722 Февраля въ 28 день, по указу его императорскаго величества, свят, правительствующей синодъ, уведомився чрезъ некоторое известие, что в Чудове монастыре чудотворца Алексия продается приходящим людям никакой мед, собственнымъ его чудотворцовьмъ называемый, а въ церкви Василия блаженнаго употребляется въ продажу никакое масло и в почтении содержится;и въ другихъ монастыряхъ и церквах обретаются будто чудотворцовъ некаких вериги,который возлагаютъ, якобы для исцеления,на младенцов, но не безъ скверно прибытной выманы. И разсудивше опасно, что такимъ продажамъ быть не подобаетъ,  согласно приговорили:  такия  продажи,   яко подозрительныя и неподлежащия, весьма пресечь, дабы отнюдь никто ничего вышеозначеннаго, что за святыню почитается, продавать не дерзалъ подъ лишениемъ сана своего и подъ потеряниемъ движимаго и недвижимаго имения. А ежели кто отъ правоверныхъ, по своему желанию и по прежнему обычаю, онаго меда, или масла, или прочего, за святыню почитаемаго, требовать будет и темъ оное въ употребление давать безденежно, дабы подозрения за то и нарекания на монастыри и церкви не было. А вериги, вездe обретающаяся, присылать въ свят. прав.синодъ без всякой утайки при доношенияхъ. А ежели кто безстрастиемъ своимъ и за симъ его импер. величества указомъ и синодальнымъ запрещениемъ отъ вышеозначеннаго что продавать и деньги, или другое что за то отъ кого требовать, или даемое принимать будетъ, и о томъ каждому кто бы какого звания ни былъ, увидтевъ или уведавъ cie, доносить въ свят. прав, синодъ безъ всякаго попущения и прикрывательства; за что те доносители признаны будутъ за достоверных людей, а оные за усердное доношение и награждения отъ свят, синода сподоблены будутъ, а преступники жестоко за оное накажутся. И о томъ, всенароднаго ради ведения, распубликовать сими указы и разослать, какъ въ оныи места, такъ и по всюду немедленно, дабы неведениемъ никто не отговаривался».
546
О ведение исповедныхъ росписей, о штрафахъ за нехождение на исповедь и въ церковь, также о стеснительныхъ мерахъ противъ раскольниковъ.
554
Богородице; круги солнечный и Пасхалия на 11 также нен. листахъ, слъдующие утрачены. На заглавном: л: изображения, рез. на дереве, вверху Богъ Отецъ и подпись: «святъ святъ, святъ Господь Саваофъ, исполни небо и земля славы его», по сторонамъ пр. Моисеи и Ааронъ, внизу Давидъ поражаетъ Голиафа «азъ исторгъ мечь оть него, обезглавихъ его». Ниже подпись: «року бо 1682 г.»
555
По этому-то и состоялся 17 мая 1722 г. указъ о томъ, чтобы священники, подъ страхомъ смертной казни за неисполнение, доносили, если имъ будутъ открывать на исповеди какие- либо умышления противъ царя и Церкви; въ исполнение чего священники давали присягу по приложенному при указе образцу.
558
Левинъ былъ сынъ пензенскаго помещика и еще съ детства сделался приверженцемъ старины, двоеперстнаго сложения и т. п. Военная служба не изменила, но укрепила образъ его мыслей: больной и одержимый припадками падучей, онъ вышелъ въ отставку и поступилъ въ монахи. Ему часто приходилось слышать въ народе о царе какъ о новомъ антихристе; по его словамъ, даже Стефанъ Яворсккий, при свидании съ нимъ, высказывалъ неблагоприятныя мнения о тогдашнихъ нововведенияхъ; впрочемъ, при дальнейшихъ пыткахъ, Левинъ оправдалъ Яворскаго. 19 марта 1722 г. онъ явился въ Пензе на базарной площади и на крыше одной мясной лавки,снявъ съ себя клобукъ, громогласно проповедывалъ пароду, что Петръ антихристъ, что монахи едятъ в посты мясо и что скоро народ будутъ печатать печатью антихриста. Левина казнили въ Москве 26 июля, а голову его въ спиртъ отослали въ Пензу, где она была выставлена на каменномъ столбе.
558
Это известie, подъ заглавиемъ: «Реляция и журналъ о походе е. ц. величества въ 1722 г. въ Персию и о бывшихъ тамъ баталияхъ и о взятии Дербента» упоминается въ брошюре г. Обручева «Обзоръ рукописныхъ и печатныхъ памятниковъ, относящихся до истории военнаго искусства въ России по 1725 г.»,
775
Въ реляции, Петръ писалъ къ сенату въ полушутливомъ тоне: сначала въ ней сообщается о приказании бригадиру Витеранию разорить Андрееву деревню. Здесь «съ помощью божиею, неприятель побить, и деревню ихъ, въ которой, сказываютъ, съ 3000 дворовъ было, разорили и выжгли безъ остатку».
577
Неприятель въ первый разъ атаковалъ 19 августа, «которому гостю зело были рады (a особливо робята, которые свисту не слыхали) и, принявъ, проводили его кавалериею и третьею частию пехоты до его жилища, отдавая контра-визитъ, и побывъ тамъ для увеселения ихъ сделали изъ всего его владения Фейервергь для утехи имъ (а именно: сожжено въ одномъ его местечке, где онъ жилъ, съ 500 дворовъ, кроме другихъ деревень, которыхъ по сторонамъ сожгли' 6)»...
«3ело удивительно,записано далее въ экстракте,сии варвары бились, во обществе нимало не держались, но побежали, а партикулярно деспаратно бились, такъ-что покинувъ ружье, яко бы отдаваясь въ полонъ, кинжалами резались, а одинъ во-Фрунть съ саблею бросился, котораго драгуны наши приняли на штыки»... Передъ темъ 3 наши козака были схвачены непрйятелемъ и мученически умерщвлены, и за то «21 человекъ изъ взятыхъ (неприятелей) для невинной и во всем свете неслыханной посланнымъ козакамъ муки и смерти, во отмщение кажнены смертью, и одинъ отпущенъ къ нимъ съ письмомъ, объявляя имъ ихъ варварство, у котораго обрезаны носъ и уши»...
578
И толико себе потомъ последующу времени распространилъ, яко ныне реки Индъ, Волга, Донъ, Днестръ, Дунай, Сава (цесарскими оружиемъ очищенная уже Унгapia), море Средиземное, Нилъ, Apaвia пустая и Петреа, и устия Ефрата кураново почитають зловерие.
583
559. «Истинное управдание правоверных христиан, крещением поливательным во Христа
610
«Увещивание написано по содержанию указа 1723 г. августа 28, объявленнаго въ св. синоде, о неявившихся въ синодъ къ разглагольствию раскольниковъ и ихъ лжеучителяхъ, дабы оныхъ не токмо блюстися, но и обличать, а кроющихся открывать и суду представлять.
629
Типографии при киевопечерской лавре въ Киеве и святотроицкомъ ильинскомъ монастыре въ Чернигове содержались на свой собственный счетъ и пользовались сами выгодами отъ продажи книгъ. Въ синоде, вскоре после его учреждения, уже было обращено внимание на то, что по «Духовному Регламенту» все типографии зависятъ отъ синода, а между-тьмъ въ некоторыхъ изъ нихъ, какъ замечено въ одномъ современномъ документе, «книги печатаются по воле начальствующихъ ихъ, въ чемъ многое неисправление», почему признано было нужнымъ сделать общее распоряжение: «безъ повеленния духовнаго синода, никакихъ книгъ не печатать».
636
До 1708 г., въ московской типографии печатание производилось однимъ славянскимъ шрифтомъ. Въ 1707 г. прибыли изъ Голландии наборщикъ Индрикъ Силбахъ, тередорщикъ и батырщикъ Яганъ Фо- скулъ и словолитецъ Антонъ Демеи. Последней привезъ съ собой «новоизобретенныхъ русскихъ литеръ» три азбуки съ пунсонами, матрицами и Формами, да два стана на ходу со всяким управлешемъ
642
Тредьяковский справедливо полагаегь, что единственною причиною изобретения гражданскаго шрифта было желaнie Петра сделать нашу азбуку ,более похожею на латинскую, какъ более красивую, чемъ славянская.
644
Изобретенный Петромъ шрифтъ разнился отъ славянскаго темъ, что въ немъ сначала были вовсе исключены буквы и, 3, w, Ф,  откинуты силы и титлы.
644
Во время пожара,бывшего в лавре въ яечн с 21 яа 22 апреля 1718 г.)  сгоръла до основания и типография со всеми книгами,
670
***
Самое интересное в этой книге это конечно это:
". Хотя теперь никто не обязанъ пить вино или водку противъ воли,"
До сих пор многие спорят были или нет указы принуждающие руских к распитию спиртных напитков фраза "Хотя теперь никто не обязан" говорит о том что до этого население было обязано распивать спиртные напитки.
Есть там еще один очень интересный указ:
"Указъ безъ заглавия о запрещении каменныхъ построекъ во всем государстве."
Он не так безобиден как кажется.Если вы запрещаете строить населению жилье из качественного строительного материала то это многим дает право через несколько столетий судить о народе как о примитивном.
При Петре активно подменялся руский язык:
"напечатана голландцами, нарочно вызванными для типографскаго дела изъ Амстердама и привезшими съ собою три азбуки новоизобретенныхъ русскихъ литеръ."
Под руководством Петра целая коалиция уничтожала белокурых голубоглазых Свеев:
"Въ начале о разоренияхъ русскими войсками на шведскихъ берегахъ
462
Здесь еще прибавлено, что со времени вступления русскихъ въ шведския шхеры сожжено 15,000 дворовъ в медныхъ заводовъ
463
съ 18 июля по 5 августа, сжег 5,877 дворовъ, не считая кладовыхъ, амбаровъ, мельницъ и карбусовъ; железа брошено въ воду съ заводовъ 79,940 шинъ, а .также много перепорчено въ амбарахъ, "
Война с турками с их янычарами из славян.
Уничтожение преданий наРОДа:
"«Царского величеотва указ объявляется во всенародное известие». О взятии сказокъ в губернияхъ и провинцiяx."
ПОСМОТРИТЕ КОМУ ВЛАСТЬ СТАВИТ ПАМЯТНИКИ И ВСЕ ПОЙМЕТЕ О САМОЙ ВЛАСТИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий