среда, 10 августа 2016 г.

ДАМАССКИЙ ДОКУМЕНТ

Занимает особое место среди памятников, созданных в кругу сектантских общин "Нового Завета". Он был найден среди рукописей, поступивших в библиотеку университета Кембриджа из генизы Старой синагоги Каира в 1896—1897 гг.


Язык текста древнееврейский, близкий языку поздних книг Библии. Почерк рукописей восточного характера. По палеографическим признакам текст может быть датирован X в.
  Хотя в вопросе датировки сочинения мнения расходились, однако значительная часть ученых вместе с издателем относила его к периоду двух последних веков до начала новой эры. Происхождение текста они связывали с кругами, оппозиционными ортодоксальному иудаизму фарисейского толка. По особенностям содержания и самоназванию общины, создавшей сочинение, оно получило название "Дамасский документ".
Открытие и публикация свитков из 1-й пещеры района 'Айн-Фешха — Хирбет-Кумран поставили Дамасский документ на его настоящее место. Содержание, основные идеи, личность Праведного наставника, упоминаемая в тексте, язык в целом и отдельные термины и выражения вводят его в литературу кумранской секты.
Дамасский документ ставит перед кумрановедами ряд проблем. Документ входит в ту группу памятников, которая наиболее полно раскрывает систему организации и идеологию общины, причислявшей себя к "сынам Света", "избранникам Божиим".
Таким образом, как будто выясняется место действия — город (область) Дамаск; время действия — около 200 г. до н. э., через 390 лет после взятия Иерусалима. Современное определение даты взятия Иерусалима войсками Навуходоносора — 586 г. или 587 г. до н. э. Хронология секты и хронология того времени вообще могла вести счет годам.
Главная проблема источника, из которой вытекают почти все остальные, заключается в вопросе: реальна ли история, упоминаемая в приводившихся текстах, или же это — символическое обозначение неких событий, развивавшихся в зашифрованном месте в зашифрованное время? Реально ли историческое лицо — Праведный наставник, известно ли оно или безымянно, или это вообще — эсхатологическая фигура, сверхъестественный образ?
Текст А.
 I
1. А теперь слушайте, все познавшие праведность, и вникайте в дела
2. Бога, ибо тяжба у Него со всей плотью и суд Он сотворит над всеми, отвергающими Его.
9. они — люди виновные, но были точно слепые и точно нащупывающие дорогу
10. двадцать лет. И Бог вник в их дела, ибо чистосердечно искали Его,
11. и поставил им Праведного наставника , чтобы направить их по пути Своего сердца и известил
12. последующие поколения о том, что Он сделал с последним околением, с собранием отступников,
13. тех, кто свернул с пути. Это то время, о котором написано: "Как упрямая корова,
14. так упрям Израиль"; когда встал Человек глумления, который кропил Израиль 
15. водою лжи и завел их в бездну без пути, чтоб унизить вечную высоту 
II
2. А теперь слушайте меня, все, вошедшие в Завет, и я открою вашему слуху пути
3. нечестивцев. Бог любит знание. Мудрость и благоразумие
7.  Бог не избрал их от древности извечной, и, прежде чем утвердились, Он знал
8. их дела и гнушался поколениями, отмеренными им, и скрыл Свое лицо от земли
9. {кто} до их исчезновения (или: их истребления). И Он знает годы предстояния и число и перечень их сроков для всего
10. сущего веками и должного быть до того, что придет в свои сроки для всех годов вечности.
11. И во все эти годы и сроки ставил Себе именитых, чтоб оставить земле уцелевших и наполнить
12. лицо вселенной их потомством. И научил их чрез Своего помазанника Своему святому духу и истинным
13. видениям. И в перечень поместили свои имена (или: их имена). А тех, кого ненавидит, вверг в заблуждение. 
14. И теперь, сыны, слушайте меня, и я открою глаза ваши, чтобы видеть и чтобы понимать дела
17. заблуждались благодаря им, и доблестные воители спотыкались из-за них и прежде, и поныне. Следуя строптивости
18. своего сердца, пали Стражи Небесные, из-за нее они были связаны, так как не хранили заповедей Бога.
19. И сыновья их, те, чей рост, как высокие кедры, и чьи тела, как горы, пали ведь
 20. Вся плоть, что была на суше, ведь она издохла ; и стали они, как не были, за то, что действовали
21. по своей воле и не хранили заповедей своего Творца, пока не запылал гнев Его против них
III
12. сердцем, творя каждый свою волю. Но с держащимися заповедей Бога,
13. кто оставался среди них, Бог установил Свой Завет для Израиля навеки, чтобы открыть
14. им сокровенное, то, в чем заблуждался весь Израиль: Свои святые субботы и свои славные
15. праздники, Свои праведные свидетельства и Свои истинные пути. И желания Своей воли, которые должен исполнять
16. человек, и будет жив ими, раскрыл (он) пред ними. И выкопали колодец для обильных вод.
17. Тот, кто их отвергает, не будет жить. Но они запятнались людским преступлением и нечистыми путями
18. и говорили: "Это для нас". Но Бог своими чудесными тайнами очистил их грех и снял их вину,
19. и построил им верный дом во Израиле, какой не стоял ни прежде, ни ныне.
20. Владеющие им подлежат вечной жизни и для них вся человеческая слава (или: слава Адамова), как
