четверг, 11 августа 2016 г.

Известия о Славянах и Русах 1869 (выдержки).

Д.А.Хвальсонъ
профессор Петербургского университета.
***
Такъ въ житии св. Кирилла говорится, что хазарские христиане отправили пословъ къ императору Михаилу съ просьбою прислать къ нимъ ученыхъ, Подобнымъ образомъ поступали и обращенные въ удейство Хозаре. Уже въ трндцатыхъ годахъ VIII века царь хазарсюй, Буланъ, принялъ еврейскую релипю.



ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗЪ КНИГИ 
Э Л Ь - А Л А К Ъ Э Н Ъ - Н А Ф И С А
АБУ-АЛИ АХМЕДА БЕНЪ-ОМАРЪ ИБНЪ-ДАСТА.
ГЛАВА ПЕРВА 
Хозаре.
Царь у нихъ называется Иша верховный же государь у нихъ — Хозаръ -Хаканъ . Но этотъ повледний только по имени государь, действительная же власть принадлежитъ Иша, такъ какъ онъ относительно делъ управления и распоряжения войсками, занимаетъ положение такого рода, что не даеть отчета ни кому, кто бы стоялъ выше его.Верховный глава ихъ исповедует веpy еврейскую; той же вЪры равнымъ образомъ какъ Иша, такъ военноначальники и вельможи, которые состоять при немъ; прочиe же Хозары исповедуютъ релипю, сходную съ религею Турокъ.
*
Иша этоть самъ распоряжается получаемыми податями, и въ походы свои ходить съ своими войсками. Воины его красивы собою . Когда войска эти выступаютъ куда бы то ни было, то выступаютъ въ полномъ вооружении, съ знаменами и копьями, одетыя въ прочныя брони.Конное царское войско состоять изъ 10,000 всадниковъ, какъ обязанныхъ постоянною службою, находящихся на жалованья у царя, такъ выставляемыхъ (какъ сказано) людьми богатыми въ виде повинн.
*
Болгаре.
Болгарская земля смежна съ землею Буртасовъ. Живутъ Болгаре на берегу реки, которая впадаеть въ море Хозарское (Каспийское) и называется Итиль (Волгою), протекая между землями Хозарской и Славянской. Царь Болгаръ, Алмушъ но имени, исповедуетъ исламъ. Страна ихъ состоять изъ болотистыхъ местностей и дремучихъ лесовъ, среди которыхъ они и живуть.
*
М а д ь я р ы 
Между землею Печенеговъ и землею болгарскихъ Эсегель лежить первый изъ краевъ Мадьярскихъ. Мадьяры эти тюркское племя. Глава ихъ выступаетъ въ походъ съ 20 000 всадниковъ и называется Кендеh. «Это титулъ царя Мадьяры господствуютъ надъ всеми соседними Славянами, налагають на нихъ тяжелые оброки и обращаются съ ними, какъ съ военнопленными. Вера Мадьяръ огнепоклонническая.— Воюя Славянъ и добывши отъ нихъ нленниковъ, отводить они этихъ пленниковъ берегомъ моря къ одной изъ пристаней Румской земли,которая зовется Кархъ.Сказываютъ, что въ прежния времена Хозаре, опасаясь Мадьяровъ и другихъ соседнихъ съ землею своею народовъ, окапывались противу нихъ рвами.А какъ дойдутъ Мадьяры съ пленными своими до Карха , Греки выходить къ нимъ навстречу. Мадьяры заводятъ торгъ съ ними, отдаютъ имъ пленниковъ своихъ, и въ заменъ ихъ получаютъ греческую парчу, пестрые шерстяные .ковры и друпе Греческие товары.
*
Славяне.
Когда умираеть кто-либо изъ нихъ, они сожигаютъ трупъ его . Женщины ихъ, когда случится у нихъ покойникъ, царапають ceбе ножемъ руки и лица. Наследующий день по сожжении покойника, отправляются на место, где оно происходило, собираютъ пепелъ и кладутъ его въ урну, которую ставятъ за темъ на холмъ. Чрезъ годъ по смерти покойника берутъ кувшиновъ двадцать меду, иногда нисколько больше, иногда нисколько меньше, и несутъ ихъ на тотъ холмъ, где родственники покойнаго собираются, едятъ, пьютъ и затемъ расходятся.
*
Bсе Славяне — огнепоклонники. Xлебъ, наиболее ими возделываемый— просо. Въ пору жатвы кладуть они просяные зерна въ ковшъ, поднимать его къ небу и говорить: «Господи, ты, который даешь намъ пищу, снабди теперь насъ ею въ полной Mеpе.Есть у нихъ разнаго рода лютни, гусли и свирели. Последния длиною въ два локтя, лютня же ихъ осьми-струнная. Хмельной напитокъ приготовляютъ изъ меду. При сожигании покойниковъ предаются шумному веселью, выражая темъ радость свою, что Богъ оказалъ милость покойному (взявъ его къ ceбе) 
*
Глава ихъ зовется супанечъ (жупанъ). Ему они повинуются, и отъ приказаний его не отступаютъ. Жилище его находится въ средине земли Славянъ. Помянутое выше лицо, котораго титулують они «главою главъ» (великий князь), зовется у нихъ Святонълкъ. Это лицо стоить выше супанеча (жупана), который считается лишь его наместникомъ. Онъ (т. е. великий князь) имеетъ верховыхъ лошадей и питается исключительно кобыльимъ молокомъ. Есть у него также прекрасныи, прочныя и драгоценныи кольчуги. Городъ, въ которомъ онъ живетъ, зовется Джервабъ. Здесь у Славянъ происходить ежемесячно, въ продолжение трехъ дней, торгъ: продаютъ и покупаютъ.Въ земле Славянъ холодъ бываетъ до того силенъ, что каждый изъ нихъ выкапываетъ ceбе въ земле погреба, который покрываеть деревянною остроконечною крышею, какия видимъ у христаанскихъ церквей, и на крышу эту накладываетъ земли. В такие погреба переселяются со всемъ семействомъ, и взявъ несколько дровъ н камней, раскаляють последние на огне до красна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, поливаютъ ихъ водой, оть чего распространяется парь, нагревающий жилье до того, что снимають уже одежду. Въ такомъ жилье остаются до самой весны.
*
Русь.
Русь имеетъ царя, который зовется Хаканъ-русь. Они производясь набеги на Славянъ; подъезжаютъ къ нимъ на корабляхъ,выходить на берегь и полонятъ народъ, который отправлять потомъ въ Хазеранъ и къ Болгарамъ и продаютъ тамъ.Когда у кого изъ Руси родится сынь, отецъ (новорожденного) береть обнаженный мечъ, кладеть его предъ дитятею и говорить: «Не оставлю въ наследство тебе никакого имущества: будешь иметь только то, что приобретешь себе этимъ мечемъ.
*
Любять опрятность въ одежде; даже мужчины носятъ золотые браслеты. Съ рабами обращаются хорошо. Объ Одежде своей заботятся , потому что занимаются торговлею. Городовъ у нихъ большое число, и живутъ въ довольстве.Гостямъ оказываютъ почетъ и обращаются хорошо съ чужеземцами, которые ишуть у нихъ покровительства, да и со всеми, кто часто бываеть у нихъ, не позволяя никому изъ своихъ обижать или притеснять такихъ людей. Когда просить о помощи который либо язь ихъ родовъ, выступают, въ поле все и не разделяются на отдельные отряды, а борются со врагомъ сомкнутымъ строемъ, пока не победить его.Когда кто изъ нихъ имееть дело противъ другого, то зоветъ его на судъ къ царю, передъ которымъ и препираются; когда царь произнесетъ приговоръ, исполняется то, что онъ велитъ; если же обе стороны приговоромъ царя не довольны, то, по его приказанию, должны предоставить окончательное решение оружию: чей меть острее, тотъ и одерживаетъ верхъ. На борьбу эту родственники (обеихъ тяжущихся сторонъ) приходить вооруженными и становятся. Тогда соперники вступаютъ въ бой, и победитель можетъ требовать оть побежденнаго, чего хочетъ.Есть у нихъ, изъ среды ихъ, врачи, имеющие такое влияниe на царя ихъ, какъ будто они начальники ему.
*
Русь мужественны и храбры. Когда они нападаютъ на другой народъ, то не отстаютъ, пока не уничтожать его всего.Ростомъ они высоки, красивы собою и смелы въ нападешяхъ. Но смелости этой на коне не обваруживаютъ: все свои набеги и походы производить они на корабляхь.
***
Арабы весьма рано вступили въ сношения съ Хозарами; после завоеван Кавказскихь земель Арабами и введения тамъ могамметанства при ихъ посредстве, оба эти народа были почти соседями между собою, такь что могамметанские наместники на Кавказе часто находились въ мирныхъ сношенияхъ съ Хозарами. 
Впрочемъ известно, что, начиная съ половины VIII века до начала XI, между северными провинциями калифата и землею Хозаръ были весьма оживления торговыи сношения. Такимъ образомъ Арабы могли иметь точный и достоверный сведения о Хозарахъ.О качестве и положен» страны Хозаръ мы находимъ у Эль-Балхи следующую заметку: «Хозаръ , говорить онъ, имя народа; страна же называется «Итиль», по реке протекающей ею и впадающей въ Каспийское море. Эта страна имеетъ мало городовъ, неть въ ней богатствъ и лежить она между Kаспийским моремъ, Сериромъ , Русами и Гузами (команами). Мукалдеси говорить следующее о стране Хозаръ. Она,говорить онъ, лежить по ту сторону Каспийскаго моря, очень обширна, но суха и неплодородна. Много въ ней овецъ, меду и Евреевъ.
*
Наконецъ эль-Бекри сообщаетъ, что могамметанские плённики, возвратившиеся изъ Константинополя, разсказывали, что ученый могамметанинъ, вероятно, прибывший къ нимъ изъ Византии, около 400 леть Гиджиры (около 1010 по Р.X.) обратилъ языческихъ Печенеговъ въ могамметанство.Эдриси, писавший около половины XII века, зналъ только о европейскихъ Печенегахъ, которыхъ онъ называеть Турками и соседями Византийскаго государства. Онъ зналъ также объ одномъ принаддежащемъ имъ городе въ ихъ же стране, по имени Банамуни, и говорить, что Печенеги населяютъ гористыя и лесистыя мёстности, что они весьма многочисленны и ведутъ постоянно войны съ Руссами и жителями Византийскаго государства. Они, прибавляеть Эдриси, держатся тех ъ же обычаевъ и нравовъ, что и Руссы, и сожягаютъ своихъ мертвыхъ. Некоторые изъ нихъ бреются, между тём какъ другие отращиваютъ себе бороды. Одежда ихъ короткая, и наречие ихъ различается отъ языка Руссовъ и Башкирцевъ.
*
Не можете быть никакого сомнения въ томъ, что подъ этими громадными горами, которыя доходите до Тифлиса, и у подошвы которыхъ тянется южная граница Хозарскаго царства, разумеется Кавказъ. Это известие о протяжении Хозарскаго царства на югь согласуется съ темъ, что одинъ Хозарский царь самъ сказалъ 
относительно протяжения своей страны, а также и съ темь, что намъ известно изъ другихъ показаний Арабовъ объ этомъ предмете.Хозарский царь Иосифъ, въ известномъ своемъ письме, писанномъ около 960 года къ еврейскому визирю Абдуррахмана испанскаго, рабби Хасдай Ибнъ-Шапруте, говорите, что на юге оть его царства живут пятнадцать сильныхъ народовъ, которыхъ жилища простираются до Бабъ-эль-Абвабъ, то-есть, до Дербента, и все они ему подвластны. До вторжетя Арабовъ въ страны Кавказа Хозарское государство простиралось до береговъ Аракса ;Эти показания касательно религиозныхъ отношений въ земле Хозаръ воебще согласуются съ прочими арабскими свидетельствами, но въ частностяхъ содержать некоторыя отступления. По Ибнъ-Даста, только Хаканъ, Иша и все государственные сановники были последователями Иудейства, a npoчиe Хозаре оставались язычниками.Изъ Масуди ясно следуетъ, что въ Хозарии жили и христиане и переселившиеся Евреи. О последнихъ намъ известно и изъ еврейскихъ источниковъ, именно изъ письма Хозарскаго царя 1осиФа, путевыхъ заметокъ рабби Петахия и некоторыхъ другихъ источниковъ. Изъ этого письма видно также, что кроме царя и вельможъ многие изъ самаго народа Хозарскаго перешли въ иудейство. Тамъ въ одномъ месте иосифъ говорить, что царь Буланъ собралъ у себя сановниковъ государства, своихъ слугъ и весь народъ свой я объявилъ имъ о своемъ намерении принять иудейство; это имъ понравилось они приняли еврейскую религию и вступили въ крылья Бога. Въ другомъ месте Хосифъ говорить, что царь Буланъ и его слуги совершали на себе обрядъ обрезания.
*
Показание Ибнъ-Даста о религии язычниковъ въ Хозарской земле неопределенно, такъ какъ мы не знаемъ, какихъ Турокъ имелъ онъ въ виду, и прежняя ихъ релипя намъ почти совершенно неизвестна. Ибнъ-Фодланъ называеть языческихъ Хозаръ «идолопоклонниками»
*
Мадьяры принадлежать, по всей вероятности, къ Вогульскому племени, которое есть отрасль Угорской группы народовъ, составляющей въ свою очередь, часть большой Алтайской семьи. Первоначальное место жительства Мадьяръ находилось по обеимъ сторонамъ Уральскаго хребта, между Волгою, Камою, Тоболомъ и верхнимъ течениемъ Яика или Урала. Они не только одного племени съ Башкирами, но, кажется, входили когда-то въ составь этого народа; такъ можно думать на томъ основании, что путешественники ХШ века, посещавшие страну Башкиръ, находили башкирсий языкъ тождественнымъ съ мадьярскимъ. По этой причине они и называли страну, обитаемую Башкирами, «Великою Венгрией»
*
Хозары безпрестанно имели столкновения съ Печенегами, которые постоянно притесняли Мадьяръ. Вследствие того Мадьяры были союзниками Хозаръ, но не имели до того времени общего начальника; ибо Алмусъ и Лебедксъ были, кажется, только временными ихъ предводителями, которымъ на определенное время давалось преимущество надъ другими начальниками родовъ. Между темь въ борьбе со столь сильнымъ врагомъ, каковы были Печенеги, одинъ главный начальникъ быль необходимъ для Мадьяръ. По этой причине Хозарский царь пригласилъ къ себе вышеупомянутаго Лебедкса, занимавшаго тогда первое место между мадьярскими начальниками и женившагося на дочери знатнаго Хозарина, и предложилъ ему владычество надъ Мадьярами подъ верховною властью его (Хозарскаго царя). Бездетный Лебедксъ отказался отъ этой чести и предоставиль ее Алмусу или сыну его Арпаду. Это предложение было принято съ общаго согласия.
*
Грубое выражение печали терзаниемъ лицъ и рукъ мы встретимъ далее, и въ положительныхъ свидетельствахъ старины, и въ теперешнихъ народныхъ нравахъ. Мы же постараемся доказать, что этоть обычай чрезвычайно древенъ и существовалъ у цивилизованныхъ и нецивилизованныхъ народовъ. Уже въ Пятикнижии упоминается о немъ, и тамъ онъ запрещается. Такъ, въ книге «Левить», XIX, 28 говорится: «Ради умершаго, не делайте нарезовъ на теле вашемъ!» То-же повторяется въ книге «Второзакония», XIV « Сыны вы Господа Бога вашего, не делайте нарезовъ на теле вашемъ, и не делайте плеши надъ глазами вашими по умершимъ». Несмотря на. эти запрещены, делать себе нарезы на теле при смерти родственника было общеупотребительно еще во время пророка Иеремии. Описывая будущее бедствиe и одиночество жителей Палестины, онъ говорить «И умруть на земле сей и велите, и малые; не будутъ погребены и оплакиваемы, и никто не делаеть за нихъ нарезовъ на себе» и т. д. Говоря далее о несчастии Филистимлянъ, онъ восклицаеть (XLV II, б): «Доколе будешь ты изрезываться?», то-есть, доколе будешь ты делать себе нарезы въ печали? О плачущихъ Израильтянахъ, пришедшихъ въ Иерусалимъ, говорится тамъ-же, что они пришли съ остриженными бородами, въ разорванныхъ платьяхъ и съ нарезами». Исцарапывание женщинами лида своего въ случае смерти родственника было обычнымъ и въ Афинахъ, и только Солонъ уничтожить этоть обычай. У Римлянъ также господствовалъ этоть обычай еще во время императоровъ, несмотря на все запрещены. Уже въ законахъ ХП таблицъ мы находить предписание: «Mulieres genas ne radnnto», то-есть, женщинамъ не следуетъ исцарапывать себе щекъ(въ случае смерти кого-либо)
*
Это показате хотя и странно, но все-таки не вполне выдумано. ВульФ Станъ, писатель второй половины IX века, разсказываетъ следующее о предкахъ Пруссовъ и Латышей: «Царь и богатейшие пьють лошадиное молоко, а бедные рабы пьютъ медъ. Подобное ложно понятое показание, вероятно, подало поводъ Ибнъ-Даста или его источнику къ разсказу, что царь Славянъ питался только лошадинымъ молокомъ.
*
Кто герои и идеалы въ эпопеях Арийцевъ, у Гомера, въ Шах-Намэ, Нибелунгахъ,песняхъ о Сиде и пр и пр.? Представители материальной силы, люди съ руками, обагренными кровью, люди, разрушавшие города и целыя государства. Разве народы, принаддежавшие къ индо-европейскому племени, и ныне думаютъ иначе? Франпузский Чингисханъ нашего века, на совести котораго лежитъ смерть миллиона юношей, разве не обожается доныне половиною Европы? Способнейшие люди взъ способнейшихъ индо-европейскихъ народовъ не употребляють ли съ давнихъ поръ свои таланты и остроумие на изобретение разныхъ разрушительныхъ машинъ. Не уважаютъ ли эти народы еще и ныне «мужа меча» больше, чемъ «мужа духа»? Но спрашивается: были ли народы, думавшие иначе, имевшие другие идеалы, народы, героями которыхъ были «мужи духа», народы, почитавшие духъ выше меча? Многихъ такихъ народовъ, конечно, не было; но одинъ быль. Народъ этоть, оскорбляемый и презираемый въ течение более, чемъ двухъ тысячелетий, и часто сравниваемый съ Цыганами, имелъ, конечно, и мужей меча; но имена ихъ за немногими исключениями, забыты, и люди, ихъ носившие, никогда не были уважаемы за то, что они — воины. Именъ же законодателей, мудрецовъ и учителей своихъ — этоть народъ во все времена имелъ таковыхъ онъ никогда не забывалъ, и эти мужи духа, часто выходившие изъ низшихъ классовъ народа, всегда почитались и почитаются ныне;они даже считаются святыми. Чего желалъ, на что надеялся этоть народъ? Онъ желалъ и надеялся, что настанетъ время, въ которое все народы земнаго шара будутъ искать истины и находить ее, въ которое все народы «перекуютъ мечи свои на сошники и копья свои на серпы; не подниметь меча народъ на народъ, и не будутъ больше учиться воевать. И какъ представляли учители этого народа идеальнаго героя и идеальное время? Будеть ли этотъ герой завоевателемъ городовъ, грабителемъ странъ, покорителемъ народовъ? Желалъ ли этотъ народъ приобретать
себе «славу», въ французскомъ смысле, покорениемъ другихъ народовъ? Нисколько. Идеальный герой этого народа будетъ одаренъ мудростью, разумениемъ, познаниемъ и страхомъ Божимъ;
«правда будетъ поясомъ на чреслахъ его и верность на бедрахъ его; беднаго будетъ онъ судить справедливо и неправеднаго уничтожать дуновениемъ усть своихъ»; во время его всеобщий миръ будетъ царствовать, и вся земля будетъ преисполнена разумениемъ. Такой мужъ мудрости и справедливости составлялъ идеалъ этого народа, и время общаго мира, общаго распространения познания и образования, уже более, чемъ две съ половиною тысячи летъ тому назадъ, было предметомъ его желания и надежды Не пустая ли мечта этотъ идеализмъ? О, нетъ! Это идеализмъ библейский и поэтому онъ и долженъ быть цель стремления всехъ истинныхъ библейскихъ народовъ.
Я,потомокъ этого древнейшаго библейскаго народа, родственникъ пророковъ, предвещавшихъ такое время общаго мира и разумения,— я горжусь этимъ родствомъ.Это почитание мужей меча, впрочемъ, составляетъ резкую отличительную черту Индо-европейцевъ оть Семитовъ вообще. Темъ, чт я сказалъ сейчасъ о народе Моисеевомъ, могутъ хвалиться и другие семитические народы, хотя и въ гораздо меньшей степени. Самое дикое арабское племя считаетъ великимъ счастчемъ появление среди его поэта; въ такомъ случаи оть всехъ соседнихъ племенъ являются посольства, чтобы приветствовать племя, осчастливленное новымъ поэтомъ. Большая часть государственныхъ переворотовъ у Семитовъ производились не героями меча, а мужами духа, пророками, благочестивыми или святыми, знаменемъ которыхъ быль не мечь, а идея.Арабы, сначала, до покорения Арабовъ тюркскими племевами, основателями новыхъ династий были преимущественно благочестивые, святые, представители новыхъ идей, какъ напримеръ, основатели династии Апидовъ въ Египте и Альмохадовъ въ Африке и Испании. Даже въ наше время знаменитийшимъ героемъ Арабовъ быль благочестивый ученый, сынъ святаго; я разумею Абдэлкадера.
Прошу не думать, что я говорю «pro domo» и желаю унижать индо-европейскую семью, противоположно Ренану. Напротивъ того, я убежденъ, что индо - европейская семья оказала человечеству по крайней мере столько же услугъ, сколько и семитическая. Темъ не мение сказанное выше о характере индо-европейскихъ народовъ несомненно и останется таковымъ;
дай только Богь, чтобъ оно скоре перестало быть живой действительностью.
*******
После этого момента читать стало противно это на сколько же надо презирать народ на котором паразитируете.И это представитель научной интеллигенции того времени(политическая тоже самое) чему он мог научить детей Славян???
Беда наша в том что многие думают что сей час то точно по другому.Да нет они и сей час управляют Русью гуньдяевское "А кто такие Славяне"хорошее тому подтверждение.

1 комментарий:

  1. Такие твари всегда востребованы.
    Оре́ст Дани́лович Хво́льсон (22 ноября (4 декабря) 1852, Санкт-Петербург — 11 мая 1934, Ленинград) — российский и советский учёный-физик и педагог, член-корреспондент Петербургской академии наук, почётный член Российской академии наук (1920, с 1925 — АН СССР).

    ОтветитьУдалить