четверг, 8 ноября 2018 г.

Книга еретиков. Антология - Д.С. Бирюков

Объясняя известное место из Книги Притч: «Господь создал меня в начале путей Своих» (Притч. 8: 22, по LXX), Арий начал развивать свое учение о тварной природе Логоса (Бога-Сына) и о том, что «было, когда Сына не было», ставшее впоследствии камнем преткновения в церковной среде.


Возвратившись в 324 г. к императору, ей. Осия разъяснил ему серьезность вопросов, которые затрагиваются в арианских спорах, в результате чего было решено созвать собор («Никейский собор»), который стал в истории Церкви первым Вселенским собором. На этом соборе было осуждено арианское учение и принят знаменитый Никейский Символ веры, явивший торжество православия, в котором было провозглашено «единосущие»  Бога-Сына Отцу, а также то, что Сын - «из сущности»  Отца. Слова Никейского символа «Сын изсущности Отца» противопоставлялись арианскому учению о том, что Сын произведен из не-сущего. Первоначальный вариант, предназначавшийся для выражения этой мысли: «Сын от Бога», - оказался неподходящим, так как выяснилось, что ариане, используя 1Кор. 8, 6, трактовали эти слова в том смысле, что Сын от Бога так же, как и все творение от Бога.
Однако вскоре после Никейского собора наступила арианская реакция. К 328 г. императором из ссылки возвращены были сначала Арий, а потом его сторонники, в то время как православные епископы под предлогом различного рода нарушений были подвергнуты гонениям. Готовилось воссоединение Ария с Церковью, и по требованию Константина Арий (совместно с Евзоием, будущим ей. Антиохийским) составил исповедание веры, состоящее из весьма общих определений. В этом исповедании не употребляется понятия «единосущие» и формулы «из сущности», но говорится о Сыне как о Боге, рожденном прежде веков, Который воплотился, страдал и воскрес. Но решение собора, созванного в Иерусалиме и постановившего восстановить Ария в церковном общении, осталось неосуществленным по причине смерти Ария (336 г.).
*
Скажем теперь кратко об учении Ария. Согласно Арию, Сын - «совершенный Бог», однако Бог не в онтологическом смысле, но по чести, т. е. по сравнению с другими тварями. Арий отстаивает волюнтаристское понимание способа происхождения Сына: Сын не «рождается» Богом, но Он сотворен Его волением. Ариане в основном не различали «рождение» и «сотворение»; два греческих слова могут пониматься как синонимично, так и нет. Общеарианская тенденция заключается в том, чтобы отождествлять, когда речь идет о Сыне, что подразумевает тварность Сына (т. е. если Сын «рожден», то значит - «сотворен» ). 
*
Для Ария является равно неприемлемым и положение, согласно которому Сын рождается непосредственно от Бога (что означало бы, что Сын - Его часть), и положение, согласно которому Сын произведен из некоего бесформенного подлежащего субстрата; следовательно, по мысли Ария, Сын произведен «из несущего. Таким образом, согласно Арию и его сторонникам, едино-сущие Отца и Сына предполагало бы наличие некой общей сложной составной - а значит, и материальной сущности, и рождение Сына приводило бы к отделению части  этой сущности, в частности, из этого ариане и заключали, что у Бога и Христа разные сущности; а значит, последний является тварью. Позиция, согласно которой Бог и Христос являются единосущными, приписывалась Арием манихейской доктрине, и, соответственно, признающие единосущие обвинялись арианами в манихействе.Арий утверждал, что Сын - посредник между Богом и тварью. Сын - особая тварь, первый среди тварей. Тварность Христа подразумевает Его изменяемость, Его способность к выбору зла, и Арий признает это. Признание этого необходимо также исходя из сотериологических соображений - потому, что Христос как Спаситель, согласно арианам, должен быть «одним из нас», чтобы мочь спасти тех, кто одной с Ним природы.
*
Однако в системе Ария нельзя говорить о воплощении Божества в собственном смысле: Христос не есть истинный Божественный Логос (Слово). Арий различал Слово и Премудрость, свойственную Богу, которую Бог имеет всегда, и Слово, произведенное этой Премудростью, которое является Словом и Премудростью по причастности к первому (это и есть Христос).
*
Арий. Талия (фрагменты).
Афанасий Александрийский.Против ариан.От избранных Божиих по вере, богоразумных, святых чад, правоверных, приявших Святого Божия Духа, причастников премудрости, мужей образованных, богоучимых и во всем премудрых научился я сему. По их единомысленно шествуя следам, пришел я, оглашаемый всюду, много пострадавший за Божию славу, и, от Бога научившись мудрости, уведал я ведение Бог не всегда был Отцом, но было, когда Бог был один и не было еще Отца; впоследствии же соделался Он Отцом. Не всегда был Сын. Поскольку все произошло из не-сущего и все происшедшее есть тварь и произведение, то и самое Божие Слово произошло из не-сущего; и было, когда не было [Слова], и не было, пока не произошло, и Оно имело начало создания. Один был Бог, и не было еще Слова и Премудрости. Потом, восхотев сотворить нас, создал одного некоего и наименовал Его Словом, Премудростью и Сыном, чтобы посредством Его сотворить нас. Две есть Премудрости: одна собственная и сосуществующая  Богу; Сын же рожден этой Премудростью и, как причаствующий  ей, лишь наименован Премудростью и Словом. Ибо Премудрость от Премудрости осуществилась волей премудрого Бога. В Боге есть другое Слово кроме Сына, и Сын, как причаствующий, наименован по благодати Словом и самим Сыном.Много есть сил, и как одна по природе ( фйаа) собственно  есть Божия и вечная сила, так Христос есть не истинная Божия сила, но Он есть одна из названных сил, между которыми и жуки, и гусеницы называются не только силою, но и силою великою (Иоиль 2: 25). Есть много и других сил, и они подобны Сыну, о которых воспевает Давид, говоря: «Господь сил» (Пс. 23: 10). И подобно всем этим силам, и само Слово по природе изменяемо, по собственной же свободе, пока хочет, пребывает совершенным; а если пожелает, может измениться, потому что Оно, как и мы, изменяемой природы. Потому Бог, предуведав, что Слово будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую человек стал иметь впоследствии за добродетель; поэтому из-за дел Его, которые предуведал Бог, сотворил таковым, каким стало Оно ныне. Слово - не истинный Бог; а если и называется Богом, то не истинным, а по причастности благодати; как все иные, так и Оно по имени только сказывается Богом. И как все чужды и неподобны  Богу по сущности, так и Слово по всему неподобно Отчей сущности и свойств; состоит же в свойстве с произведенным и тварным и находится среди них.То, как Отец существует  невидимо  для Сына, и Слово не может совершенно и в точности ни видеть, ни знать Своего Отца; а что познаёт и видит, то знает и видит сообразно  мерам Своим, как и мы познаём согласно собственным силам. Ибо и Сын не только не знает Отца в точности, ибо немощен, чтобы постигнуть  [Его], но даже не знает Своей сущности Сын. Разделены по природе, разобщены, разлучены, чужды и непричастны  одна другой сущности  Отца, Сына и Святого Духа и до бесконечности  во всем неподобны между собою по сущностям и по славам. По крайней мере, Слово, что касается подобия славы и сущности, совершенно чуждо тому и другому - и Отцу, и Духу Святому. <...> Сын существует отдельно, Сам по себе, и совершенно непричастен Отцу.
Св. Афанасий Александрийский.Против ариан 
Бог не всегда был Отцом, но стал Им впоследствии; не всегда был Сын, Его не было, пока не рожден. Он не есть от Отца, но произошел из не-сущего, не есть собственно от Отчей сущности, потому что тварь и произведение. Христос - не истинный Бог, но Он обожен  по причастности. Сын не знает в точности Отца; Слово не видит Отца в полноте; Слово не разумеет и не познает Отца в точности. [Христос] не есть истинное и единственное Отчее Слово, но по имени только нарицается Словом и Премудростью и по благодати нарицается Сыном и Силою. Он не есть неизменяем, как Отец, но изменяем по природе, как и твари, и немощен, чтобы совершенно постигать Отца.

Афанасий Александрийский.Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской 
Сам Бог, поскольку Он таков, для всех неизречен. Он один не имеет ни равного, ни подобного, ни подобославного Себе. Именуем же Его нерожденным ради рожденного по естеству; песнословим Его безначальным ради имеющего начало; чествуем Его вечным ради рожденного во времени. В начало созданного положил Сына Безначальный и, чадотворив Его, приял Себе в Сына. Ему [Сыну] несвойственно ничто из ипостасно свойственного Богу, потому что не равен и не единосущен Ему. Премудрый же есть Бог, поскольку Он учитель премудрости. Достаточным же доказательством, что Бог невидим для всех, есть то, что Он невидим и для тех, что через Сына, и для Самого Сына. Скажу точнее о том, как Невидимый бывает видим Сыном: по той же силе, по какой может видеть Бог, в своей мере доступно Сыну видеть Отца, сколь позволительно. Таким образом, есть Троица, но славы неподобны, и несмесны  между собою их ипостаси, одна до бесконечности преславнее другой по славе. Отец по сущности чужд Сыну, потому что существует безначально. Разумей, что была Монада, Диады же не было, пока не осуществилась. Первоначально, когда нет еще Сына, есть Бог-Отец. Потому Сын, не быв (ибо Он осуществился по Отчему изволению), есть Единородный Бог  и чужд тому и другому. Премудрость осуществилась как Премудрость по изволению премудрого Бога. И таким образом примышляется под многими таковыми примышлениями - Духом, Силою, Премудростию, Славою Божиею, Истиною, Образом, Словом. Разумей также, что примышляется и Сиянием, и Светом. Совершенный может родить равного Сына; но превосходнейшего, или более совершенного, или большего не может. Каков Сын, как велик, с какого мгновения, из чего и как скоро произошел от Бога - Он есть по Божиему изволению; Бог сый крепкий прославляет в Свою меру Совершенного. Кратко сказать: Бог существует неизреченным для Сына, потому что несказанно то, что есть Он Сам для Себя; и потому ни единого из сказуемых не постигает Сын и не может изречь. Ибо невозможно Ему исследовать Отца, каков Он Сам в Себе. Ибо Сын не знает и Своей сущности: будучи Сыном, истинно осуществился по изволению Отца. И как возможно, чтобы сущий от Отца знал Породившего через постижение? Явно, что имеющему начало невозможно ухватить или объять умом Безначального, каков Он есть.

Афанасий Александрийский.К епископам Египта и Ливии (окружное послание против ариан) 
Бог не всегда был Отцем; не всегда был Сын; но как все сущие из несущего, так и Сын Божий из не-сущего; и как все сущие суть твари, так и Он - тварь и произведение. Как все сущие не были прежде, но появились, так было некогда, что и само Божие Слово не было, и Оно не было, пока не рождено, и имеет начало бытия. Ибо тогда появилось, когда угодно стало Богу сотворить Его; ибо и Оно - в числе остальных дел [Божиих]. И хотя Оно - изменяемо по природе, но, по собственной свободе, насколько хочет, пребывает совершенным. Но если бы пожелало, то может и Оно измениться, как и все прочее. Потому-то Бог по предуведению, что Оно будет совершенным, предварительно даровал Ему ту славу, какую впоследствии стало бы иметь за добродетель; посему за дела Свои, которые предуведал Бог, и стало Оно ныне таковым. <...> Христос - не истинный Бог, но Он, как и все другие, именуется Богом по причастности. <...> [Сын] не есть по природе во Отце, и собственное Слово Его сущности, и собственная Его Премудрость,Которою и этот мир сотворен, но иное есть в Отце собственное Его Слово, и иная есть в Отце собственная Его Премудрость, каковою Премудростью сотворил и Слово сие. Сам же Господь сей называется

Послание Ария к Александру Александрийскому.Афанасий Александрийский. Послание о соборах, бывших в Аримине Италийском и в Селевкии Исаврийской Блаженному Папе и Епископу нашему Александру пресвитеры и диаконы желают о Господе радоваться.Вера наша, приятая от предков, какой научились и от тебя, блаженный Папа, такова: ведаем единого Бога, единого Нерожденного, единого Вечного, единого Безначального, единого Истинного, единого Имеющего бессмертие, единого Премудрого, единого Благого, единого Властителя, всех Судию, Правителя, Домостроителя; Непреложного и Неизменяемого, Праведного и Благого, - сего Бога Закона, Пророков и Нового Завета, прежде времен вечных породившего Единородного Сына, Которым Он сотворил и веки, и всяческая, породившего же не мнимо ( бокДаег), но истинно. Собственным изволением поставившего непреложную, неизменяемую  тварь Божию совершенную, но не как одну из тварей; рождение, но не как одного из рожденных; не исторжение, каково Отчее рождение по учению Валентина; не единосущную часть, каково Отчее рождение по изъяснению манихея; не Сыноотца, как наименовал Савеллий, разделяя Монаду; не светильник от светильника или свеча,разделенная на две, как говорил Иеракас, и не прежде сущего, впоследствии же рожденного или возведенного в Сына - как и сам ты, блаженный Папа, среди церкви и на Соборе многократно осуждал дающих эти толкования; но, как мы говорим, по воле Божией прежде времен и веков сотворенного и жизнь и бытие приявшего от Отца, Который поставил вместе с Ним и Его славу. Ибо Отец, дав Ему все в наследие, не лишил Себя того, что имеет в Себе нерожденно, потому что есть источник всего. Посему три Ипостаси.И как Бог, Причина всего, единственно безначален, так Сын, вне времени рожденный от Отца, и прежде веков сотворенный, и положенный в основание ( ВецеЛюбец), не был, пока не рожден, но вне времени рожденный прежде всего один есть от Отца. Ибо Он не вечен, или не совечен, или не сонерожден со Отцом; и не вкупе со Отцом имеет бытие, как отношение, что утверждают иные, вводя два нерожденных начала; напротив того, Бог есть как Монада и начало всего, так же и до всего, а потому и до Сына, как мы научены этому тобою, проповедавшим среди церкви. Поскольку [Сын] от Бога имеет бытие, от Бога преданы Ему и слава, и жизнь, и все, поскольку Бог Его начало. Ибо начальствует над Ним, как Бог Его и сущий прежде Его. Если же сказанное: «из Него» (Рим 11: 36), «из чрева» (Пс. 109: 3), «исшел от Отца и иду ко Отцу» (Ин. 16: 28) иными разумеется так, что Сын есть часть единосущного и исторжение, то Отец будет, согласно им, сложным, делимым, изменяемым; бесплотный Бог, вследствие положения их, потерпит все сообразное телу.
49
Епископ Александр, выслушав это и весьма опечалившись, входит в церковь, воздевает руки к Богу, заливается слезами и, повергшись на лице свое в святилище, простертый на полу, молится. 
*
Несторий родился в г. Германикее, в Сирии. 
*
Катары.
В XII столетии в Западной Европе широко распространяется еретическое движение, которое вошло в историю под названием «катарского». «Катарами», то есть «чистыми», именовали себя многие средневековые секты, однако чаще всего это название было связано с движениями, которые официальная Церковь считала порождением манихейства.Противопоставляя себя как «чистых»,то есть «подлинных», христиан всей остальной массе верующих, катары полагали, что именно они являются носителями учения, преподанного Христом.
228
При этом центром объединительного движения еретиков были богомильские-Балканы. Оттуда происходил единственный известный нам катарский «папа» Никита, около 1170 г. совершивший пастырскую поездку в Италию и на юг Франции.
228
Вообще богомилы сыграли важнейшую роль в формировании западноевропейского катарства.  Все инквизиционные источники говорят о том,  что именно в Константинополе и в Болгарии «франкские» (то есть западноевропейские) рыцари и торговцы получили информацию о «манихейской» ереси.
*
 В 1209 г. папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против французских катаров. Его призыв стал началом т. н. «альбигойских войн» (1209-1244), результатом которых стало присоединение Лангедока к французскому королевскому домену. Помимо организации военного подавления еретиков, римское папство создало Святейшую инквизицию, а также поддержало возникновение т. н. «новых орденов» - доминиканского и францисканского, которые своей проповедью истинно христианской жизни сумели вернуть в церковное лоно значительное число сторонников катаров.
*
Яд суеверного безбожия передавался от отцов к сыновьям, из поколения в поколение.
*
Мне представляется уместным описать ясно и кратко ереси и секты еретиков. В первую очередь следует узнать, что еретики утверждают наличие двух творцов, а именно: одного - невидимого мира, которого они называют благим Богом, и второго - творца видимого мира, или злого бога. Они приписывают Новый Завет благому Богу, Ветхий Завет - злому. Книги последнего они отвергают полностью, за исключением нескольких мест, которые обнаруживают нечто сходное с Новым Заветом и которые, исходя из такой оценки, заслуживают быть достойными внимания. Они объявляют, что автор Ветхого Завета был лжецом, когда говорил нашим прародителям: «ибо в тот день, в который вкусишь от него, должен умереть». Но они не умерли, отведав плода, как он сказал (хотя в действительности оказались во власти печальных границ смерти немедленно после поедания запрещенных плодов). Они также называют его убийцей, потому что он сжег жителей Содома и Гоморры и разрушил наш мир во время потопа и также потому, что погубил фараона и египтян в Чермном море. Они считают, что все патриархи Ветхого Завета были прокляты, и утверждают, что св. Иоанн Креститель был одним из величайших демонов.Эти еретики даже утверждают во время своих секретных встреч, что Христос, который родился в земном и видимом Вифлееме и был распят в Иерусалиме, был злым (т. е. дьяволом), а Мария Магдалина была его наложницей и той самой женщиной, о связи с которой мы читаем вЕвангелии. Ибо благой Христос, говорят они, никогда ни ел, ни пил, нииспускал видимого света и не был ничем из этого мира, за исключением пребывания в теле Павла, [да и то] в духовном смысле. Вот почему мы сказали «рожденный в земном и видимом Вифлееме», поскольку еретики признаются, что верят в существование другого нового и невидимого мира, в котором, согласно некоторым из них, родился и был распят благой Христос.
*
Все эти [еретики], отродья Антихриста, первого порождения Сатаны, «злое семя, развратные дети», говорящие лице мерно ложь, обольщающие сердца невинных, развратили уже всю провинцию Нарбонну ядом своего вероломства. Они называют Римскую Церковь «вертепом разбойников» и той блудницей, о которой мы читаем в Апокалипсисе. Они держали за ничто таинства Церкви до такой степени, что публично проповедовали, будто вода святого крещения ничем не отличается от речной воды; что освященный хлеб наисвятейшего тела Христа ничем не отличается от обычного хлеба; исподволь нашептывали на ухо простому народу то богохульство, что тело Христа, даже если бы оно было столь же велико, сколь велики Альпы, давно бы уже было полностью поглощено причащающимися, которые отведали его; [утверждали], что конфирмация, последнее помазание и исповедь - это некудышные и глупые дела; и что святой брак - не что иное, как распутство, ибо никто, породивший сыновей или дочерей, не сможет обрести спасение. Они отрицали восстановление тел. Они измыслили некие неслыханные басни, утверждающие, что наши души являются душами ангельских духов, которые были изгнаны с небес из-за отступничества [по причине] гордыни и которые получили свои чистые тела в эфире. Эти души, вслед за успешным пребыванием в любых семи земных телах, вернутся назад в те тела, которые они покинули, как будто они таким образом исполнили епитимью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий