СКИФСКАЯ ИСТОРИЯ 1776
Андрея Лызлова.
Границы же Скифские, сЪ Запада отЪ реки Дону: (а БотерЪ описатель всего свет а , полагаетЬ отЪ волги, еже и приличнее имать быши.) На ВостокЪ солнца до предЪловЪ хийскихЪ, иже со индуею. С полудня отЪ моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийскаго , то есть Хвалисскаго. На полночь даже до океана Скиескаго ледоватаго. разделяется же на четыре части: Едина имЪетЪ вЪ себе Орды всЪ. Вторая Загатаи , и всЪ народы, иже суть при уссонЬ и пустыни Лопской. Третья обдержитЪ Китай , и еже обретается вЪ помянутой пусптыни, и Хинское государство. Четвертая содержитЪ страны мало намЪ ведомыя, яко БелгианЬ, АргонЪ, АрсатерЪ, Аниа. Но отЪ пятисотЪ летЪ и больше, когда Скифский , народЬ изшедшие из страны реченныя ихЪ языкомЪ Монгаль, ея же и жители назывались Мингаилы или Монгэили, поседоша некоторыя государства (яко о томЪ будетЪ ниже,) измениша и имя свое, назвашася Тартаре,
(От реки ТартарЪ, или отЪ множества народовЪ своихЪ, еже и сами любезнее приемлютЬ и слышать, и меньшая половина Скифии, яже надЪ моремЪ АсийскимЪ, называется Tapтария великая, разделяется же Tapтария великая отЪ Скифии ИмаусомЪ горою великою и знаменитою , еже со ону страну,
то Tapтариa, а еже отЪ сея страны, то Скифиa. Идеже обретается гора каменная КавказЪ названная, близь моря хвалисскаго. СЪ другую же страну отЪ полудня и востока разделяетЪ ихЪ гора великая Быкова реченная, по латине МонсЬ ТаврусЪ, на ней же перьвое сталЪ ковчегЪ НоевЬ по потопе. О сихЪ ТатарахЪ МингаилахЪ, иже живяху вЪ меньшей части Скифии, которая отЪ нихЪ Tapтариa назвалась, множество знаменитых делЪ историки писали, яко силою и разумомЪ своимЪ, паче же воинскими делами на весь светЪ прославляхуся. Сии ничто же особное, кроме женЪ и детей и орудия имяху , и ничто же начинали, еже бы им во тщету было. ДенегЪ никакихЪ, ниже злата и сребра знали, менами токмо потребы своя исполняли. Ибо глаголаху, идеже есть вЪ чести злато , тамо желательство; а идеже желагпельство , тамо сребролюбиe; а идеже сребролюбие , тамо прелести, и таковыхЪ удобно сребромЪ одолевати.
Никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху, Дария царя Персскаго изЪ Скифии изгнаша и славнаго самодержца Персскаго Кира убита Александра великаго Гетмана, ишенемЪ Зопиpiона , сЪ воинствы победиша,Бактрианское и Парфянское царства основаща.
-Aciю малую и великую, вторую и величайшую часть света,мужеством!» обладаша , и обладаху ею сЪ полторы тысячи лет , наченше отЪ Beксора царя Эгипетскаго, даже до веку и госудзрсшвования Нина царя Ассиршскаго. ВЪ сосЬдсшвЪ и вЬ нрилеглости сЪ ними всегда жили Славяне.
Хана великаго царя своего , иже зовяшеся ГогЪ и МагогЪ , т о есть .Государь, надЪ государи, и Царь надЪ царьми, на
свете вельми почитали, и вместо святаго имели,и чтили , и величали.
БедетЪ Амазонка полки неизочтенны,
Месячными же щиты цвЬтно облеченны;
Смела"Пентесилиа, ставя отЪ охоты,
ПротивЪ мужей дерзновенно дЪвичьи роты.
ОтЪ сихЪ убо ТатарЪ, МингаиловЪ, изЪидоша сии Татарове, иже суть кЪ намЪ СавроматомЪ пришельцы, ихЪ же называемЪ . Крымския,
Манконския, Перекопские, Белогородские, Очаковские, и всЪ тЪ народы , иже обитаютЪ около Езера, ПалюсЪ МеотисЪ, т о есть, Азовскаго моря.
Ныне же историки сихЪ ТатарЪ мнятЪ быти Еврейска племене , яко о томЪ БошерЪ вЪ книгахЪ своихЪ знаменито утверждаючи пишетЪ
сице : По разделении царства Иудина Израилева , ихЪ же цари быша в Самарии , яко о томЪ явственно вЪ Вивлии обретается.
ИнЪ же описатель ЖигмунтЪ ГербершгпеннЪ,описуя землю Татарскую пишет,и приводить на свидетельство Мефодиа Епископа Патавскаго, иже повЬдаетЪ, я ко быть некто у нихЪ мужЪ ГедеонЪ именемЪ, иже имущи нЬкую ведомость о скончании свЬта, и о погубленш на немЪ всехЪ живущихЪ. Поведающи же имЪ cии, и никакими писании утверждаше, и советоваше дабы о томЪ прежде времени вразумилися, и сокровища и богатства мирскии и, иже вкупе со светом погибнути имутЪ , ни во что вменили.
На cиe они соизволивши, подЪяшася со безчисленнымЪ множествомЬ народу своего отЪ Татаpiи, отЪ оныхЪ каменныхЪ горЪ КавказскихЪ, и отЪ горы великая ИмаусЪ реченныя , и отЬ поль ЕвтейскихЪ. И приидоша ко Индии, идеже царя Индуйскаго, емуже служаху, убиша , и области яко ево, тако и иныя при рекЬ ЭфратЪ , и у моря Персскаго обретающуяся поплениша и опустошиша. И Асию малую и великую сЪ великими победами вЪ долготу и широту преидоша,
Такожде обЬ Сарматии, Асийскую и Европейскую, идеже множество царствЪ, княжений и областей, яко ХристианскихЪ, тако и поганскихЪ повоевали, и ни во что истинно обратили. ВЪ наши же
Европеяския страны пришествуе сихЪ незванныхЪ гостей,знаменовала, и якобы провозвещала зъло великая.
Название свое восприняла отЪ народа живущего там еще прежде крещешя росийской земли,названнаго отЪ реки Волги, Волгары, или Болгары, которые имели начало свое отЪ преславнаго и многонароднаго народа Славенскаго. Живущи же там многа лет,и слышавше о некоторыхЪ соплеменныхЪ своихЪ народахЪ СлавенскихЪ, яко ВандалахЪ, цымбрахЪ , ГотвахЪ имя свое прославляющихЪ, и вЪ дЪлехЪ воинскихЪ цветущихЪ, и победы восприемлющихЪ, елики содеяша они сЪ римскою Монаршею,и сЪ Цари Греческими, и сЪ прочими ярилеглыми соседы: о ихЪ же славкыхЪ воинскихЪ делахЪ многие историки пишут.
А о начале своемЪ те Ординцы сице повествуютЪ: яко во странахЬ
техЪ, отнюдуже изЪидоша, бяше некая вдова ,породы между ими знаменитая.Сия некогда от любодения породила сына именемЪ Цынгиса ,юже первые ея сынове прелюбодейства ради хотеша убити . Она же обрете вину ко оправданно си глаголющи; АзЪ отЪ лучей солнечныхЪ зачала есмь сына. И тако той ея сынЪ время
отЪ время мужественнымЪ возрасте юношею , и ту Заволжскую орду разпространилЪ и умножилЪ, яже множеством!) жителей,и делЪ мужественныхЪ дЪяшемЪ, и самаго краю изобилиемЪ,едва не все тамошния орды превосходить.И совершенно отЪ сея вси иные дикихЪ поль жителей народЪ той производящей , мужествомЪ и
воинскими дЪлы славу свою размножили. • ОтЪ сих ТатарЪ , ихЪ же летописцы называютЪ Болгарами, отЪ имени прежнихЪ ВолгаровЬ жившихЪ тамо.
О Батые ЦарЪ ТатарскомЪ и о пленении его на Московское государство,и прочихЬ государств и о исчезновении его; о начале и умножении большая ,и Золотыя орды .
Сего убо мучительнаго народа,оный Царь ЭгуханЪ, о немЪ же выше речеся, бяше поганый идолопоклонникЪ, яко о томЪ пишетЪ ГвагнинЪ окаянный свою душу извергши, сниде во адЪ.
ИзгналЪ ПоловцовЪ и ПеченегЪ сЪ Татары же Заволжскими, и сЪ Болгары оставшимися яко подобными народу своему, совокупися воедино , и всеми оными облада и тако умножися воинственаго народу страны оныя. Окаянный же Батый видя себе имуща многое воинство , начатЬ дыхати огнедыхательною яростно на народЬ христианский, хотящ и ихЪ изгубити, и страны оны своими грубыми народы населити, и истребити имя христианское.
Толико убо тогда попущениемЪ БожиимЪ бедствование быть на российскую землю, толико градовЪ прекрасныхЪ, и селЪ и жилищЪ христианскихЪ разорение и опустошение, монастырей и храмовЪ БожиихЪ пожжеше.И таковая тогда злая пострадаша христиане отЪ поганыхЪ, яко николиже таковая быта.
ПосемЪ окаянный Батый сЪ воинствы своими иде кЪ НовсгородскимЪ странамЪ.
ОчЪ же посла пословЪ своихЪ вЪ, КиевЪ кЪ великому Кнзяю Михаилу Всеволодичу и ко гражданомЪ, хотя прельстити ихЪ. Великий же Князь пословЪ побити повелел, и самЪ со семи своими убеже вЪ Венгры, окаянныйже Ватый аки собравЪ многое воинство приде кЪ Киеву.
ПотомЪ нечестивый Батый неудоволився толикими безчисленными Христианскими кровьми, яко кровопийсшвеный звЪрь дыша убийствомЪ христианЪ верныхЪ отуду со многими воинствы иде вЪ Венгерскую
землю идЪже бысть ему брань сЪ Царем КоломаномЪ Но и они такоже побеждени быти отЪ поганыхЪ и бежаша по нихЪ же гнаша нечестивии даже до реки Дуная, плЪняюще страны оныя. А прежде сего раздЪлишася погании на три части . Cиe ихЪ раздЪление было лЪта 6149. а отЪ рождества Христова 1241. Сему согласно пишутЪ лЪтописцы Польские, КромерЪ, ДлугошЪ, Меховскт яко те Татарове сЪ Цари своими БатыемЪ й КайданомЪ побивши Князей, росейскихЪ, вЪ Польшу придоша отЪ россшскихЪ странЪ, вЪ лЪто отЪ Христа 1241 вЪ первой самЪ иде кЪ Венгерским странам, вторую сЬ ЦаремЪ КайдономЪ послалЪ вЪ великую Польшу , третию часть сЪ Петою ГегпманомЪ своимЪ вЪ малую Польшу, яко о томЪ пишетЬ лЪтописецЪ Польский АлександрЪ ГвагнинЪ вЪ хронице Польской глаголетЪ, во время государствоватя вЪ Польше Болеслава Пудика, то есть, стыдливаго. [ЕгожЪ кралевства начало, пишетЪ онЪ, лета oт христа 1243 И по сему его свидетельству прибыло два лЪта приходу Татарскому. Обаче не довлеетЪ единЪ онЪ вЪ свидетельство, противЪ трехъ верныхЪ выше именовавыхЪ старыхЪ летописцовЪ Быть страшное жестокое npишествие Татарское вЪ Польшу, чрезЪ российские страны , иже многу корысть побравши около Люблина и Завихвостия.
отослаша ко своимЪ; а сами обратишася кЪ Сендомиру, и взяша посадЪ и градЪ, и множество людей побита, иже тамо запрошася. От туду обратишася кЪ Кракову; и много корыстей взяша у Вислицы и Скармира, и сЪ тою идяху кЪ российскимЪ странам, идеже у реки Чорныя приспе на нихЪ ВладимирЪ воевода Краковский сЪ собранною дружиною; обаче не приобрете ничтоже. Ибо мало воинства имяше. Точно плЪнниковЪ множество убегоша отЪ поганыхЪ. Теже нечестивии paсвирепевши пойдоша кЪ россии иже сЪ прочими сшедшеся, паки вЪ великомЪ счислении придоша вЪ Польшу, и у Сендомира на двое разделяшася. Большая часть сЪ КайданомЪ ГетманомЪ поидоша вЪ великую Польшу; другие полки немалые сЪ ГетманомЪ Петою пойдоша вЪ малую Польшу, иже безЪ всякаго противления всюду пленяху; и аще где исхождаше прошиво имЪ польское воинство.
воинство,обаче везде побеждаеми бываху отЬ величества неравнаго себЪ. Краль же БолеславЪ слышавЪ cия, сЬ матерью и со женою отбеже на горы Пенинския. Татарове же грады КраковЪ и ВроцлавЪ разоривше и попаливше, снидошася сЪ КайдономЪ и прочими Татары, На нихЪ же Князь ГендрикЪ МарграфЬ Моравский, совокупи окрестныхЪ Князей сЪ воинствы. отЪ НемецЪ и отЪ ПруссЬ, и отЪ Польши, ихЪ же урядилЪ на четыре полки: вЪ первомЪ были Крыжаки с Немцы; во второмЪ Поляки, вЪ третьемЪ полку были Пруссы: четвертое войско
было найлучшее СлезаковЪ и ВеликополянЪ, ихЪ же управлялЪ самЪ ГендрикЪ. Такожде и Татарское воинство на четверо бяше разделено: но едино Татарское множае было нежели всЪ Польскт. И там о на изрядномЪ месте битву учинили. Первое Крыжаки, иже были отЪ НемецЪ, удариша на ТатарЪ : но тако сотрени быта отЪ нихЪ, яко сияшя отЪ великаго граду.ПотомЪ Пруссы со Слезаки; сии вЪ нихЪ упадокЪ не малой учинили, Между ими же бысть вождь Мечислав Опольскш, иже убежа изЪ полковЪ сЪ немалымЪ воинсшвомЪ, когда услышалЬ позади Татарина кричаща : бегайте : бегайте ГенрихЪ узрЪвши то,воздохну вЪ рече: Горе, намЪ стало. Четвертое величайшее воинство Татарское, опровержеся на воинство Генриково, и вси купно мужественно бишася . но егда узревша Татарина выбЪжавша со знаменемЪ, на немЪже таково знамя было, X. и на
верьху того глава сЪ великою брадою трясущеюся , и дымЪ скаредный и смрадный изЪ устЪ пущающа на Поляки, отЪ чего вси изумившася
ужасаася, и нагло бЪгать начата , кто како можаше, и тако побеждена быща. убиени на той брани отЪ ТатарЪ, начальный вождь воинства того.
По таковомЪ убо умиленномЪ земель христианскихЪ опустошении,
окаянный Батый по всемЪ градомЪ учинилЪ своихЪ властелей, ихЪже называху, Баскаки,якобы, атаманы или старосты , иже всегда отЪ оставльшихся христианЪ дань собирали, и поизволению своему россианомЪ ХристианомЪ судили и повелевали. КняземЪ же российскимЪ, елицы убийства гонзнуша повелЪ нечестивый кЪ себе прийти и покланятся. И таковымЪ понуждениемЬ вси отЪ пределЪ своихЪ поидоша во орду ко оному мучителю. ОнЪ же прежде повелЪвши ВолхвомЪ своимЪ учинити два огня велики , и онымЪ КняземЪ сквозь огнь той проходитй , и отЪ приносимыхЪ ему даровЪ часть некую во огнь ввергати, ипрошедЪ огонь покланятися солнцу и кусту : и по томЬ кЪ себЪ таковымЪ приходном попущаше. И тако начася cиe тяжкое и не удобоподьятное ярмо ВеликимЪ КняземЪ росийскимЪ, и прочимЪ жителемЪ народовЪ христианских.
И тако отЪ того времени обладаша нечестивии Татарове странами оными , яже назывались Болгары и Заволожская орда, и по обе страны реки Волги, отЪ града Казани , егоже еще небяше тогда , и до рЪки Яика , и до моря Хвалийсскаго , и там о населишася, и создаша грады многи , яже назывались Болгары, БылыматЪ, Кумань, КорсунЪ , Тура, Казань, АрескЪ , ГормирЪ, АрначЪ, Сарай великий , Чалдай , Астарахань. И начашЪ зватися область ихЪ Великая Орда; или яко Московскхе народы называли, Золотая Орда.
О царяхЪ бывшихЪ вЪ Великой Орде о Батые и о Темирь-Аксаке.
По смерти она бича христианскаго, злочестиваго Батыя, быть во ОрдЪ царь сынЪ ево СартакЪ именемЪ: яко свидетельствуеть вЪ книгЪ Степенной российской и СинопсисЪ Киевской, кЪ немуже.
Немуже ходилЪ во орду великш Князь АлекеандрЪ ЯрославичЬ, рекомый Невский Той злочестивый царь еще великому Князю в ордЪ у него будушу, посла воеводу своего Неврюя со многими Татары.
Баскаки или атаманы надЪ poccианы власть имели, иже дань сЪ нихЪ сбирали, и по своей воли росиян яко подданныхЪ судили : и частыми приходы на Литовская страны, великлия пакости чинили Литовском у Князю Олгерду.
*ОтЪ сего наипаче наполнися проклятый срама и ярости,собрався со безчисленными воинствы , ихЪ же до седми сотЪ тысячей поведаютЬ быти,на другое лето по томЪ,то есть,6888 пойде сЪ великою гордостию яряся на провославие,хотя до конца опустошити росийское государство, ему же помошникЪ быть Князь ОлегЪ рязанский. Сия слышавЪ великий Князь Димитрий ИвановичЪ, ни мало ужасеся, но положи упование свое вЪ Бозе, собра воинство велие, его же сочтеся сто сем десятЪ тысячей : кЪ тому прийдоша ему вЪ помощь, Князь Андрей ОлгердовичЪ Полоцкой и братЪ его Князь
Димитрей Брянской такожде Великоновгородцы и Псковичи. И быть ему всего воинства до трехЪ сот тысячей,и тако со всеми силами изыде противу поганыхЪ , и сретеся сЬ ними за ДономЪ pекою состави жесточайшую брань.
*Но обаче вскоре по сихЪ и самЪ окаянный ТактамышЪ изгнанЪ бысть от царства,ТемирЪ-АксакомЬ царемЬ,и прибеже помощи ради вЪ Литву,кЪ Великому князю Литовскому Витофту,яко о семЪ Стршковскш. В великой Орде и вЪ прочихЪ ТатарскихЪ странахЪ начал прославлятися оный царь ТемирЪ-АксакЪ.
Тело же его скверное отвезено и там погребено быть вЪ земли Татарской , юже БотерЪ назьшаетЪ Загадай , во градЪ Самарканд, который ГвагнинЪ называешь,столицею всех градовЪ ТатарскихЪ.
Царь Эдигей изгнавый улум ахмета , и обладаше многия лета детей же своихЪ вЪ страхе великомЪ содержаше,яко ни единЪ из нихЪ дерзну власти искати кромЪ воли его. Егда же состарЬся, и смерть уже настояше нань, собравЪ тогда кЪ себЪ всЁхЪ сыновЪ своихЪ, начатЪ заповедыватЪ, наказующи подЪ прещениемЪ, дабы вси жили купно неделяся царствомЪ, и единЪ бы единаго не истребляли, но купно стрегли государство свое. Подая имЪ образЪ содержат советЪ подЪ сицевьшЪ вымысломЪ : повелЪ принести кЪ себЪ тридесять стрелЪ и даде каждому сыну по единой стреле, повелевая имЪ преламати я: тииже скоро сотвориша повеленное. ПотомЪ повелЪ принести другия три десять стрелЪ, и даде имЪ купно, первые старейшему сыну повелевая преломити вся вкупе. Тойже много трудився , не возможе учинити того. ПотомЪ другому и третьему, даже и до послЪдняго даваше ихЪ, преломити веля, но ни единЪ отЪ нихЪ возможе учинити того. Эдигейже возприимЪ слово, начатЪ паче увещавати вЪ совесть.И сице завещавЪ; и прикладЪ совЪта и
любви памятный учинивЪ, умре Царь Эдигей.
*Ведаше яко вЪ большой орде, отнюду же Царь изыде, не бяше воинства, тайно посла многое свое воинство, вЪ большую орду , вЪ жилище поганыхЪ. СЪ нимиже посла служащаго ему Царя Уродовлета городецкаго, да воеводу Князя Гвоздева Звейигородскаго. Царю же ни что же вЪдающего о сем,они же в ладьях шедши Волгою рекою придоша во орду , и обретоша пусту воинскими людьми, токмо бяху женскЪ полЪ , и старые й отрочаша. Д тако зЪло плениша ихЪ и опустошиша , женЪ и детей поганыхЪ смерти безЪ милости предающе: жилища же ихЪ огнем пожигающе. Богатства же ихЪ и скоты безчисленныя вземлюще. И конечно бы возмогоша тогда до конца оныхЪ поганыхЪ истребити. Но городецкий мурза именемЪ ОблязЪ Сильный пошепта цареви глаголя: Нелепо есть великое cиe царство до конца опустошити , и розорити, отсюду же и ты самЪ изшелЪ еси, и мы вси , и се есть отечество наше.
Всего света описатель, описуя Татарию и Скифию , поминаетЪ о орде Казанской и повествуете граде Казань подЪ державою великихЪ Государей нашихЪ МосковскихЪ быти,идеже глаголетЪ великий Князь ИоаннЪ Васильевиче Московский и всея россии заведе множество Лифлянтове , и поде областью Казанскою поведаете о людехе Вятчанехе и Черемисахе, иже вельми суть приклонны ке чародейству и волхвованию, изводящи чары своими облаки дождевые ветры и громЬ.
Егда минуша двадесять лет по Батыев пленении, еже имать быти 6765 яко о томЪ выши пространно изЪявися , быша вси Князи российские подЪ властью Золотыя Орды, по Батый же бысть царь во ордЬ именемЪ СаинЪ, тотЬ имать быть СартакЪ сынЪ БатыевЪ , иже хотяше паки воеваши страны российские, и пойде сЬ воинствомЪ тамо. Князи же российские убоявшеся, поидоша молиши его, дабы не пленилЪ земли российския, и встретивши его, дали многи дары злочестивому, и утолиша его. Царь же на томЪ месте, идеже воздержа шествие свое,восхотел поставити градЪ на славу свою , и дабы былЪ приставищемЪ посломЪ ево ходящимЪ вЪ страны российския дани ради, й того ради посла многихЬ,различнымЬ местамЪ, искати удобна места созиданию града. И обрушено бысшь место на самой украине российской земли, на реке Волге, на сей стране реки Камы, концемЪ прилежащее кЪ Болгарской земле, другимЪ же кЪ Вятке и Перми, иже бяше всякими довольствы преисполнено. ГлаголютЬ же, яко прежде там о гнездятеся змий великий о дву главахЪ, едина змеина, другая воловая, и иныхЪ различныхЪ змей множество. ИхЪ же волхвЪ Татарский волхвованиемЪ собра всехЪ во едино место, идеже сожжени быта : и на томЪ месте по желанию своему постави ЦарьградЪ, и нарече его Казань, еже росиски толкуется котелЪ , золотое дно. Российские же Князи не токмо противословити не смеяху цареви, но и градЪ принуждены быта делати ,отЪ странЪ своихЪ художниковЪ и работниковЪ посылающе.
*Прийде на того Царя Улумахмета, изЪ Яика Князь именемЪ Эдигей, у него же бяше тридесять сыновЪ отЪ девя женЪ рожденныхЪ,от нихЪ же имяше до десяти тысячЬ воинства, иже именовалося отЪ него Малгиты сильные , и вЪ подданстве у него быть не восхотеша , и Золотую орду воевати. дерзнули , и отЪ нихЪ изгнанЪ быть царь изЪ Царства: прийде кочевати вЪ Велевския места.Пославши его изгнати Великий Князь Василей васильевичЪ посла на него воинство, иже отЪ него побеждено бысть Яко о томЬ писася выше при описании царей Золотыя Орды. Последи же той брани возможе злочестивый,и зело богатства исполнися.И пошел,отЪ пределовЪ российскихЪ, превезеся чрезЪ реку волгу, прийде ко граду Казани, яже тогда пуста бяше отЪ пленения российскаго воинства.
Менший же царевичЪ КудайлукЪ остался его же Великий Князь вземЪ изЪ темницы , повелел крестити во Христианскую вЪру , и нареченЪ бысть ПетрЪ. Ему же Великий Князь даде вЪ супружество сестру свою Великую Княжну Евдокию.
О мужественней мои храбрые воини, Боляре и Воеводы, и вся прочие преславные воинственницы, страдатели знаменитии имене ради Божия и в вери Христианской, и за свое Отечество, и за насЪ благочестиваго Самодержца , никтоже толикую показа вЬ нынешнихЪ временахЪ храбрость и победу,якоже вы любимии мною. Ибо вашею храбростью азЬ прославлюся во окрестныхЪ многихЪ ГосударствахЪ: ныне же при помощи Божией, осводобихомЪся пленения , сего сильнаго Царства ,бывавшаго Государству нашему вЪ мимошедших летахЪ.Вторые есть Македонян , показавшее сЬ ЦаремЪ своимЪ преславныя победы , и наследовали есте храбрости и мужества прародителей вашихЪ, показавших пресветлую победу сЬ прародителемЪ нашимЪ, ВеликимЪ КняземЪ, ДимитргемЪ ИвановичемЪ, за ДономЪ надЪ нечестивымЪ МамаемЪ и воинствомЪ его. За которое ваше преславное мужество достойни есте не
точию от мене великия милости и благодаренья , но и от вседержительныя БожЬя Десницы воздаянЬя и венцовЪ страдальческихЪ.
Андрея Лызлова.
Границы же Скифские, сЪ Запада отЪ реки Дону: (а БотерЪ описатель всего свет а , полагаетЬ отЪ волги, еже и приличнее имать быши.) На ВостокЪ солнца до предЪловЪ хийскихЪ, иже со индуею. С полудня отЪ моря Меотскаго, то есть Азовскаго, и Каспийскаго , то есть Хвалисскаго. На полночь даже до океана Скиескаго ледоватаго. разделяется же на четыре части: Едина имЪетЪ вЪ себе Орды всЪ. Вторая Загатаи , и всЪ народы, иже суть при уссонЬ и пустыни Лопской. Третья обдержитЪ Китай , и еже обретается вЪ помянутой пусптыни, и Хинское государство. Четвертая содержитЪ страны мало намЪ ведомыя, яко БелгианЬ, АргонЪ, АрсатерЪ, Аниа. Но отЪ пятисотЪ летЪ и больше, когда Скифский , народЬ изшедшие из страны реченныя ихЪ языкомЪ Монгаль, ея же и жители назывались Мингаилы или Монгэили, поседоша некоторыя государства (яко о томЪ будетЪ ниже,) измениша и имя свое, назвашася Тартаре,
(От реки ТартарЪ, или отЪ множества народовЪ своихЪ, еже и сами любезнее приемлютЬ и слышать, и меньшая половина Скифии, яже надЪ моремЪ АсийскимЪ, называется Tapтария великая, разделяется же Tapтария великая отЪ Скифии ИмаусомЪ горою великою и знаменитою , еже со ону страну,
то Tapтариa, а еже отЪ сея страны, то Скифиa. Идеже обретается гора каменная КавказЪ названная, близь моря хвалисскаго. СЪ другую же страну отЪ полудня и востока разделяетЪ ихЪ гора великая Быкова реченная, по латине МонсЬ ТаврусЪ, на ней же перьвое сталЪ ковчегЪ НоевЬ по потопе. О сихЪ ТатарахЪ МингаилахЪ, иже живяху вЪ меньшей части Скифии, которая отЪ нихЪ Tapтариa назвалась, множество знаменитых делЪ историки писали, яко силою и разумомЪ своимЪ, паче же воинскими делами на весь светЪ прославляхуся. Сии ничто же особное, кроме женЪ и детей и орудия имяху , и ничто же начинали, еже бы им во тщету было. ДенегЪ никакихЪ, ниже злата и сребра знали, менами токмо потребы своя исполняли. Ибо глаголаху, идеже есть вЪ чести злато , тамо желательство; а идеже желагпельство , тамо сребролюбиe; а идеже сребролюбие , тамо прелести, и таковыхЪ удобно сребромЪ одолевати.
Никогда побеждени бывали, но всюду они побеждаху, Дария царя Персскаго изЪ Скифии изгнаша и славнаго самодержца Персскаго Кира убита Александра великаго Гетмана, ишенемЪ Зопиpiона , сЪ воинствы победиша,Бактрианское и Парфянское царства основаща.
-Aciю малую и великую, вторую и величайшую часть света,мужеством!» обладаша , и обладаху ею сЪ полторы тысячи лет , наченше отЪ Beксора царя Эгипетскаго, даже до веку и госудзрсшвования Нина царя Ассиршскаго. ВЪ сосЬдсшвЪ и вЬ нрилеглости сЪ ними всегда жили Славяне.
Хана великаго царя своего , иже зовяшеся ГогЪ и МагогЪ , т о есть .Государь, надЪ государи, и Царь надЪ царьми, на
свете вельми почитали, и вместо святаго имели,и чтили , и величали.
БедетЪ Амазонка полки неизочтенны,
Месячными же щиты цвЬтно облеченны;
Смела"Пентесилиа, ставя отЪ охоты,
ПротивЪ мужей дерзновенно дЪвичьи роты.
ОтЪ сихЪ убо ТатарЪ, МингаиловЪ, изЪидоша сии Татарове, иже суть кЪ намЪ СавроматомЪ пришельцы, ихЪ же называемЪ . Крымския,
Манконския, Перекопские, Белогородские, Очаковские, и всЪ тЪ народы , иже обитаютЪ около Езера, ПалюсЪ МеотисЪ, т о есть, Азовскаго моря.
Ныне же историки сихЪ ТатарЪ мнятЪ быти Еврейска племене , яко о томЪ БошерЪ вЪ книгахЪ своихЪ знаменито утверждаючи пишетЪ
сице : По разделении царства Иудина Израилева , ихЪ же цари быша в Самарии , яко о томЪ явственно вЪ Вивлии обретается.
ИнЪ же описатель ЖигмунтЪ ГербершгпеннЪ,описуя землю Татарскую пишет,и приводить на свидетельство Мефодиа Епископа Патавскаго, иже повЬдаетЪ, я ко быть некто у нихЪ мужЪ ГедеонЪ именемЪ, иже имущи нЬкую ведомость о скончании свЬта, и о погубленш на немЪ всехЪ живущихЪ. Поведающи же имЪ cии, и никакими писании утверждаше, и советоваше дабы о томЪ прежде времени вразумилися, и сокровища и богатства мирскии и, иже вкупе со светом погибнути имутЪ , ни во что вменили.
На cиe они соизволивши, подЪяшася со безчисленнымЪ множествомЬ народу своего отЪ Татаpiи, отЪ оныхЪ каменныхЪ горЪ КавказскихЪ, и отЪ горы великая ИмаусЪ реченныя , и отЬ поль ЕвтейскихЪ. И приидоша ко Индии, идеже царя Индуйскаго, емуже служаху, убиша , и области яко ево, тако и иныя при рекЬ ЭфратЪ , и у моря Персскаго обретающуяся поплениша и опустошиша. И Асию малую и великую сЪ великими победами вЪ долготу и широту преидоша,
Такожде обЬ Сарматии, Асийскую и Европейскую, идеже множество царствЪ, княжений и областей, яко ХристианскихЪ, тако и поганскихЪ повоевали, и ни во что истинно обратили. ВЪ наши же
Европеяския страны пришествуе сихЪ незванныхЪ гостей,знаменовала, и якобы провозвещала зъло великая.
Название свое восприняла отЪ народа живущего там еще прежде крещешя росийской земли,названнаго отЪ реки Волги, Волгары, или Болгары, которые имели начало свое отЪ преславнаго и многонароднаго народа Славенскаго. Живущи же там многа лет,и слышавше о некоторыхЪ соплеменныхЪ своихЪ народахЪ СлавенскихЪ, яко ВандалахЪ, цымбрахЪ , ГотвахЪ имя свое прославляющихЪ, и вЪ дЪлехЪ воинскихЪ цветущихЪ, и победы восприемлющихЪ, елики содеяша они сЪ римскою Монаршею,и сЪ Цари Греческими, и сЪ прочими ярилеглыми соседы: о ихЪ же славкыхЪ воинскихЪ делахЪ многие историки пишут.
А о начале своемЪ те Ординцы сице повествуютЪ: яко во странахЬ
техЪ, отнюдуже изЪидоша, бяше некая вдова ,породы между ими знаменитая.Сия некогда от любодения породила сына именемЪ Цынгиса ,юже первые ея сынове прелюбодейства ради хотеша убити . Она же обрете вину ко оправданно си глаголющи; АзЪ отЪ лучей солнечныхЪ зачала есмь сына. И тако той ея сынЪ время
отЪ время мужественнымЪ возрасте юношею , и ту Заволжскую орду разпространилЪ и умножилЪ, яже множеством!) жителей,и делЪ мужественныхЪ дЪяшемЪ, и самаго краю изобилиемЪ,едва не все тамошния орды превосходить.И совершенно отЪ сея вси иные дикихЪ поль жителей народЪ той производящей , мужествомЪ и
воинскими дЪлы славу свою размножили. • ОтЪ сих ТатарЪ , ихЪ же летописцы называютЪ Болгарами, отЪ имени прежнихЪ ВолгаровЬ жившихЪ тамо.
О Батые ЦарЪ ТатарскомЪ и о пленении его на Московское государство,и прочихЬ государств и о исчезновении его; о начале и умножении большая ,и Золотыя орды .
Сего убо мучительнаго народа,оный Царь ЭгуханЪ, о немЪ же выше речеся, бяше поганый идолопоклонникЪ, яко о томЪ пишетЪ ГвагнинЪ окаянный свою душу извергши, сниде во адЪ.
ИзгналЪ ПоловцовЪ и ПеченегЪ сЪ Татары же Заволжскими, и сЪ Болгары оставшимися яко подобными народу своему, совокупися воедино , и всеми оными облада и тако умножися воинственаго народу страны оныя. Окаянный же Батый видя себе имуща многое воинство , начатЬ дыхати огнедыхательною яростно на народЬ христианский, хотящ и ихЪ изгубити, и страны оны своими грубыми народы населити, и истребити имя христианское.
Толико убо тогда попущениемЪ БожиимЪ бедствование быть на российскую землю, толико градовЪ прекрасныхЪ, и селЪ и жилищЪ христианскихЪ разорение и опустошение, монастырей и храмовЪ БожиихЪ пожжеше.И таковая тогда злая пострадаша христиане отЪ поганыхЪ, яко николиже таковая быта.
ПосемЪ окаянный Батый сЪ воинствы своими иде кЪ НовсгородскимЪ странамЪ.
ОчЪ же посла пословЪ своихЪ вЪ, КиевЪ кЪ великому Кнзяю Михаилу Всеволодичу и ко гражданомЪ, хотя прельстити ихЪ. Великий же Князь пословЪ побити повелел, и самЪ со семи своими убеже вЪ Венгры, окаянныйже Ватый аки собравЪ многое воинство приде кЪ Киеву.
ПотомЪ нечестивый Батый неудоволився толикими безчисленными Христианскими кровьми, яко кровопийсшвеный звЪрь дыша убийствомЪ христианЪ верныхЪ отуду со многими воинствы иде вЪ Венгерскую
землю идЪже бысть ему брань сЪ Царем КоломаномЪ Но и они такоже побеждени быти отЪ поганыхЪ и бежаша по нихЪ же гнаша нечестивии даже до реки Дуная, плЪняюще страны оныя. А прежде сего раздЪлишася погании на три части . Cиe ихЪ раздЪление было лЪта 6149. а отЪ рождества Христова 1241. Сему согласно пишутЪ лЪтописцы Польские, КромерЪ, ДлугошЪ, Меховскт яко те Татарове сЪ Цари своими БатыемЪ й КайданомЪ побивши Князей, росейскихЪ, вЪ Польшу придоша отЪ россшскихЪ странЪ, вЪ лЪто отЪ Христа 1241 вЪ первой самЪ иде кЪ Венгерским странам, вторую сЬ ЦаремЪ КайдономЪ послалЪ вЪ великую Польшу , третию часть сЪ Петою ГегпманомЪ своимЪ вЪ малую Польшу, яко о томЪ пишетЬ лЪтописецЪ Польский АлександрЪ ГвагнинЪ вЪ хронице Польской глаголетЪ, во время государствоватя вЪ Польше Болеслава Пудика, то есть, стыдливаго. [ЕгожЪ кралевства начало, пишетЪ онЪ, лета oт христа 1243 И по сему его свидетельству прибыло два лЪта приходу Татарскому. Обаче не довлеетЪ единЪ онЪ вЪ свидетельство, противЪ трехъ верныхЪ выше именовавыхЪ старыхЪ летописцовЪ Быть страшное жестокое npишествие Татарское вЪ Польшу, чрезЪ российские страны , иже многу корысть побравши около Люблина и Завихвостия.
отослаша ко своимЪ; а сами обратишася кЪ Сендомиру, и взяша посадЪ и градЪ, и множество людей побита, иже тамо запрошася. От туду обратишася кЪ Кракову; и много корыстей взяша у Вислицы и Скармира, и сЪ тою идяху кЪ российскимЪ странам, идеже у реки Чорныя приспе на нихЪ ВладимирЪ воевода Краковский сЪ собранною дружиною; обаче не приобрете ничтоже. Ибо мало воинства имяше. Точно плЪнниковЪ множество убегоша отЪ поганыхЪ. Теже нечестивии paсвирепевши пойдоша кЪ россии иже сЪ прочими сшедшеся, паки вЪ великомЪ счислении придоша вЪ Польшу, и у Сендомира на двое разделяшася. Большая часть сЪ КайданомЪ ГетманомЪ поидоша вЪ великую Польшу; другие полки немалые сЪ ГетманомЪ Петою пойдоша вЪ малую Польшу, иже безЪ всякаго противления всюду пленяху; и аще где исхождаше прошиво имЪ польское воинство.
воинство,обаче везде побеждаеми бываху отЬ величества неравнаго себЪ. Краль же БолеславЪ слышавЪ cия, сЬ матерью и со женою отбеже на горы Пенинския. Татарове же грады КраковЪ и ВроцлавЪ разоривше и попаливше, снидошася сЪ КайдономЪ и прочими Татары, На нихЪ же Князь ГендрикЪ МарграфЬ Моравский, совокупи окрестныхЪ Князей сЪ воинствы. отЪ НемецЪ и отЪ ПруссЬ, и отЪ Польши, ихЪ же урядилЪ на четыре полки: вЪ первомЪ были Крыжаки с Немцы; во второмЪ Поляки, вЪ третьемЪ полку были Пруссы: четвертое войско
было найлучшее СлезаковЪ и ВеликополянЪ, ихЪ же управлялЪ самЪ ГендрикЪ. Такожде и Татарское воинство на четверо бяше разделено: но едино Татарское множае было нежели всЪ Польскт. И там о на изрядномЪ месте битву учинили. Первое Крыжаки, иже были отЪ НемецЪ, удариша на ТатарЪ : но тако сотрени быта отЪ нихЪ, яко сияшя отЪ великаго граду.ПотомЪ Пруссы со Слезаки; сии вЪ нихЪ упадокЪ не малой учинили, Между ими же бысть вождь Мечислав Опольскш, иже убежа изЪ полковЪ сЪ немалымЪ воинсшвомЪ, когда услышалЬ позади Татарина кричаща : бегайте : бегайте ГенрихЪ узрЪвши то,воздохну вЪ рече: Горе, намЪ стало. Четвертое величайшее воинство Татарское, опровержеся на воинство Генриково, и вси купно мужественно бишася . но егда узревша Татарина выбЪжавша со знаменемЪ, на немЪже таково знамя было, X. и на
верьху того глава сЪ великою брадою трясущеюся , и дымЪ скаредный и смрадный изЪ устЪ пущающа на Поляки, отЪ чего вси изумившася
ужасаася, и нагло бЪгать начата , кто како можаше, и тако побеждена быща. убиени на той брани отЪ ТатарЪ, начальный вождь воинства того.
По таковомЪ убо умиленномЪ земель христианскихЪ опустошении,
окаянный Батый по всемЪ градомЪ учинилЪ своихЪ властелей, ихЪже называху, Баскаки,якобы, атаманы или старосты , иже всегда отЪ оставльшихся христианЪ дань собирали, и поизволению своему россианомЪ ХристианомЪ судили и повелевали. КняземЪ же российскимЪ, елицы убийства гонзнуша повелЪ нечестивый кЪ себе прийти и покланятся. И таковымЪ понуждениемЬ вси отЪ пределЪ своихЪ поидоша во орду ко оному мучителю. ОнЪ же прежде повелЪвши ВолхвомЪ своимЪ учинити два огня велики , и онымЪ КняземЪ сквозь огнь той проходитй , и отЪ приносимыхЪ ему даровЪ часть некую во огнь ввергати, ипрошедЪ огонь покланятися солнцу и кусту : и по томЬ кЪ себЪ таковымЪ приходном попущаше. И тако начася cиe тяжкое и не удобоподьятное ярмо ВеликимЪ КняземЪ росийскимЪ, и прочимЪ жителемЪ народовЪ христианских.
И тако отЪ того времени обладаша нечестивии Татарове странами оными , яже назывались Болгары и Заволожская орда, и по обе страны реки Волги, отЪ града Казани , егоже еще небяше тогда , и до рЪки Яика , и до моря Хвалийсскаго , и там о населишася, и создаша грады многи , яже назывались Болгары, БылыматЪ, Кумань, КорсунЪ , Тура, Казань, АрескЪ , ГормирЪ, АрначЪ, Сарай великий , Чалдай , Астарахань. И начашЪ зватися область ихЪ Великая Орда; или яко Московскхе народы называли, Золотая Орда.
О царяхЪ бывшихЪ вЪ Великой Орде о Батые и о Темирь-Аксаке.
По смерти она бича христианскаго, злочестиваго Батыя, быть во ОрдЪ царь сынЪ ево СартакЪ именемЪ: яко свидетельствуеть вЪ книгЪ Степенной российской и СинопсисЪ Киевской, кЪ немуже.
Немуже ходилЪ во орду великш Князь АлекеандрЪ ЯрославичЬ, рекомый Невский Той злочестивый царь еще великому Князю в ордЪ у него будушу, посла воеводу своего Неврюя со многими Татары.
Баскаки или атаманы надЪ poccианы власть имели, иже дань сЪ нихЪ сбирали, и по своей воли росиян яко подданныхЪ судили : и частыми приходы на Литовская страны, великлия пакости чинили Литовском у Князю Олгерду.
*ОтЪ сего наипаче наполнися проклятый срама и ярости,собрався со безчисленными воинствы , ихЪ же до седми сотЪ тысячей поведаютЬ быти,на другое лето по томЪ,то есть,6888 пойде сЪ великою гордостию яряся на провославие,хотя до конца опустошити росийское государство, ему же помошникЪ быть Князь ОлегЪ рязанский. Сия слышавЪ великий Князь Димитрий ИвановичЪ, ни мало ужасеся, но положи упование свое вЪ Бозе, собра воинство велие, его же сочтеся сто сем десятЪ тысячей : кЪ тому прийдоша ему вЪ помощь, Князь Андрей ОлгердовичЪ Полоцкой и братЪ его Князь
Димитрей Брянской такожде Великоновгородцы и Псковичи. И быть ему всего воинства до трехЪ сот тысячей,и тако со всеми силами изыде противу поганыхЪ , и сретеся сЬ ними за ДономЪ pекою состави жесточайшую брань.
*Но обаче вскоре по сихЪ и самЪ окаянный ТактамышЪ изгнанЪ бысть от царства,ТемирЪ-АксакомЬ царемЬ,и прибеже помощи ради вЪ Литву,кЪ Великому князю Литовскому Витофту,яко о семЪ Стршковскш. В великой Орде и вЪ прочихЪ ТатарскихЪ странахЪ начал прославлятися оный царь ТемирЪ-АксакЪ.
Тело же его скверное отвезено и там погребено быть вЪ земли Татарской , юже БотерЪ назьшаетЪ Загадай , во градЪ Самарканд, который ГвагнинЪ называешь,столицею всех градовЪ ТатарскихЪ.
