1619 Августа 24. Письмо патриарха Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, обь отправлении нему освященной просфоры и святой воды.
Божиею милостию благородному и благоверному , благочестивому
и христолюбивому, Богомъ избранному и Богомъ венчанному Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, отецъ твой и богомолецъ Филаретъ, патриархъ Московски и всеа Pyciu, благословляю и вамъ, Великому Государю,челомъ бью.Въ вашей Государеве отчине, в царствующем граде Москве, въ твоемъ Государеве богомолье, въ соборной церкве пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, Августа въ 24 день, на празникъ Принесения честных мощей первопрестолника всея Великия Росии, великаго святителя митрополита Петра, молили всещедраго, въ Троице славимаго Бога нашего и пречистую Богородицу и великихъ чюдотворцовъ Петра и Алексея и Иону и всехъ святыхъ, соборне съ митрополитомъ и со архиепископомъ и съ архимариты
Донесение Русскаго в Крыму посланика Амвросия Ладыженскаго Царю Михаилу Федоровичу о переговорах с Крымским двором и о неудовольствие Хана по случаю перемирия России с Польшею и по пречине недоставления подарков.
А про королевской миръ Государь къ царю не писалъ потому, что королъ Государева отца, преосвященново митрополита Филарета Никитича и бояръ не отдалъ, и Польские и Литовские люди изъ Московского государства еще не все вышли; а учинилъ Государь съ королемъ перемирья не надолго, для высвобоженья отца своего, преосвященного митрополита и бояръ, которые были въ Полше ото всего государства въ послехъ. А какъ королъ отдастъ Государева отца, преосвященнаго митрополита Филарета Никитича и бояръ, и Польския и Литовския люди изъ Московского государства изо всехъ местъ выйдутъ, Великий Государь нашь къ царю отпишетъ о всем подлинно; а высвободи Государь отца своего и бояръ, съ королемъ велит опять войну всчать.
16
23
Сентября 13. Письмо патpiapxa Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, о невозможности выдать жалованье Московскимъ стрельцамъ и о необходимости вспомоществования дворянамъ и детямъ боярскимъ разныхъ городов.
А что в вашейже Царской грамоте ко мне, отцу твоему и богомолцу, писано: извищалъ вам, Великому Государю, боярин, князь Офонасей Васильевичь Лобанов-Ростовской, что Московскими стрилцом за осадное сидинье твоего Государева жалованья денегъ не дано, и в том им нужа великая и дворишков поставить ничим и многie от бедности бредути врознь, и мниби, отцу твоему и богомолцу , приказать боярину, князю Ивану Никитичю Одоевскому , а велети стрилцом твое Государево жалованье за осадное сидинье дати тотъчас ; а какъ стрилцом деньги дадут, и о томи бы отписати к теби, ко Государю.И ко твоей Государев грамоти я,отець твой и богомолец, твоему Государеву боярину, князю Ивану Никитичю Одоевскому говорил ; и твой Государев боярин, князь Ивань Никитичь мне, отцу твоему и богомолцу, сказал, что посли вашего Царского походу, в вашей Царской казни ни в которомъ Приказе денегъ не осталося, и посли твоего Государева походу, къ Москве изъ городовъ ни откуды денегъ не приваживали, опроче что в Посолской Приказ, и то в Крымскую кладь взято. А что, Государь, у него, князя Ивана, в Приказе собрано денегъ, и те Государь , деньги , по моему приказу , велили они давати на нужные розходы, безъ которыхъ быти нельзя. А что, Государь, после вашего Царского походу у князя Ивана денегъ вышло въ розходъ и на какие розходы, тому, Государь, роспись послал я къ вам, Великому Государю, под сею грамотою. А впредь Государь, что денегъ въ збори у князя Ивана будетъ, или откуды изъ городовъ привезутъ , и те, Государь, деньги велю стрилцом давати тотчасъ, сколько въ збори ни будетъ, а достальные велю збирати не мишкая и стрнлцомъ давати.
Приложение къ №23: Роспись расходовъ въ Новой Четверти,
24 Августа 15 Сентября 1619 года.
Въ Новой Четверти, послъ Государева походу, Августа зъ 24 числа 127 году Сентября по 18 число нынъшнего 128 году, въ розходъ:Въ Розрядъ Дорогобужаномъ дворяномъ и дътемъ боярскимъ , которымъ велено быть на Государев службъ в Вязмъ, на жалованье и Белскимъ Ньмцом на кормъ 700 рублевъ.Столникомъ в дворяном, которые посланы по городомъ въ воеводы, и переводчику, которой посланъ для переводу въ Новъгородъ , и дътемъ боярскимъ розныхъ городовъ на жалованье 417 рублевъ.
*
Богородитцкому протопопу Кондратью зъ братьею Государева жалованья въ приказъ и Левонтьнвскнмъ попомъ, что у Новые Прощи
*
Стрълцомъ, которые ставятца на карауль на Красномъ крыльце и по двору, сту человъкомъ на кормъ 54 рубли 6 алтынъ зъ деньгою.Да за кабацкие запасы за вино и за медь дано 504 рубли 16 алтынъ 4 деньги.И всего въ Новой Четверти, после Государева походу, Августа зъ 24 числа 127 году Сентября по 18 число нынешнего 128 году, въ росходъ и съ темъ, что въ Кабацкомъ Приказе дано за кабацкие запасы, 2.418 рублевъ 29 алтынъ 4 деньги.
34
1654 Февраля 27. Письмо, патpiapxa Никона Царю Алексею Михайловичу,о бывшемъ въ монастыре явлении и о разныхъ делахъ.
Богородицы Иверския и святаго священомученика и исповедника Филиппа митрополита отъ четвертка противъ пятка въ нощи въ трети часъ бьють на монастыремъ те знамение страшно, столпъ огненъ явися отъ земля до небеси и отъ того огненаго столпа окрестъ свътъ
облиста великъ зело, версты по три и по пяти и по десяти в по дватцати и боле, яко во дне светитися всему; мнози по деревнямъ отъ необычнаго того света въ страхъ впали; а которые деревни поблиску , версты по три и по четыре, отъ которыхъ монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго вета въ манастыри церковь и иные храмины и здание видели , и cie до зде; а о иныхъ добрыхъ, егда узрю ваши Государевы пресветлые очи , самъ исповедаю.
1655 Февраля 4. Письмо патpiарха Никона Царю Алексею Михайловичу, о своемь прибытии въ Москву и об опустении столицы отъ моровой язвы.
По отшествии отъ васъ, Государей , привело ся во царьствующий градъ Москву Февраля въ 8 день, часа за два до света, въ суботу. Охъ, увы! зрьния неполезнаго и плача достойнаго! Непрестанно смотря плакалъ, плакалъ пустоты Московская , пути и домовъ, идеже прежъ соборы многии и утисненie, тамо никоково, великия пути въ малу стезю и потлачены, дороги покрыты снеги и никемъ суть и следимя, разве отъ песъ. Охъ, охъ! Иеремия плачевный тому разве уплакати таковы я и толикое зло и запустения. Ей, ей! пьянства на ся издавна и омрачения не помню, якожъ ныне изумехся отъ пустоты; обаче мало возвеселихся въ воскреceнie о пришествии остатковъ хрестьянъ во святую соборную апостольскую церковь ко святей литоргии, малымъ чимъ менши, яко и прежъ, или за радость на видвше насъ во святей служба, яко и недра церковныя не вмъстиша и дворъ противъ полнъ былъ. А еже о дворовой пустоте не мошно утешится; о иныхъ же писать ей не свемъ что. Здравии будите на многia лъта. Писалъ по литоргии въ 8-й часъ дня.
Божиею милостию благородному и благоверному , благочестивому
и христолюбивому, Богомъ избранному и Богомъ венчанному Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии Самодержцу, отецъ твой и богомолецъ Филаретъ, патриархъ Московски и всеа Pyciu, благословляю и вамъ, Великому Государю,челомъ бью.Въ вашей Государеве отчине, в царствующем граде Москве, въ твоемъ Государеве богомолье, въ соборной церкве пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, Августа въ 24 день, на празникъ Принесения честных мощей первопрестолника всея Великия Росии, великаго святителя митрополита Петра, молили всещедраго, въ Троице славимаго Бога нашего и пречистую Богородицу и великихъ чюдотворцовъ Петра и Алексея и Иону и всехъ святыхъ, соборне съ митрополитомъ и со архиепископомъ и съ архимариты
Донесение Русскаго в Крыму посланика Амвросия Ладыженскаго Царю Михаилу Федоровичу о переговорах с Крымским двором и о неудовольствие Хана по случаю перемирия России с Польшею и по пречине недоставления подарков.
А про королевской миръ Государь къ царю не писалъ потому, что королъ Государева отца, преосвященново митрополита Филарета Никитича и бояръ не отдалъ, и Польские и Литовские люди изъ Московского государства еще не все вышли; а учинилъ Государь съ королемъ перемирья не надолго, для высвобоженья отца своего, преосвященного митрополита и бояръ, которые были въ Полше ото всего государства въ послехъ. А какъ королъ отдастъ Государева отца, преосвященнаго митрополита Филарета Никитича и бояръ, и Польския и Литовския люди изъ Московского государства изо всехъ местъ выйдутъ, Великий Государь нашь къ царю отпишетъ о всем подлинно; а высвободи Государь отца своего и бояръ, съ королемъ велит опять войну всчать.
16
1619 Сентября 1.Письмо Царя Михаила Феодоровича патриарху Филарету, о прибытии въ Ростов и о встрече тамъ начала нового лъта.
Превысочайшему во археереъхъ, подражателю Христовых велений, святыхъ апостолъ преемнику , церковныхъ кормилъ правителю, карабль православен неблазнено направляющу во пристанище благовърия,великому государю и отцу нашему,святъйшему Филарету Никитичю, Божиею милостию патpiapxy Московскому и всея Русии, сынъ вашего по плоти благородея, нынъ же и по духу сродства, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии челомъ бьетъ. Сказую, государь, вашему превысочайшему святителству, яко мы и мать наша,государыня великая старица инока Мареа Ивановна,по милости всесилнаго к вся содержащаго, въ Троицы славимаго Бога нашего и вашими святыми молитвами, града нашего Ростова доидохомъ здраво, Августа 31-го дня къ вечеру; и наутръе того, Сентября 1-го числа, начало новому лЪту обновихомъ съ пъниемъ и хвалами , и цълбоносному гробу великого святителя Леонтия и прочимъ святымъ Божиимъ угодникомъ, яже достоитъ по лъпотъ, молебная пения принесохомъ и молитвам ихъ святымъ себе подложихомъ. А изъ Ростова пойдем къ Ярославлю, Сентября 3-го числа ; а произволили есмя въ Ростове помъшкати два дни. Вашежъ превосходящее святителство молимъ, да якожъ обычно вашему святителству молитв всещедраго и человъколюбиваго Бога о всемирномъ устроении, сице и о насъ и о матери нашей, молимъ,да возслеши своя честныя и богоприятныя молитвы, ихъ же ради сподобитъ насъ человеко- любивый Богъ путное се шествие благовременно прейти , и воздуху вашими молитвами да подастъ ясницу и теплоту, и паки къ вамъ въ царьствующий грядъ возвратитися здраву и радостну , и руку вашего святителства целовати съ веселиемъ и по достоинству вашему святитслству челомъ ударить.
23
Сентября 13. Письмо патpiapxa Филарета Царю Михаилу Феодоровичу, о невозможности выдать жалованье Московскимъ стрельцамъ и о необходимости вспомоществования дворянамъ и детямъ боярскимъ разныхъ городов.
А что в вашейже Царской грамоте ко мне, отцу твоему и богомолцу, писано: извищалъ вам, Великому Государю, боярин, князь Офонасей Васильевичь Лобанов-Ростовской, что Московскими стрилцом за осадное сидинье твоего Государева жалованья денегъ не дано, и в том им нужа великая и дворишков поставить ничим и многie от бедности бредути врознь, и мниби, отцу твоему и богомолцу , приказать боярину, князю Ивану Никитичю Одоевскому , а велети стрилцом твое Государево жалованье за осадное сидинье дати тотъчас ; а какъ стрилцом деньги дадут, и о томи бы отписати к теби, ко Государю.И ко твоей Государев грамоти я,отець твой и богомолец, твоему Государеву боярину, князю Ивану Никитичю Одоевскому говорил ; и твой Государев боярин, князь Ивань Никитичь мне, отцу твоему и богомолцу, сказал, что посли вашего Царского походу, в вашей Царской казни ни в которомъ Приказе денегъ не осталося, и посли твоего Государева походу, къ Москве изъ городовъ ни откуды денегъ не приваживали, опроче что в Посолской Приказ, и то в Крымскую кладь взято. А что, Государь, у него, князя Ивана, в Приказе собрано денегъ, и те Государь , деньги , по моему приказу , велили они давати на нужные розходы, безъ которыхъ быти нельзя. А что, Государь, после вашего Царского походу у князя Ивана денегъ вышло въ розходъ и на какие розходы, тому, Государь, роспись послал я къ вам, Великому Государю, под сею грамотою. А впредь Государь, что денегъ въ збори у князя Ивана будетъ, или откуды изъ городовъ привезутъ , и те, Государь, деньги велю стрилцом давати тотчасъ, сколько въ збори ни будетъ, а достальные велю збирати не мишкая и стрнлцомъ давати.
Приложение къ №23: Роспись расходовъ въ Новой Четверти,
24 Августа 15 Сентября 1619 года.
Въ Новой Четверти, послъ Государева походу, Августа зъ 24 числа 127 году Сентября по 18 число нынъшнего 128 году, въ розходъ:Въ Розрядъ Дорогобужаномъ дворяномъ и дътемъ боярскимъ , которымъ велено быть на Государев службъ в Вязмъ, на жалованье и Белскимъ Ньмцом на кормъ 700 рублевъ.Столникомъ в дворяном, которые посланы по городомъ въ воеводы, и переводчику, которой посланъ для переводу въ Новъгородъ , и дътемъ боярскимъ розныхъ городовъ на жалованье 417 рублевъ.
*
Богородитцкому протопопу Кондратью зъ братьею Государева жалованья въ приказъ и Левонтьнвскнмъ попомъ, что у Новые Прощи
*
Стрълцомъ, которые ставятца на карауль на Красномъ крыльце и по двору, сту человъкомъ на кормъ 54 рубли 6 алтынъ зъ деньгою.Да за кабацкие запасы за вино и за медь дано 504 рубли 16 алтынъ 4 деньги.И всего въ Новой Четверти, после Государева походу, Августа зъ 24 числа 127 году Сентября по 18 число нынешнего 128 году, въ росходъ и съ темъ, что въ Кабацкомъ Приказе дано за кабацкие запасы, 2.418 рублевъ 29 алтынъ 4 деньги.
34
1654 Февраля 27. Письмо, патpiapxa Никона Царю Алексею Михайловичу,о бывшемъ въ монастыре явлении и о разныхъ делахъ.
Богородицы Иверския и святаго священомученика и исповедника Филиппа митрополита отъ четвертка противъ пятка въ нощи въ трети часъ бьють на монастыремъ те знамение страшно, столпъ огненъ явися отъ земля до небеси и отъ того огненаго столпа окрестъ свътъ
облиста великъ зело, версты по три и по пяти и по десяти в по дватцати и боле, яко во дне светитися всему; мнози по деревнямъ отъ необычнаго того света въ страхъ впали; а которые деревни поблиску , версты по три и по четыре, отъ которыхъ монастырь во дни видеть, и те паче дневнаго вета въ манастыри церковь и иные храмины и здание видели , и cie до зде; а о иныхъ добрыхъ, егда узрю ваши Государевы пресветлые очи , самъ исповедаю.
1655 Февраля 4. Письмо патpiарха Никона Царю Алексею Михайловичу, о своемь прибытии въ Москву и об опустении столицы отъ моровой язвы.
По отшествии отъ васъ, Государей , привело ся во царьствующий градъ Москву Февраля въ 8 день, часа за два до света, въ суботу. Охъ, увы! зрьния неполезнаго и плача достойнаго! Непрестанно смотря плакалъ, плакалъ пустоты Московская , пути и домовъ, идеже прежъ соборы многии и утисненie, тамо никоково, великия пути въ малу стезю и потлачены, дороги покрыты снеги и никемъ суть и следимя, разве отъ песъ. Охъ, охъ! Иеремия плачевный тому разве уплакати таковы я и толикое зло и запустения. Ей, ей! пьянства на ся издавна и омрачения не помню, якожъ ныне изумехся отъ пустоты; обаче мало возвеселихся въ воскреceнie о пришествии остатковъ хрестьянъ во святую соборную апостольскую церковь ко святей литоргии, малымъ чимъ менши, яко и прежъ, или за радость на видвше насъ во святей служба, яко и недра церковныя не вмъстиша и дворъ противъ полнъ былъ. А еже о дворовой пустоте не мошно утешится; о иныхъ же писать ей не свемъ что. Здравии будите на многia лъта. Писалъ по литоргии въ 8-й часъ дня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий