суббота, 30 декабря 2017 г.

Отрывки из путешествий по восточным областям Европейской Турции- Н. Мосолов 1868г.(выдержки).


Пойдет как дополнение к:"Царь Салтан и его Махометянская вера"
http://onanerbe.blogspot.ru/2017/12/blog-post_3.html
***
Деспото-дагъ или Деспотомдаг (священническия горы) был назван турками этимъ именемъ отъ множества монастырей, некогда разсиянныхъ въ этихъ горахъ. Какъ самый высокий и самый широкий кряжъ во Фракии, онъ естественно служил надежнейшим убежищем для христианъ, преследуемыхъ османлисами. Турецкая политика и перемена обстоятельствъ значительно сократили число этихъ монастырей, а местами даже умышленно христианское население было заменено мусульманскими колонистами.
5


Въ самомъ Инджекисе, но на противоположномъ берегу реки, находятся любопытныи пещеры,о которыхъ упоминаетъ Гаммеръ, какъ о лабиринте, еще не посещенномъ и не описанномъ кемъ либо изъ европейскихъ путешественниковъ. Они состоять изъ трехъ, одинь надъ другимъ расположенныхъ рядовъ, природныхъ впадинъ въ известковой скале; спереди вертикальная стена образуетъ 13-ть отверзий, ведущихъ въ старинныя жилища. Единственный входъ составляетъ наружная лестница, отчасти высеченная въ скале и ведущая прямо въ нижний этаж пещер, откуда проходъ, запираемый воротами, ведетъ во внутренность каплицы и открываетъ доступъ въ верхний этажъ.Но чтобы достигнуть наружной лестницы, необходима приставная деревянная или веревочная лестница, безъ нея же все место неприступно.Въ варварския времена пещеры эти могли служить местомъ убежища отъ разбойниковъ и бандитовъ и весьма вероятно, что впоследствии они сделались жилищемъ монаховъ и схимниковъ.Нашъ проводникъ разсказывалъ, что въ недавнемъ времени эти и другая различныя пещеры были тщательно осмотрены инджекийскими жителями, предполагавшими найти тамъ сокровища, которыхъ они однакоже не открыли.Следуя вверхъ по течению Аттираса впродолжении 1/4 часа черезъ узкое дефиле, мы достигли еще двухъ группъ подземныхъ пещеръ, сходныхъ съ вышеописанными и, также расположенныхъ на южномъ берегу реки. Нижние ихъ ряды, въ которые входъ более доступенъ, служили стойлами, а въ комнате были выдолблены ясли.Отъ Инджекиса до Аврена 1/2 часа езды. Деревня эта состоит изъ 50 мусульманскихъ и хрисианскихъ дворовъ, имеетъ прекрасно устроенный римский фонтанъ изъ тесаннаго камня, а къ югу отъ нея находится несколъко развалинъ римскихъ каменныхъ строений.Отъ Аврена до Каракизлы-хана также 1 часа езды. 20 минутъ за Авреномъ мы проехали мимо турецкаго фонтана на римскомъ фундаменте и по остаткамъ старинной плотины переехали черезъ маленькую речку.Самый ханъ частью выстроенъ изъ материаловъ, взятыхъ изъ Афаназианской стены, следы которой тянутся на северъ и на югъ, въ несколькихъ стахъ саженяхъ къ з. отъ хана.
96
Турки дают грекам прозвище таушанъ или заяцъ, конечно издеваясь надъ ихъ трусостью. Иностранец, спрашивая что ннбудь по гречески, можетъ быть уверенъ, что его непременно обмануть и, сверхъ того, обойдутся фамильярно и грубо. Напротивъ того, тот, кто говорить на какомъ-либо изъ славянских наречий, может всегда разсчитывать на добрые услуги, такъ какъ иллирийцы и болгары считаютъ себя гораздо выше грековъ.
97
Въ окрестности хана, немного къ югу, можно видеть несколько курганов, разбросанныхъ во многих местах этой части Европейской Турции. По словамъ нашего проводника ихъ принимаютъ за могилы русскихъ; но вероятно это искаженное грубое предание о старинных скифскихъ курганахъ.
97
Большая часть турокъ ходить при оружии; вообще это племя красивое и крепкаго сложения, сохранившее древнюю одежду и чалму изъ пестрыхъ и яркихъ цветовъ, выгодно контрастирующую съ низкой темной маховой шапкой неотесаннаго болгарина или съ ненаряднымъ простымъ чернымъ платкомъ райи грека.
98
На открытой местности между Сераемъ и Визою справа и слева отъ дороти находится отъ 30 до 40 кургановъ, также приписываемыхъ русскииъ, Мноие изъ этихъ искусственныхъ холмовъ имеютъ 60 футовъ въ дааметре и отъ 16 до 20 футовъ высоты. Ихъ особенно много близъ Визы, и пяти или шести деревень въ соседстве этого города, такъ картинно расположенная при подошве хребта Странджи и близъ верховья Эркене или Эрджина (древний Агрианесъ), протекающаго по прекрасной, но только отчасти обработанной равнине, покатой къ ю.-ю.-з.
99
Въ Визе находится римский фонтанъ, исправленный некимъ Али-эфенди въ 1184 году (геджры), и 1/2 часа далее по дороге въ Бунаръ-Гиссаръ находится туреций фонтанъ на древнемъ фундаменте. Далее местность постепенно улучшается,и за час до Бунаръ-гиссара страна становится по истине прелестною, состоя изъ отроговъ хребта Странджи, пересеченныхъ узкими долинами, съ богатейшею почвою и отличными деревьями, особенно вдоль Пореали-дере, въ
З часахъ къ северу отъ Визы, где находится несколько древнихъ остатковъ на новомъ погосте на северномъ берегу реки, немного вправо отъ брода по большой дороге.
99
Во время последней войны, въ Иене былъ не долго расположенъ отрядъ русскихъ войскъ, котораго передовые посты были высланы въ Бунаръ-Гиссаръ и въ Визу. Въ техъ частяхъ страны, которыя хотя временно были заняты русскими войсками, прежнее название «москвитянъ» заменено менее неприязненнымъ названиемъ «руссовъ», употребляемымъ теперь турками и христианами.
101
Дарий, приблизясь къ Артискусу, который течетъ по стране Одризии по словамъ Геродота избралъ одно место, на которое приказалъ каждому изъ своихъ воиновъ бросить на ходу по одному камню, что было исполнено, и Дарий, воздвигнувъ такимъ образомъ огромную груду камней, въ виде памятника, продолжалъ свой походъ.
102
За исключениемъ Тепе, о которыхъ известно, что они построены турками, все npoчie многочисленные курганы, разбросанные по стране между Константинополемъ и Балканом, часто встречаются группами по полудюжине и болие близъ главныхъ уездныхъ и окружныхъ городовъ, или около местъ, указывающихъ на древние значительные города. Предания нынешняго населения обыкновенно относятъ ихъ къ эпохам, когда страна была под властью, временной или постоянной, славянскихъ или даже скифскихъ племенъ; смотри описание Геродота о курганахъ, воздвигнутыхъ надъ умершими скифами и фракийцами.
104
Турецкое народонаселение уездовъ, въ которые мы вступали, начиная съ Акхлы, равно какъ и то, которое населяетъ большую часть горныхъ странъ,которая я посетилъ въ Турции, отличается заметным превосходством над болгарскими и греко-византийскими райями техъ же самыхъ уездовъ. Это превосходство особенно поразительно при сравнении съ мусульманским населениемъ большихъ городовъ, где люди богатаго и высшаго класса быстро вырождаются. Привычка повелевать, конечно поселяетъ чувство внутренняго самоуважения и достоинства; но физическия преимущества турецкой расы сложились еще более подъ влияниемъ ихъ некогда воинственнаго склада жизни и обычаевъ, и ихъ прежней постоянно предприимчивой и мужественной деятельности а также вследствии того, что они чрезъ обращение поглотили лучшия силы местнаго мужскаго населения, а при помощи браковъ усвоили себе кровь красивейшихъ женщинъ изъ покоренныхъ племенъ. Типы греческий и кавказский большею частью превозмогли в победителях ихъ первобытный азиатския черты. Но обращение въ мусульманство, столь обыкновенное въ прежния времена оттоманскаго величия, теперь встречается крайне редко, по мере того, какъ обаяние правительства и вообще всего османскаго Mipa въ настоящее время ослабевает однако и до сего времени прекрасный полъ все еще нередко предпочитаетъ гордаго и вооруженнаго османа-повелителя, скромному, униженному и беззащитному райе. Вотъ причина частых побеговъ между христианками и ихъ обращения въ исламъ, а съ другой стороны постоянныхъ, но безплодныхъ жалобъ и требований удовлетворения со стороны родителей и христианскаго духовенства.
108
Болгары весьма трудолюбивый народъ; преступления между ними весьма редки. Имъ можно более доверить, нежели лживому греко-византийцу, занимающемуся низкими и изнеженными работами, особенно бакуломъ или бакалейною торговлею по городамъ и деревнямъ этой части страны; болгары, сверхъ всего, весьма желаютъ, чтобы ихъ собственный языкъ, а не испорченный греческий, былъ употребляемъ въ школахъ и на кафедрахъ.
117
Возстание болгаръ въ Балканахъ было конечно однимъ изъ самыхъ важныхъ и значительныхъ событий въ Русской войне 1828 — 29 годовъ. Они были, и безъ сомнения при новомъ случае опять будутъ, надежными и полезнейшими ихъ союзниками въ неприветливый горной стране, которая отделяетъ болгарския равнины отъ румелийскихъ, и которая занята одинаково болгарами и турками.
117
Эта тесная симпатия побежденныхъ болгар къ их независимымъ и сильнымъ севернымъ соплеменникам есть весьма естественное последствие общности происхождения, языка и верований.
118
Смелыя славянския племена называют греко-визанзйцевъ таушанами, или зайцами, и не считаютъ ихъ способными къ битве, а только к тому, чтобы быть граматикосами(клерками), бакалейщикам, портными и разнаго рода  купцами. Конечно,  это составляет любопытный фактъ, подтверждавший народную молву, что бойцы за греческую независимость съ 1821 по 1829 годъ, не были морейцы или другие греко-византийцы, но большею частью люди албанскаго и севернаго происхождения; и действительно, морския эскадры были исключительно пополняемы идриотами, специотами и пореотами, которые все албанскаго происхождения и языка; кавалерия подъ начальствомъ Гаджи-Кристо состояла изъ болгаръ, а единственная хорошая пехота, состояла изъ сулиотовъ и румелийцевъ, также албанскаго и славянскаго происхождения. Мысль, что 6 мил. славянъ, заселяющихъ сплошное пространство къ югу отъ Дуная, могутъ быть подчинены 900 т. греко-византийцевъ, которыхъ они почитаютъ ниже себя, и которые разбросаны по всемъ направлениямъ Европейской Турции, есть совершенная утопия, ведущая начало отъ ошибки поверхностныхъ наблюдателей, принимающихъ славянское племя за «грековъ», потому только, что большая часть славянъ греческаго вероисповедания. 
118
Болгарския женщины одеваются съ большимъ вкусомъ; одежда мужчинъ тепла и покойна, и вообще гораздо лучше покроемъ нынешней женоподобной греческой фустанеллы или юбки, хотя безъ мусульманской чалмы она и лишена сановитости. Болгарския седла и уздечки парадно разукрашены и уступаютъ только разве прекрасными изделелиямъ дамасской работы, столь чистаго восточнаго стиля.
125
Въ этихъ уездахъ турецкия и болгарския жилища обыкновенно весьма чисты, а жидовския и греческия совсёмъ скверны; эти последния встречаются лишь въ городахъ.
129

Комментариев нет:

Отправить комментарий