 21. Бог постановил им через пророка Иезекиила, сказав: "Жрецы, левиты и сыны
IV
1. Садока, которые охраняли Мою святыню, когда сыны Израиля уклонились
2. от Меня, подадут Мне жир и кровь". Жрецы — это возвратившиеся Израиля,
3. выходцы из земли Иудейской, а (левиты) — присоединившиеся к ним. Сыны Садока — это избранники
4. Израиля, величаемые по имени, пребывающие (или: стоящие) в конце дней. Таково изложение
11. не надо больше возводить род к Дому Иуды , но лишь стоять каждому на
12. своей твердыне. Ограда построена, Закон распространился . Во все эти годы Велиал  13. будет пущен по Израилю, как Бог сказал через пророка Исайю, сына 
14. Амоса, так: "Трепет и ров, и петля на тебя, житель земли!" Толкование этому — 
15. три сети Велиала, о которых говорил Левий, сын Иакова 
16. которыми он (Велиал) ловит Израиль, а выдает их перед ними за три вида
17. праведности. Первая (сеть) — это блуд, вторая — богатство, третья —
18. осквернение святыни. Избежавший этой — уловлен той, и спасшийся от той — уловлен 19. этой. "Строители стены" — те, кто идут за "Прикажи приказ" — это "Каплющий" (или: "Проповедник"),
20. как сказал (пророк): "Капелью каплют" (или: "проповедуют ложное"). Они ловятся двумя (сетями): блудом, беря
V
5. Но дела Давида вознесены, кроме крови Урии,
6. и Бог отпустил их ему. А также они — осквернители святилища , потому что они не
7. разделяют согласно Учению (Торе), и спят с видящей кровь выделений, и всякий 
8. берет дочь своего брата или дочь своей сестры. А Моисей сказал: "К
9. сестре твоей матери не приближайся, она — плоть твоей матери". И (хотя) право брачных связей писано о мужчинах,
10. но женщины приравнены к ним.
16. взыскал их дела, и гнев Его запылал за их поступки. "Ибо это — народ неразумный.
17. Они — племя, губящее советы". Ибо прежде был поставлен
18. Моисей и Аарон рукою князя Света, а Велиал Йахве 
19. и брата его, по своему замыслу спасен впервые  
20. И в срок разорения земли встали Передвигающие границу (Закона) и ввели Израиль в заблуждение,
VI
1. Через помазанников (Его Помазанника) святости и пророчествовали ложь, чтобы отвратить Израиль от   Бога
5. возвратившиеся из Израиля, выходцы из земли Иудейской, поселившиеся в земле Дамаска,
6. которых Бог нарек всех князьями, ибо они искали Его, и не могут возразить
7. против их славы ничьи уста
14.  (они) должны следить за тем, чтобы действовать по объяснению Торы (Закона) для поры нечестия , и отделиться
15. от Сынов гибели, воздерживаться от нечестивого богатства, оскверненного обетом и заклятием,
16. и богатством святилища, и ограблением бедняков своего народа, "так что вдовы становятся их добычей,
VII
10. когда сбудется то слово, которое записано в словах Исайи, сына Амоса, пророка,
11. который сказал: "Наведет на тебя и на народ твой, и на дом отца твоего дни, какие (не) 12. приходили со дня, как Ефрем отвратился от Иуды", когда расстались оба дома Израиля.
13. Ефрем княжил над Иудой, и все отступившие были преданы мечу, а твердые 
14. спаслись в северную страну. Как сказал: "Изгнал Я кущи вашего царя
15. и подножия ваших статуй из шатра Моего (за?) Дамаск". Книги Учения (Торы) — это куща
VIII
14. О чем сказал Моисей: "Не за праведность твою и прямоту твоего сердца ты приходишь завладеть 
15. этими народами, но из-за любви Его к твоим отцам и из-за соблюдения Им клятвы". 16. И таково правосудие для возвратившихся Израиля, (которые) свернули с пути народа; благодаря любви Бога к
17. Первым, которые свидетельствовали перед народом
Текст В.
XIX
31. Завет отцов. И Бог ненавидит и гнушается Строителями стены, и запылал Его гнев на них и на всех, 
32. идущих за ними. И таково правосудие всякому, отвергающему заповеди Бога.
33. (Он) оставит их, и они отвернутся в строптивости своего сердца. Таковы все люди, которые вступили в Новый
34. Завет в земле Дамаска, но снова изменили и отврати-лись от кладезя живой воды.
35. Н[е] будут считаться в тайном совете народа и в записи его не будут записаны, со дня кончины
XX
12. Завет и договор , которые установили в земле Дамаска, а это — Новый Завет!
13. И не [бу]дет им и их родам удела в доме Уче[ния] (Торы)! И со дня
14. кончины Наставника общины (или: Единственного наставника) и до конца всех людей войны, которые ходили 
15. с Лжецом, — около сорока лет,
IX
1. Всякий человек, который предаст херему кого-либо из людей по законам иноверцев, подлежит смерти. 2. Ибо сказал Он: "Не мсти и не держи зла на сынов твоего народа".
12. Пусть никто не обижает своего раба и свою рабыню, и своего наемника в субботу.
13. Пусть никто не помогает отёлу скотины в день субботы. И если она упадет в ров
14. или яму, пусть не вытаскивает ее в субботу. Пусть никто не отдыхает в субботу в месте, близком  к иноземцам
XII
Всякий человек, которым овладевают духи Велиала, 
3. так что он будет злословить , должен быть судим по закону о заклинателях мертвых и ведунах.
*******
Как пишут лингвисты, «этимология имени Велиал (он же Велиар) не ясна». Хотя без труда можно догадаться, что это имя созвучно с древним ведическим божеством Ведиусом, римским Веловисом и древнерусским Велесом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий