понедельник, 3 июня 2019 г.

Известия русскаго географического общества 1876.

ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО ГЕОГРАФИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА.
Журналъ заседания Отделения Статистики 21-го Октября 1875г.
Под председательствомъ А. Б. Вушена, присутствовали гг. действительные члены: Блуменфельдъ, Бълостоцкий, Венюковъ, Весинъ, Вильсонъ, Гизетти, Елачичъ, Кауфманъ, Котельниковъ, Лерхе, Ломоносовъ, Неболсинъ, Познанский,Стрельбицкий, Хитрово, Черняевъ, Яковлевъ, Янсонъ, Щукинъ, секретарь Отделения Модзалевский и 15-ть постороннихъ посетителей, а всего 36-ть лицъ.
1



Съ присоединениемъ къ Pocciи бывшаго коканскаго ханства, pyccкiя владения пришли въ непосредственное соприкосновение съ теми частями  нагорной Азии,  которыя  издавна  считаются  коренною родиною арйских племенъ, а целый ряд английских иследований, совершенныхъ въ последнее время со стороны Индии, познакомилъ насъ съ частью этихъ племенъ, если не въ подробностяхъ, то въ некоторыхъ основныхъ частяхъ. Одно изъ первыхъ показаний объ зтихъ племенахъ мы находимъ у Бориса, который описалъ мальчика из так называемыхъ Кафиръ- Стящшей (не-мусульманъ, носящихъ одежду изъ черныхъ овчинъ), видиннаго имъ въ Кабуле.
118
По мнению ученаго Угролога метисация урало-алтайскихъ племенъ существовала еще въ Югре, а быть можетъ даже и въ древней прародине алтайцевъ, где жилища ихъ сходились съ жилищами арййцевь и были не далеки отъ хамитско-семитскихъ сельбищъ; отсюда и произошло то, что въ той же алтайской расе, далее въ Угорской отрасли, явилась двойственность типа, которая наиболее бросается въ глаза при сравнении Паннонской семьи Алтайцев с Приобскою; Остяк обладает изжелтосерыми волосами, а Вогулъ почти полный брюнетъ; Остякъ и Вогулъ малорослъ, тогда какъ Мадьяръ вовсе не носить отпечатка своего алтайскаго происхождения и обладаетъ красивымъ телосложениемъ apiйцa. Быть можетъ группа отдельныхъ Венгерскихъ племенъ выделилась не изъ одной Вогульской или Остяцкой ветви, а именно вышла язь обеихъ ветвей одновременно я apiйскie признаки получила еще от техъ арийцевъ, которые жили подле нихъ въ ихъ прародине; такъ мы находимъ у Константина Порфиророднаго и у Нестора упонинания о двух отдельных отраслях Угровъ, которыхъ эти писатели наэываютъ белыми и черными; въ истории Венгерской мы зачастую видим, что Венгры делятся на две армии, которыя действуют одна противъ другой. Первое и притомъ все еще довольно неясное указание на миграционное движение Мадьяръ, мы находимъ въ Угорских летописях, где говорится о тоть, что Печенеги прогнали Угровъ изъ какой-то земли, въ <Лебедью>, а затемъ въ Атель-кёсъ, т. е. въ страну Атиллы, которую отыскиваютъ въ окрестностяхъ древняго Атиля на Волге.
8~288
Въ вонце концовъ г. Уйфальви предложил считать белыхъ Венгровъ потомками чистыхъ алтайцевъ, а черныхъ метисами племен алтайских с тюркско - монгольскими и арйскими.
9~289
Въ населении Русской Америки мы замечаемъ значительную разницу двухъ господствующихъ диалектовъ; первыми пришельцами въ страну были <Тлинкитъ>, которые встретили здесь народъ, известный подъ назвашемъ «Кулужъ» (Колоши).
16~296
Затемъ г. Бурже сделалъ небольшое сообщение, касавшееся населения Алжира. По его словамъ въ Алжире найдены несомненные остатки древней кабильской расы, которая была прежде гораздо многочисленнее, нежели въ настоящее время и начала вымирать лишь со времени столкновения съ французами, которые видели въ нихъ главныхъ противниковъ своему владычеству въ Африке. Благодаря последнимъ трудамъ французскихъ ученыхъ, Алжиръ вошелъ въ списокъ странъ интереснейшихъ въ палеоэтнологическомъ отношении; тамъ найдены уже целые ряды менгировъ и целые десятки долменовъ, происхождение которыхъ до сихъ поръ еще составляетъ нерешенный в науке вопрос.Кроме того обстоятельства,что мегалитические памятники встречаются въ Алжире въ значительномъ числе, Алжиръ интересенъ еще и темь, что палеоэтнологические памятники находятся здесь какъ бы скученно и потому страна эта представляетъ широкое поле для изследований; такъ напр. всего въ 6 килом, от гор. Алжира найденъ большой базальтовый грот, въ которомъ тысячами добываются неотесанные и отесанные топоры и ножи; тут же бросаются въ глаза огромныя кучи кьёкенмединговъ, которые гораздо больше и богаче содержанием, нежели те,которые найдены въ Дании; въ той же пещере даже при поверхностномъ осмотре оказались следы антропофагии, которая по всемъ вероятиямъ была весьма распространена въ этой местности. Та раса, которая оставила все эти памятники, пришла по преданию с запада; до сихъ поръ наука не может точно определить ея прародину, такъ какъ на западе находится море, а выводить эту расу изъ Америки считаютъ слишкомъ рискованнымъ. Съ некоторыхъ поръ однако громче и чаще раздаются голоса техъ ученыхъ, которые выводить древнекабиловъ изъ такъ называемаго Новаго Света; такъ напр. John и другие такъ или иначе объясняют самый переходъ черезъ океанное пространство, но ни на минуту не сомневаются въ исходномъ пункте этой миграции. Что Кабилы отнюдь не Арабы — въ томъ нетъ никакого сомнения;
20
Угрофинския племена помнятъ о своем происхождении и приблизительно определяют даже страну, изъ которой они вышли; Мадьяры напримеръ очень хорошо знаютъ, что они вышли изъ Алтая и тоже самое воспоминание встречаемъ мы и у Самоедовъ; это Алтайское происхождение Самоедовъ подтверждается темъ, что и до сей поры у подножья Алтайскихъ горъ живетъ племя Сойотовъ, не только сродных с Самоедами, но совершенно одноплеменныхъ.
23
Предметомъ своей беседы г. Урикохеа избралъ такъ называемую Перуанскую цивилизацию, которая до сихъ поръ еще представляется загадкою; при посредстве изучения памятников этой цивилизации, религиознаго ритуала, некоторых известных намъ Перуанскихъ обычаевъ, можно заключить, что цивилизаторами в Перу явились теже Толтеки, которые положили основу культурности мексиканской и покинули северную Америку, либо вследствие какого либо бедствия, либо просто въ искании лучшихъ месть. Перуанское предание говорит, что Муиска — то лицо, которое внесло цивилизацию въ Перу, пришелъ съ севера и началъ съ того, что далъ своему новому отечеству законы; Муиска и его сотоварищи были одеты в черное платье, расписанное желтыми рисунками; но такое платье есть священная одежда Толтековъ и потому мы смело можемъ сказать, что Перуанская цивилизация обязана своим происхождением Толтексво - Мексиканской колонии. Но не въ одномъ лишь Перу находимъ мы ясный доказательства прихода Толтековъ, и если мы станемъ изучать диалекты народовъ, обитающихъ ныне на северо-востоке Южной Америки, то увидим и здесь следы этого, по преимуществу колонизаторскаго племени; Караибы и Черики также почти близки и по языку и по строение череповъ къ Толтекамъ, какъ Испанские и Французские Баски
25
Г. Валенциани, давно уже изучающий население острова Сахалина, представилъ группе несколько рисунковъ, изображающихъ Сахалинскихъ Аинцевъ или Айносовъ и при этомъ сообщилъ о нихъ несколько крайне интересныхъ сведений.Объ этомъ народе до сихъ поръ еще такъ мало знаютъ достовернаго и столько существуете ложных сведений, что находились даже некоторые весьма почтенные ученые, которые то уверяли, что Айносы съ головы до ног покрыты шерстью и составляют переходную ступень между животными и человекомъ, то полагали, что Айносы- pyccкie мужики, бежавшие на Сахалинъ от тягостнаго крепостнаго права. Дело въ томъ,что у Айносовъ растительность волосъ действительно гораздо более развита, нежели у Японцевъ и вот последние сплели про Айносов, племя никогда не бывшее с ними в дружелюбных отношенияхъ, что все тело их покрыто волосами, как у любого животнаго. Сообщивши несколько чрезвычайно иитересныхъ сведений объ Айносахъ, почерпнутыхъ ими по большей части из японской литературы, г. Валенциани заметил,что Айносов следует изучать скорее, такъ какъ иначе, вследствие колизии съ одной стороны съ Русскими, а съ другой съ Японцами, они должны неминуемо отчасти вымереть, а отчасти смешаться съ иноплеменниками. Про отношения Русскихъ къ Айносамъ, г.Валенциани говорилъ лишь вскользь, видимо не желал высказать открыто ту правду, которую пишутъ объ этихъ отношенияхъ Японцы; ясно, что население Сахалина ссыльно-каторжными и ихъ сберегателями не можетъ способствовать благосостоянию туземцевъ и скоро наступить то время, когда съ трудомъ можно будеть найти на Сахалине Айноса. Опять-таки и эта задача лежитъ на русскихъ ученыхъ, которымъ ближе всего заняться изучениемъ этого, крайне интереснаго народа, совершенно не похожего ни на Монгола, ни на Эскимоса, однимъ словомъ ни на одного изъ его соседей.
26
Я считаю не лишнимъ,  для лучшего изъяснения главнаго моего результата, предварительно прибавить следующее. По картамъ Гаусса изодинамическия линии въ северныхъ полярныхъ странах образуют фигуру, похожую на лежащую восемь съ неравными половинами; въ большей половине лежит Американский полюсь наибольшего напряжения (54°32' шир и 261°27' долг, отъ Гринв.), въ меньшей половине Сибирский полюсъ (71°20' шир. и 119°57') *), Узелъ между ними на картахъ Гаусса означенъ приблизительно подъ 77 1/2°шир. и 160°долг.От этого узла напряжете в двух направлениях  т. е. къ двумъ полюсамъ увеличивается, въ двухъ же других, т. е. вне изодинамической линии образующей, какъ выше сказано, лежащую восемь, уменьшается.
314-34
Если когда-нибудь новая экспедиция отправится въ Вилюйский край для болёе точнаго изследования полощения максимума магнитнаго напряжения, ей нужно будетъ непременно обратить внимание на климатическия условия этой страны и, если возможно,въ разныхъ местахъ устроить метеорологические стянции для одновременныхъ наблюдений. Одинъ взглядъ на карту Сибири показывает,что именно та местность, в которой по моим наблюдениям следует предполагать максимумъ напряжения, изъ всехъ северныхъ странъ более всего отдалена, какъ отъ Ледовитаго моря, такъ и отъ Восточнаго Океана, следовательно можно бы было заключить, что и здесь зимний холодъ достигаетъ высшаго своего предела.Что бывают места, где зимний холодъ больше чемъ въ Якутске, едва подлежитъ сомнению; въ Сибири за самое холодное место считаютъ Верхоянск но это ни чемъ не доказано, такъ какъ въ огромныхъ пустынныхъ и большею частию гористых местах между Верхоянском и Вилюйском никогда еще не производилось правильныхъ наблюдений. Въ виду фактовъ, наводящихъ на мысль, что существуетъ какая то связь между изотермическими и изодинамическими линиями земнаго магнетизма, было бы крайне интересно решить вопросъ: совпадаетъ ли въ Сибири максимум напряжения земнаго магнетизма съ максимумом, зимнихъ холодовъ? Известная по всей Якутской области плодоносность Вилюйскаго края, обусловленная по всей вероятности сравнительно очень высокою летнею температурою, даетъ некоторую возможность заключить о соответственно сильныхъ зимнихъ морозахъ.
35
Известно, что персидский поэтъ Низами, умерший въ начале 13 века, составить поэму подъ заглавиемъ Искендеръ-наме, т. е. Александриаду, где воспеваются, между прочимъ, подвиги Александра Македонскаго въ походе противъ Русскихъ. Поводомъ же къ предприятию этого похода, служить в поэме жалоба владетеля Абхазии,
57
Население ханства, по собраннымъ историческимъ даннымъ, представляется въ стране новымъ, недавно появившимся въ этихъ местностяхъ. Аборигенами долины Ферганы, мне кажется, несмотря на ихъ незначительную числительность ныне, надо признавать Таджиковъ, которые все более и более въ Средней Aзiи поглощаются тюркскою народностью.
62
Въ начале моего сообщена я заметилъ, что население въ ханстве новое, осколки, сбродъ отъ различныхъ племен и родов, обитающих главными массами въ соседнихъ ханствахъ.
69
Одно изъ природныхъ богатств Японии, на развитие котораго особенно расчитываютъ туземные оптимисты и патриоты, составляетъ минеральная производительность ея почвы. Объ этой производительности въ последнее время собраны любопытныя данныя англичаниномъ Плункитомъ, который изложил ихъ въ своемъ донесении английскому посланнику въ Иеддо, Парксу. Плункитъ насчитывает въ Японии 1856 разнаго рода минеральныхъ месторождений; изъ нихъ разрабатывается 637, въ томъ числе 28 золотыхъ приисковъ, 31 серебряный руднике, 24 медно-серебряныхъ, 1 ртутный, 187 медныхъ, 43 медно свиндовыхъ, 15 железных, 12 приисковъ железистаго песка, 3 оловянные рудника, 29 свинцовыхъ, 167 каменноугольныхъ копей, 77 нетролейныхъ промысловъ. Угля добывается 390,000 тонн на 1.950,000 ieнов, меди 3,000 тонн на 900,000, серебра на 390,000 ieнов, золота на 250,000, железа 5,000 тонн на 150,000, минеральнаго масла на 23,000, свинца 175 тонн на 21,975, олова 71/з тонне на 3,000, всего на 3.687,275 ieнов=5.000,000 руб..
Венюковъ.
142
Далее отъ Ланьчжеу до границы Гоби, дорога все время идеть на с.-з.; по сторонамъ или обильныя пажити, или голыя, песчаныя и солонцеватыя пространства, слева — стена снеговаго хребта Нань-шань, справа-сухия,обнаженныя вершины его предгорий, по которымъ взбирается въ виде простаго глинянаго забора  историческая < Вань-ли-чань- чень>, или Великая Стена.
-
Подаваясь дальше на северъ, ландшафты меняются: разнообразие видовъ изчезаетъ, уже не видать ни стройной пальмы, ни вечно зеленой туи; глинистые склоны горъ заняты северными листвеными породами, а въ широко-раздвинувншхся долинахъ разстилаются поля пшеницы. Далее отъ Ланьчжеу до границы Гоби, дорога все время идеть на с.-з.; по сторонамъ или обильныя пажити, или голыя, песчаныя и солонцеватый пространства, слева — стена снеговаго хребта Нань-шань, справа— сухия,обнаженныя вершины его предгорий, по которымъ взбирается въ виде простаго глинянаго забора историческая « Вань-ли-чаньчень», или Великая Стена. Но что за ужасная картина разрушения! Обширныя села, многочисленныя отдельныя поселения, еще не такъ давно кипевшия жизнью и деятельностью, стоять и поныне въ мрачномъ безмолвии, обагренныя кровью руинъ. Все пусто — ни души — только кое-где изъ за наскоро слепленной мазанки или: выделанной въ толщё земли ямы, выставится робкая изможденная фигура. Не годы старости взбороздили обликъ глубокими морщинами наложили печать немощи, а уделъ тяжкихъ страданий, страданий едва отшедшихъ временъ. Это единственный оставшийся въ живыхъ членъ многочисленной семьи — все они погибли жертвой междоусобёя, безвременно сложили свое существование въ близьстоящей братской могиле. Страшныя бедствия пережила страна: доходило до того, что фунтъ говядины стоилъ 3 — 4 рубля, мешокъ хлеба 100 рублей, ели мертвыя тела, ели собственныхъ детей. Въ настоящее время обычный порядокъ возвращается, поселения выходить изъ своихъ логовищъ въ горахъ, и вся дорога занята непрерывными линиями постовъ и карауловъ, такъ названныхъ <лянзами>.
146
Лейдене выставила очень интересную серию карт, показывающую развитие постройки плотинъ въ этой провинции; здесь между прочим заслуживаютъ особеннаго вниманья: 1) атласъ, содержащий коллекцию самыхъ древнихъ картъ водяной администрации Ринландии, напечатанный въ 1610 — 1615 годахъ; подлинники этихъ карт, несомненно гораздо более древнихъ, нежели печатный атласъ (изъ нихъ одна заключаетъ проект затопления Голландии въ случае войны и быть можетъ служила при знаменитомъ действительномъ ея затоплении)
477-197
Издатель Ротшильдъ въ Парижа выставилъ прекрасный снимокъ съ Трояновой колонны въ 220 листахъ, съ картою и рисунками; издание Ротшильда не было бы безъинтересно для России, - такъ какъ в числе изображенных на колонне Трояновыхъ пленников только разве уже самый небывалый глазъ не откроет Скифовъ, которыхъ до сихъ поръ еще можно найти въ любой изъ нашихъ губерний съ ихъ лаптями, треухами и зипунами.
302
Много ли известно о такъ-называемых аборигенах Индии и вообще о всех не-Арйцахъ. Нетъ даже порядочныхъ фотографий. Не знаю, решен ли вопросъ, куда причислить Дравидовъ? А ведь они составляют массу жителей Южной Индии. Когда я был въ Bене передъ отъездомъ въ Индию, Hochstetter просилъ меня достать фотографии Дравидовъ. Я старался исполнить его поручение, и единственное,что нашел, дюжины две типовъ въ Мадрасе и 1 1/2 дюжины снятых в Каликуте, на Малабарском берегу. Между людьми, наиболее знакомыми со страной и ея истopieй, я нашелъ мнение, что чистыми Дравидами въ Мадрассвом президентстве можно считать одних Париаровъ;  остальныя касты большею частию имеють небольшую примесь арийской крови.
325
 Чтобы не утруждать читателя перечислениемъ гренландскихъ городовъ и местечекъ, приведенныхъ въ упомянутой статье, перехожу къ народонаселению по переписи, произведенной 31-я декабря 1874 г. Население всей Гренландии составляютъ 9607 жит, изъ которыхъ на Южную Гренландию мриходится 5512 жит. (2516 мужчинъ и 2996 женщинъ), а на Сев. Гренландию 4095 жит. (1991 мужская пола и 2104 женская пола). Население Южной Гренландии занимаетъ 100 местечекъ съ 592 домами; нaceieнie Северной Гренландии занимаетъ 76 местечекъ. Число европейцевъ въ Южной Гренландии 130, въ Северной 106 человекъ. Число рождений превышаетъ число смертностей на 105 и число женщинъ более числа мужчинъ на 593 души.
335
 Помаки ничто иное как Болгаре, которые вследствие сильнаго на них давления съ давних уже времен отурчились и, как это всегда замечается у ренегатов, сделались гораздо более ревностными и дикими мусульманами, нежели сами Осмаилисы. Они называют себя сами и называются турками "помаки", т. е. пособники, помощники, от глагола помочи, и нетолько сохранили свой народный язык, но удержали даже все свои прежния суеверия и внесли в исповедуемое ими мусульманство как остатки древняго христианства, так и немногие осколки язычества. По большей части они имеют только одну жену,счет времени она ведут по Юлианскому календарю и в минуту болезни и невзгоды гораздо охотнее обращаются к "бабе" или знахарке и попу, нежели к ходже и корану.
658-377
В первой главе почтенный автор,говоря о третичном человеке в Италии, описываетъ открытый въ 1852 году близ Савоны человечески скелетъ, который лежалъ на глубине 3 метр, среди тальковаго сланца вместе съ ископаемыми остатками Ostrea cochlear, нискольким Pesten и остатками угольевъ. Во второй главе "человекъ въ плиценовый периодъ“, Иссель описываетъ человеческий черепъ, который найденъ быль у Олмо бливь, близ Ареццо на 15 метр, глубины въ голубоватой глине вместе съ остатками  слона и лошади, угольями, ноконечникомъ стрелы и т. п.; этотъ черепъ отличается своими громадными размерами, причемъ довольно схожъ съ Энфисскимъ; тутъ же описываются человйческие черепа, найденные въ Меццана Борти близь р. По (вместе съ черепомъ Cervus euryceros, снабженнымъ однимъ рогом),
380
До начала войны за освобождение негров,именно в июле 1860г. весь государственный долгъ Соединенныхъ Штатовъ простирался только до 64.842.000 долларовъ. Черезъ шесть летъ онъ достигъ до огромной цифры 2.773.236.000, и къ июлю 1875 года представляетъ сумму въ 270.932.088 дол., считая тутъ и проценты, почему либо неуплаченные, которыхъ итогъ достигаетъ 38.647.556 дол. Взявъ въ расчетъ, что 1-го июля 1875 государственное казначейство Штатовъ обладало металлическимъ запасомъ въ 142.243.361 дол., мы можемъ сказать, что въ это время за союзомъ оставалось еще 2.128.688.726 дол., которые заплатить предстояло изъ будущихъ доходовъ.
437
Еще Моверъ высказалъ предположение о туземномъ происхождении Египтянъ и почтенный авторъ придерживается того же мнения, хотя и не целикомъ соглашается съ Моверомъ. Для определения происхождения древних Египтян, автор представляет очерк богопочитания природы у Египтянъ,описывает древния Египетские династии, образование маленькихъ Нубийскихъ государствъ, вторжение Гиксовъ, изгнание последнихъ из Египта, отношения жителей внутренней Африки к Египтянам и наконец указывает на Сироарабское и Берберское влиянie. Говоря объ этомъ последнемъ народе, Гартманъ постоянно выставляет на вид белокурость Берберовъ, а указывая на мегалитические памятники и ихъ распространение въ Африке, старается доказать существование стародавнихъ сношений между Африкою и Европою на основании пещерныхъ надписей, рунических надписей и тефинаговъ; превосходное изследование Геера о прежней природе северной Африки и Европы даетъ автору поводъ коснуться той связи, которая должна была существовать между этими частями света въ стародавнее время и здесь, кроме сродства ботаннческаго и зоологическаго, онъ указывает на сродство этническое, которое обыкновенно упускается из виду изследователями, но о которомъ следует и стоит поразмыслить; существование Берберовъ въ Европе, возможность ихъ миграционнаго движения по этой части света, намеки на Атлантовъ, сказания о разрушенной Атлантиде и Гуанхи даютъ автору и поводъ и право говорить о томъ тесномъ общении, въ которомъ находился прежде северъ Африки съ Югомъ Европы. Сюда то въ исконное местопребывание берберской народности проникли Нигрицийские племена и авторъ указываетъ те причины и те последствия, которыя обусловили и сопровождали эту иимиграцию.
446
Мало по малу Revue d’Anthropologie приобретаетъ характеръ международнаго журнала и съ географическаго конгресса 1875 года въ нем все чаще и чаще попадаются статьи и сообщения иностранныхъ ученыхъ; так и въ этой книге мы находим статью консерватора Королевскаго Коненгагенскаго музея К. Энгельгардта объ эсгойсвомъ кургане Дании, который прежде назывался, Ас—гой. «Курганъ принадлежитъ къ бронзовой эпохе; три гроба изъ дуба до такой степени хорошо сохранились, что до сихъ пор нигде еще нельзя было видеть ничего подобнаго; трупы находились какъ бы мумифицированными, так что можно было видеть мускульный связки в даже куски мяса; шапки и платье находятся въ такомъ состоянии, что кажутся сейчасъ лишь приготовленными и надетыми.
730-449
Полковника Плениснера Покорный рапортъ.
Въ бытность мою въ Нижнековымской крепости тамошний казакъ Федоръ Степановъ сынъ Татариновъ, да той крепости Амоцкой породы ясашной новокрещенный юкагирь Ефимъ Ивановъ сынъ Коноваловъ словесно объявил, что-де были они въ 756 году по уведомлению Зашиверскаго острогу отъ разночинца Сергея Иванова сына Павлова (которому напрежъ сего сказывалъ и за истинную уверял живущий в Нижнековымской крепости промышленный человекъ Иванъ Вилегинъ) вниз по Ковыме реке, недоезжая до устья оной поворотя налево, у речки Крестовой, а отъ оной прямо на видимомъ острове, а съ того острова и на другихъ четырехъ въ Ледовитомъ море, а всего на пяти островахъ для песцоваго промыслу. А въ бытность их на тех островах усмотрена была построенная незнаемыми людьми крепость, и за неимениемъ съестныхъ припасовъ принуждены они были съ того пятаго острова возвратиться к упоминаемой Крестовой речке, отъ которой паки били намерены ехать на тежъ острова, а сверхъ того для осмотра (по сказке) означенному Павлову отъ упоминаемаго промышленнаго Ивана Вилегина большой съ стоячимъ лесомъ земли (которой Ввлегин на оной былъ) и о прочемъ.
456
въ 1-мъ отъ Пересыпкина- что бывший у Чюкочъ казакъ Николай Дауркинъ сказкою показалъ: по бытности до его у Чюкочъ слышалъ онъ въ разговорахъ, что де противъ Чюкотскаго носу въ море имеются три острова,  именуемые по их Чукоткому названию первый Имяглинъ, второй Инялинъ, а третий Анибянь стоить близь земли, называемой Нычмынъ,на коей крепость подле реки Асувиряка. А на те острова ходят тe Чюкчи зимою пешкомъ по льду, а именно въ Феврале и Марте месяцахъ. А ходу отъ Чюкотскаго мысу на каждый островъ по одному, а на все три дни. Торгъ бываетъ у Чюкочь с живущими на тех островах людьми Имяглинь Инялинъ кунной, россомаший, рысий, волчий и выдренный, потому что те два острова отъ Чюкотскаго мысу имеютъ быть въ недельномъ разстоянии и разговоръ у нихъ как у островныхъ так и у здешних Чюкочь одинаковъ. Съ Ныгмыльцами, те островные, живутъ съ Чюкчами согласно. А третий островъ Анибянь, на немъ живущие coглacie имеютъ къ большой земле. А когда они Чюкчи ходятъ байдарами на Анибянь и на Ныгмыльцевъ въ походъ, берутъ у нихъ женъ и детей въ пленъ, тожъ куньи парки и другия вещи. Тежъ Чюкчи сказывали, что на техъ островах лесу стоячаго не имеется, а наноснаго всякаго довольно.А юрты у нихъ деревянныя, такия жъ какъ и на большой вемле. А лес наносной приносить на те острова съ большой земли. На той большой земле есть лесъ такой толщиною какъ можно человеку три или четыре раза охватить. Еще жъ есть лес подобный тому какъ кость, а другие такие леса, что за высотою и густымъ стояниемъ техъ, солнца мало видится. Въ той земле всякия звериные промыслы, а именно: лисицы голубыя, чернобурыя и черныя, изъ коихъ лисицъ те люди платье шьют и им Чюкчамъ продаютъ; такожъ и оленнаго промыслу такъ предовольно бываетъ, что засеки делают и тутъ петли ставятъ и темъ техъ зверей промышляютъ довольное число. Еще есть въ северной стороне оленные люди, коихъ называютъ они Чюкчи Храхаи, и у техъ людей копья и ножи медные, а медь у нихъ красная. Говорятъ по Чюкотски.
462
Следовали по левую сторону того третьяго острова, и не дошли до конца оной линии за сто сажень, впpaве, въ двадцати саженях подле островъ направление, троестороний камень или отпрядышъ точию углы у онаго не острые-несколько круглы; до коего от острова десять сажень. У котораго отпрядыша вci три бока имеютъ внизу по семи сажень, и сквозь тотъ камень пусто, куда человеку пролести можно и пролезали безъ нужды. Вышиною оный камень три съ половиною сажени; и на одной стороне того отпрядыша коей стоить къ острову, вышиною от земли две сажени, имеются камни в подобие залавку, на которыхъ построена незнаемыми людьми креосца. И на помянутыхъ камняхъ положены бревна, концами утверждены въ камень и положены поперегъ слеги, подъ кои подведены лесины, вместо столбовъ, комлями вверхъ, а вершинами внизъ на землю и на каменья-всего десять лесинъ; и на слеги насланъ поль из круглаго не тонкаго лесу; который по две стороны-по две сажени, третья одна сажень съ полуаршиномъ, четвертая подле отпрядышъ-одна сажень. На означенномъ же полу прорублены три дыры, и разумеется, что оныя для охранения подведенныхъ столбовъ, чтобъ не могъ кто подрубить, а когда ихъ подрубить, то можетъ и вся упасть. И на вышеписанномъ полу, как видно, что построена была юрта, у коей становлены стены изъ досокъ тонкихъ стоя, на подобие якутских юртъ, и тесаны топорами не железными, а какими, отомъ знать не можно.  И усыпана  была  видно,  песком  и  дресвою.  Коя уже развалилась. Которой учиненъ па карте особый рисунокъ. И сею линиею дошли до мысу.
750-469
Лучшими результатами этого геологическаго изследования считаю следующие:
1) Открытое неизвестной до того области изверженныхъ пород столь значительной, что она размерами превосходить всякую другую, где либо известную подобнаго рода. Это траппы, развитые по Н. Тунгузке и отъ нея къ северу до Оленека;
491
Я видеть теперь не казовый конецъ Японии, страну, которую сами Японцы считаютъ полуварварской, между тень какъ настоящая Япония начинается отъ Сендая. Это отчасти справедливо, но во многихъ отношенияхъ, особенно во всемъ, что касается жизни низшихъ классовъ, не затътно почти никакого различая. На о. Ессо я доехалъ до Юрана, большой Аинской деревни, виделъ это замечательное племя, и собрал кое- какия сведения о немъ. Обещаю этнографическому отделению сообщение обь Аинахъ, и покажу также фотографии, которыя досталъ въ Хакодаде.
1/13 июля 1876. А. Ввейковъ.
508
Между темъ, Ладожское озеро такъ близко къ столице и бассейнъ его такъ важенъ для Pocciи во всехъ отношенияхъ, что надо удивляться, отчего этотъ бассейн, это пресное море, такъ долго не было иследовано?
93.904
Клады зти отрывались и продолжают отрываться въ большомъ числе при распашке полей, выемке эемли подъ фундаменты, и въ особенности ныне, при раскопкахъ по проложению железныхъ дорогъ.
12,1279
Исторические источники свидетельствуютъ, что Сибирь постоянно, въ течение более двухъ тысячь летъ, высылала въ Сроднюю Aзiю народъ за народомъ: кaкiя обстоятельства содействовали тамъ распложению народонаселения, и почему съ завоеваниемъ нами Сибири расположение это и выселения оттуда превратились?
1292
12) Въ кавомъ виде представляется народонаселение Палестины во времена, предшествовавшия вторжению „Пастырей", (Гиксов), по язвестиям, заключающимся въ египетскихъ надписяхъ?
1293
Долгое существование въ Японии династии киотскихъ микадо, не пользовавшихся никакою политическою властию, и, совместно съ зтою династиею, существование несколькихъ динаcтiй сёгуновъ, девствительно правившихъ государствомъ — есть ли это явление, характеризующее только японскую исторю, или встречается оно и въ истории другихъ, среднеазиатскихъ народовъ, кякъ результат особахъ, свойственныхъ имъ, представленй о „белой" и „черной" кости, и какимъ образомъ можно объяснить происхождение зтихъ представлений?
1294
Не имело ли Иудейство такого же влияния на Парсизмъ, кавъ этотъ-последний на Иудейство.
1296
Ваханцы-красивый народ и многие из них отличаются лицами большой правильности. Прекрасные волосы и голубые глаза — не редкость. Все они говорят по-персидски, независимо отъ своего роднаго наречия. Они одеваются похоже на сирикольцевъ: мужчины въ длинные кафтаны, а женщины въ белыя бумажныя платья, съ узкимъ бумажнымъ полотенцем, обвернутымъ вокруг голова.Мужчины, желающие блеснуть нарядомъ, носятъ остроконечные, цветныя афганския шапки съ обычною небольшою белою или синею чалмою.
1351

По разсказамъ шигнанцевъ, родъ ихъ шаха происходить к Персии,и родоначальником нужно считать сеида и факира Шахи- Камоша, который прибыль въ здешнюю сторону лет 500 ил 700 назад.Страна была в то время во власти зердуштиевь (т.а древних гвебровъ, огнепоклонниковъ), племени просвещеного и могущественнаго. Шахи-Камошъ началъ обучение народа корану,
1353
Если это справедливо, то вероятно, что «верообратительныя экснедиции» были посылаемы въ Ваханъ и другия соседния горныя страны и распространяя свои операции до Сириколя и Канжута, обращали жителей въ шиитовъ, какими они и остались поныне. Развалины трехъ укреплений, которыхъ постройку туземцы приписывают огнепоклонникам, до сихъ поръ существуютъ въ Вахане:
1354
Рабство продолжает быть проклятиемъ миогихъ шиитскихъ владений, окружающих Бадакшанъ.Не смотря на залрещение эмиром кабульским,безжалостная торговля людьми,со всеми сопровождающими ее преступлениями и жестокостями, процветает. Мужчина  ценится  одинаково съ женщиною, и  продажная  цена каждаго изъ нихъ простирается оть 76 до 115 рублей, или 10 быков, 5—8 яковъ, или 2 киргизская ружья. Открытая продажа, конечно, прекращена; но ничего не сделано, чтобы прекратить ее въ действительности. Занятие афганцами Бадакшана имело, впрочемъ, то хорошее последствие, что уничтожило уплату дани людьми, которая прежде требовалась и вынуждалась сунитскими мирами от ихъ вассаловъ, владевшихъ шиитскими подданными, Фатехъ - Али - шахъ говорить мне, что дань, уплаченная им в сентябре 1873 года, впервые не имела въ составе своемъ рабовъ,
1357
Равнина Шива, на северо-востоке отъ Фейзабада, въ Бадакшане, знаменитая своими летними тучными травами, также известна подъ именемъ Шивы-Памира.
1365
Об Онежском крестном монастыре. Печ. in 4°, стр. 8.Основан Никоном. Грамота. Дары Aлексея Михайловича. Знаменитый крест с кровью и ризою Христа и молоком Марии Деви. Село Устьинское— Онега город*. Строения. Доход*=950 р.
1369

Комментариев нет:

Отправить комментарий