пятница, 15 января 2021 г.

Западный застенный Китай 1906г.

Сами китайцы прекрасные колонизаторы, но они приходили въ новыя страны лишь въ  небольшом  количестве и  то  большей  частью  поневоле, а теперь  начинается систематическое заселение края коренными китайцами. 

Въ  первое  время по усмирении  края  китайское правительство попробовало было прибегнуть къ прежней системе  принудительнаго  заселения  Западнаго  Китая ссыльными уголовными преступниками, но такъ какъ эта мера ничего, кроме вреда, не принесла, потому что на новыхъ местахъ сосланные своихъ прежнихъ наклонностей не оставляли, то, по ходатайству синьцзянскаго губернатора Таомо, въ 1892 году ссылка въ Западный край была прекращена и вместо ссыльныхъ стали привлекать в усмиренную страну мирныхъ земледельцевъ. Съ этой  целью  былъ сделанъ  выэовъ  желающихъ переселяться въ Западный Китай изъ всехъ провинций Внутреннего Китая, и желающих нашлось не мало. Были даны громадныя льготы и nocoбia переселенцамъ, что, конечно, не могло не привлечь въ эту далекую страну нуждающихся въ земле и куске хлеба китайцевъ.  Правительство прежде всего  приняло на свой  счетъ перевозку переселенцевъ отъ места первоначальнаго ихъ жительства до главнаго города Западнаго края—Урумци.3атемъ  давало  деньги на постройку  домовъ, снабжало ихъ земледельческими орудиями, рабочимъ скотомъ и семенами на первое время, съ уплатой за все это въ длинные сроки и т. д. 

31

И вотъ идут и едутъ бедные китайцы и семьями и по одиночке и группами в неведомую имъ страну искать новаго счастья на чужбине, так как для коренного китайца Западный Застойный Китай гораздо более чужбина, чемъ, напримеръ, для русскаго переселенца Сибирь. Дома онъ оставляетъ столь дорогия ему могилы предковъ и долженъ селиться среди чуждыхъ ему мусульманскихъ народностей.

33

Интересенъ способъ, какимъ китайское правительство заготовляетъ новые участки для переселенцевъ. Въ общихъ чертахъ онъ  таковъ: сначала посылается специалистъ- чиновникъ изъ соответствующего управления для осмотра пригодныхъ земель.Чиновник этотъ выбираетъ земли, описываетъ ихъ подробно, разделяетъ на три разряда по ихъ годности и  удобству для земледелия,  а также и по способности  вынести  податное обложение и опредъляеть очередь заселения земель, а затемъ докладываетъ объ этом областному начальнику — чжи-фу. Послъдний докладъ этоть представляет губернатору. Тотъ утверждает или отвергает докладъ и затемъ даетъ приказъ той или другой части войскъ занять и обработать избранный участокъ. Солдаты отправляются туда, строятъ крепостцу, по-китайски—инпань, и затемъ приступают къ обработка земли.

35

Описанныя выше меры китайскаго правительства, принимаемыя съ целью заселения края, показываютъ, какъ практично и разумно  поставлено  это  дело у  китайцевъ. И действительно, меры эти достигаютъ своей цели, такъ какъ китайское население края годъ отъ году заметно увеличивается, и это естественным образом прикрепляетъ край къ Китаю.

36

У людей со средствами канъ, въ виду его роли салона, бываетъ покрыть туркестанскими коврами. На кане же лежать и жесткие чурбанообразныя подушки, служащая днемъ подкладкой почетнымъ гостямъ подъ голову при курении  ими  oпiyмa, а ночью подушкой для спанья хозяина. Стена, въ которой  сделаны входныя  со двора двери, всегда бумажная. В ней вставлены маленькия стекла, заменяющия наши оконныя рамы. Два-три стула или табурета въ комнате— воть и вся обстановка китайскаго жилища въ более парадной его части. И при этомъ всюду, и въ доме, и на дворе, грязь, и гряэь невообразимая. Такимъ образомъ и въ этомъ даже отношении китаецъ остается себе вернымъ и не заимствуетъ благого примера от своихъ более чистоплотныхъ соседей-мусульманъ.

37

Обший укладъ жизни китайца несколько изменяется, когда онъ, за отсутвиемъ или недостаткомъ китайскихъ женщинъ, женится на мусульманке—сартянке или киргизке. Положимъ, онъ не считаетъ ее настоящей законной женой, но все же приходится ему считаться со своей прекрасной половиной, с ея вкусами. Это всего больше сказывается въ той сфере, въ которой хозяйкой является  женщина, именно въ  сфере  домашняго хозяйства. Прежде всего несколько меняется  обстановка на  местный ладъ;  затемъ приходится привыкать к такимъ блюдамъ, какъ полау, пельмени, сурпа, которыхъ иначе китаецъ никогда бы не елъ, но къ которымъ съ детства привыкла его подруга жизни. Но если отъ такого смешаннаго брака появляется ребенокъ, особенно мальчикъ, то он уже одевается и воспитывается на китайский лад. Но въ общем такие браки не часты, и если китаецъ, временный житель края, а они-то и женятся на мусульманкахъ, возвращается на родину, то всегда оставляетъ такую свою жену и оставляетъ на произволъ судьбы и беретъ съ собой только ребенка.

38

Главныя торговыя фирмы въ крае всё китайския. Банки находятся исключительно въ китайскихъ рукахъ. Всякий китаецъ коммерсантъ въ душе и достаточно ему приобрести некоторыя средства, какъ он старается открыть какое-нибудь торговое дёло, хоть самое маленькое. Любой чиновникъ, если онъ тайно не торгует (закон, как и у нас, воспрещает чиновникамъ заниматься торговлей), то мечтаетъ объ этомъ и при первой возможности старается пристроиться к какому-нибудь торговому делу. При этой склонности к торговой деятельности, естественно, что и коммерческия способности китайцевъ  замечательны. Въ этомъ oтнoшении китаецъ можетъ быть названъ евреемъ Дальняго Востока; но мне кажется, онъ еще более способенъ выдержать какую угодно конкурренцию. Китаецъ воздержен,расчетлив,тратит на свое содержание крайне мало,любит всюду кооперацию, предприимчив; поэтому вполне понятно, что среди китайскихъ подданных и в китайской торговле онъ занимаетъ первое мёсто въ За- падномъ Китае.Хорошихъ ремесленников- китайцевъ въ крае очень мало. Искусство ихъ мало кому здёсь нужно. 

39


Что касается названия «дунгане», то сами дунгане такъ себя не называют. Это название прилагается къ нимъ иностранцами. Дунгане называютъ себя «хуй-хуй», но это только тогда, когда они хотятъ себя отличить отъ другихъ народностей, мусульманскихъ и немусульманскихъ. Въ своей средЬ они называютъ себя «моминъ», что, въроятно, обозначаетъ послъдователя ислама—мусульманина.

50

Чингисъ-ханомъ были переселены въ Китай чистые иранцы. Но на протяжении восьми вековъ, которые протекли со времени их переселения, они не могли сохранить всю чистоту иранской крови.

52

Но какъ ни много вошло въ среду дунганъ чужеземнаго элемента, все еще даже во внешнемъ виде дунганина осталось много такого, что даетъ возможность сразу же отличить дунганина отъ китайца, несмотря на одинаковый ихъ костюмъ и даже общую имъ всемъ косу. У дунганъ более правильныя черты лица, чемъ у китайцевъ: раскосости китайской у нихъ нетъ; цветъ лица большей частью смуглый, но не желтый; часто встречаются лица румяныя и очень часто можно встретить среди дунганъ совершенно туркестанский типъ, какъ у русскихъ сартовъ. Дунгане народъ крепкий, здоровый. Въ силу этого до последняго дунганскаго возстания ихъ охотно вербовали въ китайския войска. Теперь дунганамъ больше не доверяютъ и в солдаты ихъ не берутъ.

52

У них существует даже поговорка, что «момину (дунганину) момина обманывать нельзя». Да это и рискованно, потому что виновный въ такой изменъ родной общине, обязательно понесет наказание; дунгане страшно мстительны и особенно они безпощадны въ этомъ случае. Но въ общемъ дунгане честны и по отношению къ другимъ народностями На слово дунганина положиться можно.

53

Супружеская верность высоко ценится у дунганъ, и жестоко карается измена. Но измена у дунган редкое явление. Во время многочисленных вспышек дунганскаго возстания жены и дочери дунганъ нередко шли въ бой вследъ за своими мужьями и отцами, и нередки случаи, что они убивали себя и детей, чтобы не отдаться въ руки китайцамъ.

54


Что касается происхождения сартовъ-кашгарлыковъ, то трудно сказать, к какому именно племени они принадлежать. Несомненно во всяком случай то, что основа- этого племени арийская. В местностях, занимаемых типерь китайскими сартами, именно в Китайском Туркестане, некогда, въ доисторическия еще времена, жилъ народъ арийскаго племени.

60

Другой кочевой народъ, обитающий въ Западномъ Застенномъ Китае, это монголы. У русскихъ подданных, и вообще у китайскихъ мусульман эти монголы называются калмыками. Но у китайцевъ они называются или вообще монголами-мэнгу, или разными именами, которыя носят отдельныя племена монгольскаго народа; именно, они известны у нихъ подъ именемъ элютовъ, или ёлотовъ, чахаръ и торгоутовъ.Элюты это остатки чжунгаровъ, которые одно время владели почти всемъ Западнымъ Китаемъ. 

77

Такимъ образомъ, по своему характеру, спокойному и уживчивому, по своему гуманному отношению к слабой половине человеческаго рода, монголъ производить благоприятное впечатление. Но если внутренний миръ монгола не можетъ не внушать к нему известной симпатии, то зато его внешний видъ отвратителенъ. Прежде всего, самъ монгол никогда не моется; не моетъ посуды, изъ которой онъ есть и пьетъ и въ которой готовить себе пищу, не моетъ своей одежды. Поэтому, трудно даже вообразить себе ту грязь, которую носить на себе монголъ. Киргизы тоже кочевники, живутъ въ такихъ же условияхъ, какъ и монголы, и образцовой чистотой не отличаются, но и те изъ-за этой гряэи  избегаютъ сношеший съ монголами. Киргизъ предпочтетъ переночевать въ открытой степи, чемъ остановиться в юрте монгола. И действительно, нужно иметь много непритязательности и жизненнаго оптимизма, чтобы прожить некоторое время среди той гряэи, въ которой живутъ монголы.

83

Поэтому китайцы отлично уживаются всюду, куда их ни забросите судьба. Единственная народность, съ которой китайцы ни- как не могут ужиться, это дунгане. Между китайцами и дунганами существует старая вражда, которая до сихъ поръ нисколько не утихла.

89

После последняго возстания дунганъ въ 1894 году, богдоханъ далъ дунганамъ, вместо названия хуй-хуй или хуй-цзы, как они назывались раньше, название xyй-цзэ,что значить мусульмане-разбойники.

89

Что касается отношения местнаго населения къ русскимъ подданнымъ, проживающимъ въ Западномъ Китае, то нужно иметь въ виду, что русские подданные по преимуществу мусульмане; мусульмане же и значительная часть местнаго населения; поэтому наши подданные не могутъ встречать враждебнаго отношения со стороны китайскихъ подданныхъ единоверцевъ.

92

Другая особенность китайскихъ городовъ-это oтсyтcтвie на улицахъ детей, или, вернее, ихъ такъ мало и они такъ тихи, что какъ будто ихъ и нетъ. Китайския дети, какъ и всё вообще китайцы, такия серьезныя, какъ будто маленькие старички, и никакого оживления въ уличную жизнь не вносятъ.

99

Населения въ Урумци, по последней (1903 г.) китайской переписи, 130тысячъ душъ обоего пола. Из них 100 тысячъ китайцев, а остальные-мусульмане и другия народности.

106


Новый Суйдунъ производить впечатление чего-то казеннаго и безжизненнаго. Пустота улицъ, безлюдье и недостатокъ оживления производить человека, знакомаго съ жизнью китайскаго города, такое впечатление, что какъ будто городъ-то выстроили по чьему-то приказу, и по плану довольно хорошему, а жителей пригласить въ достаточномъ количестве и позабыли. Населения въ обоихъ Суйдунахъ вместе считается около семидесяти тысячъ человекъ.

Верстахъ въ пятидесяти къ востоку отъ Суйдуна находится городъ Кульджа. По числу жителей Кульджа меньше Суйдуна; въ ней только около тридцати тысячъ человекъ,

108

Во главъ сартовъ стоит ихъ природный князь—ванъ, который большой властью надъ сартами, однако, не пользуется. 

118

Въ 70-хъ годахъ минувшаго столетия, въ то время какъ китайская армия двигалась на западъ для занятия Кульджи, большую роль одно время играли Манасъ и Шихо. Тамъ поочередно была главная квартира армии, а потому там же развилась и торговая жизнь. И наши pyccкie торговцы открыли тамъ свои лавки и наживали хорошия деньги.

120

Принципиально, маньчжуры не  подчиняются китайскимъ  властямъ и имеютъ свою самостоятельную администрацию, устроенную по особому плану. Маньчжуры подобно тому, какъ и наши казаки, считаются и до сихъ пор прирожденным военным сословиемъ, поэтому и управление ими устроено применительно къ ихъ военному назначению.

131

Въ настоящее время илийский цзянцзюнь имеетъ въ своемъ ведении маньчжуровъ, монголовъ, киргизовъ и техъ китайцевъ, которые живутъ временно или постоянно на земляхъ, отведенныхъ для жительства маньчжурамъ.

132

 Наконецъ, просителю удается предстать предъ светлыя очи начальства; онъ долженъ стать на колени, на колъняхъ же подползать къ креслу, на которомъ восъдаетъ начальство, и, оставаясь въ такомъ положении, излагать свое дело. При этомъ проситель долженъ именовать себя и своихъ близкихъ, если о нихъ упоиинаетъ, уничижительными именами, въ роде того, что «я, твой гадай, низший слуга, мои презренные братья и т. д.». Вся эта унизительная процедура не можетъ не возмущать европейца, привыкшаго къ другому обращению съ людьми. Однако, на китайцевъ такое унижение не производить никакого впечатления; они къ этому издавна такъ привыкли, что не находятъ ничего страннаго и унижающаго человеческое достоинство, считая это нормальнымъ явлениемъ.

149

Впрочемъ, собственно говоря, напрасно это наше стремление снабжать китайцевъ сахаромъ и спичками по дешевой цене въ то время, какъ наш крестьянин живущий тутъ же на границе, должен платить за них гораздо дороже. Крестьяне возмущаются этой аномалией и это вполне естественно. И что же мы видимъ?  Что крестьяне, да и интелигенция, приезжая въ Чугучакъ и Кульджу по деламъ, стараются провезти оттуда въ русские пределы контрабандой  безакцизные русские же  сахаръ и  спички. Русской промышленности эта льгота существенной пользы не приносить, да едва ли скоро будет и приносить, при небольшомъ сравнительно спросе и сбыте нашихъ сахара и спичекъ въ Западномъ Китае; казна терпитъ убытокъ при возвращении акциза, и наживается только небольшое число русскихъ сахарозаводчиковъ и торговцевъ.

253

Идётъ въ Китай немного русскаго фарфора и стекла: чайныхъ чашекъ, чайниковъ и особенно вазъ, которыхъ китайцы такие любители. Русский фарфоръ куда лучше китайскаго, ввозимаго въ Западный край, и оттого китайцы очень охотно покупаютъ русский фарфоръ; только онъ все таки для нихъ дорогъ. 

256

Въ последнее время, вообще, замечается ухудшение качества китайскихъ шелковыхъ материй, что также уменьшаетъ вывозъ их въ Россию. Прежде всего, часто встречается, что показной конецъ куска бываетъ одного достоинства, а внутренней другого. 

259

Въ Западномъ Kитае масса населения живетъ гораздо богаче, чем во Внутреннемъ Kитае, и не встречается такой поражающей своимъ количествомъ бедноты, какъ тамъ, однако и здесь очень много беднаго люда. Синьцзянская провинция это одинъ изъ пунктовъ, куда направляется китайское переселение. 

292

Китаецъ человекъ разсудка, а не сердца. Нетъ у него и христианской сострадательности; по своей природе китаецъ черствъ и эгоистиченъ. При виде покрытаго рубищем нищаго, у него не является желания подать ему что-нибудь, которое невольно является даже у самаго черстваго европейца. Китаецъ смотритъ на дело  такъ, что если ты беденъ, то, значить, всецело самъ виноватъ въ этомъ; такъ какъ самъ не хотелъ или не умелъ лучше устроить свою судьбу; а, стало быть, не заслуживаешь и помощи. 

293

Русские подданные начинаютъ появляться въ Западномъ Китае съ того времени, какъ русския и китайския владения въ Средней Азии начинаютъ сближаться между собою, то-есть приблизительно съ начала XIX въка. Первыми пришельцами въ китайскую землю являются, какъ и везде, торговцы. Жажда наживы, столь присущая человъку, погоня за новыми товарами и рынками, вотъ что всего более гонитъ людей въ чужие края. Такъ было и въ данномъ случае. Какъ только китайское владычество стало утверждаться въ Западномъ Kитае, стала развиваться тамъ китайская торговля, прослышали о томъ предприимчивые люди изъ русскихъ подданныхъ и потянулись со своими товарами въ новую землю.

314

Русские подданные сарты встречаются во всехъ городахъ Западнаго Китая, где вообще есть русские подданные, и везде въ числе русскихъ торговцевъ они составляютъ большинство; но всего больше ихъ въ Кашгаре и другихъ городахъ Китайскаго Туркестана. Этотъ фактъ объясняется темъ, что эта область граничить съ Русскимъ Туркестаномъ. Въ Кашгарии нашихъ сартовъ зовутъ «андижанцами», несомненно оттого, что изъ Андижана всего больше идеть торговцевъ въ Кашгарии.

317

Дунгане появились въ числе русскихъ подданныхъ после сдачи нами Кульджи китайцамъ, то-есть въ начале восьмидесятыхъ годовъ минувшаго столеия.

322

Мне не разъ приходилось наблюдать, особенно въ Маньчжурии, что русские чиновники, желая установить хорошия отношения съ китайцами, старались подделываться подъ китайский вкусъ, напримеръ, старались усваивать китайския правила вежливости, есть, якобы съ наслаждениемъ, китайския блюда, превозносили все китайское, особенно сравнительно съ русскимъ, и ничего хорошаго изъ этого никогда не выходило: расположения китайцев такими мерами они никогда не приобретали, а, наоборот, теряли въ глазахъ китайцевъ. Это старание подладиться подъ китайский вкусъ походило на то, как если бы какой нибудь мужчина надев дамский костюм и говорилъ бы, что это удобно и изящно. Все искусственныя попытки сблизиться с китайцами вызываютъ только смехъ китайцевъ, а то, что возбуждаетъ смехъ, уважение въ себе возбудить не можетъ. Нужно прежде всего уважать себя и свое отечество, тогда будутъ уважать и другие.

351


Комментариев нет:

Отправить комментарий