Царь Эдигей изгнавый улум ахмета , и обладаше многия лета детей же своихЪ вЪ страхе великомЪ содержаше,яко ни единЪ из нихЪ дерзну власти искати кромЪ воли его. Егда же состарЬся, и смерть уже настояше нань, собравЪ тогда кЪ себЪ всЁхЪ сыновЪ своихЪ, начатЪ заповедыватЪ, наказующи подЪ прещениемЪ, дабы вси жили купно неделяся царствомЪ, и единЪ бы единаго не истребляли, но купно стрегли государство свое. Подая имЪ образЪ содержат советЪ подЪ сицевьшЪ вымысломЪ : повелЪ принести кЪ себЪ тридесять стрелЪ и даде каждому сыну по единой стреле, повелевая имЪ преламати я: тииже скоро сотвориша повеленное. ПотомЪ повелЪ принести другия три десять стрелЪ, и даде имЪ купно, первые старейшему сыну повелевая преломити вся вкупе. Тойже много трудився , не возможе учинити того. ПотомЪ другому и третьему, даже и до послЪдняго даваше ихЪ, преломити веля, но ни единЪ отЪ нихЪ возможе учинити того. Эдигейже возприимЪ слово, начатЪ паче увещавати вЪ совесть.И сице завещавЪ; и прикладЪ совЪта и
любви памятный учинивЪ, умре Царь Эдигей.
*Ведаше яко вЪ большой орде, отнюду же Царь изыде, не бяше воинства, тайно посла многое свое воинство, вЪ большую орду , вЪ жилище поганыхЪ. СЪ нимиже посла служащаго ему Царя Уродовлета городецкаго, да воеводу Князя Гвоздева Звейигородскаго. Царю же ни что же вЪдающего о сем,они же в ладьях шедши Волгою рекою придоша во орду , и обретоша пусту воинскими людьми, токмо бяху женскЪ полЪ , и старые й отрочаша. Д тако зЪло плениша ихЪ и опустошиша , женЪ и детей поганыхЪ смерти безЪ милости предающе: жилища же ихЪ огнем пожигающе. Богатства же ихЪ и скоты безчисленныя вземлюще. И конечно бы возмогоша тогда до конца оныхЪ поганыхЪ истребити. Но городецкий мурза именемЪ ОблязЪ Сильный пошепта цареви глаголя: Нелепо есть великое cиe царство до конца опустошити , и розорити, отсюду же и ты самЪ изшелЪ еси, и мы вси , и се есть отечество наше.
Всего света описатель, описуя Татарию и Скифию , поминаетЪ о орде Казанской и повествуете граде Казань подЪ державою великихЪ Государей нашихЪ МосковскихЪ быти,идеже глаголетЪ великий Князь ИоаннЪ Васильевиче Московский и всея россии заведе множество Лифлянтове , и поде областью Казанскою поведаете о людехе Вятчанехе и Черемисахе, иже вельми суть приклонны ке чародейству и волхвованию, изводящи чары своими облаки дождевые ветры и громЬ.
Егда минуша двадесять лет по Батыев пленении, еже имать быти 6765 яко о томЪ выши пространно изЪявися , быша вси Князи российские подЪ властью Золотыя Орды, по Батый же бысть царь во ордЬ именемЪ СаинЪ, тотЬ имать быть СартакЪ сынЪ БатыевЪ , иже хотяше паки воеваши страны российские, и пойде сЬ воинствомЪ тамо. Князи же российские убоявшеся, поидоша молиши его, дабы не пленилЪ земли российския, и встретивши его, дали многи дары злочестивому, и утолиша его. Царь же на томЪ месте, идеже воздержа шествие свое,восхотел поставити градЪ на славу свою , и дабы былЪ приставищемЪ посломЪ ево ходящимЪ вЪ страны российския дани ради, й того ради посла многихЬ,различнымЬ местамЪ, искати удобна места созиданию града. И обрушено бысшь место на самой украине российской земли, на реке Волге, на сей стране реки Камы, концемЪ прилежащее кЪ Болгарской земле, другимЪ же кЪ Вятке и Перми, иже бяше всякими довольствы преисполнено. ГлаголютЬ же, яко прежде там о гнездятеся змий великий о дву главахЪ, едина змеина, другая воловая, и иныхЪ различныхЪ змей множество. ИхЪ же волхвЪ Татарский волхвованиемЪ собра всехЪ во едино место, идеже сожжени быта : и на томЪ месте по желанию своему постави ЦарьградЪ, и нарече его Казань, еже росиски толкуется котелЪ , золотое дно. Российские же Князи не токмо противословити не смеяху цареви, но и градЪ принуждены быта делати ,отЪ странЪ своихЪ художниковЪ и работниковЪ посылающе.
*Прийде на того Царя Улумахмета, изЪ Яика Князь именемЪ Эдигей, у него же бяше тридесять сыновЪ отЪ девя женЪ рожденныхЪ,от нихЪ же имяше до десяти тысячЬ воинства, иже именовалося отЪ него Малгиты сильные , и вЪ подданстве у него быть не восхотеша , и Золотую орду воевати. дерзнули , и отЪ нихЪ изгнанЪ быть царь изЪ Царства: прийде кочевати вЪ Велевския места.Пославши его изгнати Великий Князь Василей васильевичЪ посла на него воинство, иже отЪ него побеждено бысть Яко о томЬ писася выше при описании царей Золотыя Орды. Последи же той брани возможе злочестивый,и зело богатства исполнися.И пошел,отЪ пределовЪ российскихЪ, превезеся чрезЪ реку волгу, прийде ко граду Казани, яже тогда пуста бяше отЪ пленения российскаго воинства.
Менший же царевичЪ КудайлукЪ остался его же Великий Князь вземЪ изЪ темницы , повелел крестити во Христианскую вЪру , и нареченЪ бысть ПетрЪ. Ему же Великий Князь даде вЪ супружество сестру свою Великую Княжну Евдокию.
О мужественней мои храбрые воини, Боляре и Воеводы, и вся прочие преславные воинственницы, страдатели знаменитии имене ради Божия и в вери Христианской, и за свое Отечество, и за насЪ благочестиваго Самодержца , никтоже толикую показа вЬ нынешнихЪ временахЪ храбрость и победу,якоже вы любимии мною. Ибо вашею храбростью азЬ прославлюся во окрестныхЪ многихЪ ГосударствахЪ: ныне же при помощи Божией, осводобихомЪся пленения , сего сильнаго Царства ,бывавшаго Государству нашему вЪ мимошедших летахЪ.Вторые есть Македонян , показавшее сЬ ЦаремЪ своимЪ преславныя победы , и наследовали есте храбрости и мужества прародителей вашихЪ, показавших пресветлую победу сЬ прародителемЪ нашимЪ, ВеликимЪ КняземЪ, ДимитргемЪ ИвановичемЪ, за ДономЪ надЪ нечестивымЪ МамаемЪ и воинствомЪ его. За которое ваше преславное мужество достойни есте не
точию от мене великия милости и благодаренья , но и от вседержительныя БожЬя Десницы воздаянЬя и венцовЪ страдальческихЪ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий