воскресенье, 1 октября 2017 г.

Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава первого или до 1054 года

Не  время,  но  великие  дела приносят  преимущество.  Посему  всяк, кто  увидит  в  российских  преданиях  равные дела  и  героев, греческим  и  римским подобных,  унижать нас  пред  оными  причины  иметь не  будет, но  только вину  полагать  должен на  бывший  наш недостаток  в искусстве, каковым греческие  и  латинские писатели  своих  героев в  полной  славе  предали  вечности.



Глава  1 
О  старобытных  в  России  жителях  и  о  происхождении  российского  народа вообще.


Многие  области, которые в  самодержавство  первых  князей  российских  чудским народом  обитаемы  были,  после  славянами  наполнились.  Чуди  часть  с  ними  соединилась, часть, уступив место,  уклонилась далее  к  северу  и  востоку.
*
Множество  разных  земель славенского  племени  есть неложное  доказательство  величества  и древности. Одна  Россия,  главнейшее  оного  поколение,  довольна к  сравнению  с  каждым  иным европейским  народом.  Но, представив  с  нею Польшу,  Богемию, вендов,  Моравию, сверх  сих Болгарию,  Сербию,  Далмацию,  Македонию и  другие,  около  Дуная  славянами  обитаемые  земли, потом  к  южным  берегам  Варяжского  моря  склоняющиеся  области,  то  есть  курландцев,  жмудь, литву,  остатки  старых  пруссов  и  мекленбургских  вендов, которые  все  славенского  племени,  хотя много  отмен в  языках  имеют.
*
В  начале  шестого  столетия  по  Христе славенское  имя  весьма  прославилось;  и  могущество  сего  народа  не  токмо  во  Фракии,  в Македонии,  в  Истрии  и  в  Далмации  было  страшно,  но  и  к  разрушению  Римской  империи способствовало  весьма много. Венды  и  анты, соединяясь со  сродными  себе  славянами,  умножали их  силу.  Единоплеменство  сих  народов  не  токмо  нынешнее  сходство  в  языках  показывает, но  и  за тысячу  двести  лет  засвидетельствовал  Иорнанд**,  оставив  известие,  что  "от  начала реки  Вислы  к северу  по  безмерному  пространству  обитают  многолюдные  вендские  народы, которых имена хотя для  разных  поколений  и  мест  суть  отменны,  однако  обще  славяне  и  анты называются". Присовокупляет  еще,  что  от  Вислы  простираются  до  Дуная  и  до  Черного  моря. Прежде  Иорнанда Птолемей  во  втором столетии  по  Христе  полагает  вендов  около  всего  Вендского  по  ним проименованного  залива,  то  есть  около  Финского  и  Курландского.  Сей  автор  притом  оставил  в память,  что  Сармацию  одержали  превеликие  вендские  народы.  И  Плиний  также свидетельствует,  что  в  его  время  около  Вислы  обитали  венды и  сарматы.  Итак, хотя  Тацит сомневался  о  вендах,  к  сарматам ли  их  или  к  германцам  причислить,  к  чему  подали  ему  повод жившие тогда между  немцами,  как  и  ныне,  венды,  затем  больше  склонял  их  к  последним,  однако вышеписаные  свидетельства несравненно  сильнее  уверяют. Итак,  народ  славенопольский  по справедливости  называет  себя  сарматским;  и  я  с  Кромером  согласно  заключить не обинуюсь, что  славяне  и  венды вообще  суть древние  сарматы.
*
В северных российских  пределах  славенские  жители  умолчаны не  столько  за  малолюдством, сколько  за  незнанием  от  внешних  писателей. Домашних  вовсе  отвергать  есть несправедливая строгость.  Новогородский  летописец  хотя  с  начала  многими  наполнен невероятными вымыслами, однако  никакой  не нахожу  причины  упрямо  спорить, чтобы  город  Славенск  никогда не  был построен и  разорен много  прежде  Рурика. Старинные  развалины свидетельствуют;  Нестор  о Новегороде  упоминает  прежде  всех  городов российских  и  что  дважды строен.

Глава  3
 О  дальней  древности  славенского  народа.

Во-первых,  о  древности  довольное  и  почти  очевидное  уверение  имеем в  величестве  и  могуществе славенского  племени,  которое  больше  полуторых  тысяч лет  стоит  почти  на  одной  мере;  и  для  того помыслить  невозможно,  чтобы  оное  в  первом  после  Христа  столетии  вдруг  расплодилось до  толь великого  многолюдства,  что  естественному  бытия  человеческого  течению и  примерам возращения  великих  народов  противно. Сему  рассуждению согласуются  многие  свидетельства великих  древних  писателей,  из  которых  первое  предложим  о  древнем  обитании  славян-вендов  в Азии,  единоплеменных  с  европейскими,  от  них  происшедшими.  Плиний  пишет*,  что  "за рекою Виллиею страна Пафлагонская,  Пилименскою  от  некоторых проименованная;  сзади  окружена Галатиею.  Город  милезийский  Мастия,  потом Кромна. На сем месте  Корнелий  Непот присовокупляет  енетов  и  единоименных  им венетов в  Италии,  от  них  происшедшими  быть утверждает". Непоту  после  согласовался  Птолемей**, хотя  прежде  иного  был  мнения. Согласовался  Курций,  Солин. Катон  то  же  разумеет,  когда венетов,  как  свидетельствует Плиний,  от  троянской  породы производит.Все  сие  великий  и  сановитый историк  Ливии показывает  и  обстоятельно  изъясняет. "Антенор,    пишет  он,  пришел  по  многих странствованиях  во  внутренний  конец  Адриатического  залива  со  множеством енетов,  которые  в возмущение  из  Пафлагонии  выгнаны были  и  у  Трои  лишились  короля своего  Пилимена:  для  того  места к поселению и предводителя  искали. По  изгнании  евганеев,  между  морем  и  Алпийскими горами  живших,  енеты и  трояне  одержали  оные  земли. Отсюду  имя  селу   Троя;  народ  весь венетами  назван". Некоторые думают,  что  венеты  происходят  из  Галлии,  где  народ  сего  имени был  при  Иулии  Кесаре. Однако  о  сем не  можно  было  не  ведать Катону, Непоту  и  Ливию.  При свидетельстве  толиких  авторов спорное  мнение  весьма неважно;  и,  напротив того, вероятно, что галлские  венеты  произошли  от  адриатических.  В  тысячу  лет  после  разорения  Трои  легко  могли перейти  и  распространиться  чрез  толь малое  расстояние.
Довольно того,  что  могу  показать весьма вероятно  еще  другие  сильные в Азии  народы,  кроме  енетов, славенского  племени  равной  древности,  и  бывшим  уже  тогда их  величеством и  могуществом уверить, что  оное  началось за многие  веки  до  разорения  Трои.
*
О живших далее  к  востоку  сарматах  пишет  Плиний*,  что  они  мидской  породы,  живут  при  реке  Доне, разделяются  на разные  поколения.  Сей  же автор  и  Страбон  некоторых мидян в Европе  вместе  с фракиянами,  то  есть в сарматских  пределах,  полагают, чем  вероятность  о  единоплеменстве сарматов  с  мидянами  умножается.  Ибо,  преселяясь  от  востока  к  западу, мидские  народы,  и, будучи  проименованы  сарматами,  могли  в  некоторых поколениях  удержать  прежнее  имя, подобно  как  славяне  новогородские  перед другими  славенскими  породами,  которые  особливые имена  имели.
*
Видя  пафлагонов, енетов,  мидян  и  амазонов в  Азии  славенского  племени,  уже  думать можно,  что обитавшие  с  ними  в  соседстве  мосхи  им были  единоплеменны,  почему  московский  народ  у многих  новых  писателей  от  них  производится.  О  соседстве  Мосхинии  с  амазонами  и  сарматами нахожу  древние  свидетельства,  о  единородстве  -  не  имею;  итак,  утверждать  о  том  опасаюсь, затем  больше,  что  в  Страбоне*  противное  сему  примечаю:  "Мосхиния,  пишет  он, разделена на три  части:  одну  колхи, вторую  иверы,  третию армяне  имеют"   народы,  от  славян весьма отменные. В  наших  летописях  до  начала  Москвы  не  находим  по  российским  областям подобного имени;  и  у  Нестора  при  исчислении  славенских  поколений  о  мосхах  глубокое  молчание.  Великий перерыв времени,  в  кое  о  мосхах  не  упоминают  внешние  и  домашние  писатели, не  позволяет утверждать о  единоплеменстве  мосхов  и  славян московских  без  довольного  свидетельства.
*
Когда  имя  славенское  в  свете  прославилось войнами против римлян  и  греков,  тогда Прокопий Кесарийский*,  того  же  веку  писатель,  следующее  об них  на память  оставил:  "Сии  народы,  славяне и  анты,  не  подлежат  единодержавной  власти,  но  издревле  живут  под  общенародным повелительством.  Пользу  и  вред все  обще  приемлют. Также  и  прочие  дела  у  обоих  народов содержатся  издревле. Единого  бога, творца  грому  и  всего  мира  господа, исповедуют.
*
При  Варяжском  море  на  южном берегу  жившие  славяне  издревле  к  купечеству  прилежали. В доказательство  великого  торгу  служит  разоренный  великий  город  славенский  Виннета,  от  венетов созданный  и  проименованный. Гелмолд о  нем  пишет*:  "Река  Одра протекает  в  север середи вендских  народов. При  устье,  где в  Варяжское  море  вливается,  был некогда  преславный  город Виннета, в  котором многонародное  пристанище  грекам  и  варварам,около жившим.  Все европейские  городы  превосходил  величеством.В нем жили славяне, смешанные с другими народами,  с варварами и  с  греками. Приезжим  саксонцам  равно  позволялось  жить в  сем городе , лишь  бы  только  не  сказывались  христианами,ибо славяне все даже до  разорения  сего  города служили  идолам.  Впрочем, странноприимством  и  нравами  ни  един народ  не  был  честнее  и доброхотнее.

Глава  5 
О  преселениях  и  делах  славенских.

Древнейшее  всех  преселение  славян, по  известиям старинных  писателей,  почитать должно  из Азии  в  Европу.  Что  оное  двумя  путями  происходило, водою  и  посуху, из  вышеписаного  усмотреть не трудно. Ибо  венеты  от  Трои  с  Антенором  плыли  Архипелагом, Посредиземным  и Адриатическим морем.
*
Другой  путь  был  из  Мидии  севером,  около  Черного  моря,  к  западу  и  далее  на полночь,когда сарматы,от  мидян  происшедшие, из  задонских  мест  далее  к  вечерним  странам простирались,  что из  вышеписаного  по правде  заключить  должно. Еще  ж  Блонд  пишет*,  что  славяне,  от  Босфора Циммерского  до  Фракии  обитавшие, в  Иллирик  и  в  Далмацию  преселились.  Болгар древнее жилище  в Азиатической  Сармации,  около  реки  Волги, с  добрым  основанием  от  некоторых полагается,  затем что  Иорнанд  со  славянами  и  антами,  славенским же народом,  совокупное  их нападение  на  Римскую  державу  описует  и  жительство  их  почитает  в  северной  стране  от  Черного моря.  Согласуется  с  делом имя  болгар,  от  Волги  происшедшее,  которыми  после  того  и  другие народы, козаре  и  татаре,  от  россиян  именовались***.
*
Новгородцы  одержали  не  одно  токмо  имя  свое  славенское,  но  и  язык  сродных себе  славян,  около Дуная  и  в  Иллирике  обитающих,  который много  сходнее  с  великороссийским, нежели  с  польским, невзирая  на  то  что  поляки  живут  с  ними  ближе,  нежели  мы,  в  соседстве.

Глава  6 
О  Чуди

Пермия,  кою  они Биармиею называют, далече  простиралась от  Белого  моря  вверх,  около  Двины-реки,  и  был  народ чудской  сильный,купечествовал  дорогими  звериными кожами  с  датчанами  и с другими нормандцами.В Северную  Двину-реку  с  моря  входили  морскими  судами до  некоторого купеческого  города,  где летом бывало  многолюдное  и  славное  торговище:  без  сомнения,  где стоит  город  Холмогоры,  ибо  город  Архангельской  едва за  двести  лет  принял  свое  начало.
*
Рассмотрев  чудского  народу  прежде  многих  веков  могущество,  большее  нынешнего,  признать должно,  что  они  в севере  великую  часть  земель еще  и  прежде  того  занимали  и  неотменно  в общем имени  скифов  заключались  от  греческих  и  римских  писателей. Ибо  татаре  обитали  тогда далече  в  Азии  к  востоку  и  потому  скифского, имени  у  греков не  носили.
*
Геродот, первый  обстоятельный описатель чудского происхождения  и  древних  преселений  и разделений,  зачинает  известия  с  помянутой  выше  сего  басни  о  Таргитае,  о  трех  его  сынах  и  о меньшем Колоксае,  получившем  в наследие  опущенные  с  неба  золотые  орудия  купно  со владением.  Потом  утесненные военными нападениями  скифы  от  массагетов принуждены  были выгнать циммерской  народ  из  пределов  европейских.  Гонясь  за ним под  предводительством царя Мадия, сына Прототиева,  вошли  в  Мидию, где  тамошние  жители  вступили  со  скифами  в  сражение и,  быв  от  них  побеждены,  владения  над  Азиею  лишились,  которую  скифы  одержали. Оттуда прямо  в  Египет  путь предприяли. И  как  уже  вошли  в Сирию  и  в Палестину, Псаммитих,  царь египетский,  вышел  им навстречу, дарами  и  прошениями  утолил  стремление,  чтобы  далее походом не  простирались.
*
 По  всем  историографам  известно, что  гунны  вышли  из  Азии  от  стран,  к  Каспийскому  и  к  Северному  морю  прилежащих,  то  есть  из Сибири  и  из  земель, Каспийским  и  Черным  морем  включенных.  Довольно  явствует  из  Прокопия*, который  пишет, что  около  гор  Кавказских  живут  гунны, нарицаемые  сабири, и  другие  племена гуннские.  В Сибири  издревле  жители  были  чудского  поколения:  ибо  татаре  не так  давно  в  ней поселились,  по  большей  части  с  царем Кучумом, во  времена великого  государя  царя  Иоанна Васильевича.  Остяки  и  прочие  там  старобытные  чудские  обитатели  в  стороны уклонились.  В Дагестане,  близ  Дербента, есть, как  сказывают,  и  поныне народы чудского  поколения, называемые  авари. Из  сих  мест  вышед, гунны именовались разно:  гунны,  авари,  по-российски угры  и  обри**, протекли,  во-первых,  чудские  в  севере  и  славенские  поселения, достигли  через Дунай вовнутрь  Греции  и  по  многих  войнах  и  нахождениях  в  Паннонии,  или  в  Венгрии, поселились.  Итак, недивно, что  в  венгерском  языке  весьма много  слов  славенских;  и  потому древний  их  чудской  язык  весьма  много  изменился  между  славянами  и,  наконец,  ради  великого смешения  с  греками,  а  паче с  турками,  с  которыми  они  издавна в  соседстве  жили  и  часто  у историков  за  один народ  почитались.
*
Готические  и  другие  северных  народов  походы на  Рим  и  на  Грецию  довольно  известны  с военными славными  делами, что  шведские  историки  приписывают  по  большей  части  своему народу,  однако  весьма несправедливо. Ибо  видим,  что  во  многих  военных  предприятиях  от севера  главные  военачальники  были  славенского  народа, как  Одоацер,  Радегаст  и  другие,  и  сам, как  видится, Рима  победитель Аларик.  Посему,  без  сомнения,  между  готами  множество  славян купно  воевали.

Глава  8
 О  варягах-россах 

Приступая  к  показанию варягов-россов,  кто  они  и  какого  народу  были,  прежде  должно  утвердить, что  они  с  древними  пруссами произошли  от  одного  поколения*.  Сие  разумеется  не  о  крыжаках или  нынешних  бранденбургцах,  но  о  старожилах  прусских,  которые  еще  и  поныне живут  рассеяны по  некоторым  селам в  Пруссии  и  тем же  языком  говорят, который  употребляют  литва, жмудь, курландцы,  ибо  в  городах  живущие  дворяне  и  мещане  суть приезжие  немцы, которые  теми землями  около  тринадцатого  столетия  завладели  по  неправедному  папскому  благословению.
*
Из внешних  авторов  Преторий  довольно  знать дает  свое  мнение,  совокупляя  руссов  и  пруссов в одно  племя. Положение  места  тому  соответствует. То  ж подтверждает  древнее  тесное  прусское соседство  с  Россиею,  в которой  Подляхия  и  великая  часть Литвы  заключалась, от  чего  и  поныне Литва древние  российские  законы  содержит. Восточное  плечо  реки  Немени,  впадающее  в Курской  залив,  называется  Руса,  которое  имя,  конечно, носит  на  себе  по  варягам-россам.  Сие  все еще  подкрепляется  обычаями древних  пруссов,  коими  сходствуют  с  варягами,  призванными  к  нам на  владение.
Кромер*  о  древних  пруссах  пишет, как  они  любили  в  банях  париться  и  в  холодной  воде  после  того купаться, что  и  поныне  российский  народ  охотно  употребляет.  То  ж гласят  обряды, которые  как  у старых пруссов,  так  и  ныне  в некоторых пограничных российских  провинциях  употребляются. Больше всех  утверждает  единство  древних  пруссов с  варягами-россами  почтение  одного  главного идола  по имени,  по  знаменованию и  по  обрядам.  Перкун  прусский  был  то  же,  что  у  россов Перун, которым Ольг  клялся  грекам при  заключении  мирного  договора**  и  которого  почитал  еще  в неверии  Владимир.
Знатные  некоторые  берлинские  ученые  люди  по  справедливости  рассуждают, когда,  исследуя  о происхождении  имени  пруссов, пишут, что  к  желаемому  своему  исканию те  ближе  всех подходят, которые  имя  Пруссии  из  славенского  языка производят,  то  есть из  имени  Русь  и предлога  по.И  во-первых,  имя  россов  за полтораста  лет  прежде известно  учинилось,  нежели  пруссов.
*
Литва,  Жмудь и  Подляхия  исстари  звались  Русью*,  и  сие  имя  не  должно  производить  и  начинать от  времени  пришествия  Рурикова  к  новгородцам, ибо  оно  широко  по  восточно-южным  берегам Варяжского  моря  простиралось  от  лет  давных.  Острова  Ругена  жители  назывались рунами. Курской  залив  слыл  в  старину  Русна; и  еще  до  Рождества  Христова, во  время  Фротона.
*
Показав единство  с  пруссами россов и  сих  перед  оными преимущество,  должно  исследовать поколение,  от  какого  народа  обои  происходят,  о  чем наперед мое  мнение  объявляю, что  оба славенского  племени  и  язык их  славенский  же,  токмо  чрез  смешение  с  другими  немало  отдалился от  своего  корени. Хотя  ж  сего  мнения  имею  сообщников Претория  и  Гельмолда*,  из  которых первый  почитает  прусский  и  литовский  язык  за  отрасль славенского, другой  -  пруссов  прямо славянами  называет.

Глава  9 
О  происхождении  и  о  древности  россов,  о  преселениях  и  делах  их .

Таковое  преселение  алан  волжеских,  то  есть россан, или  россов, к  Балтийскому  морю происходило, как  видно  по  вышепоказанных  авторов свидетельствам, не  в  один раз и  не  в  краткое время, что  и  по  следам, доныне  оставшимся,  явствует, которыми  городов и  рек  имена почесть должно. Рось-река,  от  западно-южной  стороны  впадающая  в Днепр,  и  другие  того  ж  имени  воды в российских  пределах,  а  особливо  город  Старая  Руса, доказывают  бывшие  в  древность жилища россов, преселившихся  от  Волги  к  западу,  которые  по  своему  имени  новые  поселения  называли, как  и  восточное  плечо  реки  Немени  проименовали,  наподобие  других  пресельников,  Русою;  как, например,  от  Волги  назвались болгары дунайские,  Троя,  Антенором созданная  на  берегу Адриатическом  -  во  имя  прежнего  отечества, также  новая  Питания, Франция,  Англия  и  другие новые  преселения,  и  в  самой  славенской  Померании  новые  Римы.
*
Славяне жили  обыкновенно  семьями  рассеянно,  общих  государей  и городы  редко  имели, и  для  того  древняя  наша  история  до  Рурика порядочным  преемничеством владетелей  и  делами  их  не  украшена,  как  у  соседов наших, самодержавною  властию управляющихся,  видим.  Шведы  и  датчане,  несмотря  что  у них грамота едва ли не позже нашего стала  быть в  употреблении,  первых  своих  королей  прежде  Рождества  Христова начинают, описывая  их  домашние  дела  и  походы.
*
 И  хотя  южные  славяне хазарам,  как северные  варягам, дань давали,  однако  без  монархии  почитали  себя  вольными, что  весьма  тому дивно  не  покажется,  кто  рассудит  закоренелое  прежде  упрямство  славян новгородских  противу самодержавной  власти  московских  государей.
*
Сей  договор  цари  крестным  целованием  утвердили. Олег  клялся  по  российскому  тогдашнему закону  своим  оружием и  богами  Перуном  и  Волосом, скотьим  богом.  И  так  с  обеих  сторон мир утвердили.  Олег, повесив  свой  щит  на  воротах  цареградских  в знак  победы, с  великою  корыстию в Россию  обратно  морем  пустился. Россам велел  поднять парусы  паволочные, славянам  - кропинные. С  таким великолепием,  со  множеством богатства  и  узорочных  вещей  достиг  Киева.  От простого  и  суеверного  народа прозван чародеем,  что  дела  его  почитались невозможными человеку.
*
Игорь,  собрав  войско,  пошел  к  Царюграду*. Болгаре  о  том весть  царю  подали, что  россы  на него идут  в  судах  десять тысяч.  Пристав  к  берегам  Малой  Азии,  российский  князь  воевал  Вифинию, Пафлагонию и  Никомидийскую  землю  до  Ираклии.  В  сие  нашествие  россиян  на  греческие  области учинены великие  грабления  и  разорения  церквей  и  монастырей;
*
Однако,  желая  мщением  защитить свою  славу,  отправил  послов  к  варягам  за море,  побуждая  их воевать против  греков. Итак,  собрал множество  войска:  россиян, варягов, полян, славян,  кривичей, тиверцев  и  нанял  печенегов, взяв  от  них  аманатов.  С оным войском пошел  на греков морем  и землею*.  Услышав  сие,  корсунцы послали  весть  к  Роману-царю,  "что  идет  на него  бесчисленное войско, и  суда  покрыли  море"Также  и  болгаре  уведомили  греков, что  идет  Игорь сухим путем и нанял  печенегов. Роман,  сие  слышав,  послал  к  Игорю  с  дарами и  с  прошением, чтобы  не  ходил воевать земли  Греческой,  но  взял  бы дань,  которую  прежде  брал  Олег,  и  еще  с  прибавлением.
*
 Внезапно  избранные  проводники  Ольгины, по  данному  знаку, с  обнаженным оружием  ударили  на  пьяных;  надежду  и  наглость  их  пресекли смертию. Пять  тысяч порубленных,  меж коими  множество  знатных  было,  покрыли трупами Коростенское  поле,  и  чаемый  брак  превратился  в  ужасную  тризну  в  честь Игоря.
*
Первые  после  древлянских  были  походы его  на Оку, Волгу  и  Вятку*.  Многие  платили  из  них  дань хазарам,  турецкого  поколения  народу;  оных  учинил  своими  данниками. И  чтобы  утвердить  свое завоевание, на самих  хазар  подвигся*
*
 После  оной  кровопролитной  вылазки  находили  греки  между  российскими трупами  убиенных  женщин, которые  в  мужеском  одеянии  мужскою  храбростию  сражались  с неприятелем,  доказывая  истинное  сродничество  с  древними  амазонками.В таковых  утеснениях  многие  советовали  бегство  предприять восвояси,иные  мир  с  греками поставить.  Святославу  одно  бесчестно, другое  бесприбыльно,  обое  опасно  казалось.  Для  того,  еще хотя  отведать  своего  счастия  и  тем  показать постоянство  российской  храбрости,  говорил  к  своим: "Деваться  нам  больше некуда:  своя  земля  далече;  неверные  печенеги  живут  на дороге;  союзники, опасаясь  по  соседству  греков,  помощи  нам  не  пришлют. Станем  храбро  и  не  посрамим  своего отечества, не  дадим  себя  в презрение  трепещущим  от  нас народам.  И  если  счастие,  мужеству нашему  будет  противно,  положим  свои  головы:  мертвые  не  стыдятся. Первый  сам  перед вами на сражение  выйду.  Когда голова моя  ляжет,  вы как  хотите  о  себе  промышляйте". Все  единогласно воскликнули:  "Где  твоя, государь,  тут  и  наши  головы будут".
*
Последний  год владения  Ярополкова  устрашал народ  помрачением луны  и  солнца  и последовавшими  ужасными громами  и  вихрями,  из  чего  предвозвещали  многие  от  великих перемен несчастие. Вооружение  Владимирово  было  яснейшим  и  достовернейшим того предвозвещением,
*
Утвердясь на  новгородском владении  и  уже  в готовности  идти  войною  на Ярополка,  посылает Владимир  к  полоцкому  князю  Рогвольду, чтоб  ему  отдал  дочь  свою  Рогнеду  в  супружество. Сей союз праведно казался Владимиру быть полезен в обстоятельствах  важного  предприятия.Испытав  склонность дочери своей,  Рогвольд  услышал, что  лучше  желает  быть за  Ярополком,  а  о Владимире  сказала,  что  не  хочет  разуть  от  рабы  рожденного  (признак  древнего  обязательства  жен мужьям  к  повиновению,  который  обычай  у  россиян содержан  был  и  на  княжеских  браках;  ныне только  в  некоторых  областях  по  деревням  еще  употребителен). Гордым сим  ответом раздраженный  Владимир  подвигнул  всю  свою  силу  на Полоцкую  землю  и  скоро  взял  столичный город  силою.Рогвольд с  двумя  сынами  лишен  жизни;  высокомысленная  Рогнеда неволею  с Владимиром сочеталась  и  пошла  к  Киеву, но  не  за  Ярополка,  как  с  присланными  от  него  боярами уже  было  изготовилась, но  противу  ему  приближилась с  Владимиром  и  с  полоцким  войском.
*
Отстоянием полугодичного времени почитался Коляда, праздничный  бог,  декабря  в  24  число. Не иначе сие  разуметь можно,  как  что, зимние  дни  в  праздности  без  военного  дела,  без  пашенной  и скотопасной  работы люди  препровождая,  уставили  Коляде  сей  праздник.  Употребительные  ныне между христианами  около  сего  времени  на  празднество  Рождества  Христова игрища, в  личинах  и в отменном платье,  едва  ли  не  оттуду  происходят,  ибо  по деревням  и  поныне  Коляду  в  плясках  и песнях  возглашают.  И хотя  сие  приводят  в  сомнение  иностранные  народы тем же  с  нами  обычаем, не зная  Коляды ниже  по  имени;  однако  Янусом  нашим древним сей  идол  не  без  вероятности назван быть  может  ради  разных  лиц,  харями  развращенных.
*
Древнее  многобожие  в  России,  сходствующее  с  греческим  и  римским, подтверждается  еще,  сверх письменных  известий,  другими примечаниями.  Что  значат известные  в  сказках  полканы,  из человека  и  коня  сложенные, как  греческих  центавров?  Не  гиганты ли  волоты? Не  нимфы ли в кустах  и  при ручьях  сельскою  простотою  мнимые  русалки?  Не  соответствует  ли  царь морской Нептуну,  чуды его  тритонам? Чур  поставленному  на  меже между  пашнями  Термину?
*
Купалу, богу  плодов земных, соответствующему Церере и  Помоне,  праздновали  перед  началом сенокоса и  жатвы  в двадцать четвертый день  июня.  Остатки  сего  идолопоклонства  толь твердо вкоренились, что  и  поныне  почти  во  всей  России  ночные игры,  особливо  скакание  около  огня, в великом  употреблении;  и  святая  Агриппина,  которой  тогда память  празднуется,  по  древнему идолу  проименована  от  про-стонародия  Купальницею. Отстоянием полугодичного  времени  почитался  Коляда, праздничный  бог,  декабря  в  24  число. Не иначе сие  разуметь можно,  как  что, зимние  дни  в  праздности  без  военного  дела,  без  пашенной  и скотопасной  работы люди  препровождая,  уставили  Коляде  сей  праздник.  Употребительные  ныне между христианами  около  сего  времени  на  празднество  Рождества  Христова игрища, в  личинах  и в отменном платье,  едва  ли  не  оттуду  происходят,  ибо  по деревням  и  поныне  Коляду  в  плясках  и песнях  возглашают.  И хотя  сие  приводят  в  сомнение  иностранные  народы тем же  с  нами  обычаем, не зная  Коляды ниже  по  имени;  однако  Янусом  нашим древним сей  идол  не  без  вероятности назван быть  может  ради  разных  лиц,  харями  развращенных.
*
Препровождал Владимир  во  время  неверия  дни  свои  в  пирах  и  веселиях,  в  любовной  страсти  и  в роскошах  даже  до  великого  излишества*,  ибо,  сверх  своих  законных  жен, держал наложниц  в Новегороде,  в  Вышгороде,  на  Берестове  и  в  Белегороде  больше  тысячи. Но  и  тем не довольствуясь, насильствовал жен и  девиц,  отнимая  у  мужей  и  родителей.
*
Проходя  многие  земли  и  городы  и  с  великим  тщанием  и  исполняя  Владимирове  повеление, посланные  рассматривали  разные  веры. Наконец,  когда  в  Киев  как  богатые  купцы, с  великим прибытком от  довольной  купли  познания  возвратились,  при собрании знатнейших бояр,летами и благоразумием  почтенных,  спросил  у  них  Владимир  верного  изъявления  о  каждой  испытанной вере не  слухом, но  зрением. Согласно  ответствовали, что  "у  болгар видели  служение  весьма скучное  и  печальное:  в  пустой и ничем не украшенной мечети  стоят  без  пояса;  поклонясь  садятся изумленным лицем  и,  как  обуявшие,  оглядываются  на стороны. Не  приводит  сердца  в  радостное умиление  неистовая  их  вера и  усердия  к  Богу  не  возбуждает. В  Риме  хотя  устав службы  уставнее, однако  нет  такого  благочиния, благогласного  пения  и  украшения  церковного,  как  у  греков. Когда мы достигли  Царя-града  и  введены  были  во  храм  Софийский,  созданный великим царем Юстинианом в  славу  Божией  премудрости,  великолепным  украшением, златыми  утварьми, драгоценным одеянием,  благоуханием  и  сиянием  возженных  светильников,  благочинным  и усердым  молением,  громким  и  согласным пением  восхищенные,  чаяли, что  нас  некоторая божественная  сила  поставила  в  пресветлых  селениях  небесных.
*
Некоторые пишут, что  послан  был от Владимира  в разные земли  некто  половчанин  Иван Смирам, который,  проехав разными  землями в Палестину и даже до Египта, и по долгом пребывании  в Александрии  крестился.  Оттуда писал  ко  Владимиру, послав  Новый  Завет  и  увещевая, чтобы  он  к грекам  и  к  римлянам не  преклонялся  ради  излишеств в  их  вере и что  он в  Александрии  нашел чистые  апостольские  учения  и  предания.  Чаятельно, хвалил  он коптическую  ересь, которая содержит  обрезывание;  чего  ради  не  удостоена Владимирова  внимания.
*
Итак,  широко  распространилось и  твердо  вкоренилось в  России  христианское православие,что прежде сего троекратно  начиналось.  Первое,благовестием святого  апостола  Андрея Первозванного,  когда,  проходя  Днепром  и  Волховом сквозь славенские  пределы, проповедывал Евангелие  Христово  и,  поставив  крест  на горах  киевских,  предсказывал  на  них  благодати  Божия воссияние,  великого  града и  веры  основание  и  сооружение  церквей  множества.
*
Объявляют  российские  писатели  о  выкопанных  при  Ярославе  костях  прежних  князей  Ярополка и Ольга  и  об их  крещении.  Великое,  буде  правда,  о  душах дядей  своих  показал  сей  государь попечение,  даже  до  суеверия!  По  смерти  нет  и  покаянию, не  токмо  крещению  места.

Комментариев нет:

Отправить комментарий